Госзакупки. Поставщик. Практический курс

Надежда Терехина

В книге описана практическая основа работы с госзакупками со стороны поставщика, помогающая специалисту ориентироваться в базовых знаниях, необходимых для работы, но зачастую никак не освященных в теоретических курсах.Это одна из немногих книг, которая рассчитана как на начинающих специалистов в области государственных закупок, так и на более опытных. Уникальность книги в том, что она основана на реальном опыте и описывает участие в госзакупках от момента поиска тендеров до заключения договора.

Оглавление

Глава 2. Анализ тендерной документации

В предыдущей теме мы разобрали, где можно искать тендеры, как это делать и что при этом следует учитывать. Мы с вами будем рассматривать закупки в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Если обобщить всю закупочную документацию по процедурам 223-ФЗ и 44-ФЗ, то можно заметить, что в целом требования очень схожи. Закупочная документация содержит в себе: извещение (включающее документацию), информационную карту, техническую часть (техническое задание), обоснование НМЦК и проект контракта.

Анализ закупочной документации начинается после того, как вы нашли нужное количество тендеров, которые на первый взгляд соответствуют вашим параметрам. Далее начинаем знакомство с документацией. Для скачивания она доступна в разделе «Документы» на сайте ЕИС.

При анализе в первую очередь следует обратить внимание на информационную карту в составе закупочной документации. Как правило, этот раздел индивидуален у каждой процедуры и содержит в себе самую главную информацию.

Итак, открываем информационную карту и анализируем информацию, указанную на рис. 2.1.

Далее более подробно рассмотрим каждый выделенный аспект, но сперва дам еще один небольшой совет.

Часто так бывает, что ведется работа сразу по нескольким тендерам или в течение нескольких дней. Чтобы проработанная информация была всегда под рукой, целесообразным будет ведение сводной таблицы, содержащей в себе все самые важные данные о тендере.

Таблица может быть краткой или подробной. А может, она и вовсе не понадобится. Однако по опыту практической работы с госзакупками могу предложить достаточно удобный вариант (табл. 1). Легче вести таблицу помесячно, чтоб в ней не накапливалось слишком много информации.

Это всего лишь один из вариантов. Таблица может содержать в себе только те столбцы, которые вам необходимы. Можно различными цветами выделять строки по статусу процедур. Например, наиболее важные отмечать одним цветом, отклоненные заявки другим, победы третьим. Это все уже на ваше усмотрение.

Далее рассмотрим каждый выделенный на рис. 2.1. аспект индивидуально.

Дата окончания подачи заявок

Почему я выделяю этот аспект? Все очень просто. Это, пожалуй, первое, на что следует обратить внимание. Ведь в госзакупках невозможно подать заявку хотя бы на минуту позже указанного времени. Соответственно, если вы видите, что дата окончания подачи заявки завтра, а вы первый раз в жизни готовите тендер, то, наверно, не стоит торопить события и лучше поискать другую процедуру. Если же до окончания подачи заявки еще, например, пять дней, вы смело можете приступать к изучению документации. Кому-то достаточно трех дней, кому-то пяти. Все зависит от процедуры закупки и навыков тендерного специалиста. В любом случае дата окончания подачи заявок позволяет расставлять приоритеты.

Дата подачи ценовых предложений

Я сейчас о торгах в самом простом смысле этого слова. Напомню, у нас есть процедуры торговые (аукцион и конкурс) и неторговые (запрос котировок и запрос предложений).

Аукцион предусматривает последовательное снижение НМЦ на шаг аукциона в торговом зале электронно-торговой площадки (далее — ЭТП). Дата подачи ценовых предложений наиболее важна для аукциона, так как в этом и есть весь его смысл. Поэтому пропустить дату и время аукциона как минимум очень обидно. Тут останется надеяться только на то, что закупка будет признана несостоявшейся ввиду единственной заявки или единственного допущенного участника.

Если рассматривать конкурс, то подача ценовых предложений проходит иначе. Во-первых, в конкурсе мы ценовое предложение подаем в составе заявки при подаче и указываем на ЭТП. Однако в случаях, когда по конкурсу предусмотрена дополнительная подача ценовых предложений, при первоначальной подаче мы можем указать НМЦ или цену с минимальным снижением. (Если ваша заявка окажется единственной, вы заберете тендер по высокой цене.)

Во-вторых, дополнительная подача ценовых предложений здесь регламентирована. Как правило, ценовое предложение подается один раз в отведенный промежуток времени. При подаче участником закупки ценового предложения не допускается подача предложения, равного или превышающего предложение, содержащееся в заявке на участие в закупке, не допускается подача предложения, равного нулю. В рамках 223-ФЗ подача дополнительных ценовых предложений может быть самой разнообразной. В данном случае лучше ориентироваться на Положение о закупках отдельного заказчика и регламент ЭТП.

Здесь нельзя не упомянуть о переторжке. Если говорить простым языком, переторжка — это дополнительная возможность участников закупки улучшить свои ценовые предложения. Переторжка проводится только в рамках 223-ФЗ и только по инициативе Заказчика. Порядок и случаи проведения переторжки должны быть предусмотрены Положением о закупках Заказчика. Информация о возможности проведения переторжки указывается в Информационной карте.

Электронная торговая площадка (ЭТП)

Несмотря на то, что теперь регистрация на федеральных ЭТП проходит автоматически, желательно каждый раз обращать внимание, на какой площадке проходит процедура. Сложностей с подачей заявки по 44-ФЗ, скорее всего, не возникнет, но по 223-ФЗ существует достаточно большое количество секций, требующих отдельной аккредитации. Например, на рис. 2.2 мы видим количество секций при входе на «Росэлторг».

Поскольку аккредитация в торговых секциях занимает определенное время (регламентировано ЭТП), следует заблаговременно убедиться в наличии требуемого доступа и возможности подачи заявки.

Кроме того, различные ЭТП требуют различных тарифов или депозитов для участия. Поэтому все эти моменты нуждаются в тщательной проработке на ранних этапах, чтоб не допустить досадной неподачи заявки. Сейчас мы рассматриваем только общие требования. О тарифах и депозитах ЭТП подробнее поговорим в соответствующем разделе.

Обеспечение заявки

В закупочной документации устанавливается размер обеспечения заявки или указывается, что обеспечение заявки не требуется. Более подробно этот вопрос будет рассматриваться в отдельном разделе. Сейчас отмечу только то, что при первоначальной оценке важно понять, установлено ли обеспечение заявки, и если да, то в каком размере. И, соответственно, принять решение, будет ли заявка обеспечиваться денежными средствами или банковской гарантией.

Обеспечение исполнения договора

Казалось бы, зачем на столь раннем этапе беспокоиться об исполнении договора? Поясню. Бывает так, что обеспечение заявки не требуется, а обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ установлено в размере 30% от НМЦД и составляет солидную сумму. Начинающим поставщикам такую сумму не всегда легко выдернуть из оборота, а при получении банковской гарантии могут возникнуть сложности. Например, часто банки отказывают начинающим поставщикам из-за бухгалтерской и налоговой отчетности, также из-за отсутствия опыта выполнения аналогичных работ / оказания услуг по госзакупкам. В тех случаях, когда есть понимание, что сумма обеспечения исполнения договора достаточно серьезная, есть смысл заранее начать проработку банковской гарантии или даже позаботиться о поручителе.

Обязательные требования к участникам закупки

Чаще всего обязательные требования к участникам закупки стандартные. Они закреплены в пункте 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. В закупках по 223-ФЗ применяются аналогичные обязательные требования к участникам.

Как правило, данные требования подтверждаются декларацией с соответствующими пунктами, которая автоматически формируется на ЭТП при подаче заявки. Внимательно нужно следить за последними изменениями законодательства, чтобы предоставить декларацию в соответствие с законом.

Важным здесь является то, что в обязательных требованиях может быть установлена необходимость наличия той или иной лицензии на вид деятельности и/или необходимость быть членом саморегулируемой организации (далее — СРО).

Соответственно, если вы данной лицензией/допуском не обладаете и их требование не вызывает у вас вопросов, то об участии в данном тендере можно забыть. Впрочем, если вопросы есть, можно написать Заказчику запрос на разъяснение документации и попросить обосновать наличие данного требования.

Еще один вариант — принять участие в тендере от компании-партнера, обладающей соответствующей лицензией/ допуском. Распределение функций и полномочий между такими партнерами, как правило, осуществляется руководством.

Дополнительные требования к участникам закупки

Дополнительные требования к участникам закупки в рамках 44-ФЗ установлены в пунктах 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ. Цитированием законодательства, как уже писала, я заниматься не буду.

Суть дополнительных требований к участникам закупки заключается в следующем:

— Согласно пункту 2 статьи 31 закона о контрактной системе, Правительство РФ вправе установить к участникам закупки ряд дополнительных требований, среди которых: наличие определенного опыта выполнения работ; специалистов определенного уровня квалификации; материально — технических, финансовых ресурсов или деловой репутации. Данные требования устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571, содержит в себе разделы по сферам деятельности и требования, которые должны быть установлены к участникам закупки при соблюдении определенных параметров закупки. Сюда относятся градостроительная и дорожная деятельность, культура и культурное наследие, оборона и безопасность, атомная энергия, здравоохранение, офсетные контракты, перевозки, охрана окружающей среды, оценочная деятельность.

За время работы с закупками по данному Постановлению мне попадалось только одно требование из разных разделов и разных пунктов. Это требование о наличии исполненного договора с закрывающими документами в определенной сфере деятельности на сумму, не меньшую 20% НМЦК. Требуется предоставить исполненный договор с закрывающими документами за последние 5 лет до окончания подачи заявок. Конкретные требования к предквалификации будут указаны в извещении о закупке. Суть заключается в том, что если в документации по процедуре установлено дополнительное требование, то участник закупки должен ему соответствовать.

Подтверждающие документы (договор и акты выполненных работ/КС-2 и КС-3) должны быть прикреплены заблаговременно на ЭТП, на которой проходит процедура. Рассмотрение документов ЭТП проходит в регламентированный срок (как правило, занимает пять рабочих дней). Далее ЭТП либо принимает решение о соответствии участника требованию и дает доступ к подаче заявки, либо отказывает с указанием причины отказа. В таком случае документы нужно направлять на ЭТП повторно. В противном случае функционал ЭТП не позволит подать заявку.

Стоит отметить, что на ЭТП предусмотрено ускоренное рассмотрение документов. Стоимость услуг следует уточнить у оператора. Следует подчеркнуть, что при ускоренном рассмотрении ЭТП более лояльно относятся к предоставляемым документам.

Кроме того, для некоторых видов закупок ЭТП пропускает в качестве подтверждения опыта коммерческие договоры, то есть договоры, которые заключены без участия в госзакупках, сведения о которых не размещены в ЕИС.

— В соответствии с ПП РФ от 29.12.2021 №2571 (п. 2.1 статьи 31 закона о контрактной системе), если при проведении закупки НМЦК или сумма единичных цен НМЦК составляет 20 млн руб. и более, заказчик устанавливает требование о наличии у участника закупки исполненного в течение трех лет договора в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ на сумму не менее 20% от НМЦК без наличия невыплаченных штрафов, пеней и неустоек. Участники закупки также заблаговременно предоставляют на ЭТП исполненный без нарушений договор и подтверждающие исполнение документы. После положительного рассмотрения договора оператором ЭТП участник закупки может подать заявку на участие.

Здесь хочется отметить, что лучше заранее прикрепить на все ЭТП ваш любой по тематике самый большой исполненный договор и получить одобрение, чтоб не заниматься этим непосредственно перед подачей заявки.

Важно:

— на рассмотрение по каждому отдельному критерию одновременно можно отправить только один договор;

— один и тот же договор можно направлять на рассмотрение по разным пунктам предквалификации;

— направленный на рассмотрение договор должен быть исполнен в полном объеме;

— закрывающие документы по договору должны быть предоставлены на полную сумму и в полном объеме.

То есть при наличии дополнительных требований по 44-ФЗ, прежде чем получить доступ к функционалу ЭТП по подаче заявки, вам необходимо быть внесенным в соответствующий реестр. Однако если вы внесены в реестр по п. 2.1 ст. 31 однажды, вам не придется при каждой закупке проходить данную процедуру (если, конечно, предоставленный вами договор будет превышать 20% НМЦК требуемой закупки). По п. 2 ст. 31 договоры прикрепляются согласно разделам и определенным пунктам, угадать которые бывает иногда очень сложно. Поэтому мы практически всегда проходим ускоренное рассмотрение для каждого отдельного пункта каждого отдельного раздела.

В рамках 223-ФЗ также могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки. Однако прописаны они будут в Положении Заказчика и закупочной документации. Чаще всего дополнительные требования по 223-ФЗ представлены опытом выполнения аналогичных работ или определенным составом кадровых ресурсов. Подтверждающие документы направляются участником в составе заявки при ее подаче. При несоответствии предоставленных участником документов по дополнительным требованиям заявка будет отклонена.

То есть, прежде чем принять участие в процедуре, вам необходимо внимательно ознакомиться с документацией на предмет наличия дополнительных требований к участникам.

Требования к составу заявки

Собственно, это тот перечень обязательных документов, который участник закупки должен предоставить в составе заявки. В рамках 44-ФЗ перечень установлен на законодательном уровне и является закрытым. Напомню, что данный перечень содержится в статье 43 Федерального закона №44-ФЗ.

Перечень требуемых документов в рамках 223-ФЗ установлен в Положении Заказчика и содержится в документации закупки. Перечень документов по 223-ФЗ достаточно разнообразен и зависит как от Заказчика, так и от процедуры закупки. Однако можно выделить стандартный набор документов, который требуется практически во всех процедурах и практически у всех заказчиков.

Первая часть заявки:

Описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, в соответствии с требованиями технического задания.

Вторая часть заявки:

— учредительные документы;

— решение о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки;

— копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника закупки (приказ о назначении директора и доверенность на подписанта (при его наличии));

— анкета, содержащая основные реквизиты участника закупки;

— сведения об обеспечении заявки (скан банковской гарантии или реквизиты специального счета);

— выписка из ЕГРЮЛ;

— копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки субъектам МСП (для процедур СМП. Подтверждается сведениями из реестра СМП (https:// ofd.nalog.ru/)).

Ценовое предложение (для запроса котировок, конкурса и запроса предложений).

Я привела стандартный перечень документов. Он может быть как у́же, так и шире. Все зависит от Положения о закупках каждого отдельного заказчика и вида процедуры. Так, например, может требоваться заполнение различного рода форм документов, предоставление бухгалтерской и налоговой отчетности и иных документов.

В случае, если проводится запрос предложений или конкурс, для участников закупки установлены необязательные квалификационные требования, представляющие собой неценовой критерий оценки заявок. Перечень требований может быть достаточно разнообразен. Тем не менее данные документы предоставляются в составе второй части заявки. Анализ закупочной документации позволяет нам выбрать тендеры, которые подходят нам для участия по первоначальным требованиям. Так, подходящие тендеры мы оставляем для дальнейшей (более тщательной) проработки, а те, которые нам не подходят по той или иной причине (сроки, суммы, требования и т.д.), исключаем из рассмотрения.

Мы разобрали тему «Общие сведения о тендере». Сейчас, возможно, в голове возникла каша. Но далее мы подробнее рассмотрим самые важные вопросы, и через пару разделов данная тема станет в разы понятнее.

Для закрепления материала предлагаю выполнить задание 2.1.

Задание 2.1.

Создайте таблицу в формате Excel по аналогии с табл. 1 (можно добавить свои колонки) по следующим процедурам:

1. реестровый №0388100000422000003

2. реестровый №32211267331

3. реестровый №32211118139

4. реестровый №32211203411

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Госзакупки. Поставщик. Практический курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я