Убийство в стиле винтаж

Найо Марш, 1937

Однажды ночью Альфреда Мейера, директора театральной труппы, едва не столкнули с мчавшегося поезда. Однако на этом его «неприятности» не закончились. На праздновании дня рождения его жены – актрисы Каролин Дэйкрес – Мейер был убит ударом… бутылки шампанского. Инспектор Аллейн начинает расследование и знакомится с актерами театра – людьми яркими и весьма противоречивыми, никогда не снимающими маски.

Оглавление

Из серии: Родерик Аллейн

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убийство в стиле винтаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 6

Второе появление тики

— Кто там? — спросил самый рослый из трех детективов. — Подождите минутку, пожалуйста.

Он стоял на сцене и заметил Аллейна, который появился в открытых дверях.

— Это я, — кротким голосом ответил Аллейн и подошел ближе.

Детектив, Те Покиха и полицейский доктор собрались возле накрытого стола.

— Кто этот джентльмен, мистер Гаскойн? — поинтересовался детектив.

— Это… это… мистер Аллейн, инспектор.

— Он член труппы?

— Нет, — ответил Аллейн, — просто друг.

— По-моему, я ясно сказал, чтобы сюда не заходили посторонние. Что вы тут делаете, сэр? Неужели не понятно…

— Но я подумал, сэр, — заговорил Аллейн с видом оскорбленной невинности, который так бесил его всякий раз, когда он сталкивался с ним сам, — я подумал…

— Раз уж вы здесь, сообщите ваше имя и адрес, — перебил инспектор и достал блокнот. — Вас зовут Аллейн? А имя?

— Родерик.

— Произнесите вашу фамилию по бук…

Инспектор вдруг замолк и уставился на Аллейна.

— А-л-л-е-й-н, инспектор.

— Господи, помилуй!

— Из лондонского Скотленд-Ярда, — извиняющимся тоном добавил Аллейн.

— Боже правый! Ради бога, сэр, простите, что так вышло. Мы слышали, что вы… Но мы не знали… Я хочу сказать…

— Я как раз собирался позвонить вашему шефу в Веллингтоне, — заметил Аллейн. — У меня где-то завалялось его письмо. Давно надо было на него ответить. Вечно я с этим тяну.

— Мне очень жаль, сэр! Мы думали, вы в Окленде. Разумеется, мы вас ждали.

— Я изменил свои планы, — объяснил Аллейн. — Это целиком моя вина, инспектор…

— Уэйд, сэр, — ответил инспектор, густо покраснев.

— Как поживаете? — весело спросил Аллейн, протянув ему руку.

— Очень рад нашему знакомству, старший инспектор, — ответил инспектор Уэйд, энергично тряся его ладонь. — Очень, очень рад. Нас предупредили, что вы приедете. Император Никсон хотел отправиться в Миддлтон сразу после вашего прибытия. Да, да. Я немедленно с ним созвонюсь. Мы все воспитаны на вашей книге[«Теория и практика криминального следствия». Автор: Родерик Аллейн, магистр искусств (Оксфордский университет), Скотленд-Ярд. Изд-во «Сэйбл и Мергэтройд» (21 шилл.). — Примеч. авт.], сэр. Для нас большая честь познакомиться с автором.

— Это очень любезно с вашей стороны. — Аллейн осторожно высвободил руку. — Надо было позвонить вам сразу по приезде, но вы понимаете — новое место и прочее. Столько всяких событий. — Он окинул взглядом сцену.

— Вы абсолютно правы, сэр! И вот теперь мы встретились, так сказать, по долгу службы. Замечательно!

— Слава богу, не моей службы, — возразил Аллейн. — И вот еще что. Я не хотел бы афишировать род своих занятий. Так что, если вы не против, не говорите об этом остальным.

— Конечно, сэр. Надеюсь, вы познакомитесь с нашим парнями? Они будут безумно рады.

— Разумеется, я тоже буду рад. Только намекните им, чтобы ничего не говорили про Скотленд-Ярд. Ну, а теперь, поскольку я обычный гражданин, наверное, вы хотите задать мне несколько вопросов?

Новозеландец снова залился краской:

— Честно говоря, сэр, я чувствую себя немного глупо, но… В общем, да, мы должны выполнять свою работу.

— Вот и отлично, — мило улыбнулся Аллейн. — Дело есть дело, верно? Я бы с удовольствием посмотрел на ваши методы ведения следствия, если вы не против.

— О, вы слишком добры, сэр. По правде сказать, я хотел поподробней узнать, что здесь произошло. Вы ведь были на празднике, верно?

— Изложение событий со слов свидетеля, инспектор? — подмигнул Аллейн.

— Вот именно, — громко рассмеялся Уэйд, но тут же стал серьезным.

Двое его помощников, озадаченные этим неожиданным смехом, поспешили к шефу и тут же были представлены Аллейну. Сержант Касс и сержант Пакер. Пожав ему руку, оба мрачно уставились в пол. Аллейн кратко, но с профессиональной точностью описал обстоятельства трагедии.

— С ума сойти, — покачал головой Уэйд. — Нечасто такое услышишь от свидетеля. А как насчет этого трюка с шампанским, сэр? Вы сказали, что сделали рисунок?

Аллейн показал ему свой набросок.

— С виду все надежно, — заметил Уэйд. — Я заберусь наверх и посмотрю, что там и как.

— Сейчас картина немного изменилась, — заметил Аллейн. — Я уже был наверху. Надеюсь, вы не против, инспектор? Знаю, что влез не в свое дело, но я ничего не трогал и вряд ли причинил какой-то вред.

— Все в порядке, сэр, — поспешил заверить его Уэйд. — Никаких возражений. Не каждый день удается поработать со Скотленд-Ярдом. Вы сказали, теперь там все не так, как на рисунке?

— Да. Хотите подняться вместе?

— Еще бы. Парни, поработайте пока здесь. Сделайте снимки и отвезите тело в морг. И вызовите побольше людей. Возьмите показания у помрежа и у того, кто сделал этот механизм. Касс, выполняйте. А вы, Пакер, снимите показания с остальных. Они уже собрались в гардеробной?

— Думаю, да, — ответил Аллейн. — Все гости разошлись, кроме мистера Гордона Палмера и его кузена мистера Уэстона: скорее всего, они остались. У мистера Джоржа Мэйсона, коммерческого директора труппы, есть список фамилий и адресов. В основном, это просто случайные знакомые актеров, которых пригласили на вечеринку. Только мистер Палмер и мистер Уэстон приехали на корабле вместе с труппой. Возможно, они могут пригодиться. Я даже уверен, что они с радостью останутся, — добавил он сухо.

— Без проблем, — кивнул Уэйд. — За работу, ребята. Мистер Аллейн, вы готовы?

Инспектор Уэйд начал первым подниматься по железной лестнице. Добравшись до первой галереи, новозеландец остановился и посветил фонариком.

— Со светом тут не густо, — пробормотал он.

— Подождите, — отозвался за спиной Аллейн. — Здесь должна быть панель с софитами. Попробую найти выключатель.

Он забрался в кабинку электрика и после двух или трех попыток включил верхние лампы. На полосы темного холста хлынул теплый золотистый свет.

— Без проблем, — пробормотал Уэйд.

«Удивительно, — подумал Аллейн, — до чего универсальна эта фраза. Она может выражать все что угодно, от сомнения до восторга».

Он тоже полез по лестнице.

— Что ж, сэр, — заметил Уэйд, — кажется, все выглядит так, как на вашем рисунке. В чем разница?

— Взгляните на ближний конец веревки, — ответил Аллейн, преодолевая последние ступеньки. — На то место, где к ней должен крепиться противовес. Посмотрите на…

Он оказался рядом с Уэйдом, который сидел, свесив ноги, на верхней платформе. Повернувшись назад, Аллейн посмотрел на балку с закрепленным на ней блоком.

— Вот это да! — воскликнул он. — Они повесили его на место.

Повисла длинная пауза. Аллейн неожиданно засмеялся.

— Здорово меня провели, — заметил он. — Чертовски ловко. По-моему, даже слишком. Вот в чем дело, инспектор. Когда я забрался сюда двадцать минут назад, на том конце не было противовеса, а вон та балка была смещена вправо с помощью веревочной петли.

— Неужели? — мрачно пробормотал Уэйд. Потом с извиняющимся видом взглянул на Аллейна. — Я хочу сказать: здесь ведь было темно, верно? Никакого света. И вполне возможно, что…

— Я видел их так же хорошо, как собственные пальцы, — перебил Аллейн. — И у меня был фонарь. Нет, кто-то явно исправил механизм. Наверное, это произошло в то время, когда я был в гримерной. Господи, может, тот парень сидел здесь, пока я карабкался по лестнице? Когда я спустился вниз, вы как раз вошли в театр.

— Вы хотите сказать, — с сомнением протянул Уэйд, — что, когда мы сюда пришли, механизм был испорчен, а потом кто-то восстановил его в прежнем виде? Мы бы наверняка это заметили, мистер Аллейн.

— Да каким же образом, мой дорогой друг? Простите, не обращайте на меня внимания. Я не собираюсь путаться у вас под ногами, инспектор. Избави боже. Просто запишите мои показания, и покончим с этим. Снова горбатиться на этих галерах — слуга покорный.

Уэйд, в поведении которого до сих пор странным образом смешивались почтительность, неловкость и натянутое дружелюбие, полностью оттаял.

— Ну что вы, сэр, — просиял он, — вам не за что извиняться. Сразу видно, что вы джентльмен. Мы читали о вашей работе в Англии. Если вам интересно, как это делается у нас, — будем рады. Честное слово. Очень рады.

— Весьма любезно с вашей стороны, — кивнул Аллейн. — Спасибо за доверие и прочее. Ладно, теперь о деле. Когда вы вошли в театр, то провели какое-то время у служебного входа, верно?

— Верно. Там нас встретил мистер Гаскойн и тут же начал рассказывать какую-то длинную историю. Мы вообще не знали, что стряслось. Просто приехали по вызову. Понадобилось несколько минут, чтобы разобраться, что к чему, и еще столько же, чтобы найти место, где лежало тело. Вы же знаете этих актеров.

— Разумеется. Выходит, пока вы стояли у сцены, наш парень был наверху и работал вовсю. Очевидно, вскоре после убийства он под шумок проник наверх, пока на сцене творилась вся эта катавасия. Когда он налаживал механизм, на лестнице послышалась моя «поступь командора». Думаю, я заставил его здорово понервничать. Он спрятался где-то в темноте, а когда я спустился, закончил свою работу. Потом, пока вы стояли на сцене, он под прикрытием декораций потихоньку спустился вниз по задней лестнице и смешался с толпой. Разумеется, пока это только догадка…

— Я читал вашу главу о догадках, — вставил Уэйд.

— Господи, Уэйд, не бейте меня моим собственным оружием, иначе я провалюсь сквозь эту сцену! Короче, догадка это или нет, но если мы как следует поищем, то наверняка найдем следы его манипуляций.

— Отлично, сэр. Давайте так и сделаем.

— Ладно. Идем вперед, только осторожней. Вот черт, здесь дыры.

Галерея представляла собой узкую платформу в виде редкой металлической решетки, которая тянулась вдоль стены по трем сторонам зала, включая и ту, что находилась за сценой. Ее ограждали железные перила, а к ним крепились канаты, поднимавшие театральный задник и другие декорации. Оба детектива стали обходить платформу по периметру, крепко держась за стену и осторожно переступая с планки на планку.

— В таких местах всегда полно пыли, — заметил Аллейн. — У меня было одно дело, где преступление произошло в такой же обстановке. Жертву столкнули с колосниковой решетки.

— Вы говорите о деле Гарднера, сэр? Я читал о нем.

— Будь я проклят, инспектор, вы знаете мои дела лучше, чем я сам. Минутку.

Они вышли из освещенной зоны и включили фонарики. Аллейн махнул в сторону перил:

— Вот видите, мы стоим напротив блока. В прошлый раз вокруг балки, на которой закреплен блок, была обмотана веревка. Да, вокруг этой. Веревочная петля удерживала ее от раскачивания и была крепко привязана к перилам. Смысл был в том, чтобы отклонить балку примерно на восемнадцать дюймов вправо.

— Но зачем? — спросил Уэйд.

— Чтобы жеробоам упала не в корзину с цветами, а прямо на шею бедному Альфреду Мейеру.

— Господи Иисусе.

— А вот, кстати, и тот самый кусок веревки. Аккуратно обмотан вокруг планки на перилах. Парень не дурак. Работал хладнокровно. Ну что? Идем дальше?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убийство в стиле винтаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я