Первая книга продюсера

Наталья Маченене, 2020

«Первая книга продюсера» поможет начинающему продюсеру сделать первый спектакль в небольшом городе, в условиях ограниченных ресурсов. Необходимые инструменты менеджмента, маркетинга и финансового менеджмента адаптированы для сферы искусства и изложены простым языком. От идеи до премьеры и проката спектакля действия продюсера расписаны по шагам. Принципам и секретам профессии, искусству привлечения денег и зрителей, посвящены отдельные главы. Книга подходит для создания спектаклей любых жанров и форм, перформансов, иммерсивных шоу – от спектаклей-бродилок до квестов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первая книга продюсера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Продюсер

Это человек, который берёт сырую творческую идею и создаёт из неё культурный продукт. В моей книге — спектакль. Человек, который в состоянии сформулировать мысль и выразить её в произведении, используя талант режиссёра, художников, актёров и т. д.

Продюсер должен знать всё о той отрасли, в которой делает свой продукт. Может сделать любую работу сам, но на это нет времени, и он не может быть один в разных ипостасях. Должен знать своих конкурентов, как развивается отрасль, какие тенденции в мире. Вести переговоры, искать деньги, управлять командой, временем, рекламировать, продвигать и продавать проект.

Тот человек, который готов возложить на себя ответственность за деньги, за людей и нести её до конца. Невзирая на препятствия, которые появляются сразу, как только продюсер принимает решение сделать культурный продукт.

Настоящий продюсер должен:

• постоянно учиться — читать, проходить курсы или коучинг;

• уметь договариваться с людьми и управлять командой так, чтобы всё работало на общее дело, на финальный результат, который он видит;

• уметь отказаться от проекта, от разработки идеи, потому что не получается по тем или иным причинам, проанализировав вложенные усилия, деньги, стадию проекта;

• уметь увидеть в идее то, что до него не увидели 20 других продюсеров, почувствовать её, понять, что из неё можно сделать хороший продукт, и в итоге выиграть;

• идти впереди публики, вести её за собой. Конечно, настоящих продюсеров, которые чувствуют время и видят завтрашний день, мало. Но ничто не мешает тренировать вкус, интуицию, навыки и стать таким продюсером, на которого будут равняться, приводить в пример;

• уметь совмещать искусство, ремесло, коммерческий интерес и техническую подкованность;

• быть в постоянном поиске финансирования своих проектов;

• управлять всем и всеми. И все будут вынуждены ему подчиняться, ведь этот человек даёт им работу, возможность применить знания и таланты, раскрыть свой творческий потенциал;

• хорошо относиться к людям, быть справедливым ради своей большой цели.

А ещё продюсер:

• просто работает — всегда находится в поиске новых форм выражения, новых талантливых режиссёров, актёров, пьес, новых рынков сбыта;

• не вкладывает свои деньги в проекты, исключение — если это единственный способ завершить проект;

• умеет видеть целое, тогда как люди в команде видят свой кусочек работы;

• умеет продать продукт, до того как он будет создан, спонсорам, фондам, зрителям;

• знает, что он всегда может вмешаться в творческий процесс, но даёт свободу художникам в заранее оговоренных рамках;

• управляет художниками, творцами, персоналом;

Продюсеру, по большому счёту, не нужна слава — его реализованные идеи важнее личной славы, но ему важна востребованность его произведений, которые принесут новые деньги на новые проекты.

Продюсеру тоже присущи сомнения. Большие цели, желание быть в вечном потоке продюсирования не дают ему всё бросить.

Роль продюсера при создании проектов

Эта роль — главная. Не будет в проекте продюсера, не будет самого проекта. Это часто не понимают люди искусства и пытаются с благими намерениями собраться, сделать продукт и «катать по школам», например. Чаще происходит так — собрались актёры на репетицию, поговорили о больших перспективах, о том, что надо заработать деньги, и всё сошло на нет.

Потому, что надо: назначать время репетиций, собирать участников, подстраивать время репетиций так, чтобы всем было удобно. Надо найти костюмы, транспорт, разослать рекламу и договориться о времени показов. И это самый лёгкий проект.

Если актёры вдруг сделали продукт, показывают его — это значит, что кто-то внутри коллектива взял на себя роль продюсера.

Продюсер нужен даже в маленьких проектах для того, чтобы соединять людей, вдохновлять, подталкивать к действию, не остановиться на середине пути. Что говорить о больших проектах, в которых занято 30, 50, 70 человек. А если больше?

Если продюсер не вмешивается в творческий процесс, а занимается только административной работой, то творцам может показаться, что «продюсер ничего не делает». Да, и такое бывает. Творцы ценят свой вклад, считают его самым главным, и это надо будет принять. Или выработать жёсткий стиль руководства, контроль над каждым шагом, когда им придётся смириться, что продюсер главный человек в проекте.

Так что же должен делать продюсер в маленьких проектах?

Контролировать каждый этап производства, собрать команду, ставить сроки, договариваться о площадках, об интервью, о продажах билетов, об аренде техники. Контролировать финансовые потоки и искать финансирование. Видеть творческий результат и принимать решение о дополнительных репетициях, если необходимо.

В больших и сложных продуктах, конечно, продюсер не может всю работу делать сам. Тогда находит людей, которым делегирует часть обязанностей и контролирует их. Это должны быть те люди, которым продюсер может доверять, и делать они должны свою работу так, как бы он это делал сам. Или лучше.

В разделе «Производство» мы подробнее рассмотрим, что должен делать продюсер на той или иной стадии производства. Вам важно понять, что процессы создания культурных продуктов находятся полностью под контролем продюсера. Напрямую или через помощников. Чтобы не было в конце проекта удивления — «а я думал, что будет по-другому».

Качества хорошего продюсера

«Хороший продюсер» — это понятие относительное.

Это может быть человек, который умеет создавать качественные культурные продукты с хорошими актёрами, всегда собирающие полные залы, и обладать при этом невыносимым характером. Чрезмерная требовательность, жадность, вечные претензии к подчинённым и партнёрам, занудство — дополните список сами.

Это может быть прекрасной души человек: открытый, понимающий и любящий творческих людей, идущий им на уступки, компромиссы, выплачивающий гонорары по первой просьбе, но не обладающий художественным вкусом и требовательностью к результату. Продукты такого продюсера могут быть среднего качества, плохо продаваться. Хотя актёры его будут любить — конечно, все любят, когда им платят деньги, да ещё и вовремя.

Примеры крайние, но кого мы будем считать «хорошим»? Как будем оценивать «хорошесть» продюсера? По конечному результату или по комфортности процесса для творческих людей?

Нет одного верного варианта. Нет идеальных продюсеров. Для разных творческих людей найдутся нужные продюсеры, которые предоставят лучшие условия для реализации их творческих способностей.

А значит, не надо стремиться стать «хорошим» продюсером. Надо стремиться стать профессионалом, под именем которого будут производиться качественные культурные продукты. С которым будут хотеть работать творческие люди.

Нет, я не говорю о том, что все самые плохие черты характера надо проявлять и любыми средствами достигать результата. Я о том, что, несмотря на наши слабости, которые могут проявляться в работе, мы должны на первое место ставить профессионализм и конечный результат — культурный продукт, сделанный максимально хорошо в тех условиях, в которых этот продукт рождается.

Продюсер как решатель задач

Продюсер многое должен знать, уметь, обладать разными рабочими и человеческими качествами. Должен, да. Самый главный навык, которым должен владеть в совершенстве продюсер — решать задачи. Ежедневно и ежечасно. Без этого нет профессии.

Продюсеру придётся научиться принимать решения:

• быстро,

• оперативно,

• наилучшим образом для настоящего момента,

• учитывая множественные составляющие,

• не жалея о принятом решении,

• отказываясь от решения в пользу лучшего,

• не посвящая всех сотрудников в нюансы своих решений,

• находя способы донести решение до команды.

Хуже нет продюсера, за которого принимает решение кто-то другой. Продюсер в сомнениях и неделями принимающий простые решения в итоге сходит с дистанции. Хотите результат — учитесь принимать решения.

Всегда будут вопросы, на которые нельзя ответить моментально — нужно сопоставить разные факторы, поговорить с разными людьми, вовлечёнными в процесс, собрать данные для дополнительного анализа и тогда уже принять решение. Желательно быстро.

Не знаю, сколько решений каждый день принимает продюсер, но это явно не одно-два и не лёжа на пляже под пальмой в тёплой стране.

Каждый день, каждый час, продюсер вовлечён в создание своего продукта и принятие решений. Эти решения, как правило, нестандартные — нет правил в продюсировании, которые можно применять из раза в раз. Каждый творческий процесс индивидуален и, работая с творческими людьми, вы можете принимать разные решения в похожих ситуациях. Всё зависит от множества составляющих. А если одновременно в производстве несколько проектов? Значит, принятие решений увеличивается.

В разные периоды работы у вас будет разное количество решений. В период выпуска спектакля количество принимаемых решений увеличивается в разы.

Например, и такое тоже бывает, заменить режиссёра на запущенном проекте. Это может быть сопряжено с разными факторами и будет непростым решением для продюсера. Отложить работу, найти замену режиссёру, перенести дату премьеры, начать работу снова. Замена режиссёра может повлечь замену некоторых актёров. И обо всех решениях необходимо сообщать участникам проекта.

Видите, сложность продюсерских решений связана ещё и с тем, что многие вопросы касаются творческих людей и творческих задач. Это сложные вопросы, где нет критериев оценки, по которым вы определите лучшее решение.

Решать задачи с творческими составляющими вы научитесь. Это всего лишь дело практики.

А если вы не любите принимать решения, то всегда можете уйти в другую профессию.

Бонусы профессии

В любой профессии есть то, ради чего стоит ею заниматься. Каждого продюсера ждёт вознаграждение:

• возможность реализовать свою идею,

• самореализация,

• участие в творческом процессе с самого начала,

• контроль над всеми процессами и т. д.

Для людей, которые много знают и умеют, возможность участвовать в разных ипостасях в создании творческого продукта на каждом этапе производства и есть главный бонус.

Продюсер не выполняет одну работу из проекта в проект — не пишет только пьесы, не создаёт костюмы для разных спектаклей, не монтирует фонограмму. Продюсер — тот человек, который создаёт эти процессы и в состоянии их контролировать. Обладая необходимыми знаниями и компетенциями, он может, используя свою власть, работать в нужном направлении.

Управляя идеями творческих людей, используя их как инструмент для реализации задуманного, продюсер создаёт продукт, где основа — его видение конечного результата.

Да, продюсер не выходит на сцену на поклон на премьере. Слава за создание продуктов достаётся/приписывается режиссёру и актёрам. Ну что ж, пусть будет так. Вы же знаете, что все культурные продукты создаются под управлением продюсера. Сколько сил вложено, чтобы реализовать идею, дать зрителям возможность погрузиться в историю, переживания, эмоции. И этого достаточно.

И только вы будете переживать, что не смогли что-то сделать по каким-то причинам, где можно было подтянуть, приложить больше усилий, от чего-то отказаться.

Продюсеры — фанаты творческого процесса. Результат, конечно, тоже важен. Но сам процесс! Ради этого продюсер, только-только закончив один проект, уже с головой окунается в другой, который потребует от него новых навыков и знаний, новых нестандартных решений, творческого подхода к выбору материала, созданию команды, новой творческой энергии. В этом настоящая радость!

Ни одна профессия не даёт таких возможностей — управлять процессами и творчеством, держать всё под контролем. Применить свои знания в менеджменте, маркетинге, финансовом менеджменте. Управлять людьми, экспериментировать. И «ничего вам за это не будет», потому что вы главный!

Итак, главный бонус профессии — самореализация и власть. Согласны?

Продюсер — лидер

И это не оспаривается. Продюсер должен быть лидером и обладать теми качествами, которые помогут привести команду к результату.

Лидер — это тот человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес.

Антонио Менегетти

Продюсер-лидер, развивая свой собственный проект, даёт работу и возможность развиваться творческим людям, развивает искусство, создаёт коллектив, который в состоянии достичь поставленной цели.

Лидер воспитал в себе те качества, которые превосходят среднестатистического жителя планеты. Жизненный опыт, образование, умение учиться и получать знания из разных источников, умение анализировать — всё направлено на то, чтобы наилучшим образом реализовать задуманное.

Чтобы стать лидером, продюсеру недостаточно обладать знаниями общей культуры. Ему необходимо знать всё, о каждой профессии, об отрасли, в которой он работает. В случае необходимости он может помочь каждому человеку, на каждом этапе производства.

Он должен обладать бо́льшим видением, чем все члены его команды. Вдохновлять и помогать, открывать новые грани таланта творцов. Не просто выпускать продукт, в котором люди зарабатывают деньги и используют навыки профессии, а именно давать возможность максимально реализовать творческий потенциал. Такую возможность не всегда имеют творческие люди в других местах и готовы работать с продюсером-лидером на особых условиях.

Такой продюсер становится лидером не только для своей команды, но и для отрасли, в которой работает. Видит далеко вперёд. Использует новые методы работы. Переходит границы обычного и изобретает дороги для создания продуктов и продвижения на рынок. Его художественные произведения отзываются в сердцах зрителей и меняют мировоззрение.

Продукты, созданные настоящими продюсерами-лидерами, отличаются на рынке аналогичных. Они обладают той неповторимой творческой энергией, которая и привлекает зрителей.

В лидере сочетаются амбиции, любовь к своему делу, высочайший уровень профессионализма, оптимизм, что воодушевляет творческую команду и двигает вперёд.

Действия лидера будут оправданы способностью добиваться результата. Любыми ли средствами? У каждого свои этические нормы. Решайте сами.

Развивайте в себе лидерские качества. Это навык, а не врождённый талант.

Продюсер-лидер и этика

Этические нормы, которых придерживается продюсер, могут привлекать или, наоборот, отталкивать, как творческих людей, так и партнёров.

Вы не платите вовремя аренду? Вы считаете, что обещанного «три года ждут»? Или пообещали бонусы, а потом отменили их? Запустили проект, люди начинают работать, а вы передумали? Пообещали актёру N главную роль, а потом взяли актёра K, но «забыли» сообщить актёру N, что планы изменились? И вообще — у вас такой ужасный характер, что люди не хотят с вами работать больше одного раза? Вы любите кричать на подчинённых?

Вариантов может быть много, когда продюсер ведёт себя непорядочно. Мало того, что он некорректен с людьми, так и вредит себе, своей репутации и своим продуктам.

Какие качества необходимо в себе вырабатывать и всегда придерживаться:

Ответственность. За команду, за выплаченные гонорары, за сторонние договорённости, за деньги фондов и спонсоров, за сохранность арендуемого имущества.

Честность. Перед командой, партнёрами, перед самим собой.

Терпение. В команде, в работе с партнёрами и фондами.

Объективность. Рассматривать все стороны ситуации и принимать лучшее решение для дела на тот момент времени, в которое решение принимается.

Рациональность. Умение совершать необходимые действия в нужное время.

Да, в жизни продюсера могут быть разные ситуации — может прогореть проект, вы можете не собрать зрителей и не расплатиться по всем обязательствам сразу. Всякое бывает. В таких ситуациях пригодятся выработанные этические нормы, которых вы будете придерживаться.

Если вы тот продюсер, который делает проект, собирает деньги и исчезает, «кидает» людей, то вы и не продюсер. Вы просто мошенник, с которым в итоге никто не будет работать — ваша репутация будет говорить о том, что с вами лучше не иметь дела.

Это работает и во внешней среде. Не отчитались вовремя за фондовые деньги? Не ждите, что в следующий раз их выделят. Потратили спонсорские деньги на личные нужды? Ну, вы поняли… Мир маленький, людей, готовых помогать вам — мало. Слухи распространяются быстро. Финал вашей деятельность может быть не очень радостным.

Но если в сложных ситуациях вы готовы сделать максимально возможное для нанятых в проект людей, а потом подумаете о себе, то вас поймут, с вами будут работать и дальше.

Вы должны быть готовы к тому, что в сфере культуры и искусства не бывает идеальных проектов и процессов. Всегда «можно было сделать лучше». У вас будут удачи и неудачи. И всё это ваш бесценный опыт.

Мышление продюсера

Первое, важное, главное — отказаться от стереотипов.

Если большая часть людей в проекте повязла в стереотипах, то продюсер не может себе этого позволить. Стереотипы тормозят развитие и не дадут сделать продукт, который будет интересен.

Я не знаю, как это работает, но по продукту всегда видно, кто его создатели и какие цели они ставили, когда реализовали замысел.

Стереотипное мышление, в котором может пребывать продюсер, будет сказываться на всём — от выбора режиссёра и команды, до упрощения смыслов продукта. Продюсер не сможет вырваться за рамки своих представлений, которые будут тормозить развитие всей деятельности.

Стереотип «мы не сможем это сделать, потому что в нашем городе это никому не удавалось» — может иметь печальные последствия. Вы так никогда и не сможете реализовать свою мечту. Ведь стереотип похоронит благие намерения.

Мышление продюсера должно быть гибкое, современное, актуальное, опережающее время. Вполне возможно такое мышление натренировать, хоть и задача не из простых.

Навыки продюсера

Человек, который так много должен (см. выше) в профессиональном плане, не может не обладать определёнными качествами характера. Конечно, ничего нет врождённого. Не слушайте мифы. Все качества, которыми должен обладать продюсер — это наработанные качества. И их может выработать любой человек. Только на это нужно время, понимание необходимости.

Навыки, которыми должен обладать продюсер могут быть развиты в большей или меньшей степени, но они — часть профессии.

Умения:

• общаться,

• решать конфликты,

• работать в команде,

• выслушать,

• анализировать,

• идти до конца,

• видеть целое,

• обладать системным мышлением.

Эти качества нужны как для работы внутри организации, так и во внешней среде.

Знания продюсера

Степень владения теми или иными знаниями может быть от «знаком», «изучал» до «имеет диплом». Идеальный вариант, когда все знания, которыми владеет продюсер, достаточно глубоки в этих областях:

• менеджмент,

• финансовый менеджмент,

• маркетинг,

• управление персоналом,

• управление организацией,

• развитие организации,

• управление ресурсами,

• основы психологии,

• развитие систем,

• основы макроэкономики (при желании работать на международных рынках),

• основы искусств (по своему направлению как минимум),

• история развития отрасли (в которой работаете) и т. д.

Ну, это минимум, как вы понимаете. Добавляйте в свой список те дисциплины, которые вам надо изучить.

Решили поставить мюзикл — изучите историю развития мюзикла, посмотрите лучшие примеры, узнайте, как пишется сценарий, музыка, какими навыками профессии должны обладать актёры этого жанра, кто в вашем ближайшем окружении может вам помочь с постановкой и т. д.

Может быть, не всё вам пригодится в одинаковой степени, но понимать основы разных дисциплин хорошо бы. Идеально — не просто знать, изучать, а применять знания в своей деятельности. И не от случая к случаю, а постоянно. Сделать это привычкой.

Например, вы сами не будете заниматься маркетингом, а возьмёте на работу маркетолога. Без знания основ, как вы сможете поставить задачичеловеку? А контролировать их выполнение? Вы же не хотите потратить много денег на ненужную рекламу в тех СМИ, которые не читает ваша целевая аудитория.

И сразу ответим на вопрос: «А надо ли учиться на продюсера?». Надо. «Зачем?». Ваших знаний никогда не будет достаточно. Читайте книги, интервью с продюсерами, смотрите мастер-классы и вебинары. Всегда можно найти что-то новое или ответы на те вопросы, которые вас волнуют.

Страх и неуверенность продюсера

Как бы вы ни были уверены в выбранной дороге, ни любили сам процесс продюсирования и результат, готовый продукт, в какой-то момент вы можете испытывать неуверенность в правильности выбранного пути. Можете испытывать страхи, которые сжимают горло или активизируются в солнечном сплетении так, что трудно дышать. Можете просыпаться в холодном поту, с негативными мыслями. И что делать? Закрыть проект, уйти из продюсирования?

Вы творческий человек, и страхи, если и не нормально, то, во всяком случае, объяснимо. Вы переживаете за свой проект, за результат. Не знаете всё и на каждом проекте учитесь. И естественно, что сомнения, неуверенность в собственных силах, в виде страхов могут всплывать в подсознании.

Вы же не самоуверенный чурбан, который идёт напролом, сметая всё на своём пути. Вы человек, который хочет реализовать свою мечту, создавая новое. И неизбежно столкнётесь с внутренними страхами.

И что делать в таком случае? Прежде всего, — не впадать в панику. Продолжать работать, может быть, в другом, менее напряжённом режиме, и уж точно не думать, что надо закрыть проект.

Внимательно отнестись к своим страхам — они о чём-то вам пытаются сказать, уберечь, поднять глубинные проблемы, о которых вы не думаете в суете дня. Постарайтесь спокойно проанализировать ситуацию и честно найти причину. Страхов бывает много и связаны они только с вашим личным опытом:

• Справлюсь ли я.

• Придёт ли зритель на представление.

• Понравится ли зрителю спектакль.

• Как оценят проект профессионалы и критики.

• Хватит ли денег.

• Смогу ли заработать.

• Смогу ли выполнить финансовые обязательства и т. д.

Если рассматривать внутренний страх, чувство тревоги, как сигнал, который указывает на то, что в вашей деятельности есть проблемы, на что надо обратить внимание, то необходимо найти причину страха и искать решение. Посчитайте это помощью, которую ваше тело и подсознание транслирует вам.

В такие периоды, если это возможно, сделайте перерыв в своей деятельности. Найдите больше времени для прогулок, размышлений, чтения или временно погрузитесь в другую деятельность. Идеально — в тот процесс, который не требует работы мозга: косите траву, сделайте генеральную уборку квартиры, сшейте себе платье, отремонтируйте забор на даче и т. д. Вы успокоитесь, страх уйдёт, в теле появится лёгкость, в голове — новые идеи.

И возвращайтесь в обычный режим работы с новыми решениями.

Откуда вы пришли в продюсирование

В продюсирование приходят разными путями. Самый распространённый — люди творческих профессий решают продюсировать свои идеи сами. Второй — люди из другой сферы решают прийти в продюсирование. Есть ещё молодые люди, которые заканчивают вузы или курсы, работают с юных лет сначала в чужих проектах, а потом и в своих.

Моя книга для тех, кто меняет свою профессию и осознанно приходит в продюсирование, уже будучи взрослым человеком.

Если вы пришли в продюсирование из театра, в котором вы проработали много лет, то это будет несомненным плюсом. Вы уже знаете основы профессий, процесс производства, людей, которых можно будет привлечь к проектам.

Вам необходимы дополнительные знания в области управления, маркетинга. Слабая сторона таких руководителей, чаще всего в том, что они считают, их предыдущего опыта достаточно для того, чтобы стать продюсером. А знания менеджмента и маркетинга — это не очень-то и важно. Как-нибудь зритель и сам придёт.

Быть наёмным работников — это один опыт. Руководить организацией с государственным финансированием и уйти в независимые продюсеры — это другой. Для воплощения своих личных проектов вам потребуются новые навыки и дополнительные знания.

Вторая категория продюсеров, пришедших из мира коммерции, знает, как управлять организацией, умеет хорошо продавать, имеет хорошие организаторские навыки, но совсем не понимает, как работает творческий коллектив. Все знания и умения, предыдущий опыт — всё пригодится обязательно.

Просто надо иметь в виду, что управлять творческим коллективом это будет новый опыт. Можно взять консультанта из сферы культуры, можно начать работать в паре с режиссёром, можно пройти практику в похожем проекте бесплатно.

Тут надо обратить внимание на то, что вы долго будете чужаком, если не погрузитесь в новую отрасль с головой. Нужно будет выучить новые слова и термины, понять как принято общаться, смотреть много, разбираться в нюансах управления творческим коллективом, понимать критерии оценки хороших произведений.

Вывод: любой прошлый опыт — это плюс для вашей новой профессии. Остальному научитесь.

Советы продюсеру

Не мои. Советы будут давать все вокруг, как только скажете, чем собираетесь заниматься. Каждый актёр будет знать, как лучше сделать спектакль и продавать билеты. Ваши родственники и друзья вдруг станут экспертами по качеству спектаклей и расскажут, с кем надо работать в следующий раз.

Ни у одного из них нет опыта продюсирования и продажи билетов, но есть желание высказаться. Не слушайте! Их опыт субъективен и ограничен той частью работы, которую они выполняют. Если у них нужного вам опыта нет, то почему вы должны их слушать?

Другое дело, что есть человек, который обладает опытом продюсирования, и вы к нему обратились за советом. Выслушайте рекомендации, его опыт может быть ценным для вас. Проанализируйте, поступите так, как посчитаете нужным. Не потому, что дали плохой совет. Потому, что это опыт другого человека, в другой ситуации, в другое время, с другими людьми.

Какой бы «крутой» продюсер ни давал совет, научитесь анализировать сказанное, переносить на свою ситуацию и только тогда принимайте решение. Потому что даже известный продюсер не знает, как лучше поступить в вашей ситуации.

Так же и с книгами. Изучайте доступную литературу по профессии, переносите на свою ситуацию. Думайте, как прочитанное можно применить к вашей деятельности. Кстати, и с этой книгой так же.

Гибкость продюсера

Будьте гибким, научитесь адаптироваться к изменениям внешней среды и обстоятельств, оставаясь неизменным внутри своей организации, следуя своему предназначению.

Будьте гибким внутри, принимая решения и работая с творцами, и оставайтесь стабильным для своих зрителей.

Нет, противоречия тут нет. Вы должны быть гибким, но стабильным.

Гибким, чтобы выжить в сложном мире острой конкуренции в быстроменяющемся современном мире. Гибким для работы с творцами, но надо иметь стержень в виде правил и принципов. Зрителям необходимо давать всегда стабильный художественный результат, который не будет обманывать их ожидания, но потребуется гибкость в подходах к управлению и принятию решений, чтобы к этому результату прийти.

Развиваясь внутри организации, создавая смыслы в культурных продуктах, вы должны быть актуальными, современными, чувствующими, как мир меняется, и транслировать изменения для зрителей. Изучая внешний мир, тенденции развития культуры и искусства, вы учитесь развиваться вместе с тем миром. Чтобы не стагнировать и не перестать быть интересным зрителю.

Гибкость в понимании изменения общества и потребностей зрителей, плюс гибкость в работе с творцами и смыслами. Имея стержень в виде знания своего предназначения.

Ещё раз — не прогибаться под изменяющиеся обстоятельства и не менять своё мнение под сиюминутные изменения, под капризные требования творцов! Учиться гибко вписывать свои высказывания в художественные произведения и находить лучшие решения, передавать их зрителю.

Кто эти люди?

В сфере культуры работают люди разные. Люди творческих профессий и те, кто помогает реализовать задуманное, и люди, которые про творчество ничего не знают:

• творческие профессии — режиссёры, художники, актёры, композиторы, драматурги и т. д;

• технический персонал — осветители, машинисты, реквизиторы, костюмеры и т. д;

• административный персонал — продюсеры, администраторы, бухгалтеры, уборщицы и т. д.

Это люди с разными навыками и способами мышления. С людьми, которых пригласите для сотрудничества, придётся научиться разговаривать, настраивать их на работу в команде, на общий результат.

С бухгалтером научитесь разговаривать на языке цифр, с режиссёром — образами, с актёром — разговаривать через режиссёра. Будете разговаривать и со звёздами, и с уборщицами. На всё потребуется время, но вы справитесь. Потому, что будете помнить о результате, к которому хотите прийти.

Работа по правилам и без

Сложный вопрос для начинающего продюсера — по каким правилам работать, какой стиль руководства выбрать.

Основа творческой организации — люди творческие, ими надо управлять. Идти за творческими людьми и дать им власть? Выполнять их капризы? Не уверена, что сможете долго и успешно работать.

Взять власть в свои руки, а творцов в ежовые рукавицы? Тоже может получиться плачевный результат — художники не могут работать в очень жёстких условиях. Дисциплина им нужна, но не тотальный контроль над каждым шагом.

Как научиться управлять творческой организацией так, чтобы творческий процесс был творческим, но дисциплина соблюдалась. Как давать свободу и быть требовательным в нужные моменты. Может быть сложно.

Творческие люди должны будут подстроиться под ваши конкретные решения и планы проекта. Продавать билеты, собирать зрителей, работать на разных рынках — тут не до творческих мучений… Это реальная, ежедневная, рутинная работа, под которую и должны подстраиваться, по большому счёту, творческие процессы.

Найдите свой стиль руководства, будьте требовательным, но гибким. Будьте жёстким, чтобы Творцы вам не сели на шею и будьте мягким, когда их надо воодушевить, поддержать. Будьте жёстким по срокам и процессам в организации, но гибким в решении текущих вопросов.

Выработайте свой стиль руководства, свои правила и следуйте им. Не идите на компромиссы с собой. Это обычно не очень хорошо заканчивается.

Глава о времени

Почему кто-то может стать продюсером, а кто-то только мечтает и рассказывает всем о своих планах? Причин много. Одна из них — умение распоряжаться временем, которое отведено на проект.

Время — сильный ресурс, которым надо научиться пользоваться, применять, ценить, уважать и даже договариваться.

Смотрите, вы решили, что сделаете какой-то проект. Допустим, организуете небольшой чтецкий концерт. Решение принято. Что делать дальше? Составить список действий — с кем поговорить, какую площадку взять в аренду, найти дизайнера и сделать афишу, поставить билеты на продажу, сделать мероприятие в соцсети и поставить его на продвижение — это только небольшая часть действий, которые необходимо сделать, чтобы собрать зрителей.

И вот вы медленно ищете помещение для спектакля. Раз в неделю вспоминаете о том, что надо найти помещение — и делаете пару звонков. Не дозвонились, не договорились и снова забываете. Потом вдруг вспоминаете, снова звоните, получаете новую информацию, но не можете принять решение… Так проходит месяц, два. А потом проходит ещё несколько месяцев и вы вообще забыли о том, что хотели сделать концерт. Придумываете оправдание, почему не получилось, рассказываете какие-то байки, чтобы выглядеть в чужих глазах приличным человеком.

А кто-то берёт и делает — просто и быстро находит площадку для концерта. Не идеальную, но вот дата концерта определена. Быстро печатается афиша и флаеры, быстро запускается реклама и билеты поступают в продажу.

Можете сказать, что это пример о том, что один человек может быстро работать, он собранный, он умеет строить планы и выполнять их. А я скажу о том, что человек умеет ценить время, умеет им управлять.

Главное, что надо понять — если не сделали что-то вовремя, как планировали и думаете, что сделаете завтра, послезавтра, то всё, время ушло. С ним уходит запал, драйв, мотивация и вообще желание что-то делать. Через какое-то время покажется, что и идея была не очень интересная, да никому это не надо, и вообще — «зачем мне напрягаться».

Так вот. Это о том, что время утекает быстро, забирая вашу энергию.

Ничто не губит хорошие идеи так, как ощущение «у меня ещё много времени». Надо просто брать и делать. Просто делать. И тогда время будет вам благодарно — вы не упустили момент, вы работаете, вы его цените. И время растягивается или сжимается и помогает вам.

Можно ли научиться быть хорошим продюсером и управлять временем? Да, — это дисциплина, чёткие планы. Не сделали один шаг вовремя — проект откладывается на неопределённый срок. Не успели подать документы в фонд — всё, ждите следующего срока. А он может быть и через полгода, и через год.

Лёгкость идеи

Какие-то проекты будут придумываться и рождаться легко. Какие-то потребуют бо́льшего к себе внимания, слова будут медленно складываться в предложения, смысл будет ускользать. С течением времени, с опытом, научитесь понимать на самом раннем этапе, какие проекты принесут радость, а какие из них не будут складываться, но их придётся делать.

Начинаете первый проект — учитесь обращать внимание на то, как он развивается. Легко ли придумывается, с каким настроением в него погружаетесь и горите ли желанием делать. Или он рождается вопреки обстоятельствам, люди в проект собираются сложно, всё против вас.

Научитесь быть внимательным, на первом этапе отказываться от некоторых проектов, чтобы не тратить время на преодоление всех так сложившихся обстоятельств, что становится понятно — хорошего проекта не получится. Так бывает.

И тут есть один важный момент — это не для того, чтобы при первой небольшой заминке отказаться от проекта. Ровных процессов не бывает. И если от всего отказываться, то вообще ничего не сделаете.

Речь идёт о тех проектах, которые не вписываются в концепцию вашей организации. Вы пойдёте на компромиссы с собой, проекты не будут отвечать большой цели, поэтому возникает сопротивление.

Мой опыт говорит о том, если проект легко придумывается, люди легко собираются в команду, возникает синергия — творческая энергия. Проект, независимо от темы, создаёт лёгкое ощущение эйфории — тогда всё получится, и билеты будут легко продаваться.

В противном случае, когда идёт постоянное преодоление обстоятельств, люди не горят идеей, зарабатывают деньги, вы делаете проект только потому, что надо, неважно по каким причинам. Такой проект будет сложно продать и собрать зрителя.

Не знаю, как это работает, но так и есть.

Создавая первый спектакль, учитесь отслеживать своё состояние. Как реагирует тело, как пишется презентация, как люди принимают идею и с какой энергией проходят первые читки.

Не все идеи, которые кажутся отличными на начальном этапе, будут воплощены. И одна из причин — не складывается. Вот не складывается, и всё. Что ни делай — не получается. То актёра нужного не найти, то художника, что-то не шьётся. В какой-то момент всё начинает рушиться, и силы уходят на спасение проекта. О творчестве забывается. Продюсер превращается в спасательную команду, которая латает дыры то в одном, то в другом месте. Такие спектакли долго не живут — они и после выпуска продолжают разваливаться. В какой-то момент сил заниматься проектом ни у продюсера, ни у участников не остаётся.

Если чувствуете, что проект «не идёт», отложите до лучших времён, возьмите другую идею. Главное, не превратиться в такого разработчика проектов, которых соберётся множество, но они так и останутся на бумаге и в презентациях.

Нужен баланс, внимание, терпение, лёгкость, хорошее настроение. И тогда всё получится!

Продюсер и дисциплина

Без чего не бывает хороших продюсеров?

Без дисциплины. Достаточно жёсткой. Чем больше проектов, чем они дороже, тем жёстче дисциплина. Потому, что надо много успевать, всё держать под контролем. Ответственность огромная.

Дисциплина — это не только ранний подъём и режим дня.

Это правила, по которым вы живёте, и от них не отступаете. Потому что знаете, что хаос ни к чему хорошему не приводит.

У каждого своя рутина. Новое модное слово, которое довольно точно отражает то, каким должен выглядеть ваш день. Кому-то может показаться, что в этом нет творчества или свободы. Но это не так. То, что вы делаете изо дня в день, не должно отнимать много энергии и размышлений «а что мне сейчас бы поделать?».

Вам надо работать с документами, отвечать на письма и писать их. Надо встречаться с творцами, актёрами, со спонсорами… Надо иметь время контролировать продажи, рекламу и пиар. Вам надо работать над новыми проектами. Если не будет плана на день или неделю — как будете всё успевать?

Дисциплина — это чёткие правила, по которым комфортно жить и работать. И это тоже важно! Правила, которые раздражают, не будут давать нужного результата. Только энергия будет утекать в никуда.

Если утро, например, для вас лучшее время, когда можете работать с документами, значит, посвятите его только этому делу. Если утром хорошо пишутся проекты — пишите проекты.

Обязательно определите — до которого часа вы отвечаете на телефонные звонки? До девяти вечера? До десяти? До двенадцати? Или до вас можно дозвониться в любое время по любому вопросу?

Огромное количество звонков, в любое время дня и ночи, будет вносить хаос в вашу жизнь и отвлекать от работы. Подумайте, может быть, будет лучше для звонков и почты выделить определённое время в течение дня?

Дисциплина — это смотреть необходимые фильмы в течение недели, например; или читать сто страниц текста; или изучать английский язык каждый день не менее одного часа; делать два проекта в год; вторник — день работы с бухгалтером; воскресенье — с семьёй ходим в зоопарк; до двенадцати часов работаю дома; встречи назначаю после пятнадцати часов и т. д. и т. п.

Вариантов миллион, как распределить свой день. Как включить в свой график спорт, просмотр фильмов и работ конкурентов и т. д. Правила у каждого свои.

Дисциплина — это делать документы вовремя. Если фонд принимает заявки 20 ноября, но начинать готовить документы 19 ноября это непрофессионально. Узнать о дате подачи, распределить работу по подготовке документов заранее и подать не в 23:59, а запланировать отправку документов накануне. Всегда надо оставлять время для форс-мажора.

И потом, готовить документы заранее всегда занимает меньше времени, чем потратить один день на документы, отложив все дела, нервничать, суетиться. Зачем?

Чем чётче план на день, тем больше будете успевать, тем больше сделаете проектов, спектаклей, фестивалей, проведёте гастролей. Тем лучше станет мир вокруг вас.

Большое или маленькое?

С какого проекта начать? Сразу замахнуться на «Вильяма нашего Шекспира» или «потренироваться на кошках»?

Если есть на выбор несколько пьес, например, и все они вам интересны для реализации, то выберите материал попроще.

Если только один вариант, с чего начать, — начинайте с него. Главное, чтобы материал нравился и вы горели бы идеей.

Если выбор есть — беритесь за проект поменьше. С большим, может быть, и справитесь, но чего это будет вам стоить? Нервы, бессонница, конфликты — сопровождают то, что нам не под силу в данный момент.

Если ваше эго такое большое, что говорит: «не разменивайся по мелочам», снимай самый большой зал в городе, бери самых известных и знаменитых. А ум говорит — у нас нет достаточного финансирования, мы можем не справиться. Слушайте ум. Действительно можете не справиться, хоть и хочется заявить о себе сразу на большую аудиторию и громко.

С другой стороны, если возьмёте маленький проект, и он будет слишком прост? Вызова нет, драйва нет. Скука — не лучший партнёр продюсера.

Вывод — ищите баланс, чувствуйте свои силы.

Репутация продюсера

Должна быть безупречной для того, чтобы двигаться вперёд. Она нарабатывается годами и может рухнуть в один день.

Репутация продюсера, который делает крутые проекты, умеет собирать зрителей, всегда корректен, честен и выполняет свои обязательства, принесёт бонусы в виде грантов и спонсорских денег. Помимо уважения, внимания к тому, что делаете, вас ждёт сотрудничество со звёздами, с серьёзными коллективами.

Думайте о своей репутации с самого начала — первое мнение о вас будет сложно изменить.

Передышки

Очень, очень важно отдыхать!

Если вы не на выпуске спектакля или нового проекта, то выделяйте себе дни для отдыха. Это могут быть выходные дни, или удобнее сделать выходной на рабочей неделе. Это должен быть день, когда не будете заниматься рабочими делами. Даже пять минут.

Если проект идёт сложно и уже месяц-два работаете без выходных, то обязательно запланируйте себе неделю для отдыха после завершения проекта. Посмотрите на график, выберите подходящее время.

Что точно нельзя делать — это из одного проекта сразу прыгать в другой. Хотя на волне успеха, энергетического подъёма будет казаться, что сейчас всё под силу и вы горы свернёте.

Остановитесь, передохните. Окунуться в следующую работу всегда успеете.

Новый проект требует новой энергии, не надо запускаться на энергии предыдущего проекта. Она очень быстро закончится, и новый проект начнёт буксовать.

Отдых ещё никому не мешал.

Но отпуск — это не валяться на пляже и ничего не делать. Это посвятить время тому, что не успеваете делать в период выпуска проекта. А значит, можно читать книги, статьи, профильную литературу, учиться. Можно ходить по театрам, в кино, на концерты. Можно сидеть дома и смотреть сериалы, передачи, навёрстывать упущенное.

Передышка — это время для новых идей. Они не приходят тогда, когда вы заняты по уши. Идеи приходят и развиваются тогда, когда в тишине можно подумать, поиграть с ними, представить — как их можно воплотить.

Это время накопления. Когда почувствуете, что готовы — отправляйтесь в новый путь!

Депрессия

«Зачем я это делаю? Работал бы себе по найму, и было бы мне хорошо… И ответственности было бы меньше…».

Будут, точно будут у вас такие мысли. Будет желание всё бросить.

Что делать?

Сделать паузу. Перезагрузиться. Найти новое вдохновение.

Депрессия может затянуться на несколько месяцев или лет. Выйти из неё, если не можете сами, помогут профессионалы. Нет ничего зазорного обратиться к ним за помощью. Психологи и психотерапевты для того и существуют, чтобы помогать в сложные моменты.

Перезагрузка дело хорошее. Всем нужно время на то, чтобы подумать, порефлексировать, побыть в тишине.

А потом вернуться. С новыми идеями, с новыми силами и на новый уровень!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первая книга продюсера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я