Записки в сетях. Путевые

Надежда Юрьевна Клинк, 2022

Путевые заметки, выложенные в соцсетях и собранные в сборник. Путешественникам, мечтающим о северном сиянии и зимнем Байкале, надеемся, будет интересно и полезно. Приведены записки двух участников путешествий.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки в сетях. Путевые предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава I

Север. Записки Надежды Клинк

30 декабря 2020 года
Путешествие номер…

Вчера прилетели из Москвы (Шереметьево) в Мурманск. Здешний аэропорт получил имя последнего российского императора — Николая второго. Перед зданием аэропорта смешная ледяная скульптура. Сфотографировались на её фоне, увековечили в кадре.

Совершили посадку около полудня. Выглядит природа, как будто сейчас предзакатное время. Но не темно! Я-то ожидала, что полярная ночь-сплошная темень. Оказывается, солнца не видно, но из-под горизонта оно всё равно ухитряется землю освещать. Это наглядное проявление принципа Ферма. Детям всегда рассказываю на уроках. Если бы не атмосфера, было бы темно.

Сразу с самолёта погрузились в микроавтобус марки «Мерседес» и отправились в Териберку. По дороге я расспрашивала водителя Александра о жизни в таких сложных природных условиях. Он местный, говорит, привыкли давно. Дорога почти вся идеальная, только кусочек не достроен. Спросила у Александра о губернаторе, бывает ли он в Териберке. Оказалось, бывает. Отзывался хорошо, поэтому я созналась, что Андрей Чибис — мой ученик, я его в школе учила. Так что если он нечаянно нагрянет, мы можем и встретиться. Мои попутчики поприкалывались надо мной в том смысле, что учителю губернатора положен эскорт. Но нас, учителей, слишком много, так что на всех эскортов не напасешься.

Пока ехали, стемнело окончательно. Поэтому"кладбище корабликов"смотрели уже в сумерках, оно по дороге. Пока мы гуляли на шквальном ветру по смотровой площадке, туда подъехали ещё три автомобиля с туристами. Я, конечно, спросила откуда они. Представьте себе: из Красноярска и Иркутска! Я удивилась, а парни сказали, что и из Владика (Владивостока) тоже есть среди них люди. Вот какие наши граждане! Путешествуют, несмотря ни на что! И все со справками: было объявлено, что нужны свежие ПЦР и об эпидокружении. Я и справку с антителами прихватила на всякий случай.

Погуляли, посетили ресторацию. Поели местных деликатесов. Попробовала морского ежа. Мне понравилось.

Наша мечта — увидеть северное сияние — кажется всё более призрачной, потому как прогноз магнитных бурь слишком спокойный. Но я не теряю надежды. Пусть возмутится магнитосфера Земли. Ну хоть на полчасика…

31 декабря 2020 года
Приключения продолжаются

Не очень удобно без компьютера: телефон, негодник такой, всё время норовит меня исправлять, что приводит иногда к искажению не только слов, но и смысла. Всё равно я — человек упорный, со своей задачей описания путешествия справлюсь!

Вчера, 30 декабря, был очень длинный день, который закончился сегодня глубокой ночью. Но лучше по порядку.

Утром, в 11 часов (тут как раз светает) отправились кататься на снегоходах. Здесь это популярнейшая забава. Сей вид транспорта используется для доставки туристов в разные интересные места. Мы погоняли по замёрзшим водоёмам, выехали на берег Баренцева моря, побродили (точнее — поползали) по пляжу, покрытому огромными гладкими камнями — "яйцами динозавров". Полюбовались трещинами на льду водоёма и замёрзшим водопадиком. Конечно, после Исландии и Кавказа это крошечное чудо кажется трогательно забавным. Но красиво, факт.

Море не замерзает, возле воды теплее. Гольфстрим, однако! А линия прибоя четко разделяет заснеженный берег и потопляемую часть."Яйца в майонезе"получаются.

На обратном пути сани разобрались на полном ходу, но мы не пострадали. Поучаствовали в починке.

Полная луна целый день висела над морем, создавая освещённую дорожку. Красиво! Выглядит, как Солнце почти, хотя просто отражает свет нашего скрытого под горизонтом светила.

С двух часов дня солнечное освещение закончилось. Настала реальная ночь.

Сделала открытие. Оказывается, мы поселились не в самой Териберке, а в соседнем поселении, которое местные называют ЛодЭйное и очень сердятся, когда мы, туристы, говорим"Новая Териберка". Но нам же так сказали… Так вот, сходили в настоящую Териберку. Пять километров по ветру. Сознаюсь, часть пути некоторым из нас, включая меня, удалось проехать на туристическом микроавтобусе. Здесь очень отзывчивый народ! Просто не называйте Лодейное Териберкой.

Погуляли, посетили один из двух ресторанов. Опять попробовали экзотику, на этот раз морские гребешки. Мне понравилось, сырых есть не стала, но и запечённые хороши.

Ночью пошли ловить сияние. Нас тут так и называют «ловцами». Наш дом стоит на самом краю поселка, поэтому после наступления полночи, то есть уже сегодня, мы пошли к морю и стали ждать полярного сияния. Там были и другие «ловцы», на автомобилях. Мы стойко погуляли (опять же на ветру!) около часа и — вот он, миг восторга! — увидели то, за чем охотились! Снимки получились не очень, и то не на мой телефон, там качество ещё хуже, а на дочкин. Сбылась мечта: северное сияние, хоть ненадолго, но показало нам свои краски! Зрелище волшебное, завораживающее — глаз не оторвать!

Сегодня у нас запланирован выход в море на кораблике. Страшновато, конечно, но летаем же мы на самолётах… Потом встреча Нового года!!!

Всех поздравляю с наступающим событием! Желаю хронического здоровья! Это главное, особенно в наши дни.

Полярное сияние. Мечта сбылась

1 января 2021 года
Новый год на море

Ура! Он всё — таки пришел, этот Новый, совсем новенький, 2021 год!

В последний день отступающего года мы вышли на рыболовецком судне в море. Здесь это популярное туристическое развлечение. Видимо, между вахтами ребята подрабатывают гидами. Погранслужба проверяет паспорта, всё официально.

Меня поразила палуба, заваленная снегом. Попросила лопату, хотела побыть дворником, но её в арсенале баркаса не оказалось. Зато там были спиннинги, и нам разрешили порыбачить, когда заглушили двигатели в открытом море. Рыбалка оказалась удачной: наловили рыбы почти с каждого броска. Хотя забрасывать ничего не пришлось, просто отпускаешь крючки с грузилом за борт, и они вертикально опускаются до дна. Сорок метров. Потом надо удочку время от времени подергивать. Как почувствуешь, что кто-то зацепился, начинаешь крутить ручку, наматывая эти сорок метров веревки на барабан. Это не леска. С помощью старшей дочери вынули самую большую треску. Часть рыбок отпустили, не сильно раненых крючком, остальных решили приготовить к новогоднему столу. Одной рыбкой, уже у причала, угостили нерпу, бесстрашно подплывшую к нашему судну.

Потом готовились к встрече Нового года: варили, крошили и т. д. Сознаюсь, я после ночного недосыпа почти всё проспала, но обещала помыть посуду. И выполнила, между прочим…

Новогодний стол был хорош! В основном, рыбный и фруктово-овощной. (Привезенный шартан не считается, он, вроде, не из говядины). Потом молодёжь пошла гулять, а я вымыла посуду (с большим удовольствием), поглазела в телик, ответила на поздравления и легла спать.

Наши неугомонные дети с утра первого января пошли плавать в море. В гидрокостюмах. Мамы мёрзли на берегу и фотографировали героев.

Сейчас ожидаем их переодевания. Процесс долгий: в костюм иначе, чем намылившись с головы до пяток, влезть невозможно. И выбираться из него — тоже целая история. До этого ребята уже ныряли в теплых морях. В холодном, зимой — впервые.

Им было не жарко…

Они плавали в Баренцевом море. Герои.

3 января 2021 года
Постучать на небесном барабане

Вчера совершили восхождение на горку, где сохранились артиллерийские батареи времён ВОВ. (Не сохранились, конечно, скорее, кое-что осталось). Народ толпами шляется и передвигается на всём, что питается нефтепродуктами. Праздники же!

Приехали в Мурманск. Город-герой. Лозунг"На Севере — жить!"здесь культивируется довольно органично. Но численность населения продолжает убывать.

Гуляли по городу, пошёл снежок. Такая красота, когда крупные хлопья снега опускаются вертикально, это не Териберка, где постоянно дует ветер! Зато там такие замечательные люди нам попадались, доброжелательные и отзывчивые!

Да, по дороге из тундры есть чудный памятник туристу, собранный туристами же."Териберский часовой", кажется. Рассмотреть детали не было возможности: темно уже было, а там есть на что поглядеть, но сфотографировать во время моментальной остановки удалось.

Заранее сняли крошечную гостиничку. Отзывы хорошие. Но размеры… Мне, привыкшей делать зарядку в любых условиях, даже в вагоне поезда, очень затруднительно осуществить свой ритуал. Разве что проделать некоторые упражнения, не требующие значительного пространства. Например,"постучать на небесном барабане". Кто в теме — поймёт. Остальным заинтересовавшимся — Гугл в помощь.

Послезавтра улетаем. Путешествия имеют обыкновение завершаться неожиданно, хотя всё идёт по плану.

В центре — "Териберский часовой"

4 января 2021 года
Долгожданная встреча

Моя школьная подруга живёт в Мурманске очень давно. В Чебоксары она приезжала к родным многократно, а я до этого ни разу не видела полярной ночи. Встретились, наконец. С ночью — раньше, с Галей — позже. Но я очень рада, что это произошло!

С утра, пока молодёжь каталась на горнолыжном склоне, осваивая сноуборд, мы со сватьей (это мама моего зятя) покатались на оленях, покормили их ягелем, пообщались с погонщиком — разговорчивым человеком по имени Виталий. Он рассказал, как вместо того, чтобы идти в школу, он ходил пасти оленей.

Потом покатались на собачьей упряжке, в которую были запряжены три чудесных пёсика-хаски. Каюр, длинноволосый мальчик, которого я приняла за девочку, был немногословен. Зато его словоохотливый помощник много интересного рассказал о взаимоотношении псов. Угостили их разрешенными вкусняшками.

Вызвали такси, купили билеты в кинотеатр «Мурманск» на фильм «Последний богатырь. Корень зла». Мне сказка понравилась.

Потом была встреча с Галей: она пришла ко мне в отель. Общение с детством и юностью, вот что это было! Молодёжь же гуляла, развлекалась на катке.

Я уже собралась упасть в объятия Морфея, когда примчались дети и сказали, что появился хороший прогноз по полярному сиянию.

— Нельзя упускать возможность, — сказали они. Пришлось одеться. Мы вызвали такси, чтобы поехать на край города, потому как уличная иллюминация засвечивает небо. Нас шестеро, вызвали две машины. Сказали, что нужно ехать"к Алёше", есть такой монумент воинам, погибшим в ВОВ.

Когда таксист (юноша из Киргизии) подвез нас к какой-то лестнице и сказал, что"это Алёша", у меня возникли сомнения, потому что вокруг не было людей. Никого. Но по карте всё сходилось. Мы вышли и по заснеженным ступенькам поднялись к памятнику. Размеры скульптуры оказались неожиданно скромными. И тогда мы поняли, что это не тот «Алёша». Созвонились с теми, кто прибыл правильно, объяснили казус и решили половить сияние на месте. Долго выясняли, с какой стороны север, даже компас пришлось установить в телефоне. Следили за небом, которое будто дразнило нас: то очистится от облаков, то тучки набегут. Когда тьма окончательно победила, отправились на дорогу, от которой к тому времени отошли довольно далеко вверх по сопке.

На дороге остановили машину. Доброжелательный мужчина довёз нас до центра города, не взяв предложенную оплату. Я-то в автомобилях не разбираюсь совершенно, но зять сказал, что это был «Лексус». Говорят, крутая машина. Мы выдвинули несколько версий, почему водитель отказался взять деньги. Первая (моя): я в разговорах упомянула, что учила их губернатора в школе. Вторая (зятя): владельцу «Лексуса» наши 300–400 рублей совершенно не нужны.

В отель вернулись оооооочень поздно.

Про последний мурманский день напишу завтра. Он тоже был весьма насыщенным.

5 января 2021 года
Домой!

Сижу на Казанском вокзале в ожидании посадки на поезд. Приехала сильно заранее, потому как лучше подремать на лавочке, чем догонять поезд. Ночь. Народу на вокзале, как всегда, полно. Расскажу о последнем дне в Мурманске.

Собрали вещи, сложили сумки у дежурной по отелю, а сами отправились кататься на снегоходах. Я была пассажиром, рулила младшая дочка. Было здорово, не перевернулись, хотя были попытки. Галенька — молодчинка!

После экстремального катания отправились в храм"на водах", как-то так он называется. Хорош как снаружи, так и изнутри. Возле церкви обнаружились памятные знаки, например, памятник, посвященный геноциду армян; памятник погибшим в подводной лодке «Курск» морякам. Всё красиво и печально. Свежие цветы возложены в память о погибших в Баренцевом море (совсем недавно).

Поехали к морскому вокзалу. Там стоит знаменитый атомный ледокол «Ленин». К сожалению, на борт не пускали, музей не работал. Но хоть рядом с этим гигантом постояли. Масштабы впечатляют!

Отправились в аэропорт. Полёт продолжался чуть более двух часов. Все: и пассажиры, и стюарды со стюардессами были в масках. За этим следили и делали замечания. На время приема пищи маски можно было снять. Недалеко от меня сидел один хитрюга молодой: он сосал большой Чупа Чупс, и имел законное право быть без маски.

Москва — город парадоксов. Из Мурманска прилетели быстрее, чем доехали из аэропорта Шереметьево в столицу.

Завтра буду дома! Какими бы прекрасными ни были путешествия, возвращение — самая ожидаемая их стадия. А воспоминания, подкрепленные фотографиями, будут греть душу всю жизнь.

У атомного ледокола"Ленин"

Далее приведен пост Екатерины про это же путешествие.

6 января 2021 года

Далеко как никогда,

Ближе только к крыльям ветер.©

… Море было Баренцево, ночь полярная, пляж снежный, купальный костюм неопреновый, температура воздуха — 4, температура воды +4. Отдыхайте на курортах Кольского полуострова! С маской и трубкой плавала только в детстве, сейчас очень понравилось! Мне было тепло и не страшно, потому что во всей этой приблуде не потонешь. Отдельная забава — одевание, надо было намылить все тело, потом по очереди натянуть все части гидрокостюма. А в море красота! Морская капуста не в консерве, а растёт, водоросли и камушки, если на них смотреть сверху, похожи на уральские горные пейзажи с высоты (все же тянет меня на Урал). Ежей и гребешков не видела, но поела их в ресторане. Свеженьких, почти живых. В итоге это было самое чумовое первое января в моей жизни. Так начался 2021 год… Что же будет дальше?!

Впрочем, два последних дня 2020 были не менее запоминающимся.

Полярная ночь, это когда солнце вообще не встаёт. Целый день в небе видна луна. Если нет облачности, солнце где-то за горизонтом чуть светит розовым. Это рассвет. И через пару часов закат. И всё. Темно. Не знаю как это сказывается на людях, я бы жила в постоянном ожидании солнца.

Пляж"Яйца динозавров"я бы назвала"Яйца драконов", чтобы было не про палеонтологию, а про сказки, потому что пляж совершенно сказочный!

Рыбалка! Естественно хотела поймать золотую рыбку, но попалась треска. Желания не сбудутся, зато всей компанией наловили себе новогодний ужин! Ещё были пикша и зубатка. Зубатку отпустили обратно, больно страшная. А пикшей угостили нерпу. Нерпа осталась довольна.

Ещё кусочек чуда — северное сияние! Совсем небольшое, но впервые мной увиденное явление. Хотела чтобы сияло на все небо! Но не в этот раз…

Люди на сервере замечательные! Чего стоил таксист, который профессионально рассказал историю города Мурманска и остановился около всех памятников по пути!

В первые три дня нового года я перепробовала все возможные зимние забавы. Прогулки по замёрзшим озёрам и сопкам по берегу моря, снегоходы, после трёх часов сноуборда и двух часов на коньках было ощущение, что я русалка, которой наконец-то свезло — выдали ноги, а ноги как в песне"встают и ходят". Под конец стала скучать по пилатесу и стретчингу, когда лежишь на коврике, никуда не падаешь и радовалась, что нигде не убилась и ничего не сломала в организме.

Север покоряет сразу и навсегда. Наверное в прошлой жизни я была саами или манси, или чукчей, лучше бы конечно викингом, Лагертой, не меньше…

Териберка — край земли, совершенно точно лучшее место для нестандартной встречи нового года. Обязательно буду хотеть туда снова, в октябре. Осталось найти компанию. Кто со мной?