Записки в сетях. Путевые

Надежда Юрьевна Клинк, 2022

Путевые заметки, выложенные в соцсетях и собранные в сборник. Путешественникам, мечтающим о северном сиянии и зимнем Байкале, надеемся, будет интересно и полезно. Приведены записки двух участников путешествий.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки в сетях. Путевые предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава II

Байкал. Записки Надежды Клинк

13 февраля 2021 года
Путешествие начинается

Вчера отправилась в Москву, откуда мы должны вылететь в Улан-Удэ. Что-то в небесной канцелярии напутали, видимо, поэтому я в кои веки опоздала на поезд!

Меня провожал Миша. Спасибо внуку за спокойствие и невозмутимость. Потому что, когда в движущемся со скоростью улитки троллейбусе мы поняли, что точно не успеем к отправлению, он сказал:

— Бабуля, ну всякое бывает, не переживай, это не последний поезд!

Спасибо, мальчик, ты меня почти успокоил. Я бы гораздо сильнее переживала эту ситуацию без тебя… Хотя я бы без тебя вышла пораньше и, возможно, не опоздала. Но всё равно прими мою благодарность!

Догнать поезд на станции Канаш, как мы это обычно делаем — на такси, не получилось, потому что на трассе были страшные заносы. Пришлось купить билет на следующий поезд, который отправлялся через три часа. Сдав багаж в камеру хранения, я успела ещё сгонять домой на часок. Нормализовала давление, успокоилась, съела творожок, предназначенный для ужина в вагоне, и очень заранее приехала на вокзал.

Кроме потери денег, был ещё один минус: нижних полок не осталось, пришлось взять верхнюю. Ничего, справилась.

Москва вся засыпана снегом. Бедные дворники! А снег продолжает падать. Авиарейсы отменяют и откладывают. Интрига…

15 февраля 2021 года
Путешествие продолжается

Не прошло и четырёх часов, как объявили посадку на наш рейс. Очень долго ждали разрешения на взлёт, зато увидели как самолёт обрабатывают противооледенительной жидкостью. Технично.

Взлетели после двух часов ночи. Примерно через час нас покормили. Полёт продолжался пять часов десять минут. Разница во времени с Москвой +5 часов.

Нас встретили и сразу повезли в сторону Байкала. По дороге сделали ритуальную остановку в странном месте, обозначенном множеством тряпочек, зёрен и монеток. Тут мы совершили обряд «бурхания». Прикольный. Чтобы задобрить духов. К слову, это действо теперь мы совершаем с устрашающей регулярностью. (Рюмочки — для этого).

Потом мы добрались до его величества Байкала. Сделали кучу снимков, встретили закат (то есть проводили Солнце). Задобрили духов, чтобы погода была хорошая. Опять.

Мой телефон не самый лучший для фотосъемки, да и я не фотохудожник. Поэтому снимки, конечно, не найс, в натуре лучше.

Ночевали в посёлке Усть-Баргузин. Население чуть более 6 тысяч человек, очень старый, существует с 17 века. Гостиница чудная, всё понравилось. На ужин наша семья явилась в униформе. Под девизом"нас мало, но мы в тельняшках". Это такой прикол. Кажется, народ принял нормально.

Утром отправились на Байкал, погуляли, ожидая двух девочек из Питера, которые опоздали аж на сутки, так как не могли вылететь в Москву. Я, поддавшись общему ажиотажу, забралась в ледяную пещеру. А там… Красота сказочная!

Потом нас на двух микроавтобусах, называемых «буханки», повезли на остров Ольхон. Мы с остановками добирались туда почти восемь часов, проехав около 200 км, хотя по прямой это километров семьдесят.

Байкальский лёд нереально красивый и очень разный. Пили воду из пробуравленной лунки. Вкуснейшая! Правило буравчика можно демонстрировать — сняла видео. Обряд"поцелуй с Байкалом"оказался продолжением бурхания. Во время обряда во льду наблюдали вмерзших креветок!

На Ольхон приехали уже в темноте.

Поужинали, ждём баню, а завтра будут новые впечатления.

Поцелуй с Байкалом

16 февраля 2021 года
Сайн байна́!

В заголовке — приветствие на бурятском языке. Означает"Здравствуйте".

Сегодня целый день провели на Ольхоне — самом известном острове озера Байкал. Нам сделали экскурсию с посещением священных мест, в том числе — мыса Шаманка. Попытались выучить несколько бурятских слов.

Потом вышли на байкальский лёд. Посетили площадку, где готовятся к фестивалю: сооружают ледовые скульптуры. Погуляли по красивейшему ледяному лабиринту. Я расспросила о предстоящем событии бородатого парня с бензопилой. Он рассказал, что на фестиваль приехало много известных скульпторов из разных городов, есть даже победитель международного конкурса. Пригласил. Жаль, что мы завтра уже уезжаем.

Вы знаете, что такое «хивус»? Я до сих пор даже слова такого не слыхала. Оказывается, это транспортное средство на воздушной подушке. Летом на нём плавают по воде, зимой скользят по льду. Внутри кабины тепло, обзор прекрасный.

Три часа катались на этом чуде по озеру, иногда останавливаясь, чтобы полюбоваться очередным видом льда, который каждый раз поражал новыми причудливыми рисунками. У островов на небольшой глубине можно через толщу кристаллической воды рассмотреть дно с камешками. В процессе неравномерного замерзания во льду образуются разнообразные пузыри, трещины, узоры, похожие на кружева. Можно ползать часами. Если бы не собачий холод.

Кстати, собак здесь очень много, и к этому климату они вполне приспособлены, судя по их жизнерадостному поведению.

Кроме множества собак, обнаружились толпы туристов всех мастей. Я имею в виду: пеших с рюкзаками и волокушами, автотуристов на вездеходах и даже велосипедистов! Над нами летали вертолёты, значит и авиатуризм на Ольхоне процветает.

После обеда, который был организован шикарно прямо на льду, мы поехали на наших родимых «буханках» сначала в сувенирную лавку и художественную галерею, а потом опять смотреть заходящее Солнце. Этот спектакль, под названием «Закат», мы посещаем ежедневно, и он всегда разный! И всякий раз бывает аншлаг. Сегодня толпы зрителей, не испугавшись холода, заняли лучшие места на холме возле Шаманки.

Я наблюдала за действием из машины, потому как к вечеру сильно похолодало.

После заката посетили торговый центр и баню. День удался! Бурятский бог Бурхан был к нам исключительно добр, не зря же мы многократно умасливали духов.

Теперь — спать!!!

17 февраля 2021 года
Голос Байкала

Между островом Ольхон и Иркутским берегом расположена часть Байкала, которую называют Малым морем. Там самый красивый и чистый лёд, какой нам попадался до сих пор. С дрона сняли ролик, где вся наша группа лежит на льду, составляя треугольник. Обратите внимание на лёд.

Сегодня мы отправились в обратный путь — к бурятским берегам. По пути останавливались, чтобы полюбоваться ледяными красотами. Встретили лисичку, которая не боится людей. Слегка опасается. Или они — её. Народу много шастает по твердой воде. Ощущение, что едешь по гладкому асфальту.

На оконечности острова, где встречаются разные течения, нам удалось наблюдать явление, ради которого многие вообще приезжают сюда зимой: образование трещины. Это происходило прямо на глазах и сопровождалось уникальными звуками. Некоторые девочки сказали, что теперь можно делить жизнь на «до» и «после»: мы услышали голос Байкала! Я, конечно, попыталась записать эту «музыку», но получилось не очень хорошо, потому что все вопили от восторга и ужаса. Звуки зачётные, надо отметить. Описать затруднительно. Как будто что-то очень большое шевелится. Да, дракон, например. И гремит чешуёй. Даже потряхивает пространство. Резонанс. Жутковато, особенно если прислушаться. А мы лежали, чтобы лучше слышать…

Дети покатались на коньках. Здесь это популярно. Встретилась группа туристов, которые двигались на коньках и везли рюкзаки на волокушах.

После обеда, организованного опять на льду (к слову, был такой холод, что молоко в пакете замёрзло, но подогретая гречка была вкуснейшая), нас привезли в секретное место, где уже была натоплена баня, подготовлена прорубь и даже котел с горячей водой. Я проигнорировала только прорубь, в остальные места залезла с удовольствием. А молодежь просто балдела от этого всего, кое-как удалось собраться, чтобы уехать в Усть-Баргузин.

Ужин был великолепен, среди блюд предлагались и позы (сейчас предпочитают называть их"буузы"). Порция — три штуки. Я сфотографировала один экземпляр. Те же хинкали, но хвостик вообще отсутствует, там дырочка. Форма юрты, как нам объяснили. Вкуснота!

День был очень насыщенным. Путешествие продолжается!

18 февраля 2021 года
Рыбный день

Четверг. Почему — то именно этот день во многих местах объявлен «рыбным». У нас сегодня именно такой случился.

Утром попробовали строганину из байкальский рыбы. Замороженный сырой омуль оказался очень вкусным. Потом был «перекус» из печёной рыбки, обед с ухой и жареным карасем, ужин с рыбным пирогом и рыбой, фаршированной овощами. Такого количества разнообразных рыбных блюд за один день трудно даже представить!

Пища — не основной аспект нашей байкальской эпопеи. Главное для нас — впечатления. Сегодня целый день гуляли по льду, в последний раз перед завтрашним отъездом.

В районе Усть-Баргузина находится красивейший полуостров Святой Нос. Раньше это был остров, но впоследствии образовался перешеек. Сейчас на этой территории располагается заповедный Парк дикой природы. Летом там очень много медведей и других животных. Неподалёку, на Ушканьих островах, расположено самое крупное лежбище байкальской нерпы — брендового эндемика.

Нас на любимых УАЗиках отвезли к островам, где мы самозабвенно ползали по ледяным пещерам. После четырехдневного катания на замечательной продукции российского автопрома, я полна гордости за него. «Буханки» под водительством двух славных мужчин — отца и сына — Михаила и Ивана, исправно возили нас все дни. Эти водители-виртуозы показали нам шикарное ледовое шоу ещё у берегов Ольхона. Они много интересного рассказали о Байкале, потому что посвятили ему всю жизнь.

Лёд в Баргузинском проливе отличается от ольхонского. Тут много заснеженных участков. Но самое интересное: здесь тоже слышен голос Байкала. Он похож на далёкий стук гулких барабанов. Уже не страшно.

Перед обедом нам, нескольким смелым персонам, удалось искупаться в горячем сероводородном источнике. Ощущения ещё те из-за того, что одеваться было очень холодно. А в воде так бы и сидела!

Завтра катаемся на снегоходах, после чего отбываем в Улан-Удэ.

На работу совсем не хочется, если честно…

В ледяной пещере

19 февраля 2021 года
Хорхог

Сидим в ресторане «Тенгис». Пытаемся постичь тайны бурятской кухни. Она особенная. Сколько всего я уже продегустировала, путешествуя по разным местам, но здесь особый колорит даже у еды!

В заголовке моего текста — название главного блюда, выбранного нами для знакомства. Это что-то вроде густого супа из баранины, очень острого. Его подали кипящим в специальном котелке, окружённом палочками, а внутри лежал камень. Оказывается, эту технологию приготовления еды с помощью горячих булыжников придумали ещё воины Чингисхана.

Хушуры тоже были на высоте. Это жареные пирожки с мясом. Их подали с гречневой крупой, чтобы жир туда стекал.

Был ещё суперский салат"Туман над Ольхоном", который принесли в блюде под стеклянным колпаком. После удаления колпака образовался пар. Думаю, на вкус это не повлияло, но шоу с открыванием было зачётное.

Господи! Что же это я всё о еде, да о еде? Ведь с утра в Усть-Баргузине мы покатались на снегоходах «Буран». Эти транспортные средства довольно быстрые. С ветерком по снежной целине!

Долго ехали в столицу Бурятии. По дороге останавливались в святых местах, бурханили. Посмотрели несколько видеороликов о Байкале. Узнавали места, в которых успели отметиться. Гимн Бурятии заставил меня прослезиться, хотя я ни слова не поняла. Всё-таки пентатоника у меня в генах засела, видимо.

Отобедали в кафе (про блюда не буду, всё было чудесно), где кое-кто переоделся в национальные костюмы для фото.

Теперь о самом главном впечатлении моего путешествия — о попутчиках. Я не о компании обожаемых родственников, трипы с ними можно считать уже привычными. Я о незнакомых для меня людях, с которыми оказалась в одной группе. Это был полезный опыт общения.

Нами руководила Людмила Шерхоева https://vk.com/shotka. Она большая умница, автор путеводителя по Байкалу и не только. У них семейный туристический бизнес. Компания"Байкал—Бурятия". Я недавно подписалась на Людмилу в Инстаграм, там очень интересно. Советую познакомиться, она путешествует по всему миру.

Среди нас оказалась ещё одна девушка-блогер. Она всё время вела какие-то сторис, проводила фотосессии и съёмки роликов. За этим тоже было любопытно наблюдать. В сети её зовут Ананаска, а в миру это мама двух детей по имени Анастасия.

Нас было четырнадцать.(Ещё один будущий человечек путешествовал в животе у молодой мамочки). Можно считать — пятнадцать. Поэтому про всех я не смогу сразу написать. Но мне понравились абсолютно все члены нашей группы. Ребята, я вас люблю! Желаю вам постичь икигай!!! Хакуна матата!

Побурханили. Духи довольны.

20 февраля 2021 года
Дацан

Побывать в Бурятии и не посетить центр буддизма России? Невозможно. С утра отправились в Иволгинский дацан.

Это совершенно удивительное место. Мы провели там около пяти часов, которые пролетели мгновенно. Большая территория, на которой расположено множество зданий. Это храмы и домики, в которых живут монахи и студенты. (Да! Здесь учатся только мальчики. Восемь курсов).

Для нас была проведена экскурсия. Экскурсовод Анна Ярославовна — в теме не только по службе, но и по жизни: среди её родственников есть ламы. Она увлекательно рассказала об истории буддизма и о дацане. Узнав, что я из Чувашии, вспомнила свою землячку, которая замужем за моим знакомым. Чудеса!

Нам удалось побывать на службе в главном храме. Жаль, что внутри нельзя фотографировать. Это очень занимательное зрелище. Там стоят длинные низкие столы и скамейки. Монахи молятся, сидя напротив друг друга. Для посетителей тоже предусмотрены скамьи вдоль стен.

Алтарь — произведение искусства. В центре — огромная фигура Будды. Он везде разный, но узнаваемый. Вокруг находятся более мелкие фигуры как главного, так и второстепенных буддийских божеств. Храм внутри положено обойти по часовой стрелке, причём, отходя от алтаря, следует идти спиной вперёд до двери.

К слову, мы отправились в дацан, отлично проинструктированные Людмилой. Сразу приобрели кучу буддийских атрибутов, с которыми предлагалось проделать всякие манипуляции, но вначале их было необходимо освятить, что нам и сделали в особом храме.

По всей территории дацана, которую так же обходят по часовой стрелке, стоят специальные барабаны, содержащие тысячи мантр. Все крутят их в том же направлении.

В самом центре дацана в особом храме хранится тело феноменального человека. Это Пандито Хамбо-лама XII Даши Доржо Итигэлов. Перед своей смертью, в 1927 году, он завещал своим последователям откопать его через 75 лет. Что и было исполнено в 2002 году. С тех пор он сидит в алтаре храма в позе лотоса и совершает разные чудеса. Мы побывали и в этом храме, поклонились. Там особый ритуал.

Ещё (гулять, так гулять!) заглянули на прием к ламе-астрологу. Нас научили, как следует задать ему волнующий вопрос. Я не сразу придумала, что бы такое спросить, чтобы ответ не слишком меня напугал. Потом вспомнила о своём намерении выйти на пенсию. Спросила, стоит ли его исполнить. Лама очень долго сидел с закрытыми глазами, видимо, совещался со Вселенной. Потом поднял руки вверх и над головой бросил шарик в стаканчик. Что-то ещё поделал и выдал вердикт: «Да»! Мы с ним ещё немного пообщались. От встречи осталось хорошее ощущение.

Вы слыхали? Теперь меня уже вряд ли кто — то сможет разубедить: сам Будда (наверное) через своего ламу одобрил моё решение.

Сходила в берёзовую рощу, чтобы повесить в правильном направлении освященный флажок с моим именем (хий морин), на котором изображён скачущий конь. Встретила чернобурку. Лисичка меня не испугалась, но фотографироваться отказалась.

Завтра летим в Москву, и в тот же вечер — домой. Дневник байкальской эпопеи на этом можно завершить.

До свидания, Байкал! Хочу встретиться и летом!

Один из храмов дацана

Хочу добавить воспоминание о посещении ламы-астролога. Оно написано позже, но здесь будет уместно.

Стоя в очереди к астрологу, я мучительно размышляла: что же спросить? В результате придумала, успокоилась и, войдя в помещение, начала внимательно рассматривать обстановку.

Как и всюду на территории дацана, в комнате висели многочисленные разноцветные тряпочки. Довольно крупный молодой мужчина в традиционной буддийской одежде кирпичного цвета, сидел за маленьким столом. Он внимательно посмотрел на меня сквозь очки и предложил сесть на стул напротив себя. На столе горела свеча, лежали какие-то книги и астрологические атрибуты.

Я положила приготовленную купюру небольшого номинала (просто другой не было) и задала заготовленный вопрос: «Следует ли мне в этом году выходить на пенсию»?

Лама закрыл глаза, взял в руки маленький металлический стаканчик, украшенный узорами, и каменный шарик, потом начал что-то бормотать, видимо, обращаясь к Вселенной. Всё это время я видела только огонь свечи, как будто больше ничего вокруг не существовало, всё остальное шло помимо сознания. Горящий фитиль притягивал взгляд гипнотически. Казалось, что огонь застыл, что он нереальный, картонный и нарисованный.

Наконец, астролог перестал бормотать, поднял стаканчик над своей головой, опустил туда шарик. Я попросила разрешения потрогать огонь, объяснив своё желание ощущением нереальности происходящего. Лама подтвердил, что пламя настоящее, потом сказал, что на пенсию нужно идти, мол, возраст, сосуды и интриги. На последнем слове я аж подпрыгнула на месте: какие такие интриги? Лама что-то невнятное произнёс, я поблагодарила его и ушла.

От посещения осталось ощущение остановки времени и магии притяжения взгляда пламенем. А на пенсию я и так собиралась выйти…

21 февраля 2021 года
Рефлексия

Еду в поезде Москва-Чебоксары. Вспоминаю завершившееся путешествие. А заодно и другие свои поездки по железной дороге. Например, как учила детей, с которыми ездила на мероприятие, играть в преферанс. Не педагогично? Соглашусь. Но эта игра развивает мышление, они меня долго уговаривали, я и поддалась. Обещали никому не рассказывать об этом моём проступке. Зато у нас была общая тайна. Клянусь, это было один раз.

Говорят, из любого путешествия человек возвращается другим. Да, это именно так. И неважно, сколько времени длился трип. В моём случае продолжительность выпадения из привычной жизни оптимально должна быть от трёх до десяти дней. Две недели — уже перебор, хочется домой. Это мой собственный эмпирический вердикт. Наши дети, бывает, путешествуют и подольше — по месяцу, мотивируя это тем, что какой смысл покупать дорогущие билеты в Японию (Мадагаскар, Тасманию и т. д.), чтобы побыть там три дня? Получают впечатления на полную катушку!

Меня не было дома девять дней. Я возвращаюсь в привычный мир с удовольствием и со знакомым ощущением внутренних перемен.

Что касается путешествия на Байкал, попробую кратко подвести итоги.

1. Восторг от встречи с чудом Природы. Зимний Байкал — уникальное явление!

2. Знакомство с интересными людьми, такими разными, но в чём-то схожими (мы одной крови, иначе бы не встретились, факт)!

3. Прикосновение к особым культурным явлениям — буддизму и шаманизму, они у бурят мирно сосуществуют. Это пример гениальной толерантности, которой не всегда хватает некоторым религиозным конфессиям.

4. Шок от зрелища ламы Итигэлова. До сих пор не прошёл.

5. Удивление от сравнения бурятского менталитета с чувашским. Две разные национальные республики. Общее — только пентатоника, основа музыкального ряда. Кстати, памятник Ленину, обязательный в каждом столичном городе, в Улан-Удэ уникальный, такого нигде больше нет, а я их много повидала.

Это не все инсайты в результате поездки, их больше.

Если у вас возникла потребность в изменении — просто путешествуйте! И будет вам переворот внутреннего мира!

Уникальный памятник вождю мирового пролетариата

Ниже следуют заметки Екатерины Клинк о том же самом путешествии на Байкал (из сети ВКонтакте). Сравните наши впечатления.

19 февраля 2021 года

Если вы не были на Байкале, нужно ехать обязательно. Потому что не существует слов ни в каком языке, чтобы описать байкальский лёд — его нужно увидеть, не с чем сравнить звуки Байкала — их нужно услышать. Поэтому в основном я проводила время лёжа на льду. То прижавшись ухом, то вглядываясь в бездну… И не только я, а вся наша группа. Когда не было видно льда, мы развлекались всеми возможными на Байкале способами. Это было незабываемое путешествие…

В ТАКОЙ команде! С ТАКИМ гидом! С ТАКИМИ водителями! С такой погодой, природой, баней, рыбой, пещерами, солнцем, снегом, льдом…

Первый раз в жизни мне вообще не хотелось уезжать. В один миг понимаешь как ты «совпала» с этим местом. Короче… Постепенно переварю эти эмоции и напишу как смогу…

22 февраля 2021 года

Несмотря на все трудности в виде нелётной погоды в Москве, группа собралась в Улан-Удэ и путешествие началось! За то, что оно было и было таким замечательным, спасибо Людмиле, нашему гиду. С организационной стороны мы ни одного раза не ждали, не скучали, всегда были сыты и согреты. А с эмоциональной — нас принимали как дорогих гостей, с любовью рассказывали про Байкал, дарили сувениры сделанные своими руками. Это очень много значит, ведь сейчас я вспоминаю именно такой Байкал, не просто красивый, а гостеприимный, удобный, тёплый, дружный, место, куда хочется вернуться.

Маршрут был не стандартный. Я не видела других таких туров из Улан-Удэ на Ольхон по льду Байкала. А это самое захватывающее… по льду Байкала… звучит как приключение!

Приключение было безопасным благодаря водителям двух «буханок» — Михаилу и Ивану. Это сложный путь по льду, через торосы и трещины, не каждый водитель осилит. Весь путь на Ольхон и обратно они нас кормили, поили, развлекали интересными историями про Байкал, показывали самые красивые скалы, пещеры, лёд. А когда я замерзала, в машине меня ждали тёплые ботинки, чтобы согреть ноги. Было очень кстати и очень приятно. В последний день всей группой долго прощались с Иваном и Михаилом, потому что никому не хотелось заканчивать путешествие.