Познающее тело. Жизнь многомерного интеллекта от клетки до события

Наталия Аирд

Книга-путешествие в удивительный мир знаков, среди которых мы живем. Она раскрывает глубинную структуру сознания и его творческий потенциал.Что такое многомерное мышление с точки зрения современной науки? Как общаются клетки организма, и как это влияет на личность? Почему слова и образы меняют наше восприятие? Что выбрать: горы или море? Почему животные делают нас лучше? Существует ли интуитивное питание? Когда сбываются мечты?Ответы на эти и другие вопросы качества жизни вы найдете в книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познающее тело. Жизнь многомерного интеллекта от клетки до события предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Экологичное развитие «Познающего Тела»

Что происходит внутри нас? Условия межуровневого перевода

В жизни как бесконечной коммуникации все существа задуманы так, чтобы они общались, постоянно оказываясь в новых условиях. Первый «топор» разделяющих противоречий между телом и сознанием угодил в «яму», когда мы выяснили, что сознание проявляется через каждый подуровень человеческой системы, включая телесный.

Структурировать и дать исчерпывающее описание всем происходящим в нас процессам коммуникации не представляется возможным, поскольку они протекают не всегда вертикально, линейно и предсказуемо. Можем ли мы точно сказать, о чем сообщаются наши сердце и легкие, пока мы договариваемся с приятелем о встрече?! Вряд ли, да и в этом нет необходимости. Ведь у нас есть минимум три таких уровня сознания и мышления, которые работают постоянно, параллельно и обеспечивают нам успешное развитие.

Наше телесное сознание (вегетативное мышление) часто работает в обход ментальному анализу; оно познает жизнь в микромире. Наше животное сознание (пространственно-поведенческое, ассоциативно-чувственное или пространственно-чувственное мышление) познает жизнь в окружающем макромире. Культурное сознание (ментально-понятийное мышление) развивается с познанием жизни внутри модели социально-культурного мира.

Соответствующие им виды мышления определяют и виды коммуникации, в которые мы вступаем на каждом уровне (Таб. 1.1.).

Таб. 1.1. Сводная таблица коммуникативных уровней человеческого сознания и мышления в соответствующих им мерностях восприятия.

Таблица наглядно показывает, что мы активно общаемся разными средствами в окружающем мире. Но самая активная коммуникация ведется между уровнями внутри самого человека. И ее качество напрямую сказывается на внешней коммуникации.

Даже простым решениям отправиться спать или выпить воды, съездить на отдых или проверить здоровье предшествует интерпретация сложных знаков тела (реакции на свет, боль, жар) посредством пространственно-чувственного мышления, создающего ассоциации, оценочные реакции, а затем и понятийного, отвечающего за дальнейшие осознанные действия. Смене места жительства или созданию новых отношений предшествует вереница из умозаключений, инстинктивного и интуитивного поиска и ориентирования, телесного принятия новых условий физического и психологического климата. Другими словами, внутри нас происходит постоянный «межуровневый перевод» информации. Пишется «многоязычная книга» жизни, «мемуары» всех личных опытов каждого познающего уровня, что позволяет свойствам нашего сознания реализовываться и участвовать в становлении их целостного благополучия.

Этот перевод межсемиотический в том смысле, что знаки одного уровня сознания интерпретируются в знаках другого. Значимое телесное ощущение должно быть успешно проинтерпретировано ассоциативно-чувственным сознанием, которое сориентирует нас по подобающему поведению, и дойти до символического сознания, до ума, в виде идеи, которая поможет осознать, зачем и откуда это ощущение и что с ним надобно делать.

Вспомните, возможно с вами бывали случаи, когда с неприятными ощущениями в теле, вам приходил образ воспаления конкретной мышцы или детали другого нарушения, что при проверке у врача оказывалось правдой. Это пример очень качественной коммуникации между вегетативным и животным сознанием. Если еще вас посещало понимание, как это вылечить — к решению подключилось ваше символическое сознание. Сознание перевело знаки (в данном случае иконы), воспринимаемые в «плоскости» клеток, в объемную картинку, т.е. икону следующего уровня. Способность «видеть», что происходит внутри нас, не является экстрасенсорной. Она — естественная необходимость. Так природа обеспечивает слаженное развитие и успешное существование организма. Человеческому существу предлагается много таких тонких природных настроек для освоения и совершенствования.

В своем едином стремлении к здоровью, счастью, гармонии люди выражают интерес к тому, чтобы ясно понимать, что и когда с ними происходит. Однако это не всегда получается. Некоторые легко замечают свои телесные ощущения, другие затрудняются определить, что их беспокоит годами. В одних ситуациях мы умеем выразить свои чувства и желания, в других теряемся даже назвать их. Эти случаи отражают слабый или сильный характер упомянутого «перевода» между уровнями сознания.

Что же позволяет информации, которой располагает наше неосознаваемое, становиться доступной для наблюдения и умственного анализа, т.е. подниматься «снизу вверх»? А что помогает нашей физиологии адаптироваться к идеям передовых изменений привычек и образа жизни, т.е. спускаться «сверху вниз»? Рассмотрим основные условия успешного межуровневого перевода в живой системе человека.

Естественные условия

1) Сформированность уровней.

Сюда относится достаточная сформированность, во-первых, биологической структуры человека, включая отделы мозга и их функции. Во-вторых, стартовая и определяемая этим развитость свойств восприятия, наших способностей к знаковым взаимодействиям, описанным в предыдущих главах. Эта сформированность не исключает складывающихся физиологических особенностей и специфики восприятия отдельного человека.

2) Автономность и связность уровней.

Человек проходит последовательное становление уровней сознания. Поэтому каждый из них имеет признаки автономности. Когда заканчивается формирование основных речевых функций (мышления символами), они вместе уже функционируют как единое целое. При этом необходимая автономность каждого сохраняется для решения задач в «своей» коммуникативной среде (Таб.1.1.) и накопления опыта, недоступного напрямую другому уровню восприятия и мышления.

Эти процессы мышления всегда сосуществуют и поддерживают друг друга. Порой личности человека бывает неуютно обнаружить такую многослойность и примириться с «бесконтрольной» жизнью своего многослойного сознания. Например, феномен экзистенциональной тревоги, появляющейся у людей при пребывании наедине с собой или созерцающих внутреннее состояние, скажем, в медитации, можно объяснить и тем, что после «отключения» словесного мышления, в фокусе наблюдения оказываются незамечаемые ранее слои эмоционально-образных и телесных «размышлений». Они поднимаются с индексального и иконического уровней сознания, и об их существовании человек, занятый ментальными заботами, может не иметь представления. Его может пугать не столько тишина, сколько оглушительность внезапно поднимающихся образов и ощущений. Сам факт существования их активной самостоятельности.

Будь наши уровни менее автономными, случись аналитическому уму всякий раз делать выбор для поддержания жизнедеятельности тканей и органов, выяснять отношения с вирусами, или вспоминать надлежащее поведенческие стратегии, процесс нашего обучения, познания или развития был бы более энергозатратен, беден и менее гибок. «Многоязычие» обеспечивает нашу жизнеспособность и многовариантную обучаемость внутри единой познающей структуры, нашего Многомерного Интеллекта.

«Вертикальную» знаковую связность уровней сознания хорошо иллюстрирует изначальная последовательность их развития. На основе икон формируются индексы, на индексах строятся более сложные иконы (образы), на почве сложных икон и индексов взращиваются и разветвляются символические отношения, которые начинают направлять иконически-индексальное познание (там, где это возможно) в нужное личности русло. Связность дает возможность «поднять» или «спустить» наиболее значимые жизненные смыслы по всей оси познающей живой системы. С каждым этапом перевода они получают новые содержательные грани, в то время как большее развитие сенсорных систем и памяти делают их бесконечно многообразными. Мы действительно можем гордиться своим столь необычным и утонченным строением.

3) Стабильность и гибкость уровней.

Стабильность обеспечивается запоминанием. Она предполагает заученные решения в известных жизненно важных ситуациях в каждой «модели мира» (микро-, макро-, метахарактера, т.е. в клеточной, пространственной и культурно-идейной среде соответственно). Они заложены в эффективных шаблонах саморегуляции. Их огромное количество, каждое можно выразить общей логической формулой «если — то».

Запоминание работает в «горизонтали» как запуск цепи событий, логичной для каждой подсистемы и среды коммуникации: если вирус — то синтезируй антитела, если попал в воду — плыви, если оказался в Риме — поступай как римлянин, и не ходи в гости со своим самоваром. По «вертикали» этот перевод идет с учетом внутренних взаимодействий. Например, пора спать, вы не хотите, но ложитесь в кровать. Лежачее положение способствует психическому расслаблению, с которым успокаиваются и замедляются телесные ритмы, мысли и облегчается переход в режим сна. За всеми этими последовательностями стоят знаки и информационный обмен посредством них.

Свойство гибкости предполагает изменения на каждом уровне сознания при попадании в новый жизненный контекст. Другими словами, это освобождение от старой и создание новой памяти. Благодаря этому мы можем, например, отрегулировать свою социальную жизнь и распорядок дня, для чего создать новую привычку вставать рано, под которую перестроиться внутренняя активность тела и биоритмы.

В совокупности стабильность и гибкость обеспечивают саморегуляцию каждого уровня и их дальнейшее совместное усовершенствование.

Помимо «встроенных» условий успешной межуровневой коммуникации есть те, которые мы можем сознательно создавать. Они предполагают преднамеренное развитие человеком своего Познающего Тела.

Создаваемые условия

1) Регуляция внутренней среды.

В любой коммуникации важна среда, в которой передается сообщение. При наличии «шумов» и «помех», сообщение может быть не доставлено или неверно проинтерпретировано. Это касается знаковых процессов в физиологии, психике, уме и тех, что протекают между ними.

Обеспечение чистой среды и канала связи включает:

— Очищение от болезнетворных и вредных физиологических, эмоциональных, поведенческих или мыслительных программ, привычек и установок.

— Стимулирование здоровья и активности каждого уровня познающей структуры. Т.е. телесные, психологические и ментальные тренировки для обретения и поддержания своего уникального эталонного состояния.

— Развитие произвольного («направленного») внимания.

На последнем пункте остановимся подробнее. Именно благодаря направленному вниманию мы достигаем поставленных целей. Как верно подчеркивает в своих выступлениях телесно-ориентированный психотерапевт Д. Атлантов: «Чтобы исцелить человека, нужно привести к единой цели все уровни его структуры». В нашем контексте это — коммуникативные уровни сознания и мышления человека, его многомерного интеллекта. Во время самонаблюдения через управление вниманием собирается и сопоставляется информация от телесных ощущений, эмоционально-чувственных реакций, образов и возникающих идей. Это способствует всестороннему осмыслению знаков и их связи с внутренними и внешними процессами, хорошему ориентированию в собственных состояниях. Так же оттачивается наша интерпретационная программа организма — когда мы принимаем сигнал (ощущение, чувство, мысль), ясно осознаем, что за ним стоит, и можем выбрать соответствующие действия. Поэтому люди с хорошо развитым произвольным вниманием и знанием себя эффективны и во внешней коммуникации.

Произвольное внимание запускается волей и его качество зависит от развития навыков:

— Сокращать или увеличивать время удержания внимания. Определяет готовность быть внимательным в заданный период времени.

— Концентрировать и рассеивать внимание. Определяет степень необходимой сосредоточенности, вовлеченности во время занятия.

— Расширять или сужать фокус внимания. Определяет объемы захватываемой информации, включение большего или меньшего количества деталей.

— Децентрировать внимание. Определяет свободную смену фокуса, переход с одного объекта наблюдения на другой и пропорциональное расщепление фокуса на несколько объектов.

В этом смысле, известный в нейропсихологии факт восстановления важных функций организма под воздействием внимательного самонаблюдения можно объяснить семиотически. Знаки разных уровней сознания (иконы — индексы — символы), которые кажутся сперва хаотичными, чужеродными, бессвязными, естественно сопрягаются между уровнями (исцеляются), восстанавливая слаженную и цельную коммуникацию внутри человека.

2) Развитие чувств.

Оно предполагает развитие активной работы органов чувств (диапазон и скорость передачи) и способности мозга обработать поступающую от органов информацию. Своевременность реагирования на то, что происходит с нами и вокруг нас, также зависит от этого.

Мы имеем более 20 чувств, в зависимости от классификации. Среди них выделяются традиционные пять: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Каждое из чувств не только обеспечивает нас нужной информацией, но и добавляет оттенки, «сочность», глубину и значение проживаемому опыту.

Базовых настроек чувств человека обычно достаточно для поддержания жизни. Так, если ваше ухо услышит резкие и громкие звуки, а вегетативное сознание распознает «рваные» звуковые волны, это спровоцирует раздражение, смену сердечного ритма, выработку гормона стресса. Ваше настроение изменится и появится инстинктивное желание уйти подальше от источника неприятного звука. Когнитивные функции также будут затронуты. Если вы беседовали, речевой поток, скорее всего, резко остановится, а ваш собеседник может растеряться и забыть, что хотел сказать, сменить тему, выругаться, пытаясь сосредоточиться. В этой ситуации звуковой сигнал считывается одинаково всеми коммуникативными уровнями организма как нечто нежелательное. Выдавая соответствующие макрознаки в виде ощущений, двигательных порывов, эмоций и слов. Для успешной саморегуляции важно, чтобы так и происходило. Однако если вы работаете на улице или живете рядом со стройкой, вам вряд ли подойдет постоянно сбегать с места событий. Для восприятия более широких возможностей в ситуации обычно требуется сознательное развитие чувств.

Оно включает:

— Расширение диапазона восприятия и осознания стимулов, которые на вас влияют.

— Увеличение чувственной избирательности, когда вы можете выбрать, что чувствовать, а что нет.

— Создание нужных мыслительных, поведенческих и физиологических сценариев в зависимости от ситуации, чтобы выбирать реакцию на стимул.

При развитой саморегуляции человек сможет достаточно гибко переключить восприятие, чтобы заглушить эффект неприятных звуков, решить надеть беруши или наушники с успокаивающим шумом воды, если уйти нецелесообразно, — ему придет в голову больше вариантов решений, нежели просто чувство обоснованного раздражения.

Чувства хорошо развиваются через стимуляцию рецепторов, наблюдение и динамичный ментальный тренинг. Полезной схемой подобных упражнений может быть «заметил — назвал — пережил», которая хорошо сонастраивает внутренние уровни. Например, исследователи звукового фона для преодоления стресса от городского шума рекомендуют выделять звуки, называть их, создавать положительные ассоциации с ними, обучаться вычленять вниманием каналы тишины и приятных звуков — все то, что поддается регулярной тренировке в практически любой обстановке. С практикой эти рекомендации исправно работают, внося больше осознанности, предприимчивости и адаптивности в жизнь человека.

3) Знание и учет коммуникативных средств уровней.

Главный экологический принцип современности «Думай глобально, действуй локально» применим и к живой системе человека. Экология её развития заключается в экологизации каждого уровня мышления вообще и решении конкретной проблемы в частности. Поскольку понимание мыслительных (семиотических) связей в организме, позволяет прогнозировать эффект локальных воздействий, которые будут запускать «волну» значений и изменений по всем слоям сознания, перестраивая его.

Конкретная проблема часто зарождается и проявляется на одном из уровней в большей степени, чем на другом, несмотря на их взаимовлияние. Поэтому стоит учитывать разницу и доминирующие знаки в каждой среде коммуникации нашего сознания. Для каждого из его уровней есть свои методы, действующие сильнее благодаря понятному для него «языку». Иконическое мышление хорошо понимает язык веществ, движения, давления, дыхания и другие знаки-иконы физической реальности. Индексальное различает сенсорные образы, формы, отношения между ними. Символическое виртуозно «говорит» на языке нейрологических связей. В идеале, для достижения целостности и цели разные средства должны учитываться и дополнять друг друга.

Поэтому если человек бежит марафон, почувствовал судорогу и подумал: «Надо расслабиться», мозг обработает резкость, мягкость, контраст и другие звуковые свойства слов и отреагирует на них. Но забитые мышцы не поймут вербальные символы, эту фразу «надо расслабиться», так, чтобы сразу прийти в норму (подробнее о воздействии слова — в разделе «Словесное мышление»). Если к словам подключится образ и волевая эмоция, выстроится свойственный ей контур напряженных и расслабленных зон в теле. Это уже телесный знак, своеобразный «мышечный иероглиф», который более интенсивно включит нервную систему, память соответствующих биохимических реакций. В надпочечниках начнет вырабатываться адреналин, что поможет пробежать больше. Но для устранения забитости тканей освобождающая мышечная механика, растягивание, массаж, размеренное дыхание (газообмен) — будут непосредственными каналами передачи сообщения, чтобы напряжение спало.

Например, дыхание, как и другие перечисленные методы, — это знаковый, т.е. несущий информацию процесс, с быстродействующим эффектом. Он ритмичен. Поэтому все процессы организма, кодирующиеся знаками-ритмами, не остаются безучастными (сердцебиение, пульс, мозговые ритмы). Чем лучше мы понимаем беззвучные свойства телесного мышления, которые порой малозаметны за нашей речевой деятельностью, тем быстрее и качественней можем себе помочь. Плоть — это часть сознания, которая живет в любопытно схожих, но немного других знаковых отношениях, чем сознание ментальное (ум).

Когда мы не можем разогнуться после дня, проведенного в кресле, усердно склонившись над работой, это значит, что тело услышало сообщение и отозвалось: распознало мышечный контур и выполнило поручение «тянись туда и запомни положение». Люди часто на иконическом «языке» сообщают в зону телесного мышления то, эффект чего они потом пытаются исправить. Телесное сообщение следует своим законам построения смысла и часто недопонимается личностью. Поэтому важно отслеживать, что мы предлагаем своему телу с более влиятельного контрольного уровня ума и поведения.

Для искушенного читателя это может казаться очевидным. Однако практика показывает, что нередко люди пытаются разрешить, например, выраженную психологическую проблему регулярным плаванием. Физическая нагрузка, безусловно, благотворно влияет на скорость и качество всего мышления, настроение и подталкивает к нужному решению, но могут понадобиться именно коммуникативные средства пространственно-чувственного уровня восприятия — образные связи, ассоциации, эмоции. Аналогично, не все задачи можно решить словесным осмыслением, проговариванием или прописыванием — средствами символического мышления.

Способность переключаться на разные уровни сознания нашей единой структуры, запускать естественные мыслительные (знаковые) процессы на каждом и объединять их определяют успех исцеления — достижение единой цели благодаря целостности работы сознания.

Ситуации «подумал и произошло» тоже имеют место. Когда перевод сообщения по всем уровням происходит быстро и эффективно. Если такое случается с вами в одной ситуации, а в другой нет, это может означать, что сонастройка (межуровневый перевод) есть по одним жизненным задачам, где больше накопилось чистоты межуровневой связи и опыта. А по другим их предстоит создать, достигнув целостной работы своей живой системы. Проблема исчезает, когда ее решение получает сильное иконическое, индексальное и символическое проявление в сознании.

Познавательные шаблоны человека

«Однажды каждому из вас придется поверить во что-нибудь там эдакое. Потому что Там, Эдакое всегда в вас верит». Так с улыбкой приговаривала ее прабабушка, потягивая чай из фарфоровой чашечки и разглаживая мятую страницу своей бурной молодости.

Помнит она ее смутно. С тех далеких пор многое из «эдакого» стало создаваться в северных лабораториях. Она сверилась с заказом, подключила пульт. Закипела работа.

Частица лавы — запах смол — эфир и солнечный фотон.

Вода и огненная пыль — искра и кроткий гравитон.

Ингредиенты падали один за другим, тихо оседали на дне и тут же растворялись.

Часть пустоты, кристалла BeL и пара нежных децибел.

Раздался легкий сладковатый аромат, вскипела млечная пена. Она понимающе кивнула, будто соглашаясь с невидимой силой, внезапно заявившей о себе, и вмешала следующий набор.

Говорят, когда-то люди писали на своих изделиях: «Сделано с любовью». Такой знак качества намекал, что товар был изготовлен с особой заботой и вниманием. Знали ли они, что это на самом деле?!

Она достала одну из колб, в которой находилось нечто, похожее на серебристую дымку, оживленно блуждающую по стенкам сосуда. Осторожно поддев инструментом, вытянула оттуда маленькую идеальную сферу, совсем невесомую, почти прозрачную, часто пульсирующую, и быстрым движением погрузила в готовую смесь.

Появилось едва заметное движение. Частицы медленно закружились в ажурном танце, стали проявляться и увеличиваться, образуя мерцающие геометрические пути и фигуры. Песчинка вспыхнула, на мгновение показались земля и горы; они соединились с элементом растений, и вот уже зацвели деревья, заискрилась роса на пряной траве, засияло солнце над клифами, вздохнул океан, зажурчали ручьи; потянулось звездное небо, полетели птицы; формы все быстрее возникали и исчезали в сияющем круговороте. Компоненты и сочетания находили друг друга в каком-то безупречном, лишь им известном порядке.

Затем вихрь разом стих.

Жидкость приобрела ровное свечение, отливавшее всеми цветами радуги, всеми гаммами звуков, запахов, форм. Казалось, вся вселенная затаилась в ней.

Самый быстродействующий препарат века был готов».

(Отрывок из рассказа «По соглашению сторон»)

В соответствии с природой, как мы уже выяснили, человеческий универсум — система без лишних элементов. Мы являемся единовременно и телесным сознанием, мыслящим «точками» вне времени и пространства. И ассоциативно-чувственным сознанием, складывающим «точки» в объемные фигуры, их последовательности, мыслящим ориентирами в воспринимаемом пространстве форм и их отношений. И понятийным сознанием, складывающим точки в фигуры, фигуры в сложные геометрические и цифровые символы, мыслящим идеями, событиями во времени.

Эта восхитительная структура строится на взаимозависимости входящих в нее элементов. Процитирую Дж. Хоффмаера, который прокомментировал связи в коммуникации так: «От семиотической компетентности субъединиц — будь то отдельные личности в целом социуме, растения в экосистеме, клетки в многоклеточном организме или муравьи в муравьиной колонии — зависит поведение и целостность сущности высокого порядка» [17].

Относительно личной жизни сущностью высокого порядка человек склонен называть собственное «Я», которое переживает, с которым он себя отождествляет и на которое опирается при принятии решений. Но мы помним, что есть еще и «Я» каждой клетки, «Я» нашей чующей (животной) сути, «Я» субличностей, духовное «Я» — список таких единиц можно продолжить. Всякая из них занята своим делом, несет функцию и тем или иным способом влияет на восприятие, поведение и целостность нашей сущности — какой бы мы ее ни представляли. Поэтому, чтобы сделать свою жизнь действительно экологичной и счастливой, уместно учитывать компетенцию каждой такой субъединицы и их преемственность, которые обеспечиваются естественными процессами развития человеческого сознания.

Вспомним и резюмируем их:

— На основе вегетативного мышления клеток рождается качественно другой вид пространственно-чувственного мышления многоклеточного существа и еще более вариативный и абстрактный вид мышления существа культурного. Они взаимно зависят друг от друга.

— Хотя знаковые отношения с каждым уровнем качественно меняются, они выстраиваются на основе сложившихся предыдущих. Поэтому в определенной степени, то, что мы познаем на вегетативном уровне, является неотъемлемой частью нашего ментального знания. То, чему подвергается и что усваивает («понимает» и запоминает) клеточное сознание, непременно влияет на высшее интеллектуальное сознание, особенности тех идей, которыми мы живем и на основе которых строим свое благополучие.

— Функции организма и деятельность, включая предметную, выстраиваются «снизу вверх». Изменение же часто провоцируется «сверху вниз». Как это случается, например, когда мы решаем скорректировать режим дня, и он перестраивает активность физического тела. Или когда мы видим красивый образ, и это вызывает выработку гормонов счастья в организменной среде.

— Ментальный уровень (ум) самый ответственный за то, что происходит со всей системой. Поскольку он наделен большей семиотической свободой, временным мышлением, и через него личность осознается. Через него мы можем выбирать и создавать более благоприятные сценарии саморазвития.

— Напрямую сравнять модель поведения наших клеток и, к примеру, нашего пространственно-чувственного поведения не видится возможным. Поскольку модели приобретают более разветвленные структуры с каждым уровнем. Однако на основании общих принципов организации мышления можно отследить преломления существующих коммуникативных моделей.

В частности, некоторые оздоровительные направления, такие как психотерапия, телесно-ориентированная терапия, психосоматический коучинг, работают с телесными блоками, которые удерживают эмоциональное состояние. Например, детородная травма может препятствовать свободному волеизъявлению человека в условиях неизвестности, т.к. телесная память влияет на пространственно-чувственное (поведенческое) сознание. И задача человека в этом случае — освободить память. Аналогично связь между уровнями наблюдаются при повторяющихся вспышках гнева, страха и других эмоциональных напряжениях, в результате которых появляются уплотнения и изменения в тканях, телесных зонах, связанных с этими эмоциями (чувства меняют физиологию). Обратная ситуация, когда защитные реакции тела появляются в результате стрессового повторяющегося переживания. На основе характерного дня них телесного каркаса закрепляются новые модели поведения и отношений. Тогда «верхнее» мышление о событии может частично корректироваться через телесные упражнения, меняющие поведенческую реакцию.

Это многократно доказанное функциональное единство всех слоев человеческой структуры. С перспективы познавательных процессов (семиотики) важным дополнением к таким наблюдениям является то, что, совершенствуя телесность, мы влияем не только на двигательную способность, карту напряжений, мозговую активность и другие психофизические параметры, улучшаем самочувствие и стимулируем умственную деятельность. Важно, что мы обогащаем способность всего Познающего Тела обучаться, черпать знания о своей жизни и возможностях, поскольку в этот момент оно, как открытая информационная структура, работает с информацией и меняет работу со знаками (ход коммуникации) на разных уровнях сознания. Развиваемое иконическое мышление и память порождают новые индексальные и социо-культурные отношения. Это приводит к иному и более глубокому мирочувствованию и мировосприятию («умвельту»).

Мы всегда находимся в том или ином режиме коммуникации с миром, и получаем опыт общения даже в условиях, которые не рассматриваем как информационно значимые (например, во сне). Мышление не начинается и не останавливается, когда мы замолкаем. И все же автономность неосознаваемых мыслительных процессов не снимает нашей сознательной ответственности за их здоровое протекание и регулирование. Постоянная активность мышления (в том или ином виде) в Познающем Теле означает, что здоровье находится в ежесекундном становлении. Это требует пристального внимания к своим повседневным условиям жизни, занятиям и общению.

Например, если человек отравился каким-то продуктом и продолжает его потреблять с тем же печальным эффектом (что может происходить без резких симптомов), сформируется устойчивый сценарий сопротивления и сожительства с инородными веществами. Ведь система постоянно пытается сохранить себя или адаптироваться, если способов полностью вывести яд нету. Устойчивая модель сопротивления и сожительства иконического мышления неизбежно начнет «всплывать» на поверхность индексального в качестве пространственных ориентиров. Они поведут человека в ситуации, в которых ему придется что-то терпеть или преодолевать, как это делают травмируемые клетки, появится подверженность негативным ассоциациям или склонность попадать в деструктивные, «токсичные» отношения. По цепной реакции уровень суждений также будет затронут — сформируются установки о безысходности и жизненных тупиках. В такой ситуации можно констатировать: то, что познало сознание клеток, стало знанием личности — компетенция единицы повлияла на сущность более высокого порядка.

Полный перечень аналогий и параллелей, как было сказано, невозможен. Знак становится более многомерными и многозначными с каждым «восхождением» по лестнице познания. Тем не менее, упомянутые в примере параллели позволяют более объемно взглянуть на житейские мудрости такие как: «все в твоей голове», «в дурном теле — дурные мысли» или «в здоровом теле здоровый Дух». Агрессивное «продавливание» границ вегетативного сознания, которое, как мы помним, трудится над распознаванием, например, нужного и ненужного, полезного и вредного, и прилежно обучается этому, будет формировать память взаимодействий и определять качество последующих уровней мышления (животного и культурного). Из-за чего границы самой личности человека и уже ее способность отделять нужное от ненужного, полезное от вредного окажутся под угрозой. Изначально основа для качественных интерпретаций знаков создается на нижнем уровне и развивается, либо подавляется на верхних.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познающее тело. Жизнь многомерного интеллекта от клетки до события предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я