Aroma-Amore. Парфюмерный гороскоп

Нана Павлова

Мечта о прекрасной парфюмерной воде или красивых духах может стать былью! Особенно в канун Нового года, 8 марта, дня рождения. Парфюм – это всегда волшебный подарок девушке, женщине, подруге, любимой. Его приятно получать даже от самой себя! И вообще так ли обязателен повод?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Aroma-Amore. Парфюмерный гороскоп предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Запах истории и история запаха

«Дорогая, не мойся, буду через N недель» — якобы из письма Наполеона к Жозефине. Конечно, мы не можем доподлинно знать, что давным-давно на самом деле писали друг другу люди и что при этом имели в виду, однако это высказывание широко известно. Как и тот факт, что в некоторых странах действительно предпочитали воспользоваться духами, нежели провести ряд банных процедур. По версии нашумевшего романа «Парфюмер» Патрика Зюскинда, это всё издержки проживания в средневековой Европе, в условиях без развитой водопроводной системы. Вот поэтому граждане побогаче умащивали себя так активно пахучими эссенциями, маскирующими неприятные запахи. Эта картина так ярко, правдоподобно и детально описана в романе, что создается полное ощущение того, что ты сам там был, видел, нюхал, и необходимость людей той эпохи пользоваться духами становится прямо-таки очевидной. Читаем: «В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни — скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни — грязными простынями, влажными перинами и остросладкими испарениями ночных горшков… Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов — луковым соком… Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король — он вонял, как хищный зверь, а королева — как старая коза, зимой и летом. Ибо в восемнадцатом столетии еще не была поставлена преграда разлагающей активности бактерий, а потому всякая человеческая деятельность, как созидательная, так и разрушительная, всякое проявление зарождающейся или погибающей жизни сопровождалось вонью». Этот роман не является историческим, а действие по замыслу автора происходит во Франции середины XVIII века, эпоху Просвещения, точнее 1738 год. Но согласитесь, описание кажется очень достоверным и похожим на правду, ведь теоретически условия жизни, уровень медицины, уровень образованности населения… В общем, всё это и то, что роман-то бестселлер (просто оглушительный небывалый со времен Ремарка успех немецкой литературы), способно убедить нас в правдивости такой «ароматной» картины. На самом деле в XVII веке во Франции была создана гильдия перчаточников и парфюмеров, а в книге именно там и начал свой профессиональный путь парфюмер. Однако, парфюмерное искусство зародилось намного раньше и родина его не Франция, вряд ли вообще можно выделить одну страну-родину духов. Да и изначальная цель создания парфюмерии по многочисленным версиям историков тоже иная — не маскировка неприятных запахов, а задабривание богов с помощью воскуривания ароматных смесей.

Итак, история парфюмерии насчитывает не одно тысячелетие. Древние греки считали, что духи изобрели боги. А первые парфюмерные справочники были написаны именно в Древней Греции. У них были особые составы не только для каждого случая, но и для разных частей тела. Они использовали ароматы, чтобы вызвать любовное влечение, обострить восприятие, возбудить аппетит.

В Древнем Египте специальные составы на основе пахучих эссенций использовали при мумификации. Жрецы Египта использовали благовония при жертвоприношениях. С одной стороны, благовония перебивали запах убиенных животных, с другой — дорогие ценные ароматы были данью уважения и почитания богам, а также определенные запахи помогали создавать атмосферу.

В наши дни каждый, кто бывал в церкви, может представить себе запах церкви, запах ладана. Можно сказать, что многие сферы применения ароматов не сильно поменялись за последние несколько тысячелетий. Вот к примеру в арабской культуре ароматерапия стала достаточно популярной в первом веке нашей эры. Мы все знаем, что ароматерапия очень распространена и сейчас! В исламской культуре использовать различные ароматы было предписано религиозными трактатами. Арабы первыми стали изготавливать розовое масло и ценили его дороже золота. Первые значительные успехи в дистилляции и фильтрации запахов тоже были сделаны арабскими химиками — Джабиром ибн Хайяном и Аль-Кинди. А Авиценна, самый известный врач древнего мира, вообще внес огромный вклад во всю будущую индустрию парфюмерии:

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, которого сегодня мы знаем под латинизированным вариантом имени Авиценна, — арабский врач, придумал способ получения эфирных масел путём дистилляции — его способ используют до сих пор.

Арабские цветочные духи были ввезены в христианскую Европу в XI — XII веках в ходе крестовых походов. Сейчас лучшие арабские духи — наиболее близкий к истокам продукт, так как составляются они преимущественно из чистых масел без добавления синтетических компонентов.

Первые жидкие духи на основе спирта и эфирных масел — ароматические воды — появились в XIV столетии.

По легенде, самая первая ароматическая вода была на основе розмарина. Сначала она вовсе не была парфюмерной водой, то есть не считалась таковой. Она считалась лекарством и один монах передал это лекарство королеве, которая болела. Это было в Венгрии, королеву звали Елизавета. По разным версиям, ей было 70 или 72 года, и после приёма этого лекарства королева очень преобразилась, выздоровела и даже помолодела. В результате «Воды королевы Венгрии» обрели невероятную популярность. В этой истории не рассказывается, почему лекарство превратилось в духи. Но мы можем догадаться и сами, по крайней мере выдвинуть свою версию: например, вероятно, что люди всегда хотят «побольше» эффекта, а то, что хорошо сработало начинают пристально изучать! Очевидно, приятный запах лекарства стал ещё одним его ценным качеством и открытием для народа, и побудил людей использовать это средство и наружно, став первым одеколоном.

А что до венгерской королевы, то, по преданию, после лечения розмариновой водой, ей сделал предложение король Польши. Связано ли это с тем, что она так внезапно омолодилась и похорошела или всё-таки с политикой, неизвестно. Но вот почему Елизавета до конца дней пользовалась ароматной водой, конечно, становится понятно.

Идём дальше! Европа, 1608 год, один из монастырей останется в памяти потомков на долгие века, ведь в нём открылась первая в мире парфюмерная фабрика! Это доминиканский монастырь Санта Мария Новелла в городе Флоренция. Получается, что первые духи были родом из Италии! Парфюмы производили сами монахи — и их продукция имела большой спрос.

Постепенно парфюмерия становилась все более популярной в среде высшей знати по причине, описанной в самом начале: парфюм перебивал запах немытого тела. И тогда парфюмеры стали изобретать сложносоставные ароматы с добавлением сандала, мускуса, корицы, камфары…

Вместо мытья лицо и тело обтирали специальными ароматными лосьонами. Духами начали обрабатывать не только традиционные перчатки, но и веера, подушки, одежду.

Некоторые историки уверяют, что частые водные процедуры не приветствовала католическая церковь, дабы избежать разврата, якобы царившего в античных термах.

Повсюду стали появляться гильдии парфюмеров и перчаточников, которые объединяла кожевенных и парфюмерных дел мастеров. Как раз о событиях этого времени и повествует процетированная выше книга «Парфюмер».

Параллельно в другой части света развивалась японская культура использования ароматов. Здесь она связана с буддийскими церемониями и ритуалами, для которых использовали привезённые из Китая и Индии ароматическую древесину «дзинко» и специи — анис, корицу, камфору, пачули. В повседневной жизни были распространены средства для ароматизации помещения — саше с духами, ароматные палочки.

В России использовать парфюмерию в повседневной жизни стали при Петре Первом — до этого ароматы (ладан) были распространены в основном при церковных богослужениях, а для личной гигиены просто было принято довольно часто мыться. Ароматные мешочки держали с бельём, среди дам стало модно иметь при себе флакончик с нюхательной солью с бодрящими или успокаивающими ароматами (вообще-то изначально такие соли использовались как лекарство от головной боли и других недомоганий).

В современной парфюмерии больше всего выделяются, пожалуй, два персонажа. Первый — это химик Пьер Франсуа Паскаль Герлен, официальный парфюмер супруги Наполеона III императрицы Евгении, который, открыв в 1828 году свой первый магазин в Париже, вскоре завоевывает любовь Европы, а впоследствии — и всего мира. Ароматы, созданные косметической империей Guerlain, любимы и по сей день — в том числе и легендарный, до сих пор любимый женщинами во всем мире Shalimar, созданный в 1921 году и ставший одним из первых современных восточных ароматов.

Второй — корсиканец Франсуа Коти, первым соединивший натуральные и искусственные ароматы. В 1917 году он выпустил Chypre — тот самый знаменитый «Шипр» на основе ароматов мха дуба, растущего на Кипре (отсюда и название), пачули, сандала, бергамота и ладана. Впоследствии это название стало нарицательным и объединило целое семейство ароматов. Даже в СССР был одеколон с таким названием — его выпускала фабрика «Новая заря».

Страна и ее аромат — Легендарные духи разных стран

1. СССР/Россия

Духи «Красная Москва», год выпуска — 1913. В этом году француз Генрих Брокар, который был владельцем парфюмерной фабрики в Москве, преподнес императрице Марии Федоровне в подарок духи «Букет Императрикс» или «Букет Императрицы». После революции, которая смела всё на своём пути, в 1924 Август Мишель, работавший на той же фабрике, но уже национализированной и переименованной в «Новую зарю», придумал переименовать духи в «Красную Москву», немного изменить рецептуру, и таким образом помог им продолжить своё существование.

2. Италия

Духи Acqua di Parma — итальянский бренд, передающий натроение этой страны, а также её неповторимый природный колорит с волшебными запахами моря, специй, цитрусов, деревьев и цветов.

3. Франция

Духи Chanel №5 стали главной парфюмерной легендой не только во Франции, но и во всем мире. Год производства — 1921. Парфюмер — Эрнест Бо.

В России совсетских времен наравне с Шанель были популярны французские духи Клима — Climat и Диор — Dior.

4. Германия

Кельнская вода, или одеколон — изначально использовалась как средство от головной и сердечной боли, а потом во избежание раскрытия рецептуры стала продаваться как парфюмерный продукт. Однако, французы утверждают, что не немцы, а они являются изобретателями одеколона.

5. Япония

Zen от Shiseido — аромат 1964 года, который обрел огромную популярность на волне интереса к Японской культуре. Марка Shiseido стала первопроходцем среди японских парфюмеров в Европе. В начале 90-х Shiseido выпустили первый древесный аромат для женщин.

6. США

5th Avenue от Elizabeth Arden — аромат, считающийся типично американским: стойкий, сильный, броский.

7. Великобритания

Bluebell от Penhaligon’s — классический британский парфюмерный бренд, любимый многими знаменитостями. Говорят, этот аромат любила принцесса Диана.

8. Швейцария

Cool Water от Davidoff — аромат 1988 года от бренда, специализирующегося на табачной продукции, но тем не менее сумевшего прославится в парфюмерии даже больше, чем в основной деятельности.

9. ОАЭ

Amira от Al Haramain — в переводе с арабского «принцесса», женственный цветочно-фруктовый аромат от одного из крупнейших парфюмерных домов Ближнего и Среднего Востока.

10. Болгария

Болгарская роза — аромат, завоевавший популярность своей простотой и доступностью. Болгария славиться производствоим косметических продуктов на основе розы. Так что и качество этих духов было очень высоким. В Советском Союзе «Болгарская роза» долгое время была единственным доступным зарубежным парфюмом.

Как найти свои духи

Дело это нелегкое, но очень интересное! Во-первых, давайте сачала поймём, чем мы привыкли пользоваться, и какой интенсивности аромат нам подходит для каждого определенного случая!

Концентрация парфюмерии — важная вещь, она отвечает за стойкость и интенсивность аромата. На первом месте с наименьшей стойкостью — освежающая вода, а на последнем месте самые стойкие и терпкие — духи. Итак:

1 — Освежающая вода

Концентрация: 1—3% душистых веществ

Стойкость менее 2х часов

Вариации в названии могут быть такие — спортивная вода, I’eau fraiche, eau de sport.

2 — Одеколон

Концентрация: 3—5% душистых веществ, то есть парфюмерной композиции

Стойкость от 2х до 4х часов

В названии — eau de cologne

3 — Туалетная вода

Концентрация: 6—12% душистых веществ

Стойкость от 4х часов

В названии — eau de toilette

4 — Парфюмированная вода

Концентрация: 15—20% душистых веществ

Стойкость 5—8 часов

В названии — дневные духи, eau de parfum, parfum de toilette

5 — Духи

Концентрация: 20—30% душистых веществ

Стойкость более 8ми часов

В названии — parfum, extrait

Понятно, что более легкие варианты парфюма, одеколоны обычно выбирают на лето и в качестве дневных духов, а духи — вечерний и праздничный случай.

Во-вторых, важно знать, как раскрывается аромат на коже. Сначала му чувствуем, то есть слышим, верхние ноты аромата, или начальные. Их раскрытие составляет первые 5—10 минут. Совсем недолго, поэтому если вам нравятся в духах только эти ноты, а шлейф нет, то выбирать такие не стоит. Начальные ноты — это ноты свежести, цитрусовые, зеленые.

Далее вступают средние ноты или ноты сердца. Их раскрытие составляет 10—20 минут, а звучание длится 1,5 до 3х часов. Это цветочные, фруктовые, пряные и древесные ноты.

Ну и в конце — шлейфовые ноты или конечные. Они проявляются вместе с сердечными нотами, но ярко выраженное звучание обретают через 2 часа, а самые тяжелые шлейфовые ноты могут сохранять интенсивность до 6—8 часов. Это мускусные, амбровые ноты, смолы и мхи.

Свежие ноты бывают:

Фужерные — папоротник, лаванда, бергамот, кумарин

Цитрусовые — масла цитрусовых

Водные — ноты моря, дождя, снега

Зеленые — зелень, огурец, чай

Фруктовые — фрукты, ягоды

Цветочные ноты:

Цветочные — свежесрезанные цветы

Цветочные мягкие — альдегидные, пудровые

Цветочно-восточные — флердоранж (цветок апельсина), сладкие специи

Восточные ноты:

Восточные — мирра, ладан

Восточные мягкие — ароматические палочки, амбра

Восточно-древесные — сандал, пачули

Древесные ноты:

Древесные — ветивер, экзотические породы деревьев

Шипровые — мох, ароматы леса

Древесные сухие — сухое дерево

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Aroma-Amore. Парфюмерный гороскоп предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я