Юность… она в поиске?

Надежда Эверт

Книга представляет собой поэтическое повествование о непростых отношениях отца и сына. Её персонажи размышляют о смысле жизни, о проблемах юности.Она содержит десять глав и 12 ситуативных событий. Стихи нравственного содержания, написанные в формате диалога, можно использовать в юношеской аудитории (16+). Участники, размышляя над вопросами: «Кто мы? Куда идём? Зачем?», приходят к их осмыслению.Книга адресована учащимся и преподавателям старшей школы, студентам и кураторам учебных заведений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юность… она в поиске? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Краткая характеристика понятий

Эпизод — это реальный факт жизни, фрагмент, случай, встреча, сложившаяся жизненная ситуация. Он требует от человека проявления определённых социокультурных навыков общения (уважительности, скромности и др.). Вместе с тем необходимо добавить, что позитивность эпизода заключается в том, что он подчас либо приближает нас к чему-то важному, либо заставляет задуматься о реалиях своей жизни. Так или иначе, эпизод представляет собой своеобразный, ценностный опыт общения. Следует, однако, отметить, что не каждый факт, ситуация… могут стать событием в жизни.

Событие — это контекст реальной жизни, временной отрезок его множественных ситуативных проявлений. Оно требует от человека проявления таких нравственных характеристик, как понимание, соучастие, сопереживание, сочувствие, содействие. Не случайно в данной книге используются в качестве поэтических образов «события-символы», где раскрывается ценность поддержки, опоры, совместности дел. Таким образом, эпизод станет по-настоящему событием в жизни, если участники общения запасутся заранее этими качествами или смогут создать общими усилиями пространство событийности.

Событийность — это жизненное пространство радостного, оптимистичного проживания человека в таких реалиях, где проявляется его способность к взаимодействию, сопереживанию, соучастию, к отражению в отношениях с другими лучших своих качеств (добра, справедливости, любви, верности и др.), к соприкосновению чувств, мыслей, слов… (см. в книге стр. 16—17, 117)

Но особенность событийности заключается в том, что её необходимо простраивать, создавать с помощью целеполагания, постановки задач, использования определённых приёмов, способов общения, психологических тренингов и т. д. (например, в общении «учитель-ученик», «воспитатель-воспитанник», в семейных взаимоотношениях и т.д.).

В таком контексте любой эпизод станет настоящим событием. Общение «родителя-ребёнка», «мужа и жены» программируется их образом жизни, способом мысли, совместностью дел. Вот почему особую значимость в книге выполняют поэтические, смысло-содержательные характеристики своеобразных «Уроков родительства».

«Уроки родительства» — это драгоценный опыт общения родителей с ребёнком в течение всей жизни. Ценно в данном поэтическом повествовании «Юность… она в поиске?» является то, что осмысление «Уроков» представлено в суждениях повзрослевших детей. Пропитанные благодарностью и уважительным отношением к родителям и желанием использовать их опыт в выстраивании взаимоотношений со своими детьми, они являют собой бесценный опыт жизненной мудрости. По сути — это «уроки» для родителей в возрасте 20+. Это своеобразный гимн семье — материнству и отцовству.

В книге действуют, размышляют,

живут основные персонажи:

Отец

профессионально талантливый человек, заботливый семьянин — семья не бедствует. Но в семейных отношениях запутался, живёт параллельно с семьёй своими интересами.

Сын —

талантливый, разносторонний юноша, успешный в делах. Но живёт постоянно с ощущением внутреннего дискомфорта — непонимания со стороны родителей и, как ему кажется, нелюбви отца.

Автор —

назначение данного персонажа, во-первых, заключается в том, что он на протяжении всего путешествия отца и сына, незримо проживая с ними все жизненные ситуации, с которыми они сталкиваются в пути, помогает читателю глубже проникнуть в смыслы происходящего, понять их чувства, переживания, складывающиеся реальные взаимоотношения и разобраться в прошлых.

Во-вторых, он берёт на себя смелость давать советы, но делает это осторожно, в вопросной форме и чаще всего через воспоминания ситуаций из своего опыта и анализ собственных ошибок. Кроме того, автор по целесообразной необходимости входит в общение через перманентные диалоги не только с ними (отцом и сыном), но и с самим собой, со своим сознанием, подсознанием, с другими участниками повествования: с природой, с миром вещей, миром людей, с Мирозданием, с прошлым и настоящим…

В-третьих, он, как бы олицетворяя внутренний мир персонажей, выражает их стремление к светлым, иногда подсознательным проявлениям своего «Я». В совместных размышлениях с ними он актуализирует внутренний голос персонажей и заставляет их и себя задуматься над вопросами: «Кто мы? Куда идём? Зачем?», осознать ценности, понять смысл и назначение жизни.

Толкователь информации —

в рамках «Полилога» призван толковать понятия, смысл подтекстов, использованных в тексте книги, в сносках, а также в характеристике названного жанра, представленной в данном комментарии автора.

Ситуация сегодняшнего дня, которая неизбежно приводит к всеобъемлющей занятости, не всегда представляет возможность для сосредоточенного чтения серьёзной литературы, для размышления над глубинными проблемами бытия. В этой связи считаем, что приём, предлагаемый «Полилогом», выраженный в оптимальном соотношении поэтики слова и пояснительной информации, весьма актуален и необходим для быстрого прочтения.

Образ толкователя текста необходим для осмысления несущих, смысло образующих или символических понятий книги — «прозрение», «опора», «поддержка», «взаимная ответственность», «нарциссизм», «полилог», «родительство»…

Особого пояснения требуют такие понятия-символы, использованные в книге, как «лампада» — символ домашнего очага, «заря» — символ прозрения, «звёздное небо» — как символ Вечности, природа как образ «альма матер»… (см. текст книги Н. Эверт, приложение книги и комментарии автора. «Полилог в детско-юношеской поэзии» (4+) / ООО «Литера-принт». — Красноярск, 2019. 80 с.)

Читатель —

как соучастник повествования, ощущая сопричастность ко всему происходящему, активно проживает все предложенные текстом ситуации и сопереживает главным персонажам.

Но при этом он свободен делать собственный выбор, независимо от мнений других участников повествования, в том числе и автора. Читатель, так же, как и все, волен задавать себе свои вопросы. Этому в полной мере способствует вопросно-вопросная форма повествования. Вступая в диалог, он может отвечать на них мысленно, а иногда оставлять их для последующего размышления.

Таково требование жанра «Полилог» (многосторонних, многоролевых диалогов) — всё подвергать сомнению, обсуждению.

Следует добавить, что автор даёт такую возможность всем участникам диалога. Чаще всего в книге нет обязательности вывода, точного ответа, и размышления нередко остаются открытыми — в виде очередного вопроса к себе, к другим. Примечательно, что в своих суждениях, казалось бы, иногда настоятельных, в качестве совета читателю, юношеству автор всегда оставляет вопрос-послесловие, к которому можно ещё не раз вернуться и который заставляет задуматься о Бытие, о Главном, о чём-то своём.

Природа

как и другие участники путешествия, является главным персонажем поэтического повествования.

В ходе изложения текста ситуативные проявления природы постоянно напоминает нам то, о чём часто забываем в жизни: мы — дети её, а она — наша «альма матер». Природа представляет собой своеобразный образ светлости и озарения и является символом прозрения.

Назначение данного персонажа — актуализировать светлые мысли, пробуждать правду чувств человека, в которых нет фальши, лицемерия, лжи. Во всех ситуациях, вступая в многоаспектные диалоги, она помогает всем участникам пережить добрые чувства и всякий раз приходить к себе — светлому, возвышенному. Она обладает такой же эмоционально-действенной силой, как хорошая книга, раздумный фильм, завораживающая взгляд картина. От прикосновения к ней хочется стать, хоть на миг, выше, благороднее, чище.

Учитывая это обстоятельство, в повествовании каждое его событие пронизано дыханием природы. Одушевление её усиливает не только смысловую окраску текста, но и подчёркивает лиризм стиха, красоту взаимоотношений.

Заголовки строф, стихов —

их, на наш взгляд, целесообразно формулировать в виде проблемных вопросов. Полагаем, что они помогут читателю понять, о чём пойдёт речь, скорее войти в контекст и смыслы повествования и, примеряя мысленно ситуацию на себя, задуматься о своих жизненных переживаниях и проблемах.

В качестве вывода отмечаем, что в сюжете повествования заложена необходимость активного проживания главными персонажами жизненных ситуаций, изложенных в книге. В результате постоянного поиска точек соприкосновения, содействия, соучастия и бесконечных размышлений о значимости взаимоотношений отец и сын в своём путешествии проходят нелёгкий путь сближения, взаимопонимания и прозрения. Однако, чтобы прийти к этому, нужно было прожить жизненные трудности, проблемы, подчас драматические, пережить гамму чувств, о многом подумать, поразмышлять, осознать мир в себе, понять мир взаимоотношений.

Каждая проблема представляет собой отдельное звено общей цепи взаимосвязанных ситуационных проявлений. Поэтому, следуя полилогическому стилю целостного повествования книги, необходимого для последовательного его прочтения в целом, сочли возможным разбить весь текст на отдельные, проблемные фрагменты, начиная с проблемного вопроса, размышления-ответа и заканчивая выводом-афоризмом.

В таком случае, поскольку каждая строфа имеет логическую завершённость, её можно рассматривать и как самостоятельный стих, несущий в себе возможность поразмышлять над ним «здесь и сейчас» или вернуться к нему позже. А его лаконичность и убедительность в суждениях позволяют задуматься и о собственных жизненных проблемах.

Для удобства прочтения, как уже отмечалось выше, и ускоренного вхождения в текст используется его структурирование — определением заголовка в виде вопроса в каждом отдельном фрагменте целостного повествования, выделением курсивом и яркостью шрифта знаковых, несущих содержательный смысл строк, слов, выводов, понятий. Всё это предусмотрено в формате авторского жанра «Полилог».

Дорогой читатель!

Если ты вместе с персонажами книги поразмышляешь, задашь себе вопросы: «Кто Я? Куда иду? Зачем?» и бесконечные «Отчего?» и «Почему?», значит — всмотришься в себя.

Если ты, путешествуя с отцом и сыном, проживая с ними все события, вникнешь в их общение и разберёшься в причинах рассогласования взаимоотношений, значит, ты увидишь и свои проблемы, поймёшь значимость и необходимость выстраивания отношений с собой, с другими, с природой и т. д. И, быть может, осознаешь что-то очень важное, главное в своей жизни.

Поэтому советую прочесть эту книгу последовательно, от начала до конца, чтобы осмыслить процесс примирения отца и сына, их сближения и прозрения.

Желаю успехов!

Автор

От диалога и сужденья —

путь к осознанию и прозренью

Чарует слух мне поэтичность слога,

Когда созвучье вдохновенно, строго.

Слов кружевная вязь волнует и пленит.

Готов тонуть в них бесконечно, снова.

Вбирать непостижимых тайн основы

И верить: в этот миг проблема отболит.

Слегка коснутся струн моей души —

И музыка играет.

А чувство, задремавшее в тиши,

В ней радость пробуждает.

Ещё ценю в словах я смыслы.

Глубины их нас держат на плаву.

В них торжество и светлость мысли —

С высот небес они сойдут.

Пред ними преклоню главу,

Во след им к Истине иду.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юность… она в поиске? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я