Эта книга обобщает 25-летний опыт автора в качестве учителя музыки общеобразовательной школы и даёт принципиально новый подход к преподаванию этого предмета. Надеюсь, это будет интересно и полезно не только учащимся, но и широкому кругу любителей музыки.Часть информации можно найти в ранее опубликованных книгах «Сборник стихов» и «Композиторы-романтики: Франц Шуберт, Никколо Паганини».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музыка. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Детский альбом»
Весной 1878 года Чайковский вернулся на родину после заграничного путешествия. Он приехал в Каменку к своей сестре. Пётр Ильич очень любил детей.-Что может быть лучше, чем дети и цветы? — говорил он. И так печалило его то, что у него не было детей. Тем более привязался он к своим племянникам.
У Чайковского было 7 племянников. Они очень любили его, доверяли ему свои радости и горести, делились маленькими тайнами. Каждый его приезд был для них праздником. Прогулки, пикники, домашние спектакли-во всех развлечениях он был главным зачинщиком. Окружённый тёплыми заботами сестры и любовью детей, Чайковский впервые за долгие месяцы почувствовал наконец себя вполне счастливым. Жизнь в деревне ему всегда очень нравилась.
Чтобы Петру Ильичу было спокойнее работать, его поселили в отдельном домике. Из его окон открывался чудесный вид на село и речку. В одной комнате поставили пианино, в другой была спальня. Возле дома был маленький садик с цветами. Красивые места-дубовые рощи на скалистых берегах реки и леса окружали Каменку. По праздникам всем семейством ездили в лес на целый день. Останавливались где-нибудь на поляне. Дети с Чайковским бежали собирать шишки для самовара, сучья и хворост для костра. Сестра расстилала скатерть, резала хлеб, делала бутерброды. Весной собирали цветы, летом грибы.
Пётр Ильич интересовался музыкальными занятиями племянников. Почти все они были очень способны к музыке. Особенно радовал Чайковского своими музыкальными успехами его любимец Володя. Композитор решил сочинить альбом детских пьес, которые были бы доступными самым начинающим и в то же время красивыми. Так возник знаменитый «Детский альбом» Чайковского. В нём 24 произведения. « Детский альбом» посвящён Володе Давыдову.
ПЁТР ЧАЙКОВСКИЙ И ВЛАДИМИР ДАВЫДОВ 1892
Произведения цикла
«Утренняя молитва» — это невероятно красивая, светлая, созерцательная пьеса, которая навевает на размышления о Боге, о душе. Чайковскому удалось удивительным образом передать в фортепианной музыке пение хора.
Вторая пьеса «Зимнее утро» — это музыка о природе. Она изображает метель, музыка тревожная и быстрая.
Третья пьеса «Игра в лошадки» — быстрая и весёлая музыка.
В пьесе «Мама» музыка ласковая, нежная.
В пьесе «Марш деревянных солдатиков>> композитору удалось очень точно передать движение игрушечных солдатиков.
«Болезнь куклы» Грустная музыка передает переживания маленькой девочки, которая настолько заигралась, что принимает все всерьез и очень сильно беспокоится о своей любимой кукле.
«Вальс» — одна из наиболее популярных пьес цикла. Почему именно вальс? Этот танец был одним из самых популярных и любимых в XIX веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках.
«Новая кукла» — это продолжение веселья, ведь девочка очень рада своей новой игрушке. Она танцует и кружится вместе с новой куклой. Музыка очень точно передает настроение маленькой девочки, чувство восторга и радости. Пьеса напоминает вальс, правда, звучит он очень быстро.
«Мазурка» — польский танец.
Три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» передают характер русской музыки.
«Полька» — чешский народный танец.
Он звучит очень весело, задорно и изящно.
В следующих пьесах композитор представил песни разных стран. Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов. Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке. В них очень точно передал Чайковский итальянские, французские и немецкие черты в музыке.
Неслучайно предпочтение автор отдает именно итальянским, ведь как раз осень и зиму 1877—1878 годов он проводит в путешествии по европейским городам, в частности, Чайковский посещает Италию. Из Милана он пишет Н. Ф. фон Мекк о своих ярких впечатлениях, полученных там.
Любопытно, что «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет» и даже в некотором смысле «Старинная французская песенка» объединены одной идеей. Все они напоминают звучание шарманки. Эти впечатления у маэстро сохранились еще с самого детства, когда его отец привез из Петербурга механический орган. Благодаря этому устройству, Чайковский смог познакомиться с произведениями великих композиторов.
Не обошлось в «Детском альбоме» и без сказок, их тут две.
«Нянина сказка» — это страшная история, рассказанная старушкой-няней.
«Баба-Яга» — это еще одна сказка в цикле, в которой композитор очень точно передал фантастический полет главного персонажа. Колдунья стремительно проносится мимо слушателей. Музыка звучит резко, быстро, некрасиво.
Пьеса «Сладкая греза» спокойная, мечтательная.
«Песня жаворонка» — это яркая и невероятно живописная картинка, передающая щебет птиц.
Заключительная пьеса цикла «В церкви» — это снова обращение к молитве. Музыка звучит достаточно строго и серьезно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музыка. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других