Программа по обучению чтению дошкольников

Наталья Здорикова

Примерная программа базируется на результатах современных фундаментальных исследований в области речевого развития дошкольника и обобщённых методических разработках педагогов-практиков. В пособии представлены технологические карты алгоритма освоения звуков и букв, способствующие систематизации деятельности педагогов и родителей дошкольников в направлении педагогического сопровождения освоения детьми процесса чтения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Программа по обучению чтению дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Наталья Здорикова, 2022

ISBN 978-5-0053-4666-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Пояснительная записка

Примерная программа определяет цели и задачи по обучению чтению дошкольников, их содержание, время, отведённое на изучение тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения.

В программе прослеживается взаимосвязь с направлениями образовательных областей «Развитие речи и культура речевого общения» и «Обучение грамоте», представленных в учебной программе дошкольного образования, разработанной для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания; областью «Речевое развитие» в инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы», а также с разделами программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Программа базируется на результатах современных фундаментальных исследований в области речевого развития ребёнка, на научных данных о процессе формирования читательских компетенций у детей и обобщённых методических разработках педагогов-практиков.

В структуру примерной программы по обучению чтению входят «Пояснительная записка», «Характеристика речевого развития ребёнка», «Содержание», перечень читательских компетенций и навыков звуко-буквенного анализа, «Технологическая карта алгоритма освоения звуков и букв», список рекомендуемой литературы и приложения. В разделе «Характеристика речевого развития ребёнка» представлено описание речевого развития ребёнка от трёх до шести лет, в котором отражена сущность способов познания и развития первоначальных навыков чтения и формирования читательских компетенций у детей в условиях разнообразных видов деятельности с приоритетом игровых технологий.

Содержание программы отражает целевую сущность направлений по обучению чтению с учётом интенсивности психических новообразований и учётом значимости уникального периода детства. В основе построения содержания положена реализация методических принципов речевого развития, отражающих приращение умений и навыков чтения и их качественное совершенствование. Это принципы коммуникативно-деятельностного подхода, развития языкового чутья, взаимосвязи сенсорного и умственного развития детей, обеспечения активной практики.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода предполагает практическую направленность процесса обучения чтению в разных видах деятельности (познавательной практической, игровой, трудовой, художественной, элементарной учебной деятельности, деятельности общения), а основные направления работы и подбор языкового материала должны способствовать развитию коммуникативных умений.

Принцип развития языкового чутья обеспечивает возможность развития восприятия языковой действительности и формирование языковых обобщений в процессе многократного использования сходных форм языка на подсознательном уровне.

Принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития детей предусматривает опору на сенсорные представления, составляющие основу мышления. Следование этому принципу обязывает развивать сенсорные и мыслительные процессы в единстве с учётом особенностей мышления и широким использованием наглядности.

Принцип обеспечения активной практики предполагает необходимость употребления навыков чтения в меняющихся условиях (широкое использование игровых техник, смена видов деятельности, мотивация, эмоциональный фон), что позволяет их закрепить и сделать более гибкими.

В содержании программы представлены примерные технологические карты алгоритма освоения звуков и букв, перечень навыков звуко-буквенного анализа и первоначального чтения, перечень читательских компетенций детей, являющихся ориентирами для педагогов и родителей в определении реализации содержания программы и показателей достижений ребёнка. При этом следует учитывать, что освоение детьми навыков чтения не должно превышать максимально возможную нагрузку на ребёнка и являться самоцелью дошкольного образования, а выступать лишь средством речевого и интеллектуального развития детей.

Интенсификация образовательного процесса при реализации обучения чтению осуществляется на основе современных технологий работы с детьми и предусматривает сохранение их психического и физического здоровья. Чтение является одним из видов речевой деятельности и рассматривается учеными (Т. С. Резниченко и др.) как полимодальный процесс усвоения зрительной и слуховой информации, позволяющий развивать функции зрительно-пространственной и кинестетической информации. Данная трактовка понятия позволяет представить процесс обучения чтению как коррекционное воздействие, направленное на преодоление системных нарушений речи, облегчающее усвоение звуко-слоговой структуры слов и способствующее накоплению опыта использования грамматических категорий, развитию связной речи и осознанию языковых явлений.

Содержание программы ориентировано на создание оптимальных условий для педагогического сопровождения освоения чтения дошкольниками в русле их общего речевого развития и стимулирования инициативности. При обучении чтению важно выбирать методы, соответствующие возрастным особенностям детей (игровые, практические, инновационные), учитывать тип восприятия (аудиальный, зрительный, кинетический), не допускать утомления, использовать наглядность как предметную, так и в виде схем, символов, мнемотаблиц.

В основе методики обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод и позиционный принцип чтения, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении. Звуки и буквы изучаются не в алфавитном порядке, а в порядке их трудности выделения из слова, произношения и изображения на письме: сначала более легкие гласные: А, У, О; затем согласные: К, Т, П, М. К концу обучения отнесено ознакомление с буквами, которые обычно считаются трудными для усвоения: И, Е, Ё, Ю, Я, Ч, Ц, Щ, Ф, Ь, Ъ.

Цель обучения чтению дошкольников — освоение чтения на уровне индивидуальных возможностей и развитие лингвистических способностей ребёнка.

Задачи:

формировать интерес к книге и чтению, обеспечивать и поддерживать положительную мотивацию при овладении чтением;

развивать умение узнавать буквы, пытаться их произносить, поддерживать интерес к печатному слову;

способствовать овладению алфавитом, графической системой языка с одновременным усвоением графемно-фонетических соответствий;

активно использовать зрительную память детей, развивать умение по образцу складывать из букв алфавита слова-подписи, выполнять задания на нахождение пропущенной буквы в слове;

способствовать расширению общего кругозора с использованием материала любимых сказок, стихов, песен, персонажей из мультфильмов;

создавать условия и стимулировать развитие памяти, внимания, саморегуляции поведения;

использовать обучение чтению для удовлетворения потребности в самоутверждении и формирования позитивной «Я-концепции»;

прививать вкус к самостоятельному чтению.

Данные целевые ориентиры определяют стратегию всей работы на перспективу. Для каждой возрастной группы цели и задачи детализируются с учётом преемственности в обучении чтению. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 — 20 минут с детьми от трёх до четырёх лет, по 20 — 25 минут с детьми от четырёх до пяти лет, по 25 — 30 минут с детьми от пяти до шести лет.

Реализация программы предполагает поэтапное освоение чтения детьми: звуковой, звуко-буквенный, буквенный периоды.

1-ый этаппропедевтический — добуквенный звуковой период обучения на основе интонационного протягивания звуков с использованием звукоподражательных игр, содействие общей ориентировке в звуковой системе языка, освоение системы гласных фонем и согласных на не полном алфавите, визуальное ознакомление с графическими изображениями букв произносимых звуков в игровой деятельности.

2-ой этапзвуко-буквенный (отношения звука и буквы, сообщение звуковых названий букв), этап звукового анализа, рассчитанный на сознательную работу со словом, интуитивное схватывание способа чтения с ориентацией на последующую гласную букву, позиционное чтение однотипных слогов и слов.

3-ий этапбуквенный период (знакомство со всеми буквами), овладение умением работать с полным составом звуков и букв, формирование навыков плавного чтения слов и текста, осмысление прочитанного.

Содержание обучения чтению в учреждениях дошкольного образования должно обеспечить формирование набора читательских компетенций, которые соответствуют индивидуальным потребностям детей определённой возрастной группы. Педагогу предоставляется возможность творческой работы в зависимости от уровня развития детей, методического обеспечения, наличия технологического инструментария.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Программа по обучению чтению дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я