В книге автор, врач косметолог, психолог, рассказывает о скрытых причинах обращения женщин за косметологической помощью, о преимуществах и недостатках косметологических процедур, их реальных эффектах. Кроме того, описываются «ловушки», в которые нередко попадаются женщины в погоне за молодостью и красотой, теряя при этом свою уникальность и неповторимость. Также уделяется отдельное внимание проблеме зависимости от косметологических процедур. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся проблемами косметологии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ловушки индустрии красоты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О красоте и привлекательности. Как не потерять себя?
Косметология вообще — это учение о красоте. И косметолог — это специалист в области красоты. Но, к сожалению, современная косметология все больше красоту и привлекательность женщин связывает с формой носа, овалом лица, цветом кожи, цветом волос, т. е. с телесными данными. На мой взгляд, отношение к женщине как к носителю складок, дряблой кожи, пигментных пятен, впалых щек или, наоборот, пухлых щек, лишнего веса и т. д., неправильное. Почему? Да потому что перед нами, прежде всего, личность. Причем уникальная и неповторимая! Только вдумайтесь, такой, как вы больше нет во всем мире! А личность, как известно, состоит из души и тела. Отсюда, понятие красоты следует связывать не только с внешней красотой, но и душевной.
На словах, многие пациентки с этим согласны, но в действительности значение для них имеет только внешность. Им нужно прийти к специалисту, показать, что не нравится, и тот в мгновенье ока должен устранить эту проблему. Казалось бы, их жизнь сразу наладится, поскольку если они станут более привлекательными, то и более успешными, более востребованными. К сожалению, в большинстве случаев этого не происходит. Как эти женщины не нравились себе до косметологических вмешательств, так не нравятся и после, потому что самое главное — отношение к себе — не изменилось. В своей практике каждую пациентку фотографирую до и после процедур. Да, на фотографиях отчетливо видны изменений после процедуры (например, отсутствие морщин, складок). И, казалось бы, все хорошо. Добились желаемого. Однако взгляд пациенток нередко оставался печальным. Это и заставило меня задумываться: «Почему? Ведь я же скорректировла морщинки, пациентка тоже это отметила!» Морщины убрали, а отношение к себе у женщины осталось прежним!
Хочу обратиться ко всем женщинам, которые посещают косметологов, которые, возможно, недовольны полученными результатами и собираются искать другого косметолога. Не торопитесь! Подумайте, прежде чем предпринимать что-то серьезное, особенно это касается пластических операций. Порой результат, полученный от вмешательства, не только не улучшает… Хотя, как можно улучшить созданное природой. Я понимаю, когда дефект образуется после травмы (автомобильной аварии, ожога, механической травмы и т. п.). Но когда приходят молодые девушки и указывают на какие-то пятнышки, морщинки с требованием их убрать, все это проявления дисморфофобии. Проблема здесь не во внешности, проблема внутри и носит, прежде всего, психический характер.
Сегодня много салонов красоты, много самых разных предложений по улучшению внешнего вида, но методы у всех одни и те же. Как результат деятельности этой индустрии, современные так называемые штампованные красавицы. Они все на одно лицо: гладкая натянутая кожа, перманент на бровях, окаймленные перманентом губы, высокие скулы, пухлые губы, обязательно увеличенные и отбеленные зубы (здесь уже сотрудничество со стоматологами), наращенные волосы, ресницы. После ботулинотерапии лоб выглядит, как натяжной потолок, на лице практически отсутствует мимика. Да, такое лицо порой как с обложки глянцевых журналов и соответствует модным тенденциям, которые навязывают нам СМИ. Но когда такая дама начинает разговаривать и пытается улыбаться, появляются признаки парамимии (когда мимика не соответствует эмоциям и переживаниям), встречающиеся при психических заболеваниях и нарушающие процесс общения. Получается, что косметологи собственными руками этому способствуют. Вот какая «красота»!
По шаблонной внешности сразу можно определить, какой косметический кабинет данная «красавица» посещает. Индивидуальность полностью отсутствует. Как выглядит косметолог, так после процедур выглядят и пациентки. Нет привлекательности, нет изюминки, присущей каждой женщине. Поэтому появилось так много высоких, худых, с увеличенными губами, перманентными бровями. Все это напоминает сказку Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей», когда художник Тюбик стал рисовать Малышек из Цветочного города, как они того хотели: округлое лицо, большие глаза, маленький ротик, т. е. не как каждая из них выглядела, а всех одинаково красивыми (в их понимании), по шаблону. Вот и получается, что косметологи из специалистов в области красоты превратились в ремесленников, как тот Тюбик.
Можно возразить: но ведь это нравится женщинам. Женщина считает, что если она посещает косметолога, то в собственных глазах и в глазах окружающих она успешна, счастлива. Здесь срабатывает «стадное чувство» — быть как все. Один из юмористов говорил, что маленькие синячки на лице женщины — это свидетельство ее материального достатка, она может позволить себе делать эти процедуры.
Обращаюсь к женщинам, девушкам — не уничтожайте собственную красоту! Не позволяйте никому покушаться на нее и на вашу индивидуальность. Не надо находиться в стаде. Сохранить свою индивидуальность, свою уникальность — это дорогого стоит и присуще только сильным личностям. Чаще всего из-за страха быть не как все, мы отказываемся от этого. А в стаде как бы спокойнее. Но это — стадо. Я бы назвала это стадом женщин, которые перебарщивают с посещением косметолога. И стадо косметологов, которые творят эту «красоту». Об этом я неоднократно писала в своих статьях. Не все меня поддерживают и со мной соглашаются. Многие считают, что необходимо продолжать оказывать такие услуги, тем более — это модные тенденции. Еще раз хочу напомнить: мода модой, но убивать в женщинах их красоту и уникальность недопустимо. Посмотрите на себя в зеркало и, как в известном фильме, скажите себе: «Я самая красивая, я самая обаятельная и привлекательная!» И это действительно так! Важно, как вы относитесь к себе, как ощущаете себя. Не торопитесь себя портить. Речь здесь не идет о серьезных инфекционных или сосудистых осложнениях, которые иногда случаются. Речь идет о потере вашей индивидуальности и уникальности, о нарушении процессов общения с окружающими вас людьми.
Известный психотерапевт Виктор Франкл в своей книге «Доктор и душа» пишет: «Внешний телесный облик человека сравнительно мало значит для возможности быть любимым. А потому к косметическим ухищрениям следует отнестись сдержанно и критически. Ведь даже то, что мы называем изъянами в красоте, тоже принадлежит к индивидуальным свойствам данного человека». На мой взгляд, прекрасные слова!
Теперь остановимся на терминах. Что такое «красота» и что такое «привлекательность»? Я бы сказала, что красота — это более статическое понятие и больше подходит к описанию картин, скульптур, архитектурных объектов. По отношению к человеку предпочтительно говорить о привлекательности, т. е. привлекает внимание или не привлекает. Это динамичное понятие. Хотя привлекать здесь должны не только внешние данные, но и духовный мир, внутреннее состояние.
Глянцевые журналы связывают привлекательность с определенной формой носа, губ, разрезом глаз. Даже в профессиональных изданиях для косметологов можно встретить статьи типа «Найдена идеальная форма губ!» и т. д. Ну не может быть такой! Для каждого она своя. Не надо думать, что мы мудрее природы. Не надо играть на слабости женщины — повышенном внимании к собственной внешности, и прикрывать этим свои коммерческие интересы.
Менять надо не столько внешность, сколько психическое и эмоциональное состояние. Тело имеет свои границы и свои пределы, у души пределов нет. Здесь можно менять себя сколько угодно. Но лучше даже не менять себя, а изменить отношение к себе.
Более привлекательны те люди, которые, прежде всего, спокойны и уверены в себе, имеют адекватную самооценку. Они притягивают к себе душевными качествами, внутренней красотой. От них исходят доброта, любовь, спокойствие, умиротворение. Они способны принять точку зрения другого, ищут во всем смысл, пытаются объяснить для себя как свое поведение, так и поведение других. Эти люди живут по принципу «быть, а не казаться». Они такие, какие есть на самом деле.
В большинстве же случаев те, кто обращаются к косметологу, наоборот, придерживаются принципа «казаться, а не быть». Они хотят с помощью ботулотоксина избавиться от морщин, а это признак негативных эмоций, сделать лицо более доброжелательным, не поменяв при этом свое мышление и свое отношение, прежде всего, к себе. В этом контексте актуально выражение Фаины Раневской: «Мы очень часто жалуемся на внешность и хотим ее изменить, но никогда не жалуемся на мозги». Здесь, как говорится, добавить нечего.
Привлекательность определяется еще и коммуникативностью, т. е. умением общаться. На свете нет ничего ценнее человеческого общения. Настоящего общения. Общения на вербальном и невербальном уровне. А ведь именно на невербальном уровне часто косметологи его и нарушают, внедряясь в процесс выражения эмоций. Нередко лица после косметологических процедур практически не выражают никаких эмоций, по ним очень сложно определить, что собеседник чувствует. Женщины, идя к косметологу, сами себе ставят диагноз, выдают заключение по своим эстетическим дефектам и недостаткам и, самое главное, диктуют врачу, как это надо исправлять. Большинство косметологов идет у них на поводу и соглашаются с их требованиями. Получается, что это не врачи, а просто исполнители, точнее, продавцы услуг. Косметолог, прежде всего, врач и эксперт. Он будет обсуждать с пациентом все вопросы и выстраивать с ним отношения по принципу сотрудничества, основанного на доверии. Вы приходите ко мне и доверяете мне как специалисту, а я объясняю вам то, что буду рекомендовать.
Поэтому и получается, что вроде мы обращаемся к косметологу, чтобы быть красивыми, молодыми, привлекательными. А сами порой не понимаем, что же это такое — красота и привлекательность. Связываем эти понятия только с формой носа, формой тела… вообще с телом, никак не затрагивая душу. Женщины готовы рисковать своим здоровьем ради того, чтобы устранить какую-то морщинку на лице. Основная цель при этом — попасть в центр внимания и сразу стать успешной.
Не надо столько всего делать на лице! Нельзя так не любить свое тело! Нельзя так не любить себя, в конце-концов! Все не нравится, все не так! Вот здесь я улыбнусь — морщинка. Вот здесь — складка. И лицо то какое-то усталое! Но если вы внутри устали, соответственно, и лицо будет выражать то, что вы чувствуйте внутри. Эмоции отражаются, прежде всего, на лице, в мимике. Как бы вы не старались скрыть при помощи макияжа или каких-либо других косметических методик внутреннее напряжение, тревогу, страх, опасения, все это будет на вашем лице. Это неосознанно. Существуют, конечно, методики контроля, но очень сложно постоянно себя контролировать — это опять жить по принципу «казаться, а не быть». Нужно быть спокойной, нужно быть счастливой. И тогда ваше лицо будет излучать именно это. И тогда вы будете привлекать к себе других людей. Поверьте мне как специалисту, который 15 лет занимался традиционной косметологией с применением всех основных методик (и ботулинотерапия, и контурная пластика, и нитевой лифтинг), что их результаты ничто по сравнению с теми, когда я начала пытаться изменить отношение женщин к самим себе. Женщины в конце нашей беседы становились привлекательными, у них загорались глаза. Положительные эмоции, которые они переживали внутри, находили свое отражение на лице. И это объяснимо: ведь в данной ситуации преобладает работа мышц-леваторов. Приподнимаются уголки губ, уголки глаз. Складки и морщинки разглаживаются. Лицо спокойное, ровное. Вы улыбайтесь естественно, а не наигранно (при этом улыбаются и глаза). Вот вам и натуральный лифтинг. Вот она, привлекательность.
На мой взгляд, будущее косметологии состоит в том, чтобы добавить к существующим методам лечения еще и методы психологической коррекции, помочь женщинам поверить в себя, раскрыть свою красоту, полюбить себя. И преодолеть страх старения, который толкает их к косметологу. Глупо бояться того, что неизбежно. Каждый день СМИ навязывают нам стандарты красоты в рекламных роликах, и поневоле женщины начинают себя с ними сравнивать, и явно не в свою пользу. Возникает стереотип, что будто бы такие красавицы нравятся мужчинам, потому что основными ценителями женской красоты являются мужчины.
Какая же женщина на самом деле для мужчины красива и привлекательна? Именно спокойная, счастливая, интересующаяся сама собой, окружающими. А если говорить о ее внешних данных, то эта красота физиологическая. То есть женщина, которая сможет воспроизвести здоровое потомство. Это грудь, бедра, животик, не плоский и впавший, а выпуклый и пухленький. Это венерин бугорок. Не худоба, которая сейчас на пике. У женщины должно быть тело, важны обводы, важен силуэт. Что касается кожи — она должна быть здоровой.
Женщины, прислушайтесь к истинным ценителям — своим мужчинам. Не думайте, что они пытаются на вас сэкономить. Эти деньги можно потратить на что-то другое. Научитесь любить себя и отношение к вам сразу изменится. Одной из причин, что подвигает женщину на поход к косметологу — это нарушенное общение с мужчинами. Если проанализировать эти визиты, то чаще бывает, что влюбилась и пришла, либо только развелась и пришла. Получается, основной мотив обращения к косметологу кроется не в морщинах, а во внутренних, психологических, проблемах. Поэтому косметолог, как никто другой, должен быть хорошим психологом. Понятие красоты, повторюсь, включает в себя и красоту души, и красоту тела. Я не против косметологических методов, в действительности, они дают хороший результат. Но нельзя применять их всем подряд, шаблонно, тем самым дискредитируя эти методики. Допустим, метод ботулинотерапии хорош, если имеются проблемы после неврологических заболеваний, например выраженная асимметрия лица. Подправленное с помощью ботулотоксина лицо действительно становится привлекательным. Это бесспорно. Оправдано объемное моделирование при наличии очень узких губ или при исправлении дефектов после травм. Но не надо всем подряд «накачивать» губы. Это затрудняет общение, поскольку, прежде всего, нарушается выражение эмоций. Когда с помощью ботулотоксина корректируются морщинки в области наружных углов глаз, «гусиные лапки», то при улыбке глаза уже не улыбаются, а даже выражают гнев. В итоге получаем расстройство выражения эмоций — парамимию.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ловушки индустрии красоты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других