Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания подростков и взрослых (ПВИ-ПВ)

Наталия Белопольская, 2011

Описан модифицированный вариант оригинальной проективной методики: «Половозрастная идентификация», предназначенный для диагностики особенностей личности подростков и взрослых людей. Приведено руководство к методике и нормативные данные, а также результаты валидизации методики на разных группах испытуемых.

Оглавление

Из серии: Психологический инструментарий

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания подростков и взрослых (ПВИ-ПВ) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Психологический инструментарий

В издании использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ № 10-06-00180а

© Когито-Центр, 2011

Введение

Психодиагностическая методика «Половозрастная идентификация», вариант для детей (ПВИ-Д) разрабатывалась нами с начала 1990-х годов. Она задумывалась как инструмент для изучения некоторых аспектов личности детей младшего возраста, связанных с осознанием своего телесного облика, пониманием его изменчивости во времени, соотнесением его с принятыми в обществе половозрастными ролями. Вслед за Э. Эриксоном (Erikson, 1959; Эриксон, 1968), этот конструкт был обозначен как половозрастная идентификация. Возрастная и половая идентификации относятся к базовым компонентам структуры идентичности. Возрастная идентификация опосредуется биологическими процессами взросления и старения, но отражает их в контексте выполняемых личностью социальных ролей и переживаемых жизненных событий (психологический возраст). Половая идентификация также тесно связана с врожденными конституциональными и гормональными особенностями развивающегося организма, однако, как и в случае с возрастом, она опосредуется личностными установками и побуждениями (психологический пол). Оценка своего возраста и пола определяет принятие определенной половозрастной роли человека (Montpare, Lachman, 1989; Rubin, Berntsen, 2006). Методика ПВИ-Д является как раз тем инструментом, который предназначен для оценки уровня сформированности представлений ребенка о своем возрасте и поле и выявления соответствующих отклонений и нарушений в развитии его самосознания.

Первое издание руководства по ПВИ-Д в комплекте с набором стимульного материала (12 карточек) вышло в свет в 1995 году (Белопольская, 1995) и с тех пор неоднократно переиздавалось (1998, 2002, 2009). Это руководство содержит достаточно подробное описание измеряемого конструкта, стимульного материала, процедуры тестирования, обработки и интерпретации получаемых результатов. За прошедшие с первой публикации годы ПВИ-Д зарекомендовала себя полезным и надежным инструментом, позволяющим получать важную информацию о половозрастных компонентах детского самосознания. Развернутые рецензии на методику ПВИ-Д можно найти в книге «Ежегодник профессиональных рецензий…» (2010).

Оглавление

Из серии: Психологический инструментарий

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания подростков и взрослых (ПВИ-ПВ) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я