Возрастные кризисы: особенности переживаний мужчин и женщин

Наталья Алексеевна Шеманова

Книга является результатом научной работы, выполненной под руководством доктора психологических наук, профессора Л. Ф. Обуховой. В книге описаны возрастные кризисы взрослости по результатам эмпирических исследований, материалам научной литературы, а также по материалам художественных произведений и личных свидетельств. Особое внимание уделяется рассмотрению кризиса 30 лет и кризиса середины жизни. Книга предназначена для практикующих психологов и для широкого круга читателей, интересующихся данной проблемой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Возрастные кризисы: особенности переживаний мужчин и женщин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Концепции развития человека в зрелых возрастах

1.1. Подходы к периодизации развития личности в зрелых возрастах

В психологии одним из первых, кто попытался разделить жизнь взрослого человека на периоды, был последователь и реформатор психоанализа, основатель глубинной аналитической психологии К. Г. Юнг.

К. Г. Юнг отмечает, что в период между тридцатью пятью и сорока годами подготавливается значительное изменение человеческой психики, вероятно берущее свое начало в бессознательном. Порой происходит как бы постепенное изменение характера, иногда появляются качества, которые исчезли после периода детства, или же начинают угасать прежние склонности и интересы. Довольно часто затвердевают и становятся жесткими прежние принципы и убеждения, особенно моральные. Автор считает, что основной причиной всех сложностей этого переходного периода является глубинное изменение души. В качестве аналогии с прохождением жизненного пути автор приводит дневное движение солнца. «Поутру оно всходит из ночной тьмы бессознательного, освещая широкий, разноцветный мир, и, все выше поднимаясь на небосводе, все дальше посылает свои лучи. В связанном с восходом расширении сферы своего влияния солнце будет усматривать свое предназначение и свою высшую цель видеть в том, чтобы, поднявшись как можно выше, как можно больше одарить всех своей благодатью. С этой мыслью солнце непредвиденно достигает зенита. В полдень начинается закат, который представляет собой перестановку всех ценностей и идеалов утра» (Юнг, 1993, с. 266).

К. Г. Юнг говорит о том, что вторая половина жизни никак не может руководствоваться принципами первой. Смысл «утра» заключается в развитии индивида, его устройстве во внешнем мире, продолжении рода и заботе о потомстве. Автор пишет: «Погоня за деньгами, социальное существование, семья, потомство — это всего лишь природа, но не культура. Последняя находится по другую сторону природной цели. Тогда, может быть, смыслом и целью второй половины жизни является культура?» (там же, с. 272). Во второй половине жизни возникают иные цели: познание, полезность, дееспособность, утверждение в социальной жизни, поиск подходящей пары и положения для своего потомства. К сожалению, считает автор, это не может выступать в достаточной мере смыслом и целью для многих людей, видящих в старении лишь угасание жизни и ощущающих, что прежние идеалы изживают себя. В этом контексте автор подчеркивает особую значимость всех религий, так как они содержат заверения в потусторонней жизни и имеют свою, стоящую над миром, цель, которая позволяет смертному прожить вторую половину жизни так же целенаправленно, как и первую (Юнг, 1993).

Теория психосоциального развития Э. Эриксона — описывает развитие человека, как чередование определенных периодов, включающих кризисы развития личности. Э. Эриксон, также опиравшийся на психоаналитическую теорию развития, значительное место отводит влиянию на становление личности культурных и социальных факторов.

Э. Эриксон ввел понятия «групповая идентичность» и «эго-идентичность». Групповая идентичность формируется благодаря воспитанию у человека тех качеств, которые воспитываются у него с детства тем обществом, в котором он живет.

Понятие эго-идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации. Обретение идентичности проявляется в чувстве тождественности самому себе.

Переход от одной стадии к другой сопровождается кризисом. По Э. Эриксону, кризис представляет собой выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Э. Эриксон выделил восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает выбор между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни, определяя ее успешность или неуспешность. Выбирая продуктивные направления развития, человек выходит из каждого кризиса с усилившимся ощущением внутреннего единства, с развившимися способностями к здравым суждениям, к «хорошим действиям» в соответствии со своими собственными стандартами и стандартами значимых для него людей. Э. Эриксон — один из немногих ученых, работавших в русле психоаналитической традиции, кто описал кроме четырех детских критических периодов также и кризисы взрослого этапа жизни.

Взрослый период жизни данный автор подразделяет на три стадии — молодость, зрелость и старость. В молодости люди расширяют и углубляют свои способности любить и заботиться о других. Э. Эриксон считает задачей молодости достижение близости. Реальная близость возможна лишь тогда, когда у человека сформировалось чувство идентичности. Альтернативой близости является изоляция, вызванная неспособностью достичь подлинной взаимности, в связи с застенчивостью или замкнутостью на себя. Под близостью Э. Эриксон понимал готовность двух человек делить друг с другом свою жизнь и совместно регулировать все важные аспекты своей жизни. Если достигается эта готовность, тогда у молодых людей развивается такое качество эго, как зрелая любовь.

В некоторых случаях на период молодости переходит не решенная в юности задача формирования первой цельной формы эго-идентичности.

Э. Эриксоном и Дж. Марсиа были выделены несколько состояний идентичности. При благоприятном прохождении кризисов у людей формируется чувство идентичности. При неблагоприятном течении возникает спутанная идентичность. Молодой человек не может найти своего места в группе, в обществе, не видит своего будущего. Этот период называют «психологическим мораторием». В этот период происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Согласно Э. Эриксону, этот кризис может длиться годами. Прежде чем молодой человек встанет перед окончательным выбором, он может долго находиться в определенном периоде, растягивающемся до конца двадцатых годов. В качестве примера Э. Эриксон приводит жизнеописание таких великих людей, как М. Лютер, бл. Августин, Б. Шоу, З. Фрейд и др. Непреодоленный кризис влечет состояние «диффузии идентичности», которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста.

Как только два молодых человека достигли определенной степени близости, их интересы начинают меняться. Следующим этапом в жизни человека является генеративность — произведение на свет детей, создание вещей и идей. Родители должны защищать и воспитывать своих детей, им приходиться жертвовать ради детей своими интересами. Если им удается разрешить этот конфликт, они развивают такую способность, как забота о следующем поколении. Некоторые люди, как заметил Э. Эриксон, развивают заботу, не имея собственных детей. Эти люди могут учить и направлять следующие поколения. Альтернативой генеративности является поглощенность самим собой и стагнация. В этих случаях пары регрессируют к псевдоблизости или начинают потакать своим слабостям, как будто они являются друг для друга единственным ребенком.

В пожилом возрасте жизнь людей может протекать двумя путями. Это либо целостность эго, либо отчаяние. В старости люди, сталкиваясь с перспективой близкой смерти, начинают анализировать и просматривать свою жизнь. Они оценивают свою жизнь. Целостность включает в себя ощущение, что жизнь удалась. Это принятие своего единственного цикла жизни как чего-то, что должно было произойти и что, в силу неотвратимости смерти, не допускает какой-либо замены. Приходит принятие себя со всеми своими ошибками и победами. Другой вариант развития влечет за собой отчаяние. Жизнь была не такой, какой ей надо было быть, но теперь ничего невозможно изменить (Эриксон, 1996).

Последователь Э. Эриксона, Р. Ч. Пек выделил семь проблем, которые решает современный человек среднего возраста, представитель европейской культуры.

1. По мере убывания жизненных сил и ослабления здоровья люди должны переключить большую часть своей энергии на умственную деятельность вместо физической. Признание ценности мудрости против признания ценности физических сил.

2. Второй задачей развития является уравновешивание — на новом уровне — социального против сексуального начала в человеческих отношениях. Эта перестройка вызвана социальным давлением наряду с биологическими изменениями. Люди начинают иначе строить отношения с представителями обоих полов, делая акцент на товарищеских отношениях, а не на сексуальной близости или конкуренции.

3. Третья задача — развитие эмоциональной гибкости против эмоционального обеднения. Эмоциональная гибкость лежит в основе корректировок, к которым люди среднего возраста должны прибегать в тех случаях, когда рушатся семьи, уходят друзья и старые интересы перестают быть смыслом жизни.

4. Четвертая задача — проявление умственной гибкости против умственной ригидности — предполагает борьбу со склонностью слишком упорно придерживаться своих жизненных правил и недоверчиво относится к новым идеям.

Три следующих изменения человеческой жизни приобретают особое значение в пожилом возрасте, однако люди начинают сталкиваться с этими проблемами уже в среднем возрасте.

Во-первых, это дифференциация эго против поглощенности ролями. Если люди определяют себя только в рамках своей работы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовет такой прилив отрицательных эмоций, с которыми индивидуум может не справиться.

Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом — измерение, имеющее отношение к способности индивидуума избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение.

В-третьих, трансценденция эго против поглощенности эго — измерение, имеющее особенно важное значение в старости. Люди не должны предаваться мыслям о смерти. Согласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом поколении — наследии, которое их переживет (Крайг, Бокум, 2006). Если человек продуктивно переживает кризис, то он начинает воспринимать жизнь иначе.

М. П. Нехорошев (2000) в своей работе описывает развитие личности в период зрелости и старости. Он высказывает предположение, что жизнь человека в любом возрасте не лишена смысла. Человек всегда должен стремиться к развитию собственной личности, и только так он может справляться с проблемами, которые возникают в разные возрастные периоды, под влиянием болезни, при изменении социального положения, изменении отношений с супругом. Люди всегда должны оставаться людьми, всегда помнить о любви, смерти и свободе выбора.

Последователь К. Г. Юнга, Дж. Холлис (2002) подробно описал кризис среднего возраста. Он проанализировал проблемы, которые создают ситуацию кризиса среднего возраста. Живя в семье, дети осмысливают все, что в ней происходит, различными способами. Ребенок интерпретирует тактильную и эмоциональную связь как базовое подтверждение в жизни. Кроме этого, он интериоризирует особенности родительского поведения как базовое утверждение своего «я»; также, наблюдая, как борются за жизнь взрослые, ребенок интериоризирует их установки по отношению к самим себе и к окружающему миру.

Дж. Холлис пишет о различных типах мышления в различные возраста. Для детского возраста характерно магическое, волшебное мышление. Ребенок верит, что он будет бессмертным, и в то, что он обязательно станет известным и богатым, что ему удастся спрятаться от смерти и тем самым избежать участи, которая ждет всех остальных. У подростков возникает героическое мышление, дающее возможность подростку надеяться на победы, а не ждать от жизни только разочарований. Именно это мышление помогает подросткам уходить из отчих домов, чтобы строить свою жизнь. К среднему возрасту у человека накапливается большой опыт неудач, приводящих к неумолимому осознанию временности и конечности бытия. Человек начинает видеть, что ему не хватило таланта, интеллекта и мужества. Тогда жизнь открывает новую перспективу: отказаться от юношеской гордыни и научиться видеть разницу между надеждой, с одной стороны, и знанием и мудростью, с другой. Реалистическое мышление в среднем возрасте имеет необходимую цель: сохранения равновесия и восстановления смиренного, но достойного отношения человека к Вселенной. Только когда человек признает крушение своих детских желаний и ожиданий и возьмет на себя полную ответственность за поиск смысла жизни, начинается вторая взрослость.

Дж. Холлис проследил зависимость от возраста изменений идентичности человека. В детстве эго-идентичность зависит от психологической атмосферы родительского дома. Подростковый возраст характеризуется укреплением эго, и тогда у молодых людей хватает сил, чтобы покинуть родителей. Первая взрослость от 20 до 40 лет, представляет собой временное промежуточное существование. Она характеризуется отсутствием глубины и уникальности, благодаря которым человек становится истинной индивидуальностью. Самость — процесс развития и цель этого процесса, происходящий внутри каждого из нас. Самость часто находит свое выражение в потере энергии, депрессии, внезапных приступах ярости. Но энергия проекций оказывается такой сильной, что человеку приходится отодвинуть вопросы, связанные с его индивидуальным путем в жизни. Когда проекции исчезают и он уже не может избежать вмешательства Самости, на человека находит ужас. Вторая взрослость наступает при исчезновении всех проекций. Только когда человек признает крушение своих детских желаний и ожиданий и возьмет на себя полную ответственность за поиск смысла жизни, начинается вторая взрослость.

Ощущение предательства, потери неоправданных ожиданий, вакуума и потери смысла жизни, которое появляется во время устранения проекций, порождает кризис среднего возраста. Человек, став индивидуальностью, преодолевает родительскую волю, родительские комплексы и социально-культурный конформизм, после чего он начинает жить осознанно. В этот момент разрушается временная идентичность и происходит умирание ложного «я».

В юности, оказываясь лицом к лицу с внешним миром, вызывающим трепет, люди проецируют свою тревожность на родителя, являющегося «всемогущим». После ухода от родителей юноша проецирует свои знания на социальные организации, на обладающих властью людей и на социальные роли. Многие молодые люди уверенны, что они играют именно свои роли. Каждый человек с детства несет любимые образы, проецируя их на всех, кто может оказаться экраном для их бессознательного материала. Другая роль, связанная с вынужденной необходимостью нести на себе тяжелое бремя проекций, — это роль родителя. Родители виноваты перед своими детьми, так как проецируют на них свою непрожитую жизнь.

В среднем возрасте устраняется проекция, связанная с восприятием роли родителя как символического защитника. Обычно при наступлении у человека среднего возраста энергетические ресурсы его родителей заметно снижаются. Пока жив родительский образ, жив и психологический буфер, защищающий человека от непостижимой и страшной Вселенной.

Дж. Холлис выделил несколько характерных моментов кризиса. Главная цель первой половины жизни заключается в создании эго-идентичности. Недостаточно сформированная эго-идентичность тормозит развитие личности во второй половине жизни и даже ему препятствует. Для перехода на стадию второй взрослости требуется совершить гораздо больше, чем просто географически отделиться от родителей. Человек должен найти способ сделать продуктивной свою энергию. Кроме того, зрелые отношения подразумевают наличие осознанных обязательств.

Дж. Холлис приводит слова К. Г. Юнга: «Естественное течение жизни требует, чтобы молодой человек пожертвовал своим детством и своей детской зависимостью от кровных родителей, пока его душа и тело остаются в плену бессознательного инцеста. Страх — это вызов и задача, ибо от страха может избавить только мужество. И если не пойти на риск, смысл жизни как-то меркнет, и все будущее приговорено к безнадежной утрате, к серому, тусклому однообразию только по одному мановению рук» (Холлис, 2002, с. 58).

Во-вторых, во время кризиса человеку свойственно давление, направленное из глубины вверх. Бессознательные части души пытаются пробиться в сознание. К. Г. Юнг понимал невроз как страдания не осознавшей себя души. Если человек оказался в плену своего бессознательного, ось вертикальной размерности пересекает горизонтальную плоскость его жизни. И тогда у него в жизни появляется перспектива погружения в глубину, когда человек задумывается, кто он такой за рамками своей биографии и тех ролей, которые ему приходится исполнять.

Третье, на что обращает внимание Дж. Холлис, — это особенность диалога между «персоной» и «тенью».

«Персона» представляет собой более или менее сознательную адаптацию эго к условиям социальной жизни. Первая половина жизни направлена на создание «персоны». При изменении ролей мы ощущаем потерю своего «я». В момент кризиса происходит радикальное изменение нашего отношения к «персоне». Конфронтация с «тенью» и ее интеграция позволяет исцелить невротическое расщепление и восстановить процесс развития личности. В среднем возрасте способность к самообману истощается. Несмотря на то, что встреча со своими худшими качествами вызывает боль, признание их существования начинается с прекращения их проецирования на окружающих. Интеграция «тени» требует, чтобы, живя в обществе, мы брали на себя ответственность и честно к себе относились (Холлис, 2002).

Р. Хейвингхерст, Г. Томэ, Д. Левинсон, Г. Шихи, Б. Ливехуд рассматривали развитие взрослого человека как ряд периодов, разделенных различными ожидаемыми событиями, которые надо осмыслить и пережить (поступление в школу, на работу, супружество, приобретение или потеря членов семьи). В период ранней взрослости жизненные задачи включают в себя начало семейной жизни и карьеры — выбор супруга, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, начало профессиональной деятельности. В период средней взрослости основные усилия человек направляет на поддержание ранее им созданного в своей жизни, а также на адаптацию к физическим и семейным изменениям. Сюда относится достижение гражданской и социальной ответственности взрослого; стремление установить и поддержать экономические стандарты жизни, помощь детям и подросткам стать счастливыми и ответственными взрослыми, создание отношений с супругом как с личностью, принятие физиологических изменений среднего возраста и адаптация к ним, помощь стареющим родителям. К задачам периода поздней зрелости относится адаптация к старению себя и своего супруга, к смерти близких, к старению своего тела. Люди адаптируются к выходу на пенсию, стараются присоединиться к своей возрастной группе ((Биррен, 1964; Бромлей Д., 1966; Havighurst, 1972; Томэ, 1978; Levinson, 1986; Ливехуд, 1994; Шихи, 1999; Крайг Г.,1999, 2000; Квинн В., 2000) Ниже в таблице 1 представлены некоторые из периодизаций.

Большой известностью пользуется теория Д. Левинсона (1978, 1986), который разбил жизненный путь человека на три эры продолжительностью примерно по 20 лет. Каждая эра делится на период стабильного состояния и период изменений, в котором прежняя структура жизни подвергается сомнению, а потом и разрушается, а ее место занимает новая структура, характеризующая уже следующий этап жизни человека. В стабильной фазе развитие индивида характеризуется постепенным достижением поставленных целей, поскольку существенные задачи развития на этом этапе представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, а новые возможности — предметом поиска.

Жизнь взрослого начинается с кризиса ранней взрослости. В период 18—20 лет встает проблема достижения независимости от родителей и человек пробует сделать некоторые предварительные шаги на пути реального самоопределения. Затем в 22—28 лет наступает стабильная фаза, на протяжении которой человек находит свое место во взрослой жизни, переживает свой первый профессиональный выбор, вырабатывает отношения к любви, браку, семье. В 30 лет происходит пересмотр жизненных схем с возможностью изменить их. Во время последующего стабильного периода от 33 до 40 лет создается положение в обществе. В этот период люди стараются работать на более статусных должностях, становятся полномочными членами своей общности, приобретают авторитет, становятся более ответственными. В 40—45 лет происходит еще одно переосмысление жизненных ценностей, сопровождающееся поиском новых целей.

Д. Левинсон считал, что для достижения истинной взрослости человек должен решить четыре задачи развития: первая — сформировать свое представление о взрослости и понять, что необходимо сделать для ее достижения; вторая задача — найти наставника, поддерживающего молодого человека, помогающего ему перейти из отношений родитель — ребенок к взаимоотношению взрослых как равных. Третьей задачей является построение карьеры, поиск себя в профессиональном плане, с целью достижения самореализации. Установление близких отношений с людьми противоположного пола является четвертой задачей молодого человека. С точки зрения Левинсона, способность к близким интимным отношениям возникает только после 30 лет (Levinson, 1978).

Б. Ливехуд (1994) разбивает жизнь человека на несколько фаз. Взрослость была разбита Б. Ливехудом на три фазы. Первая фаза взрослости начинается в 21 год, в это время человек становится взрослым и начинает полностью нести ответственность за свои поступки. Около 28 лет происходит первый взгляд назад и возникает отчетливое чувство, что человек простился с юностью.

Следующая фаза начинается в конце двадцатых годов и продолжается до середины тридцатых. Это период, когда преобладают «материальные стремления» время большой активности и выдающихся достижений в системе ценностей, основанной на деловитости. Начинается серьезная жизнь. Это проявляется в различных областях. В двадцатых годах можно было проверить свои надежды и желания, теперь же планируется дальнейший ход дела. Во второй половине тридцатых годов для человека продолжают существовать в неизменном виде отношение к жизни и уверенность в себе, завоеванные в первой половине тридцатых годов. Потом появляется сомнение и наступает кризис ценностей, сопровождающийся переходом к иным ценностям. Человек в своем духовном развитии оказывается на распутье. Или он регрессирует в своем развитии вместе с биологическими функциями, или поднимается в совершенно новые сферы, где пробуждаются совершенно другие творческие силы, делающие возможной вторую кульминацию творческих сил человека. Третья фаза жизни — сороковые годы. Ценности, которые человек должен найти заново, это ценности существования. В духовном смысле эти годы означают борьбу с пустотой: человеку кажется, что он потерял почву под ногами и еще не обрел новую (Ливехуд, 1994).

Согласно Г. Шихи (1999), жизнь взрослого человека разделяется на четыре периода, которые человек проходит в его жизненном пути. Решения, принятые им на одной ступени развития, оказываются неверными на другой. Задача первого кризиса 16 лет — отказ от родительских сценариев жизни. Следующий период начинается в возрасте 23 года, когда у человека возникает план на всю жизнь. В возрасте 30 лет человек корректирует план семилетней давности с позиции накопленного опыта. В этот период человек освобождается от многих условностей, становится более рациональным. Возраст 37 лет характеризуется осознанием середины жизни. У людей появляются новые устремления, отличные от тех, которые у них были до этого периода. К пятидесяти годам приходит умудренность опытом, укрепление в этических и моральных принципах, а также независимость от стандартов и мнений других людей.

В период переходов изменения происходят по четырем направлениям. Первое направление — изменение внутреннего ощущения себя по отношению к другим. Второе направление — изменение чувства безопасности и опасности. Третье — изменение восприятия времени (достаточно ли у человека времени или ощущается нехватка его). Четвертое — появление ощущения физического спада. Все изменения являются толчком к принятию новых решений (Шихи, 1999).

Кризисы взрослого периода рассматривает отечественный психолог Б. С. Братусь (1988), выдвинувший гипотезу об уровнях психического здоровья. У человека имеются две сферы психической активности. Первая сфера — это познание мира, производство предметов, преобразование окружающего мира. Человек производит строящие орудия и инструменты своего развития. Другая сфера связана с нахождением смысла своего бытия в мире. Внутреннее психологическое орудие является не только средством решения возникающих перед человеком задач, но и является «психологическим органом», который продуцирует новые задачи, осуществляет «обеспечение и закрепление определенных, достаточно единообразных способов их решения, взаимодействие с другими подобными „психологическими органами“» (Братусь, 1988, с. 68).

Личность не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл. Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия. «Осознание конечности своего бытия впервые во всей его грандиозности ставит вопрос о смысле жизни, заставляет искать этот смысл в том, что превосходит конечную индивидуальную жизнь, что не уничтожается фактом смерти» (Братусь, 1988, с. 44).

Осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни являются ценностями. Подлинная ценность должна быть всегда обеспечена «золотым запасом» соответствующего смысла, в противном случае она девальвирует до уровня простой декларации. Именно ценности являются основными, конструирующими единицами личности, они определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни — к миру, к другим людям и к самому себе (Братусь, 1988).

Развитие личности происходит нелинейно, т.е. оно не сводится лишь к накоплению и расширению однажды выработанных мотивационных устремлений и смысловых отношений к миру. И в зрелом возрасте возможны переходы к иной смысловой ориентации основных видов деятельности. Б. С. Братусь считает, что эти переходы не так резки, как в отрочестве. Они проходят более сглажено, чем кризисы детства. В концепции Б. С. Братуся формулируются особенности кризисов зрелых периодов: наличие большого временного разрыва (в 7—10 лет) между кризисами; меньшая привязанность к хронологическому возрасту и большая зависимость от социальной ситуации; достаточно осознанное, более скрытое, интериоризированное, не демонстративное прохождение (Братусь, 1980).

В. И. Слободчиков (1991) предложил интегральную периодизацию общего психического развития человека. Критерием периодизации стала событийная общность, внутри которой и образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т. е. быть само-бытным.

Развитие человека, проблемы старения и кризисы взрослого периода жизни рассмотрены также отечественными психологами Л. Ф. Обуховой, О. Б. Обуховой и И. В. Шаповаленко (2003).

Л. И. Анцыферова, ссылаясь на отечественных психологов, разрабатывающих диалектическую теорию психического развития личности, подчеркивает и выявляет роль борьбы противоположностей и противоречий между ними как движущей силы перехода от стадии к стадии и накопления новых потенций развития. С позиции взаимодополнения и борьбы противоположностей можно рассмотреть соотношение сензитивных и критических периодов психического развития. Критические периоды обычно описываются как периоды снижения темпа развития, повышенной уязвимости, переоценки ценностей, нередко внутреннего метания. В то же время многие исследования показывают, что именно после успешного разрешения кризисов у индивида наблюдается прилив новых сил, стремительное овладение новыми областями деятельности, повышается мотивация к достижению, формируются новые способности. Здесь гармония взаимодополнения мотивов, способностей, возможностей, собственного стремления к достижению и социальных требований выступает как движущая сила развития, как механизм возникновения новых противоречий и подготовки новых стадий развития (Анцыферова, 1989, 1999).

Е. Л. Солдатова (2005, 2006) считает, что во взрослых периодах жизни развитие происходит путем чередования критических и стабильных периодов, так же как в детстве. Если задача детских возрастов связывается с освоением новых видов деятельности и с субъективацией этих новых способов действования в кризисах развития, то задача развития в периоды взрослости заключается, по мнению Е. Л. Солдатовой, в освоении личностью определенной для каждого возраста системы социальных отношений.

Между юностью и молодостью меняется социальная ситуация развития и ведущая деятельность, приводящая к кризису. Новообразованием данного перехода является принятие своих чувств и доверие своим эмоциональным проявлениям — достижение эмоциональной зрелости.

В следующий период — 30—35 лет — кризис развития личности связан с изменениями в объективной ситуации: люди становятся более самостоятельными, происходит самореализация в профессиональной деятельности. Этот период требует особых усилий личности, направленных на переоценку своей жизни и выбор дальнейшей жизненной стратегии. Новообразованием этого кризиса является принятие себя настоящего, осознание ценности «быть собой», гибкость в выборе направлений саморазвития.

Кризис середины жизни 40 лет, по мнению Е. Л. Солдатовой, связан с разотождествлением личности от идентичности с другими людьми, когда-то игравшими важную роль в жизни данного человека — учителей, родителей, наставников, друзей. В этом возрасте происходит установление собственной идентичности, сопровождающееся переоценкой смыслов и ценностей. Новообразованием кризиса является самодостаточность, определяющая независимость человека, стремление опираться только на себя в реализации жизненных целей, собственной линии жизни, доверие ресурсам своей личности.

Кризис пожилого возраста сопровождается отказом от активной социальной жизни, удержанием в себе старого, принятием своего жизненного пути таким, каким он был. Этот период связан с объективными изменениями — болезнями, выходом на пенсию (Солдатова, 2005, 2006; Шаповаленко, 2007).

Периодизация развития, опирающаяся на представление о кризисном характере перехода с этапа на этап, раскрывается также в теориях, развивающих представления о важности переживания смысла жизни в определении жизненного пути человека. Основоположник этого направления В. Франкл считает, что всякая человеческая личность представляет собой нечто уникальное и каждая из ее жизненных ситуаций неповторима. Эта уникальность и неповторимость проявляется и в каждой конкретной задаче человека. Возникая в пубертатный период, вопрос о смысле бытия потрясает человека в течение всей его жизни. В зрелом возрасте перед человеком встают новые проблемы. Возникает страх перед наступлением того возраста, за которым непосредственно следует старость; фактически — это страх перед смертью (Франкл, 2001). По мнению В. Франкла, страх перед смертью в действительности связан со страхом перед своей нечистой совестью, которая вызывается осознанием того, что в жизни были упущены многие предоставлявшиеся судьбой возможности. Единственная абсолютная ценность в жизни любого человека лишь одно — повеление его собственной совести. Совесть определяет судьбу человека в разнообразных обстоятельствах его жизни.

Человек так или иначе выполняет свой долг, когда он принимает вызов судьбы, идет ли речь о его поступках или о манере держать себя. Даже поступая неправильно, человек затем может осудить свои дурные поступки, взять за них ответственность и тем самым вступить на новую ступень своего развития. Во второй половине жизни именно прошлое имеет наиважнейшее значение для человека. Принимая прошлое, человек делает его для себя богатством и ценностью. Говоря о старости, В. Франкл пишет о важности посильного труда для общества, пусть это будет бесплатная работа в общественных организациях. В старости важен вопрос, заполнено ли его время и его душа тем делом, которому человек может посвятить в данный момент свою жизнь (Франкл, 1990, 2001).

А. Лэнгле, размышляя о переживании счастья, считает, что человеку необходимо возвратиться из прошлого, связанного в его воспоминаниях со счастьем (маленькие дети, молодость, влюбленность и др.), к настоящему, находя переживание счастья в актуальном моменте (Лэнгле, 2015).

Идеи В. Франкла продолжили развивать Д. А. Леонтьев (2007), Е. Н. Осин (2009), Д. Г. Литинская (2013) и др.

В отечественной психологии идея о смысле жизни как о важнейшей составляющей парадигмы человеческого развития представлена также В. Э. Чудновским. Он раскрывает процесс изменения психологических составляющих оптимального смысла жизни. Каждый возрастной период вносит своеобразный «вклад» в процесс поиска и становления оптимального смысла жизни (Чудновский, 2003).

В философских работах В. И. Красикова (2002) обсуждаются проблемы переживания кризисов в процессе развития человека, исходя из анализа смысла присутствия человека в мире.

Человеческую жизнь, по мнению В. И. Красикова, можно разделить на три периода. Первый период — это юность. Его переживают молодые люди от момента пробуждения сознания до конца своих 20—х начала 30—х годов. Этот период сопровождается ощущением новизны. Другой фактор — открытость и неопределенность ожидаемого будущего. Молодежи в этот период свойственно откладывать на «потом». Человека тяготит, что время тянется медленно, что вокруг все как бы застыло в неизменности — и поэтому не видно конца. Окружающее становится уже привычным, т. е. для его восприятия-узнавания уже нужна лишь малая часть того, что «тратилось» на него раньше, в оставшееся время человек томится ощущением пустоты, бездеятельности. Кажется, что уже «схвачена» незатейливая суть окружающей жизни. Молодой человек беззаветно верит в свою проницательность: мир для него прозрачен и понятен — и потому скучен (он все познал). Выводит из тупика в этом возрасте инстинкт, программа репродукции в ее социокультурных формах (любовь и семейная жизнь). Они дают временно искомое — опыт переживания собственной уникальности другого (любимых, детей). Это становится серьезнейшим смыслом.

Следующий этап развития человека — это зрелость. Для данного периода характерно наслаждение настоящим. Самосознание находится между прошлым и будущим, но не в их власти. Равноудаленность, взвешенность порождают ситуацию разорванности, неприкаянности, отсутствие некоего жизненного стержня. Попытки освоения настоящего составляют суть жизненного напряжения зрелого человека. Жизнь человека в этот период наполнена хлопотами. Предаваться хлопотам — это функционирование, теряющее свои внутренние цели, рассредоточенное во множестве дел и оправдывающее себя именно их множеством. Кризис среднего возраста — экстремализация постоянного вялотекущего синдрома существования. По мнению В. И. Красикова, суть активной фазы синдрома существования в кризисе среднего возраста заключается в переживании обесценивания смыслов, характерна усталость, раздражительность от заурядности и бессмыслицы происходящего.

Приоритетом развития человека от детства к зрелости является наполнение памяти опытом поколений и собственное приспособление.

Кризис среднего возраста наиболее глубок и болезнен, в этот период человек добирается до сути, после чего замирает в ужасе отчаяния от невозможности что-либо радикально изменить. Немногие признаются себе в этом состоянии. В. И. Красиков описывает три вида реагирования на кризис. Это уклонение, самоубийство и бегство.

Уклонениеэто переживание человеком своего жизненного предела: он достиг некоторого уровня, после которого не будет уже дальнейшего качественного изменения, личностного и интеллектуального. Он чувствует, что это состояние сродни смерти. Человек опасается даже приближаться к теме, чья тяжесть может отравить ему жизнь, убить еще оставшиеся непосредственность и радость существования. К зрелому возрасту большинство людей обретает все необходимое для жизни: приличную работу, достаток, уважение, отлаженное, размеренное существование со своими гарантированными удовольствиями. Если и могут быть улучшения, то не столь радикальные, что были при переходе от юности к зрелости. Исчезновение надежды, ослабление воображения, сопровождающееся рационализацией, порождают кризис в виде отделения смысла от существования.

Многие люди не хотят никаких изменений, о которых предвещает отсутствие целей и смыслов. Люди зрелого возраста еще полны сил, они хотят, чтобы все оставалось так же. Люди, склонные к рефлексии, дорожащие идеалами своего воображения, тяготятся заурядностью, повторяемостью, впадают в уныние. Человек бежит от себя подлинного в свои повседневные роли, чувствуя в них спокойствие и стабильность.

Уклонение простирается по шкале от забывания до забытья. Забывание — волевое усилие отведения внимания от собственных тревожных состояний. Люди пытаются найти свой интерес в музыке, литературе, хобби. Рационалистические установки, ограниченные интересами повседневности, господствуют над сознанием человека долгое время. Забытье — такой жизненный стиль, в котором свободное время занимается систематическим употреблением алкоголя.

Самоубийство — это другой вариант ответа на кризис существования.

Третье решение как ответ на кризис среднего возраста В. И. Красиков называет бегством. Человек может стремиться убежать от задачи возобновления попыток восстановления взаимных связей смысла и существования. Имеются две формы бегства. Либо убежать от себя, собственных смыслов и стать всецело существованием — жить интересами тела и ближайшего социального окружения. Либо убежать от мира в себя, находиться внутри своей души. Оба решения половинчатые, хотя и обладают преимуществами.

В первом случае, в отличие от уклонения, человек признается в наличии у себя синдрома существования, он находит некий удовлетворяющий его на время ответ. Но решение проблемы смысла существования видится им вовне себя — в другом, которое представляется величественным. Человек способен прилепиться к нему и стать им: Делом, Любовью, Познанием, Красотой, чтобы вновь обрести твердую почву под ногами, объективироваться «в пароходы, самолеты и другие великие дела». Эти люди вполне искренни, когда говорят о смысле своей жизни как о «науке», «понимании», «политической борьбе за что-то» или о «прекрасном».

Кризис состоит в том, что смысл «я» видится только в разрыве с существованием: внутри существования «я» переживает свою унифицированность, клеймо шаблонности социума. Лишь немногие способны творить себя сами, а остальные довольствуются тем, что видят свое «я» в разрыве с существованием.

Однако смысл также невозможен без существования, как нет «пространства и времени» без объектов, свойствами которых они являются. Если человеку не нравится его существование, ему необходимо создать новые смыслы. Но новые смыслы невозможны без нового «я», формами которого они являются. Чтобы изменить «я», надо его знать, узнавание уже есть испытание и изменение.

На грани саморазрушения, творческого воображения и самообъективации может иметь место феномен «второго рождения». Второе рождение — это непрерывное самоотрицание и самополагание, постоянное испытание себя. Ко второму рождению подходят единицы из тысяч (Красиков, 2002).

О кризисе середины жизни (40—44 года), сопровождающемся экзистенциальными проблемами, связанными с переосмыслением пройденного жизненного пути, переоценкой прежних ценностей, потерей смысла жизни, пишут современные отечественные психологи. К общим особенностям кризиса начала зрелости относятся: отсутствие чувства счастья, чувство отчуждения с друзьями и потеря смысла жизни. К специфическим особенностям кризиса периода «середины жизни» относятся: неудовлетворенность жизненной самореализацией; потеря смысла жизни, ощущение безысходности, страх смерти, горечь от жизненных потерь и утрата самоуважения (Труженикова, 2006; Ипполитова, 2005).

Однако Б. Г. Ананьев считает, что на проживание периодов жизни человека накладывается неравномерность и гетерохронность становления свойств личности. Неравномерность процессов смены состояний индивида, которые выражаются во внутренних противоречиях развития, приводят к различным возможностям жизни (Ананьев, 2001).

Подводя итоги, можно отметить, что жизнь человека состоит из закономерной последовательности определенных периодов. Переход из одного периода к другому сопровождается кризисом. Как писал Л. С. Выготский, кризисы необходимы для развития личности и если бы кризисы не были бы исследованы эмпирически, то их необходимо бы было внести в схему развития на основании теории (Выготский, т.4. 1984). Возрастные нормативные кризисы сопровождаются ключевыми переживаниями. Критерием того, что человек перешел на другой этап развития, является смена характера переживания себя, других людей, окружающего мира.

1.2. Жизненный путь как последовательность событий

Жизненный путь личности может также рассматриваться без выделения закономерной последовательности этапов развития, как череда событий. В этом подходе исследуется взаимодействие индивида с окружающей средой, и события, с которыми сталкивается личность, рассматриваются как уникальные и принадлежащие только жизненному пути данного индивида. Среди направлений в рамках данного подхода можно назвать теории Л. Брюдаль, Т. Холмса, Р. Рэйха, Х. Риза и др.

Н. Нивен (Niven N., 2000) отмечает, что события являются маркерами, характеризующими изменения в жизни человека. Л. Брюдаль (1998), Д. Киммель (Kimmel L.C., 1990), Неугартен (Neugarten, 1977) делят события жизни на два вида. К первому виду относятся события, которые неожиданно меняют сложившийся образ жизни. К ним относится смерть, тяжелая болезнь, увольнение с работы, выигрыш большой суммы денег и др. Другой вид составляют события, к которым человек готовится (брак, выход на пенсию, смерть престарелых родителей, др.). Если событие предвидится, то оно приводит к меньшему стрессу, чем в том случае, если оно происходит неожиданно в жизни человека.

Наиболее известная шкала стрессогенных событий составлена Т. Холмсом и Р. Рем (Holmes D.S. & Rahe R.H., 1967). Много мелких стрессов могут влиять на человека сильнее, чем одно значительное событие жизни. К наиболее стрессовым событиям относятся смерть супруга (100) баллов, развод (73). Наименее стрессовые события — отпуск (13), незначительные нарушения закона (11). Главная проблема этой шкалы состояла в том, что она использовала только одно измерение — стресс.

А. Д. Канер и др. (Kanner A.D. et al, 1981) создали шкалу «взлеты и падения», оценивающую ежедневные трудности и удачи. К трудностям были отнесены забота о членах семьи, рост цен на товары повседневного спроса и др. К наиболее частым удачам относятся позитивные эмоции, связанные с супругом, переживание своего здоровья и др.

О. Брим и С. Райер (Brim O.G. & Ryer C.D., 1980) описали жизненные события, используя квалификацию в трех измерениях. Вероятность — это возможность, что событие произойдет. Возрастная соотнесенность — связь событий с возрастом. Распространенность — возможность возникновения события у многих или нескольких людей.

В ряде работ отечественных психологов события жизни также рассматриваются в контексте жизненного пути человека. С точки зрения Б. Г. Ананьева, «жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения» (Ананьев, 2001, с. 91). В качестве единицы анализа жизненного пути выделяется событие жизни. Жизненный путь, согласно этому подходу, делится на ряд периодов, разграниченных между собой событиями.

В отечественной психологии существуют различные трактовки события (Рубинштейн, 2004, Логинова, 1979, Карцева, 1990, Ананьев, 2001, Пергаменщик, 2003). С. Л. Рубинштейн пишет, что события жизни могут являться поворотными этапами жизненного пути, при которых определяется жизнь на последующий долгий период. (Рубинштейн, 2004). Таким образом, события жизни, согласно С. Л. Рубинштейну, связаны с собственной активностью человека, с принятием им решения, с его выбором.

Б. Г. Ананьев (2001) относил к событиям внешние обстоятельства, с которыми человек сталкивается. Он разделил все события на две группы — события окружающей среды и события поведения человека. Жизнь человека часто меняется под влиянием внешних событий. К событиям окружающей среды относятся события, происходящие в том обществе, где живет человек. К событиям макросреды можно отнести войны, революции, эпидемии. Человек не может находиться вне истории той страны, в которой он живет. Он может пассивно принимать события, а может быть их активным участником. На человека также оказывают влияние и биографические события: это события, связанные с микросредой. К ним относятся его отношения с семьей: вступление в брак, рождение детей, смерть родителей, а также события, связанные с трудовой деятельностью — начало работы, повышение по должности, уход с работы, награды, кульминационные моменты достижений в избранной деятельности.

Событиями поведения человека, согласно Б. Г. Ананьеву, являются его поступки. Поступки могут открыть человеку жизненную перспективу. Поступки происходят во внешней среде, а созревают внутри человека. Их смысл сводится к принятию или отвержению некоторой ценности.

Н. А. Логинова (1979) выделила третью группу событий — события внутренней жизни человека, составляющие его духовную биографию. Такие события (прочтение книги, встреча со значимым человеком, просмотр спектакля и др.), переживания о которых можно пронести через всю жизнь, оказывают на личность человека формирующее влияние.

Т. Б. Карцева (1990) вводит понятие жизненного события. Такое событие приводит к изменению образа себя. Эти события либо разрушают личность, либо заставляют ее иначе относиться к себе и миру. Как следствие, такие события приводят к изменению отношений с близкими людьми. Жизненное событие рассматривается как такое событие (поступок или ситуация), которое затрагивает самоопределение личности. Если событие не меняет представления личности о себе и о своих отношениях с окружающим миром и другими людьми, то оно не является жизненным. По мнению Т. Б. Карцевой, одинаковые события для одних людей становятся жизненными, а для других нет. Даже если событие вызывает тяжелые переживания, оно не становится жизненным, если не меняет представления личности о себе. К индикаторам жизненного события и косвенным критерием его, по мнению Т. Б. Карцевой, относится наличие процесса переосмысления человеком своего прошлого, его переоценка, изменение целей и смысла жизни.

Л. А. Пергаменщик (2003) считает необходимым выделить группу травматических событий. К этим событиям можно отнести угрозу собственной жизни, физические травмы. Травматический стресс, вызывающий страх и беспомощность, переживается личностью как соразмерный по интенсивности чувств со всей предыдущей жизнью, поэтому такое событие делит жизнь на две части — на события, произошедшие до и после травмирующего события. Психологическая травма влияет на восприятие времени. Травмирующие последствия могут приводить к симптомам «укороченного будущего», которые выражаются в наличии неясных жизненных планов и в избегании ситуаций, связанных с необходимостью строить прогнозы на будущее. Человек, столкнувшийся с травмирующим событием, но не переживший его, остается в прошлом. Человек, получивший психологическую травму, ощущает себя иным, чем он был прежде, взрослее и опытнее, чем его сверстники. Психологическая роль такого события заключается в том, что оно определяет многие последующие события, кладет начало новому образу жизни.

Одно и то же событие может оказывать различное влияние на людей. Это относится и к переживанию перехода середины жизни. М. О. Алферова и И. В. Шаповаленко (2008) показали, что люди по-разному осмысливают свою жизнь, реагируют на проблемы активно или пассивно. Ими было выделено четыре личностных варианта проживания периода середины жизни: самоактуализирующийся, обыденно-жизненный, деструктивный, конфликтный.

Из вышесказанного следует, что некоторые события не оказывают существенного влияния на ход жизни человека. Однако другие события, включая и нормативные кризисы, которые приходится переживать человеку, приводят к перестройке характера, изменению направления и темпа развития личности, подталкивают человека к переосмыслению им своей жизни. Такое событие является поворотным моментом, связанным с новым этапом жизни личности, приводящим к смене круга ее общения, изменению образа себя (Логинова, 1979, Карцева, 1990, Пергаменщик, 2003).

1.3. Смена ключевых переживаний как критерий наличия перехода

Л. С. Выготский, рассматривая влияние событий жизни на развитие личности, вводит понятие переживания как единицу анализа личностного развития. «Переживание есть единица, в которой в неразложимом виде представлена, с одной стороны, среда, то, что переживается, — переживание всегда относится к чему-то, находящемуся вне человека, — с другой стороны, представлено то, как я переживаю это, т.е. все особенности личности и все особенности среды представлены в переживании, то, что отобрано из среды, все те моменты, которые имеют отношение к данной личности и отобраны из личности, все те черты ее характера, конституциональные черты, которые имеют отношение к данному событию» (Выготский, 2001, с. 75). Одно и то же событие может вызывать различные переживания у разных людей, что зависит от их характера, возраста и других особенностей. В результате одно и то же событие, в зависимости от вызываемых им переживаний, способно по-разному влиять на дальнейшую жизнь различных людей. При этом некоторые события жизни ведут к «ключевым переживаниям», вызывающим реакции, в возникновении которых участвует вся личность. Эти переживания способны изменить цели и мотивы жизни, приводя к существенным переменам всего жизненного пути человека (Выготский, 1984, 2001).

По мнению Л. С. Выготского, в критические периоды развития происходят смены основных переживаний личности. Кризис представляется моментом перелома, который выражается в том, что от одного способа переживаний среды личность переходит к другому.

Сущностью всякого кризиса является перестройка внутреннего переживания, перестройка, которая коренится в изменении основного момента, определяющего отношение личности к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением человека. При переходе от одного возрастного периода к другому у человека возникают новые побуждения, новые мотивы, происходит переоценка ценностей. Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, с этой точки зрения, может сопровождать переход не только к новому возрастному периоду, но и от одного этапа жизненного пути к другому. При этом меняется и отношение человека к среде. У личности появляются другие интересы, человек начинает заниматься иной деятельностью, у него перестраиваются отношения с людьми.

Среда становится, с точки зрения развития, совершенно иной с того момента, когда личность переходит из одного возрастного периода в другой, от одного этапа жизненного пути к другому. Именно изменение переживания влечет за собой весь спектр поведенческих реакций, характерных для критического периода (Выготский, 1984).

Ф. В. Бассин (1972) пытался понять переживание не только как созерцание, но и как некоторую деятельность, производящую важные изменения в человеке. Ф. Е. Василюк также рассматривает переживание как восстановительную работу по преодолению разрыва «жизни», который возникает при некоторых жизненных событиях. О жизненном пути личности, с точки зрения этого автора, можно говорить в перспективе реализации жизненного замысла. В качестве поворотного пункта жизненного пути личности Ф. Е. Василюк рассматривает переход. Поскольку психологическим орудием реализации жизненного замысла является воля, то период перехода характеризуется бессилием воли в реализации жизненного замысла. При этом сам переход предстает как сложный динамичный процесс, в котором могут затрагиваться различные «измерения» жизни индивида (его витальность, отдельные жизненные отношения, внутренний мир), что ведет к проявлениям стресса, фрустрации или возникновению внутреннего конфликта (Василюк, 1984, 2017).

Ф. Е. Василюк выделяет два типа переходов. В первом случае сохраняется возможность восстановления прерванного течения жизни. Жизненный замысел сохраняется, и, выходя из перехода, личность остается прежней. Во втором случае реализация прежнего жизненного замысла становится невозможной. В таких случаях человек может ощутить потерю смысла жизни.

Эта невозможность реализации прежнего жизненного замысла становится предметом переживания. Переживание является внутренней деятельностью, помогающей человеку преодолеть различные критические ситуации, с которыми он сталкивается в своей жизни. Поэтому продуктом работы переживания является осмысленность происшедшего, формирование новых ценностей, поиск новых источников смысла, создание этих новых источников.

К кризису приводят такие события жизни, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, резкие изменения социального статуса и др. Кризис ставит проблему, которую человек не может разрешить, что делает реализацию его прежнего жизненного замысла невозможной. «Результат переживания этой невозможности — метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа Я» (Василюк, 1984, с. 47).

Эту тему рассматривает, в частности, Н. О. Садовникова (2015), описывающая переживание в процессе деятельности по разрешению профессионального кризиса, в ходе которого происходит построение новой профессиональной перспективы.

Н. А. Логинова отмечает, что сами переживания могут становиться событиями жизни. Конкретное впечатление может вызывать переживания, имеющие биографический смысл. Например, эстетическое переживание музыки, прочтение книги и т. п. могут способствовать определению жизненной направленности личности, и поэтому оно опосредованно влияет на ход жизни, а значит, становится событием в ней (Логинова, 1985).

А. Ю. Узиковой под руководством Л. Ф. Обуховой был проведен анализ биографических и автобиографических текстов, касающихся жизни известных личностей, а также биографический анализ сочинений респондентов на тему «Значимое в моей жизни переживание». Были выявлены особенности ключевого переживания (Узикова, 2009). Таким образом, понятие переживания позволяет выявить связь между событиями и смыслом жизни. Проблема поиска человеком смысла жизни рассматривалась как фактор, определяющий жизненный путь человека, в работах В. Франкла, В. Э. Чудновского и др. В них анализировалось влияние ситуаций, условий жизни, непредвиденных событий на переживание человеком смысла своей жизни (Франкл, 2001, Чудновский, 2003).

Переходы и кризисы были рассмотрены как этапы развития личности в зарубежной психологии А. Дэниш и А.Д» Оджелли (1980), Б. Хопсоном, М. Скэли (1991), Р. Мусом (1986), Л. Брюдаль (1998). Процесс переживания жизненного перехода побуждает людей смотреть на свою жизнь другими способами, которые препятствуют обращению к прежней перспективе. Согласно Н. Нивену, переходы (transitions) как таковые необходимы для личностного роста (Niven, 2000).

А. Дэниш и А.Д» Оджелли (Danish S.J. & D’Augelli A.R., 1980) предложили рассматривать события жизни как факторы личностного роста, а не только как проявления состояния личности на определенном этапе развития, как, с их точки зрения, предлагал Э. Эриксон. На основании предложенной ими модели развития как личностного роста они считают необходимым поставить в центр психологической помощи личностный рост, а не терапию и реабилитацию. Авторы полагают, что большое значение имеет рефлексия индивида над событиями своей жизни, случившимися в прошлом, как позитивными, так и негативными. Такая рефлексия повышает уровень компетентности личности при переживании событий, которые могут случиться в будущем. При этом подчеркивается важность переживания событий жизни для последующего использования полученных навыков успешного выхода из критических ситуаций.

Развивая этот подход, другие исследователи анализируют общие черты переходов, рассматривая их как процессы, имеющие важное значение для личностного роста индивида. При этом ими обсуждаются специфические механизмы, которые индивиды используют, чтобы справляться с переживаемыми кризисами.

Существуют различные модели, которые пытаются показать тип проблем, переживаемых людьми в течение жизненных переходов.

Б. Хопсон и М. Скэли (Hopson, Scally, 1991) представили переход как последовательность семи фаз. Однако, они представили скорее структуру, чем жесткую последовательность событий. Прохождение через фазы не является гладким и непрерывным.

Фаза 1. Шоковое состояние.

Фаза 2. Шок дает основу для резкого колебания настроения — это или эйфория или отчаяние — в зависимости от природы перехода. Степень колебания настроения зависит от обстоятельств события. Эта фаза сопровождается попыткой оценить последствия.

Фаза 3. Сомнение в себе. Позитивные события могут порождать у человека сомнения в себе, сможет ли он справиться с таким стилем жизни, до той поры никогда не переживавшимся. В случае негативных событий этот этап может быть незаметным, и индивид может перейти от отчаяния к сомнению в себе без того, чтобы заметить какие-то изменения. Эмоции, связанные с этим этапом — тревога, страх и тоска.

Фаза 4. Принятие реальности и внутреннее освобождение от события. Это наиболее важная фаза во всем цикле, так как она отмечает переход от прошлого к будущему. До этого момента человек оставался эмоционально привязан к прошлому. Эта привязка должна быть разорвана, для того чтобы дать возможность развитию новых эмоциональных связей. Данная фаза является травмирующей, поскольку человек должен порвать старые связи, не зная, какие связи его ждут в будущем. Эта фаза представляет момент, когда человек может преобразовать свою трагедию и несчастье в отправные точки личностного роста.

Фаза 5. Попытка найти новые возможности. Этот этап сопровождается перепадами настроения, поднятием самооценки и появлением перспектив. Постепенно человек начинает выстраивать нижнюю точку цикла и двигаться вперед.

Фаза 6. Осмысление пережитого события. В некоторый момент индивид должен оглянуться назад на переход или кризис и попытаться найти смысл того, что с ним случилось.

Фаза 7. Включение пережитого, нового опыта в свою жизнь. Человек теперь ощущает чувство целостности между новым стилем жизни и самим кризисом. Прохождение через весь цикл позволяет индивидам быть готовыми встретить будущие кризисы и переходы с уверенностью в себе, кроме того, у людей возникает чувство уверенности, что, справившись с одной трудной ситуацией они смогут справиться с другой.

Эти кризисы и переходы являются развивающими этапами. Пережив кризис, человек не возвращается в прежнее состояние. Процесс переживания жизненного кризиса или перехода побуждает людей смотреть на свою жизнь иначе, чем прежде. Успешное прохождение кризиса и перехода сопровождается личностным ростом и повышением самооценки. Однако модель Б. Хопсона и М. Скэли хорошо работает в случае негативных событий жизни и хуже в ситуациях позитивных событий (Niven, 2000).

Другая модель, описывающая вызванный событиями жизни переход, была описана Р. Мусом (Moose R.H., 1986). Кризис выдвигает перед человеком задачи, которые ему необходимо решить:

• установить смысл и понять личностное значение ситуации;

• выполнить внешние по отношению к самому событию, но необходимые действия, например, похороны после смерти и др.;

• поддержание отношений с близкими людьми, сохранение социальных связей, которые нарушаются при столкновении с событиями жизни;

• управление своими чувствами и сохранение эмоционального баланса;

• сохранение образа себя и поддержание самооценки несмотря на переживание тяжелых обстоятельств.

Способы решения этих задач могут быть либо адаптивными, либо дезадаптивными. Р. Мус описал три категории способов преодоления, которые включали когнитивные, поведенческие и аффективные компоненты (Niven, 2000).

• для преодоления, сфокусированного на оценке, используются навыки, направленные на изменение значения ситуации и осмысление ее опасности;

• для преодоления, ориентированного на проблеме, включаются навыки, направленные на активное противостояние проблеме и на предотвращение ее последствий;

• для преодоления, сфокусированного на эмоции, начинают действовать навыки, используемые при управлении чувствами.

В рамках этих трех категорий имеется девять способов преодоления:

Логический анализ и умственная подготовка. Логический анализ относится, во-первых, к способности уделять внимание за один раз одному аспекту кризиса, разбивая кризис, несмотря на эмоциональные трудности, на небольшие, потенциально преодолимые части. Во-вторых, пережитый опыт становится достоянием человека и помещается в долгосрочную перспективу. Умственная подготовка — это навык, который практикуется часто перед событием, равно как и после него. Он состоит в вызывании из памяти прошлых способов решений подобных проблем или предвосхищающем переживании ожидаемого события (например: оплакивание ожидаемой смерти близкого).

Когнитивное переопределение. Этот навык помогает принять реальность события или переводит мысли о нем в более приемлемое переживание. В контексте жизненного кризиса и перехода человек обращает внимание на возможные худшие варианты жизни или же пытается увидеть в событии позитивные стороны, например, вызываемый новым опытом личностный рост.

Когнитивное избегание или отрицание. Использование отрицания как механизма преодоления часто рассматривается как неуспешный выход из кризиса, однако этот механизм может предоставлять «пространство для дыхания», где люди предохраняются от разрушения и им дается время, чтобы консолидировать другие личностные ресурсы для преодоления. Когнитивное избегание и отрицание могут являться немедленным ответом на стресс. В случае, если они кратковременны, они могут быть продуктивными навыками.

Поиск информации и поддержки. Этот навык можно разбить на составляющие. Поиск информации разделяется на три части: получение информации о кризисе, исследование возможных альтернативных способов действия и предвидение их вероятных исходов. Поиск поддержки от семьи, друзей и других людей, находящихся рядом в социуме, является ценным источником помощи в трудные периоды жизни. Однако имеется определенное рассогласование между потребностью искать поддержку у других в трудной ситуации и потребностью уединяться от других, чтобы остаться одному со своими переживаниями.

Выполнение внешних по отношению к самому событию действий. Эти навыки помогают людям разрешать проблемы, которые возникают в результате событий. Выполнение необходимых обязанностей, вызванных событиями, ведет к развитию чувства уверенности и самоуважения, которые дают облегчение человеку, оказавшемуся в кризисе.

Поиск альтернативы. Кризису часто сопутствует изменение активности человека и поиск новых источников поддержки (поиск друзей, иных социальных ролей).

Альтернативные регуляции. Контроль за своими эмоциями представляет из себя важный этап для сохранения надежды на будущее. Регулирование эмоций является важной работой со своими чувствами с целью снижения собственной чувствительности к происшедшим событиям, вызывающим кризис.

Эмоциональная разрядка. Открытый выход своим чувствам помогает человеку, пережившему стресс, уменьшить внутреннее напряжение.

Покорное принятие. Принятие ситуации и осознание, что ничего нельзя изменить, представляют собой навык необходимый в ситуациях, когда ситуация неразрешима. Это осознанное решение принять обстоятельства такими, какие они есть (Moos, 1986).

Л. Брюдаль (1998) рассматривает психологические кризисы как импульс к личностному росту. Пережив кризис, человек может начать мыслить иначе, чем прежде. Ему открывается активное, творческое, не знающее границ начало.

Люди, находящиеся в кризисе, имеют измененное сознание. Ощущения, которые испытывает человек, трудно выразить словами. Общепринятый язык, основанный на рациональном логическом мышлении, не пригоден для описания причинных взаимосвязей в процессе переживания кризиса.

Психологические кризисы могут привести к изменению системы ценностей. В момент угрозы для жизни вся она, от начала до конца, проносится перед внутренним взором. Прежняя жизнь закончена, и возникает важный вопрос: как жить дальше? Изменение точки зрения способно повлечь за собой изменение в самой системе ценностей.

Когда человек находится в кризисе, он ощущает отсутствие времени. Тогда он возвращается в безвременное начало своего развития и обретает доступ к модусу переживаний, при котором все соответствует всему, а прошлое, настоящее и будущее не существуют, как нет их, когда человек был младенцем. В период кризиса человек может чувствовать близость смерти и испытывать страх от переживания этой близости (Брюдаль, 1998).

Отсюда следует, что в своей жизни человек переживает различные переходы, вызванные событиями жизни или нормативными кризисами. Такие события сопровождаются ключевыми переживаниями, вызывающими изменения представлений личности о себе, других и окружающем мире. При этом происходит переосмысление человеком своей жизни, изменяется его самооценка, возникают новые отношения с другими людьми, меняется круг его общения. Смена характера переживания себя, других людей и окружающего мира выступает при этом симптомом перехода с одного жизненного этапа на другой.

Подводя итоги сказанному в этой главе, можно заключить, что возрастные изменения, поскольку они ведут к смене ключевых переживаний и обозначают вехи в развитии личности на ее жизненном пути, могут быть обозначены как своего рода нормативные кризисы, аналогичные кризисам, вызванным событиями внутренней жизни (Логинова, 1979).

Для первой фазы взрослости (20—30) лет характерны следующие задачи:

• пробы и поиск профессии, спутника жизни — Р. Хейвингхерст, Д. Левинсон

• ответственность за создание собственного окружения (ранее эта задача рассматривалась как характерная преимущественно для женщин, что требует сегодня дополнительных исследований)

• основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры (ранее преимущественно у мужчин, по Б. Ливехуд, а в современном обществе также нуждается в изучении)

• построение взрослой идентичности, не подвластной контролю со стороны родителей, ответственность за свой жизненный путь, отказ от ожидания постоянной родительской поддержки — Р. Гулд

Для второй фазы взрослости (30—40) лет:

• полное освобождение от контроля родителей (обретение независимости от родителей) — Р. Гулд

• осуществление себя в профессии — Р. Хейвингхерст

• партнерские отношения в совместной жизни — Р. Хейвингхерст

• гражданская ответственность — Р. Хейвингхерст

Для третьей фазы взрослости (40—50):

• физиологические изменения среднего возраста, с которыми индивид вынужден считаться — Р. Хейвингхерст

• отношения с супругом как с личностью — Р. Хейвингхерст

• уравновешивание социального и сексуального начала в отношениях с людьми обоих полов — Б. Ливехуд

• понимание проблем стареющих родителей, проявление эмоциональной гибкости — Р. Хейвингхерст

• полное автономное взрослое самосознание — Р. Гулд

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Возрастные кризисы: особенности переживаний мужчин и женщин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я