Первая книга продюсера

Наталья Маченене, 2020

«Первая книга продюсера» поможет начинающему продюсеру сделать первый спектакль в небольшом городе, в условиях ограниченных ресурсов. Необходимые инструменты менеджмента, маркетинга и финансового менеджмента адаптированы для сферы искусства и изложены простым языком. От идеи до премьеры и проката спектакля действия продюсера расписаны по шагам. Принципам и секретам профессии, искусству привлечения денег и зрителей, посвящены отдельные главы. Книга подходит для создания спектаклей любых жанров и форм, перформансов, иммерсивных шоу – от спектаклей-бродилок до квестов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первая книга продюсера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Представления, мифы и стереотипы о сфере культуры и искусства. Мои комментарии

Продюсеры очень часто сталкиваются с пренебрежительным отношением к своей работе людей, далёких от культуры и искусства. Со стороны кажется, что профессии в этой сфере лёгкие и каждый может поставить спектакль, снять фильм, стать продюсером музыкальной группы, провести фестиваль, сделать телепередачу. И главное — собрать зрителей на свои мероприятия.

Профессионалы стараются не объяснять непосвящённым, насколько порой сложно сделать тот или иной культурный продукт, с чем приходится сталкиваться, какие вопросы решать, чтобы зритель ровно в семь часов вечера увидел актёров на сцене.

С какими же мифами, стереотипами чаще всего сталкиваются продюсеры:

Сделать спектакль — это легко. Главное — взять известного актёра на главную роль. Конечно, любой человек, дай ему возможность, сделает спектакль на высочайшем уровне, просто у него нет времени этим заниматься. (Сарказм.) Как должен играть актёр и какую пьесу выбрать — знает каждый зритель… Вы тоже сталкивались с этим?

Мой спектакль (фильм, концерт, передачу) будут смотреть все — зрители от 1 года до 99 лет. Нет такой целевой аудитории «все», есть группы людей, которых по тому или иному признаку объединяет конкретный продукт.

Зрители хотят смотреть мой спектакль. Не хотят. Зритель вообще не знает, чего он хочет. А те, кто знает, что хотят дать зрителю — работают в сфере культуры и искусства.

У меня нет конкурентов. Рынок культурных продуктов перенасыщен и находится в условиях жёсткой конкуренции. Сегодня, как никогда, сложно выйти со своим продуктом к зрителю.

Моя идея самая лучшая, мне не нужна разработка проекта, мою идею и так возьмут. Если вы решили, не утруждаясь, предложить свою идею театру, телевидению или кинокомпании, знайте — не возьмут и даже разговаривать не станут. Просто ваша идея ничего не стоит.

Дайте мне денег, и я сделаю крутой продукт. Так думают только наивные непрофессиональные люди.

Мне не нужны дополнительные знания, чтобы сделать это. Ох, как нужны! Каким бы вы крутым руководителем ни были в другой сфере, знания специфики сферы культуры, в которую вы собираетесь пойти работать, получить просто необходимо.

Мне нужно профессиональное образование, чтобы сделать это. Не всегда. Люди других профессий прекрасно могут работать в сфере культуры и искусства. Необходимы дополнительные знания — специальные курсы, литература, видеоуроки, например.

Я делаю это для того, чтобы заработать деньги. Приходить в театр заработать деньги — это наивно. Вообще, делать в жизни что-то только ради денег — большая глупость. Заработать деньги с меньшей головной болью лучше в другом месте.

Продюсеры — богатые люди. Наверное. Есть такие примеры. Но большинство продюсеров не могут похвастаться таким результатом. Работать будете много, без выходных, и не факт, что ваша материальная мечта сбудется.

Мифы рождаются в головах людей, далёких от сферы культуры и не сталкивающихся с внутренней стороной создания культурных продуктов. Почему? Потому что человек ежедневно сталкивается с продуктами сферы искусства — книги, сериалы, телепередачи, видеоролики, реклама. Ежедневное потребление огромного количества контента создаёт иллюзию «это не сложно, я тоже так смогу».

Хотя «ты же продюсер, почему у тебя нет денег?» может прозвучать и от актёров, и от работников технических служб, работающих за гонорары.

И всё же, если вы хотите работать в сфере культуры и искусства — идите! Это необычайно увлекательно — создавать то, чем будут наслаждаться зрители. Добро пожаловать!

Постепенно вы будете избавляться от мифов и стереотипов мышления. К окончанию книги у вас сложится реальная картина профессии «продюсер». Это представление вы будете корректировать уже сами, исходя из собственного опыта.

Начнём с общих представлений о сфере культуры и искусства и придём к конкретным инструментам менеджмента, маркетинга и финансового менеджмента.

Виды искусства

Вы о них всё знаете: литература, поэзия, музыка, танец, живопись, архитектура, театр, цирк, кино, фотография и т. д.

Классифицировать виды искусства можно по-разному. По количеству использованных средств, по соотношению времени и пространства, по степени применимости в повседневной жизни, по времени создания.

Нас интересуют пространственно-временные виды, или синтетические, или зрелищные виды искусства — театр.

В книге слова «театр» и «спектакль» будут обобщать все продукты, которые попадают под это определение: спектакль, иммерсивный спектакль, квест, музыкальный спектакль, мюзикл, детский спектакль, балет, перформанс и т. д.

Именно о создании спектакля, продукта сложного, я буду говорить в этой книге.

Функции искусства

Философские размышления, что же такое искусство, мы оставим за рамками книги. Читайте, пожалуйста, труды теоретиков.

Моя задача рассказать вам, что у искусства, организаций культуры, культурных продуктов есть свои задачи и функции, которые должен знать продюсер, чтобы понимать, какой продукт он собирается делать.

У одного продюсера могут быть спектакли и развлекательные, и драматические, и детские, и музыкальные.

Основные функции искусства:

• Эстетическая — воспитывать чувство прекрасного в человеке. Красивые спектакли: красивые декорации, красивые костюмы, движения, танцы — всё это будет радовать глаз. Главное, чтобы содержание было достойным.

• Воспитательная — этика, мораль, нравственность, передача знаний, воспитание личности. Когда искусство формирует чувства и мысли. Катарсис — воспитание через очищение.

• Познавательная — искусство как познание мира и человека через художественные образы.

• Развлекательная — искусство может быть лёгким, поп-культура имеет право на существование. Люди тоже хотят отдыхать. Все массовые мероприятия, дни города, тематические вечеринки, концерты поп-исполнителей, голливудское кино — то, что создаётся для приятного времяпрепровождения зрителя. Если в этих продуктах присутствуют и другие функции, то это идеальный продукт.

• Социальная — для преобразования общества.

• Компенсаторная функция — скрашивает серые будни зрителей. Длинные сериалы, когда зритель проживает чужой опыт как собственный, компенсируют отсутствие эмоций в своей жизни.

Функций искусства много. Вы можете погрузиться и подробно изучить их все. Наша задача сейчас понять, в каком направлении вы собираетесь развиваться.

Если в планах делать познавательные спектакли для детей, театр опытов, например, и рассказывать об увлекательных химических экспериментах, то сосредоточьтесь на познавательной функции.

В одном культурном продукте функции могут соединяться. Например, спектакль об устройстве мира в красивых декорациях.

Определите, какой продукт вы будете создавать, какую функцию будут выполнять ваши спектакли. От этого зависит ваша целевая аудитория, ваш посыл к ней, возможность обращаться в профильные фонды, искать спонсоров, которым важно поддерживать то или иное направление.

Группы

Мир делится на группы.

Группа «русские» будет очень большая. Группа «семья» может быть из двух человек. Группа «любители Apple» и группа «любители Samsung» довольно многочисленны, и у каждой из них будет свой аргумент, почему они предпочитают тот или иной продукт.

Так и в сфере культуры — люди делятся на группы: любители балета, оперы, драматического искусства, поклонники Стаса Михайлова или фанаты группы Metallica. Люди, которые любят смотреть сериалы, и те, кто терпеть их не может.

Один человек может принадлежать к разным группам — любить японское аниме, классическую музыку и сериал «Игру престолов». Продюсеру надо очень чётко понимать, что он собирается делать, чтобы люди, которые принадлежат той или иной группе, и ваш продукт нашли друг друга.

Вы даёте сообщение, группа находит вас.

Может ли быть вариант, что такой группы, для которой делаете продукт, в вашем городе нет? Может. Значит, задача чуть усложняется — необходимо создать эту группу. Воспитать. Прикормить. И сделать своими фанатами. Собрать социальную стаю, о которой будем говорить позже (глава «Маркетинг»).

У каждой группы есть правила, своя групповая культура. Например, в мире «любителей балета» действует правило — покупать билеты на премьеру и брать автограф у режиссёра, что означает, что вы самый истинный ценитель.

Уже сейчас надо понимать, что не все жители вашего города станут участниками группы «зрители моего спектакля». Потому, что они принадлежат к другой группе и у них другие культурные предпочтения, они предпочитают другие формы досуга. Хотя ничего не исключая, можно предположить, что с течением времени они могут стать вашими зрителями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первая книга продюсера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я