Педагогика. Шпаргалка

Наталия Александровна Богачкина, 2009

Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Педагогика». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Оглавление

9. Становление научной педагогики

Педагогика до начала XVII в. оставалась частью философии. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в.

1623 г. английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон издает трактат «О достоинстве и увеличен ии наук». В нем сделана попытка классификации науки, и в качестве отдельной науки была названа педагогика, под которой Ф. Бэкон понимал «руководство чтением». Ф.Бэкону же принадлежит выражение «знание — сила».

Статус самостоятельной науки был закреплен трудами Я. А. Коменского (1592–1670), теоретические идеи которого до сих пор актуальны. В труде «Великая дидактика» Я. А.Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию молодежи, а в книге «Материнская школа» изложил свои взгляды на семейное воспитание.

В историю западноевропейской педагогики вошли имена Дж. Локка (уделял большое внимание психологическим основам воспитания, нравственному воспитанию; отрицал наличие врожденных качеств), Ж. Ж. Руссо (разрабатывал идеи природосообразности, основатель теории «свободного воспитания» и педоцентризма), Г. Песталоцци (сочетал теоретическую деятельность с практической, развивал идеи гуманизации воспитания), И. Гербарта (его взгляды носили консервативный характер, сторонник физического наказания), А. Дистервега (пропагандировал усиление самостоятельной работы, ратовал за подготовку народных учителей).

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М. В. Ломоносов (1711–1765). Он создал такие учебные книги, как «Риторика», «Российская грамматика» и др. Видный деятель просвещения в России в XVIII в. был И. И. Бецкий. Он написал трактат «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который широко использовался в закрытых образовательно-воспитательных учреждениях для дворян.

Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внесли К.Д. Ушинский (1824–1870) — считается основателем научной педагогики и народной школы в России, автор многих трудов по вопросам обучения и воспитания, создал учебники для начальной школы («Детский мир», «Родное слово»), Н. И. Пирогов (1810–1881) — много внимания уделял повышению научного уровня образования, В. И. Водовозов (1825–1886), В. П. Острогорский (1840–1902), П. Ф. Лесгафт (1837–1922) — известен трудами в области физического воспитания, Л. Н. Толстой

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я