Искусство украшения тела. Татуировка. Пирсинг. Скарификация

Наталья Муравлева

Трудно сказать, когда именно человек впервые стал украшать себя, прокалывая, выжигая, разрисовывая собственное тело. Но история татуировки насчитывает не менее 6000 лет – таков возраст египетских мумий, которые, пожалуй, могут попасть в Книгу рекордов Гиннесса, как владельцы самых долговечных tatoo. В наше время этим никого не удивишь. Как и пирсингом, скарификацией, бодипейнтингом. И все-таки, рассказывая о видах украшения тела, собирая информацию для книги, мы нашли повод для удивления…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство украшения тела. Татуировка. Пирсинг. Скарификация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Тату-мания, как способ самовыражения

Женщины являют собой триумф материи над духом,

а мужчины — триумф духа над моралью.

Оскар Уайльд

6.Узоры для королей и гангстеров

Трудно сказать, когда именно человек впервые стал наносить рисунки на свою кожу, но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 6000 лет. Древнейшие известные нам татуировки датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Их обладатели — египетские мумии, которые, пожалуй, могут попасть в Книгу рекордов Гиннеса как владельцы самых долговечных tattoo.

Появившаяся при первобытнообщинном строе татуировка служила не только украшением, но и обозначением рода, племени. Указывала на социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделяла определенной магической силой. Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной из теорий пошёл он от случайно полученных людьми повреждений кожи. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные племена разрастались, объединяясь в организованные общины, и на кожу уже специально наносились рисунки, имеющие специфическое значение в пределах определенной группы. Дальнейшее развитие происходило и в эпоху тотемизма, когда племена делились по родам и имели определенного духа-предка, охраняющего род. Татуировка была незаменимым способом поведать об этом, и именно в тот период она переходит из категории массовой в элитарную. Теперь татуировались только военные вожди, жрецы и главы родов. Так продолжалось до середины средневековья.

Различные виды татуировок практиковались у очень многих светлокожих народов мира. У темнокожих чаще всего они заменялись шрамированием. Татуировались как различные племена Европы и Азии, так и индейцы Северной и Южной Америки. Ну и, конечно же, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник. Лицо всегда на виду, и украшалось оно, как правило, в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии наносили на лица маскообразные татуировки — «Моко». Эти удивительные хитросплетения узоров и поныне служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести, и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска «Моко», он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили как реликвию племени. А трупы не раскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы «Моко» так индивидуальны, что зачастую использовались их владельцами в качестве личной подписи. Вот и продавая свои земли английским миссионерам (дело было в начале прошлого века), Майори тщательно изображали точную копию своей маски под «купчей» — вместо росписи.

Татуировка связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши, в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир.

К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю Апо-Кезио всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. Поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в темные цвета. Они верили, что, видоизменившись после смерти, их татуировки станут светлыми и сияющими, и этого света хватит, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

У разных народов татуировки по-разному наделялись магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.

А второй родиной столь своеобразного вида живописи в те давние времена стали Япония и Китай, где татуировка приобрела ряд новых функциональных нагрузок. Чаще всего она использовалась для того, чтобы пометить преступников: в Китае им накалывали на лоб иероглиф ИНУ — «собака». Японцы делали метку на внутренней части плеча, что вынуждало самураев, нередко наносивших рисунки практически на все тело, опасливо обходить этот участок. Забавно, что в то время татуировки помогали консервативным японцам по-своему избегать всяческих запретов и ограничений. Например, знаменитые гейши, скованные по рукам и ногам запретом на демонстрацию обнаженного тела, с помощью татуировок имитировали одежду, оставляя «открытыми» только лицо, ладони и ступни. Японию можно, наверное, считать и родиной перманентного макияжа. Правда, женщины японских аборигенов айну наносили узоры на губы, щеки и веки с необычной целью: по этим рисункам можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Да и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А в некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: детей, рожденных на атолле Нукуро нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Эти удивительные хитросплетения узоров и поныне служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести, и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска «Моко», он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили как реликвию племени. А трупы не раскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы «Моко» так индивидуальны, что зачастую использовались их владельцами в качестве личной подписи. Вот и продавая свои земли английским миссионерам (дело было в начале прошлого века), Майори тщательно изображали точную копию своей маски под «купчей» — вместо росписи.

В древнем Китае одним из пяти классических наказаний тоже была татуировка на лице. Экспансия тату на Восток завершилась тем, что это привело к популярности японо-китайского стиля татуировки, занимающего ведущие позиции до сих пор. В отличии от предыдущих стилей, восточный татуировочный стиль отражал местный фольклор и религиозно-мистические мотивы выполненные в своеобразной реалистической манере.

В древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Однако, магия тату использовалась и в иных целях. В XVIII—XIX веках британские моряки изображали на спине огромное распятие, в надежде, что он оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.

Бытовое магическое значение татуировки сохранялось и в более позднее время. Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях.

По преданию, в Европу обычай украшать свое тело несмываемыми рисунками завез Джеймс Кук. В действительности же с именем известного мореплавателя связан скорее ренессанс европейской татуировки. Еще в занимательных историях Геродота можно найти рассказ о милетском тиране Гистиаосе, который передал тайную информацию своему зятю при помощи «живого письма», скрытого под шевелюрой невольника. В первые века христианства приверженцев новой религии несложно было узнать по вытатуированному на лбу распятию или инициалам Христа.

Убитый же впоследствии гавайцами капитан Джеймс Кук привез с побережий Тихого океана лишь экзотическое слово ««tattoo», а заодно и татуированного полинезийца Омаи. Впрочем, этот таитянин был не первым разукрашенным дикарем, появившимся в Старом Свете. Еще в 1691 году английский корсар Дампьер доставил в Лондон и начал показывать за плату неискушенной публике малайца по кличке «князь Джиоли». Когда ажиотаж вокруг туземца поутих, его стали возить по простым ярмаркам, из-за чего несчастный вскоре подхватил оспу и умер.

Омаи повезло больше. Говоря современным языком, он стал топ-моделью. И после двух лет, проведенных в Англии, где ему на улицах не давали проходу (газеты писали буквально о каждом его шаге, поэты посвящали стихи, а прославленные художники рисовали портреты), он возвратился на Таити и снова стал самым обыкновенным дикарем.

Первыми татуировщиками в Европе стали опять же моряки, которым туземный обычай пришелся по нраву с первой же встречи с островитянами.

С тех пор нанесение стилизованного рисунка на кожу стало своеобразным «боевым крещением» новичков на судне. Вероятно, самым избитым мотивом в среде моряков во все времена было сочетание креста и якоря, объятых пламенем сердец — символов веры, надежды и любви. Будучи очень суеверными, моряки по соседству с именами дам сердца накалывали женщину, символизирующую фортуну. А вытатуированные на всех частях тела распятия должны были не только уберечь от кораблекрушения, но и отпугнуть в случае несчастья прожорливых акул.

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Очень скоро они научились превращать собственное тело в доходный экспонат. Самым известным человеком-картинкой в 19 веке был некий Константин он же Александринос, он же капитан Джорджи Теавелла, обладатель 388 татуировоанных мотивов! Своими выступлениями в цирке Барнума, представлявшего «самые удивительные выходки природы и искусства», этот «дикий мужчина» зарабатывал 1000 долларов в неделю. А честь женщин поддержала американка Ирэн Вудворд или просто «красавица Ирэн», которая на рубеже 19—20 века изумляла европейцев 400 рисунками на своем прекрасном теле. А некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия…

Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и т.д., использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Во время Первой мировой войны в Британии татуировкой «D» метили дезертиров, во время Второй мировой в Германии выбивали номера жертвам концлагерей. Всё это снизило художественную ценность и популярность тату. Скудное воображение и сомнительный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-«репертуара» морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом: цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

Тем не менее, в Англии, например, в конце XIX века практически каждый известный татуировщик располагал постоянной клиентурой. В основном это были дамы из «высшего общества». Он посещал их замки и дворцы, потакая всем прихотям богатых клиенток и получая сногсшибательные гонорары. Один из таких мастеров Альфред Саус утверждал, будто обслужил 15 тысяч человек, из которых около одной тысячи были высокопоставленные особы в юбках.

В 1891 году американец О`Рейли осчастливил почитателей tattoo изобретением электрической татуировочной машинки (правда, на художественную ценность татуировок того времени это никак не повлияло). Естественно, внесли свою лепту и отечественные умельцы, делая татуировки всевозможными подручными средствами — от иглы с закрашенной нитью до «переоборудованной» электробритвы.

Находчивые американцы быстро почувствовали разницу между спросом и предложением, и по всей стране стали открываться многочисленные салоны, был налажен выпуск специального инструмента и краски. В арсенале мастеров тату стали быстро появляться электрические машинки, которые, надо сказать, практически не изменились за последние сто лет. В двадцатом веке татуировка несколько раз оказывалась на острие моды. В шестидесятые годы клиентами салонов тату стали рок-н-рольщики и неформалы. Молодежь, увидев татуированные тела своих кумиров, поспешила последовать их примеру. Индустрия заработала в полную силу. Стали издаваться специализированные журналы и книги, открылись школы…

Всю первую половину XX века Европа и Америка носила полный стандарт незамысловатых рисунков на теле. Лишь на той самой музыкальной волне, вызванной всплеском масс-культуры 60-х годов, тату обрела второе дыхание, вновь о ней заговорили, как об искусстве. На общем фоне заметнее всего выделялся именно «музыкальный» стиль, носителем которого были джаз и рок таланты и их поклонники. В ней стали появляться образы культур Дальнего и Ближнего Востока, Полинезии, Северной и Южной Америки. От слияния различных стилей рождались новые, а плодом урбанизации все чаще становились модерн, кибер. Начало 70-х годов повлекло за собой фантастическую тематику в искусстве, театре, кино и литературе. И это тоже послужило источником вдохновения для тату-художников. Мультяшки, комиксы, а также партийная и попсовая атрибутика ложились в основу их рисунков. Татуировщики научились копировать картинки с конвертов, открыток, виниловых пластинок. Пошел новый, современный этап тысячелетнего искусства тату.

И если раньше практиковались одно-двухцветные (красно-черные) изображения, то ХХ-ый век это эпоха цветных татуировок. В то же время появляются первые авангардные мотивы, начиная от копирования картин до выполнения высокохудожественных портретов и репродукций с фотографий. Татуировка этого периода представляет собой особую, интересную в художественном смысле веху, дошедшую до наших дней.

В США и странах Азии на тату-культуру стали обращать внимание целые институты. Появились научные исследования на эту тему, публицистические работы. Позже на факультете искусств Калифорнийского университета пройдет первый международный симпозиум «Знаки цивилизации». Но уже с конца семидесятых годов минувшего века начали организовываться конвенции, своеобразные фестивали татуировки. Первая конвенция состоялась в Нью-Йорке в 1976 году, и с тех пор они проводятся по несколько раз в год в различных городах Европы и Америки. На эти яркие, довольно интересные мероприятия съезжаются любители и профессионалы из разных стран. Именитые мастера и новички демонстрируют образцы своего творчества, обмениваются секретами и идеями.

На западе всемирные съезды тату-фанатов ежегодно проводятся уже более 30 лет. Они проходят в разных городах мира, привлекая сотни тысяч поклонников нательной росписи. О признании этого вида искусства говорит создание музеев татуировки в крупных городах: Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Амстердаме, Сан-Франциско при Оксфордском и Токийском университетах. Другие расположены в небольших центрах или даже в отдельных знаниях. Так, в Москве есть музей «Тату» в здании на Кузнецком мосту. Художественные галереи проводят выставки, посвященные рисункам и наколкам на человеческой коже, а маститые фотографы черпают вдохновение в твореньях тату-мастеров.

7.Тату-вояж по-российски

На территории постсоветского пространства татуировка прошла все, за исключением периода морских открытий и военных экспансий, фазы развития. Археологический материал подсказывает нам, что еще в древнейшую эпоху неолита для татуировки тел использовались печатки с ромбическим орнаментом. Он напоминал естественный узор разрезанного бивня мамонта. Впрочем, они, эти узоры, присутствуют и сейчас в русской вышивке. Такой же «рабочий инструмент» для тату ученые находили и на территории проживания праславянских племен (времен энеолита).

Следующий этап связан с «великим переселением народов» и индоевропейскими скифами, о которых еще М.В.Ломоносов сказал, что из всех наших прародителей «скифы не последними были». А дальше… Дальше история предписывает искать связь с хантами, мансями, удмуртами и жителями крайнего севера, которые пользовались татуировками вплоть до начала нашего века, и привнесли в день сегодняшний их мотивы, складывающиеся местных сказаний, религиозных обычаев и обрядов.

Новый всплеск популярности татуировки приходится на начало 80-х годов. Он вызван развитием молодежных движений среди фанатов футбола и спортивных обществ в крупных городах страны. Уже к середине 80-х в Москве и Ленинграде появляются первые цветные декоративно-музыкальные образцы татуировок. С развитием субкультуры и молодежными неформальными движениями растет и тату-движение. Но из-за молчаливой позиции властей, которые упорно не хотели видеть признаки новой эпидемии в молодежной среде, развивалось оно хаотично, подпольно, черпая знания исключительно из-за границы, где уже вовсю выходила периодика на эту тему. В арсенале татуировщика — армейский, уголовный и музыкальный стиль плюс фантазия, не более того. И никто не знает, что здесь может служить главным критерием.

К началу 2000-х весь объем накопившейся информации о татуировке уже позволял привести все в более-менее приличную систему. По крайней мере, специалисты выделяли в ней определенные стереотипы стилей: этнические — кельтские, индейские, индийские, новозеландские, японские, китайские и нововведенный «скифский» стиль (используются орнаментальные, космогонические, тотемические и фольклорные мотивы); армейские (определение по родам войск, информация о памятных событиях); уголовные (символы, памятные надписи, кастовая принадлежность, тотемические, религиозные); профессиональные (определение по профессии, т.е. поварские, музыкальные, садовнические и т.д.); анималистические (изображения животных, рыб и птиц); патриотические (изображения флагов, членов царской фамилии, национальных эмблем и символов); памятные (в память о событиях, портреты детей и умерших родственников); декоративные (все, от фантазий до… того, что не вошло в другие разделы).

Для татуировки большое значение имеют те средства, с помощью которых она наносится. Сегодня это специальное оборудование, иногда сделанное индивидуально по заказу мастера, но непременно высокого качества. Насадки к тату-машинке предусматривают работу как одной иглой, так и сразу несколькими. Краски используются тоже западного производства, там их разрабатывают компании, много лет специализирующиеся в области тату. Они не токсичны, не вызывают аллергии, имеют густой, насыщенный колор и гарантию от выцветания. Оттенки самые разные, какие только сможет представить себе ваша фантазия. Есть среди них и временные, способные исчезать с кожи уже на третий-четвертый год. Иглы используются специальные, одноразовые. Особо чувствительным людям делается анестезия. Используются и антисептические препараты для скорейшего заживления ранки. Всё оборудование, непосредственно контактирующее с кожей, должно быть абсолютно стерильно.

8.Стилистика татуировки

Татуировка всегда сочетала в себе два основных принципа: украсить человеческое тело и передать какую-либо информацию о его обладателе или защитить его от недобрых сил внешнего мира. Но даже при этом устойчивом назначении образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев в сочетании с амбициями экспериментаторов-татуировщиков породили совершенно новые школы и направления, значительно расширив возможности техники. С тех пор татуировка занимает достойное место среди других видов бодиарта.

Traditional, neotradishional (традиционный, неотрадиционный стиль)

Некогда модное в Европе и Америке 30—50 годов прошедшего столетия традиционное направление (traditional), сейчас уже явно устарело. Бабочки и якоря, моряцкие трубки и кораблики, мелкая символика и девичьи «фенечки» — все это тиражированное однообразие может считаться искусством разве что в рамках поп-арта, который, как известно, очень тесно связан с масс-культурой. Ничего общего с самовыражением тут не было и нет, наоборот, это полный отказ от самоидентичности. Такие татуировки выполнялись исключительно потому, что на ком-то уже были замечены аналогичные, а значит «это модно». На любом средиземноморском пляже можно обнаружить целую галерею однообразно-скучных картинок traditional. Наиболее оригинальными из них можно считать перенесенные на кожу логотипы и торговые марки — от Harley Davidson до Coca-Cola. Куда интереснее тенденция, которая в пику современной европейской культуре предпочитает архаичные и этнические корни: племенно-родовую (tribal), кельтскую, скифскую, полинезийскую, индейскую; причем, традиционные темы и орнаменты могут быть переосмыслены и переработаны мастером в самых неожиданных вариациях. Здесь содержится информация о наиболее распространенных из них в России.

Неотрадиционный стиль, в отличие от классических татуировок, не придерживается определенного шаблона или темы и вместо этого стремится к экспериментам, оригинальности и индивидуальности. Основная особенность — свободное использование геометрических форм, абстрактных элементов и визуальных эффектов. Татуировки в неотрадиционном стиле могут включать геометрические фигуры, линии и узоры, которые создают абстрактные композиции и уникальные визуальные эффекты. Они могут также включать нереалистичные изображения цветов, животных и предметов, фантастические существа и мифические сцены. Здесь часто используются яркие и необычные цвета: ярко-розовый, фиолетовый, голубой и оранжевый. Это помогает создать эффектный и запоминающийся образ. Некоторые татуировки в этом стиле могут также содержать элементы графики, мультяшные персонажи или символы поп-культуры. Неотрадиционный стиль тату очень популярен среди любителей самовыражаться, и тех, кто хочет добиться уникальности и неповторимости в своей внешности. Он и татуировщику позволяет проявить свою фантазию и творческий подход, создать уникальные и запоминающиеся образы на коже.

Ethnic style (Этнический стиль)

Многие рисунки, стили, популярные у наших предков, по сей день дают пищу для фантазии мастерам тату. А не так давно в моду вошли практически первозданные «этнические» рисунки. Точные повторения, конечно, встречаются редко. Уж слишком просты мотивы и композиции. А вот стилизация привлекательна для людей, решивших украсить свое тело. Мастера современной татуировки умело совмещают стиль и идею древних народов с современной модой.

Одним из самых интересных направлений в этнической татуировке считаются скифское. Образцы истинных кожных рисунков скифов были найдены во время раскопок группы Пазыркских курганов на Горном Алтае. Именно оттуда археологи извлекли на свет божий набальзамированное тело скифского вождя, сплошь покрытое замысловатыми сюжетами. Изображения покрывали грудь, спину, обе руки и обе голени. Время погребения приблизительно V—IV вв. до н. э. Проанализировав экземпляр, ученые пришли к выводу, что татуировка была выполнена путем накалывания. Для татуировок скифы использовали все тот же известный во всем мире по золотым украшениям звериный стиль. Тело изображавшихся животных древний художник делил на две части. Задняя, абсолютно простая, выполнялась схематично. Передняя же была богато украшена замысловатым орнаментом и представляла зверя как мифологическое существо огромных размеров и такой же силы.

К этой группе можно отнести и элементы татуировки папуасов Новой Гвинеи, Индонезии, Австралии. Хотя сам вид не так сильно распространен, на телах можно увидеть лишь его отдельные элементы. Татуировка папуасов может быть потому менее интересна, что она никогда не носила мистического, глубокого смысла. Чаще указывала лишь на социальное положение члена племени. В основном рисунок наносили на тело женщин, статус и занятия которых были более постоянными. Мужчины предпочитали временную раскраску. Характерные черты этого вида — простые геометрические фигуры, объединенные в незамысловатые рисунки. Своеобразие стиля отличал и метод татуирования: кожа надрезалась, и в свежий разрез втиралось красящее вещество, обычно сажа.

Japan (японский стиль)

Основными мотивами японских татуировок часто служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи. Согласно одной из теорий, японская татуировка была заимствована у Китая, где она была известна еще в 11 веке до нашей эры. По другой — татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодаря айнам, жившими по соседству с японцами в период с 7000 по 250 год до н. э. Впрочем, самой привлекательной для самих японцев остается третья версия. Эта легенда гласит о том, что мифический правитель Японии Джимму (660—585 до н.э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойататару, сложившую в их честь поэму. Японская татуировка, как и многие другие, прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а падения — в 1868 году, после запрета, изданного правителем Мейдзи, ревностного конфуцианца. Впрочем, между этими периодами лежит целый пласт творчества, о котором мастера и поныне говорят с особой гордостью.

Наиболее бросающаяся в глаза черта «японизма» в татуировке — это ее обширность. Татуировка, которую мастер последовательно, на протяжении нескольких лет, наносил на тело какого-либо человека, в конце концов походила на композицию в форме «кимоно» либо «распахнутого плаща». Такая татуировка носит название полной и плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней заканчивается на бедрах. Принципам композиции, сформировавшимся еще в середине XIX столетия, японцы следуют и поныне:

— Асимметрия, в отличие от тщательной симметрии прославленной классической татуировки маори с Новой Зеландии

— Введение множества мелких мотивов, которые иногда оплетают основные мотивы и плотно заполняют поверхность фрагмента тела.

— Фигуративный характер ведущих мотивов

— Обведение большинства мотивов отчетливо вырисованным декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их, чтобы сделать похожими на композиции укийо-е.

— Заполнение поверхности мотивов красками интенсивной насыщенности, которые контрастируют друг с другом.

— Использование своеобразных для татуировки средств выражения, на которые натолкнула природа. Например, чтобы придать картине на теле визуальный эффект, подчеркивающий движение, использовались знания размещения мышц. Такие мышцы во время их напряжения и расслабления как бы придавали всей композиции движение, делая ее очень экспрессивной. Соски и пупок использовались не для подчеркивания юмористических акцентов в рисунках, что было очень популярно в европейской татуировке у преступников, а как необходимые элементы мотивов, например, в качестве глаза дракона или же центра цветка.

— Динамичная трактовка некоторых композиций (например, единоборства самураев) и в то же время статичная трактовка других (например, фигур, плененных обаянием гейш).

— Заполнение пустующих мест в композиции геометрическим орнаментом либо надписями из буддистких текстов.

Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев и других почерпнутых из фольклора личностей. Среди представленных растительных мотивов есть свои символы:

* Хризантема — символ настойчивости и решительности.

* Пион — символ богатства и успеха в жизни.

* Цветок сакуры, у которой «лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина». Это символ проходящего времени и непрочности жизни.

* Лист клена, несущий в себе ассоциации подобно красной розе в европейской татуировке.

К наиболее популярным представителям животного мира в татуировке следует отнести:

— дракона, символизирующего власть и силу, но одновременно объединяющего огонь и воду, то есть соединяющего противоположности;

— карпа, символизирующего мужество, отвагу и позу стоика;

— тигра, символа бесстрашия.

Особого внимания заслуживают многочисленные морские и вообще водные мотивы, продиктованные тем, что ежедневная жизнь многих японцев тесно связана с морем. Вот почему в японской татуировке часто рядом с различными водяными созданиями появляется мотив волны, служащий для обогащения фона и подчеркивания фактуры тела. Ведущими религиозными темами были фигуры второстепенных буддийских богов, встречались и мифологические фигуры, народные герои, святые, самураи и монахи, куртизанки, гейши, актеры театра кабуки, борцы сумо. Характерной чертой японской татуировки всегда было представление воплощенных в портретах личностей под углом зрения «три четвертых» и никогда — фронтально, что отвечало принятому здесь принципу. Значительное число мотивов японской татуировки приписывают заимствованию от у великого народа-соседа. Однако сила воздействия китайской татуировки на японскую намного слабее, чем влияние техники японской гравюры на дереве.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство украшения тела. Татуировка. Пирсинг. Скарификация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я