Как создать героя?

Наталья Корепанова, 2021

Как создать интересного, живого героя, за жизнью которого было бы интересно наблюдать читателю? На что нужно обратить внимание, создавая персонажей книги? Каким должен быть антагонист? Нужно ли описывать второстепенных персонажей? На эти и многие другие вопросы отвечает ведущая курсов по писательскому мастерству, автор более двадцати книг Наталья Корепанова. Книга предназначена для начинающих писателей и входит в серию «Пишем книгу».

Оглавление

Из серии: Пишем книгу

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как создать героя? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Анкета персонажа

Чтобы самому разобраться, каков же ваш герой, заполните на него небольшую анкету. Пункты анкеты могут быть разными, в зависимости от сюжета.

Особенно важна анкета героя в том случае, если вы пишете цикл. И для того, чтобы не получилось так, что в первом романе герой — блондин со шрамом на левой щеке, а во втором томе — шатен со шрамом на правом виске, нужно записать всё, что вы знаете о своём герое. И, делая описания его внешности или черт характера, подглядывать в свою шпаргалку.

Тем более что в многотомном произведении в каждом последующем романе у героя характер будет углубляться, могут проявиться новые черты его личности, станут появляться новые приметы (например, полученные в боях шрамы), новые умения. Всё это тоже нужно заносить в созданную ранее анкету.

В приведённом ниже примере анкеты я перечислила основные пункты. А дальше вы можете углублять и расширять анкету так, как нужно вам.

Анкета

Имя: полное имя героя, как его зовут родители, а как — друзья. Есть ли у него какая-то кличка, что она означает и когда появилась.

Внешность, особые приметы. Приметы врождённые или приобретённые? Если приобретённые, то когда и при каких обстоятельствах.

Основные данные: возраст, социальное положение, образование (домашнее, начальное церковно-приходское, университет и т. д.), где живёт (село или город, замок или лачуга и т. д.).

Семья: какая? Живёт с родителями? Любит их или “на ножах”? Единственный ребёнок или есть братья и сёстры? Отношения с ними? Женат (замужем) или холост? Есть ли дети, сколько, как к ним относится? И т. д.

Друзья: есть ли друзья или живёт “бирюком”? Сколько друзей? Друзья с детства, со школы или познакомился недавно (в университете, в военном походе, уже во время своих приключений)?

Психологические проблемы: слабости, страхи, недостатки.

Навыки и умения, которые могут пригодиться герою во время его приключений.

Что любит, что ненавидит. Основные жизненные принципы. Как относится ко злу, готов ли с ним бороться?

Какова его цель? К чему он стремится, ради чего готов жизнь отдать?

Отношения с людьми: легко ли сходится, уважает ли чужое мнение, вежлив или груб и т. д.

Каковы мотивы его действий: внутренние или внешние (об этом подробнее в следующей главе).

И — ещё несколько вопросов:

Определите, каков герой по характеру: взрывной или флегматичный, тонко чувствующий или из тех, про кого говорят «сухарь чёрствый».

Щедрый он или у него зимой снега не допросишься?

Как он разговаривает? Говорит всегда громко и уверенно или мямлит себе под нос так, что его переспрашивать приходится? Тараторит, как пулемёт или из него слова не выжмешь?

Как он действует? Всегда быстро и решительно или сначала долго думает и переживает? Теряется в неожиданных ситуациях или молниеносно реагирует?

Как он будет добиваться своей цели: пойдёт напролом или долгой и извилистой дорогой? Добьётся её честно или хитростью и обманом?

Что о нём думают другие действующие лица книги: считают его порядочным человеком или обманщиком, любят его или боятся и ненавидят?

Как герой изменится к концу книги: станет лучше или хуже? Или останется таким же, каким был, но изменится мнение о нём окружающих? Может, в душе он совсем не такой, каким кажется снаружи, и каким-то образом остальные персонажи смогли это разглядеть, как это случилось с профессором Северусом Снеггом (Снейпом) в «Гарри Поттере»?

Упражнение «Создаём героя»

Это упражнение профессиональный преподаватель кинорежиссуры и кинодраматургии Александр Лахтадыр даёт начинающим режиссёрам и сценаристам. Но оно с таким же успехом подойдёт и писателям для создания своего героя.

А. Среди окружающих вас людей — дома, на работе, на улице, в метро, автобусе, в общем, где окажетесь, найдите одного человека, который покажется вам странным, чем-то привлечёт ваше внимание.

Б. Понаблюдайте за ним в течение нескольких минут. Затем в трёх-пяти предложениях опишите его самого и то, что он делает. Описывайте только то, что видите, и то, что имеет отношение к его «странности».

В. Потом, так же в нескольких предложениях, напишите, что же с ним случилось до того, как вы его увидели, что привело его к такому поведению. Это должно быть одно конкретное событие, которое произошло буквально накануне. И это событие тоже должно быть видимым.

Г. Далее напишите, что сделал ваш человек после того, как вы его увидели. И это тоже должно быть действие, понятное наблюдателю со стороны без погружения в мысли и чувства человека.

В итоге у вас должна получиться короткая история из трёх видимых поступков, раскрывающая суть происходящего с человеком.

Первый — тот, что увидели.

Второй — тот, что мог случиться до.

Третий — тот, что мог случиться после.

Смысл этого упражнения прост, но очень важен — всё начинается с человека, который что-то делает на наших глазах, его действия чем-то привлекают наше внимание, у этих действий есть причина и последствия.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Пишем книгу

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как создать героя? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я