Как стать писателем. Для чайников

Наталия Моричева (Кельта)

Эта брошюрка – мои систематизированные мысли и опыт, накопившиеся в заметках, обобщённые и приведённые к общему знаменателю, а не учебник или пособие по писательскому мастерству. Я надеюсь, что мой труд поможет делающим самые первые шаги не сбиться в пути, выбрать маяки и начертить собственную карту путешествия к успеху. И, конечно же, обойти ловушки, в которых застревала я. Да и просто получите представление о возможных предстоящих трудностях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать писателем. Для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Семь шагов к писательству от недогуру (Недогуру. Часть 2)

Это опять запись из блога. В обсуждениях в тот раз разгорелось весьма интересное обсуждение, в ходе которого большинство из этих шагов не только подверглись сомнению, но и были раскритикованы. Потому что то, что подошло мне с моим характером, складом ума, потребностями и образом жизни оказалось чуждо для остальных. И в каких-то моментах я даже согласна с ними, но об этом позже. Пока вот текст самого блога.

_____________________________________________________________

Я как-то уже выступала в роли гуру писательского дела. Там блог был большей частью шуточный, хоть и с долей здравых мыслей. А сейчас я опять хочу выступить в той же роли — наставника, который сам неизвестно что и раздаёт советы, обещая золотые горы всем желающим. Фальшивым гуру, так сказать. Так что поехали — семь шагов, чтобы стать писателем.

Первый шаг. Прочитать не менее ста, а лучше тысячи книг, стараясь, чтобы они были как можно более разнообразные. Просто читать, получая удовольствие. Ведь нельзя стать писателем, не став до этого читателем.

Второй шаг. Найти пару сайтов или блогов, в которых публиковались/публикуются статьи по теории. Структура произведений, десять шагов создания не картонного персонажа, метод снежинки, карточки… Да хотя бы определение терминов, чтобы говорить с критиками на одном языке. Прочитать всё это, вместе с комментариями и обсуждениями.

Если всё понятно, то можно переходить ко второй части этого шага — читать не выжимки в блогах, а что-нибудь по-серьёзней. Я про книги о писательстве и литературе, отчасти по сценарному делу. Любые, которые найдёте и которые понятны. Если не понятно, то эту часть можно отложить на потом, но не забыть к ней вернуться.

Третий шаг. Начать перечитывать книги, примеряя на них вычитанную теорию, стараясь разбирать структуру, сюжет, персонажей, язык повествования. Лучше письменно. Тут же можно начать писать развёрнутые отзывы на произведения. А ещё читать фанфики на только что разобранные книги и отзывы на них. И всё это не забывать пытаться анализировать как со стороны читателя, так и через призму базовых знаний. Сейчас главное про каждое прочитанное произведение ответить на вопросы «Как это сделано/устроено?», «За счёт чего что в нём работает/не работает?», «Почему мне понравилось/не понравилось?.

Четвёртый шаг. Попробовать написать фанфик и оценить его, постараться попасть в характеры героев и канон, а так же получить обратную связь от читателей. Вторая фаза четвёртого шага — пробовать писать оригинальные истории, не ставя себе ограничения на минимальный и максимальный размер. Ну и активно участвовать с этим на отзывообменах, стараясь даже тем, кто написал отписку, давать большие корректные развёрнутые отзывы.

Пятый шаг. Эксперименты. Продолжать всё так же писать без цели по размеру, оригинальные истории и/или фанфики и анализировать себя. Когда легче пишется? Сколько можешь написать влёгкую в день? Сколько максимум при полном напряжении в неделю? В тишине или под музыку, с чаем рядом или наедине с клавиатурой. По плану, без плана, по своей идее, по заявке… Попробовать как можно больше разных параметров и понять какие условия работы оптимальны с учетом писательской работоспособности, комфорта и без ущерба остальной жизни, семье и здоровью. Экспериментируйте, но в пределах разумного и без риска для жизни и здоровья.

Шестой шаг. Начать писать, применяя все наработанные навыки и знания, но уже поставить перед собой большую цель, например полноценный роман в определённом жанре, в котором раскрыть такую-то идею и рассказать такую-то историю. Параллельно с этим ещё раз пробежаться по прошлым шагам. И дать оценку всему, написанному собой ранее.

Седьмой шаг. Стать писателем.

Если что, по этой схеме я где-то между пятым и шестым шагом.

Ну и как всегда — это не истина в последней инстанции, но, как мне кажется, вполне рабочая схема, если пройти которую, можно действительно научиться писать. Т.к. она включает в себя как освоение теории (не в академическом, объёме, конечно), приложение теории к практике, так и наработку собственного опыта и получение навыка анализа как себя, так и результатов собственного творчества.

Вы как хотите, а я буду продолжать бегать по этим шагам, в том числе и по спрятанным между ними граблям.

_____________________________________________________________

А теперь объясняю что тут не так. В этих шагах спрятан риск зарыться в бездонную яму, застряв на любом из шагов. Помните нашего условного Архипа? Он как раз закопался между вторым и третьим шагом, а первый шаг пропустил.

Чтобы не застрять тут надолго с высоты ещё нескольких лет брожения мысли и рефлексирования я могу посоветовать:

1) Выполнять некоторые шаги не последовательно, а параллельно. Читать книги и осмысливать их в том числе с точки зрения критика можно всю жизнь не прекращая. Писать своё и разбирать чужое можно по очереди, а разборы знакомых книг и фильмов умными людьми слушать так вообще в фоновом режиме пока блинчики печёшь и т. д.

2) Определить стоп-линии. Особенно в пункте освоения теории. Выделите два-три вечера на освоение самых азов и формирование представления об основных методиках, а потом начинайте пробовать всё это применить на практике на малой форме, подбирая инструменты под свою руку. И только потом, уже имея собственный опыт создания и работы с текстом, с произведением, имея отклик простых читателей и критику, можно читать более сложные пособия. Тогда через призму практического опыта будет и понимание того, что в учебнике втолковывают, и адекватная оценка нужности того или иного знания.

3) Я по-прежнему считаю, что лучше начинать с фанфика по нескольким причинам:

a. Более низкий порог вхождения. Подхватить и продолжить чужой мир и персонажа, особенно попавших в самое сердце, проще, чем создать новый.

b. Фансообщество, которое пишет и читает фанфики более доброжелательное и щедрее на обратную связь. Хотя это сильно зависит от выбранного фандома. В любом случае с большей вероятностью ваш рассказ будут читать единомышленники.

c. При переходе с фанфиков на оригинальные произведения, вы уведёте с собой от 10 до 30% набранной аудитории, которая станет вашей поддержкой и опорой. Ну и само её наличие — это рекомендация для новых читателей. Раз кто-то уже оценил, то и мне не грех потратить немного времени, чтобы присмотреться.

d. Копаясь в характерах и поступках полюбившихся героев, можно открыть новые и неожиданные их грани, углубить понимание. И вывести живой пример того, как может изменяться герой под ударами обстоятельств, оставаясь «в характере».

e. Прежде чем браться за книгу, которая особо дорога, а тем более за цикл или серию, я предложила написать хотя бы одно объёмное завершенное произведение. Просто это снимет с автора немало сомнений и напряжения. Он уже написал до точки один раз, уже смог, а значит знает, что и сейчас сможет. Ну и представляет, сколько для этого ему требуется сил и времени, а значит и готов, что это будет марафон, а не спринт. Ну и плюс понимает, что если он печатает 50 слов в минуту с листа, это не значит, что он напишет роман в 10—12 а.л*. за 4 дня. А если и напишет, то получится как у секретарши, которая печатает по 1200 символов в минуту, но такая фигня получается.

Отдельно почему не нужно подрезать себе крылья первым произведением замахиваясь на роман, трилогию, цикл. Написание миниатюры или рассказа — это спринт. Но потом их нужно править и шлифовать, только без фанатизма, конечно. Повесть — забег на среднюю дистанцию. А вот роман — это марафон. Стометровку или километр можно взять без особой подготовки и даже уложиться в норматив на троечку. Марафон же без тщательной подготовки — путь к провалу. А провал хоть и закаляет характер, но и подрывает уверенность к себе.

А себя нужно беречь.

* 1 а.л. — 1 авторский лист = 40 000 знаков с пробелами. Это общепринятая единица измерения объёма рукописи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать писателем. Для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я