Первая книга продюсера

Наталья Маченене, 2020

«Первая книга продюсера» поможет начинающему продюсеру сделать первый спектакль в небольшом городе, в условиях ограниченных ресурсов. Необходимые инструменты менеджмента, маркетинга и финансового менеджмента адаптированы для сферы искусства и изложены простым языком. От идеи до премьеры и проката спектакля действия продюсера расписаны по шагам. Принципам и секретам профессии, искусству привлечения денег и зрителей, посвящены отдельные главы. Книга подходит для создания спектаклей любых жанров и форм, перформансов, иммерсивных шоу – от спектаклей-бродилок до квестов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первая книга продюсера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Первый самостоятельный проект, который я сделала в далёком 2001 году, был реализован скорее вопреки обстоятельствам, на голом энтузиазме и вере в необходимость существования спектакля «Половое покрытие» по пьесе Братьев Пресняковых. Я была настолько уверена в правильности своего шага, что упустила многие составляющие, которые аукнулись позже. Впрочем, я многого не знала, спросить было не у кого. Сделать спектакль, как оказалось, — это не только творчество и вовремя собрать актёров на репетицию, но и соглашения, договоры, бухгалтерия и пр.

Сегодня, когда вспоминаю первые проекты Другого театра, который придумала и продюсировала, понимаю, что многое было сделано интуитивно и с верой в то, что спектакли найдут своего зрителя. Самостоятельный путь оказался намного сложнее, чем казалось в самом начале. Хотя надо признать, интереснее — больше вызовов, больше свободы, больше опыта.

Я — Наталья Маченене, продюсер, мой творческий путь начался в Русском театре Эстонии, в котором и прослужила 17 лет. Начала с распространителя билетов, потом была помощником режиссёра, параллельно подрабатывала костюмером, декоратором или реквизитором, занималась секретарской работой и персоналом, с нуля построила отдел маркетинга и руководила им три года, спродюсировала в театре четыре спектакля.

Это даёт мне основание думать, что я знаю, как устроен театр, и понимаю процессы создания спектакля. На основе этого опыта родился Другой театр, который появился в моей жизни случайно и ненадолго. Это были пять насыщенных опытом и впечатлениями лет. Другой театр оставил след в сердцах зрителей, людей, которые были с ним связаны, в культуре Эстонии.

После закрытия я спродюсировала ещё два спектакля и ушла из театра «навсегда». Поняла, что этот период жизни закрыт и не надо туда возвращаться.

Всего мною было сделано 18 спектаклей. Мне кажется, что это большая цифра, учитывая, что практически все они выпускались при ограниченных финансовых и человеческих ресурсах.

«Первая книга продюсера» подводит итог моей театральной жизни. Мне хотелось поделиться своими знаниями с теми, кто только мечтает делать свои театральные проекты.

Впрочем, все знания и опыт мне пригодились в моей новой жизни — продюсировании аудиовизуальных продуктов.

Одна из личных миссий, которую я реализовала в Другом театре, — помогать раскрывать творческие способности и таланты режиссёров, актёров и т. д. Помочь найти новую дорогу, сделать первый шаг. Так актёры режиссировали свои первые спектакли в Другом театре и потом становились профессиональными режиссёрами. Так актёры-любители шли учиться в театральные вузы.

Надеюсь, что книга поможет и вам выбрать новую интересную дорогу в жизни. В этом миссия книги — открыть вам новый путь.

Почему это важно

Много интересных возможностей даёт наше время: продюсировать традиционные спектакли в любых жанрах, придумывать спектакли-бродилки, квесты, иммерсивные проекты и вовлекать зрителей в игру. Можно начать играть со зрителем в социальных сетях, задолго до того, как он придёт в зал. А можно делать онлайн-спектакли. Или соединить живой спектакль с приложением в телефоне, где зритель делает свой выбор сам.

Но прежде чем отправляться в квест под названием «продюсирование», надо познакомиться с основами менеджмента, маркетинга и финансового менеджмента. Таких всеобъемлющих книг на русском языке нет на данный момент. Есть сухие учебники, есть отличная, но немного устаревшая книга «Все билеты проданы», но всё это не про то, чтобы создать театральный проект с нуля.

Для кого «Первая книга продюсера»?

Для тех, кто хотел бы продюсировать спектакли разных жанров, перформансы, иммерсивные проекты, квесты. Сложные культурные продукты, для создания которых требуется привлекать много творческих людей, администраторов, волонтёров и пр.

Цели, которые я ставила перед собой, когда начинала писать книгу:

• Показать, из чего состоит работа продюсера — труд, дисциплина, знания, интуиция, видение конечного результата, ответственность. Книга не о Музе, вдохновении и везении, хотя и они иногда помогают идти к цели.

• Дать читателю рабочие инструменты и рекомендации, которые можно применить для реализации своих идей.

• Поделиться опытом, дать советы практичные и нужные.

• Дать системный подход к производству спектаклей и работе со зрителями.

• Вдохновить читателя — нет ничего невозможного в этом мире, вы можете заняться продюсированием для реализации своих самых смелых идей.

Как пользоваться книгой

Можно прочитать от начала и до конца, закрыть, использовать для работы то, что запомнилось.

Можно открывать нужный раздел в тот момент, когда требуются ответы на конкретные вопросы.

Логика книги простая: периоды создания спектакля описаны последовательно. Каждая часть начинается с ответов на вопросы «Что делает продюсер» и заканчивается «Сложности продюсера».

Прежде чем брать на себя ответственность, изучите главу «Продюсер», где достаточно подробно я рассказываю о составляющих профессии. Если прочитанное не напугает, вы поймёте, что это ваш путь, то читайте дальше.

В главе «Продюсирование» описаны первые шаги, которые необходимо сделать. Не игнорируйте их, пожалуйста. Это самая важная часть работы. Инструменты менеджмента также лучше изучить внимательно, иначе придётся исправлять ошибки уже на более позднем этапе. Это типично для новичков — не изучить рынок, не проработать вопросы целевой аудитории, не построить планы, а сразу окунуться в создание спектакля. Не повторяйте распространённой ошибки.

Глава «Производство» подробно рассказывает о периодах создания спектакля, касаясь и современной составляющей — создания аудиовизуальных продуктов. Видео часто используют современные режиссёры — это расширяет возможности рассказать историю.

Глава «Маркетинг» даёт представление об объёме работы продюсера над проектом. Отдельная глава посвящена сторителлингу, важному и бесплатному инструменту.

Глава «Искусство привлечения денег» поможет понять, откуда приходят деньги на культурные проекты, как работать со спонсорами и фондами.

Главный раздел книги, который нельзя игнорировать — «Финансовый менеджмент». Достаточно подробно и простым языком рассказываю о том, как управлять финансовыми потоками и общаться с бухгалтером.

Я постаралась не перегружать читателя информацией и сложными терминами, чтобы не отбить охоту работать. Постаралась вдохновить и поддержать на первом этапе, чтобы не опускались руки в неподходящий момент.

Что вам даст книга

Структуру, понимание взаимодействия процессов, системный подход к созданию театрального проекта.

Не летать в облаках, а понимать, что продюсирование — это работа, требующая большой ответственности.

Благодарности

Писала книгу и вспоминала спектакли, режиссёров, актёров, технический персонал, который помогал строить Другой театр. Я невероятно благодарна всем, кто был со мной в этом сложном путешествии, кто помогал мне, кто мешал, как казалось тогда. Сегодня понимаю, что каждый человек на этой дороге был важен. Этот опыт и лёг в основу примеров в книге.

Воспользуюсь возможностью сказать доброе слово и моим родным, которые так или иначе помогали мне: маме, папе, сестре и сыну за поддержку и понимание.

Благодарю:

• друзей — за терпение, поддержку и вдохновение;

• всех, кто стал частью Другого театра и этот период считает лучшим;

• всех, кто соглашался работать в моих проектах, и тех, кто отказывался в них работать;

• всех зрителей, кто приходил на спектакли — без вас бы ничего не получилось!

Отдельная благодарность тем, кто помог мне стать профессионалом: Александру Ильину, Ирине Фьелльнер Патлах, Марине Алексеев, Елене Левшиной и Юлию Мурашковскому.

P. S. Когда будете читать книгу, вам будут приходить идеи для своих проектов. Не упускайте момент — сразу записывайте и потом возвращайтесь к записям, реализуйте их.

В путь!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первая книга продюсера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я