Съемки и не только

Надежда Романовна Ли, 2023

Мечта творить привела меня именно в кино. В детстве я часто представляла себя на сцене, исполняющей берущие за душу песни, а еще отвечающей журналистам на вопросы в интервью. И кино дало мне и то, и другое.Чтобы не важничать, скажу сразу, что я только в начале своего творческого пути. Долгое время я не могла для себя определиться – куда мне идти, как двигаться к своей цели. И боялась. И до сих пор борюсь со своими страхами.В этой книге я рассказываю о нашей кинокоманде, о том, как мы решаем творческие задачи, выпутываемся из передряг, как справляемся со стрессами и неудачами на съемках и во время подготовки к ним.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Съемки и не только предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А все хорошее… и есть мечта

Именно под эту песню я и начала писать свою книгу. Мечта творить привела меня именно в кино. В детстве я часто представляла себя на сцене, исполняющей берущие за душу песни, а еще отвечающей журналистам на вопросы в интервью. И кино дало мне и то, и другое.

Чтобы не важничать, скажу сразу, что я только в начале своего творческого пути. Долгое время я не могла для себя определиться — куда мне идти, как двигаться к своей цели. И боялась. И до сих пор борюсь со своими страхами.

В этой книге я рассказываю о нашей кинокоманде, о том, как мы решаем творческие задачи, выпутываемся из передряг, как справляемся со стрессами и неудачами на съемках и во время подготовки к ним.

Эпизод 1. Ты знаешь, как все начиналось?

Моя работа в кино началась с проекта «Остров обреченных». Участвовала я в нем на общественных началах. На тот момент и речи быть не могло о том, чтобы кто-то мне платил за то, что делаю. Потому что в киноиндустрии на тот момент я была полный ноль. Да и делала на этом проекте я не так уж и много, самую малость — помогала с поиском локаций, поскольку на тот момент работала в туризме и знала интересные места России, и корректировала сценарий. А, когда сериал вышел на экраны, листая ленту соцсетей по хэштэгам, случайно обнаружила фан-группу «Острова обреченных». Это было настолько неожиданно — ее создал совсем незнакомый нам человек, который признался, что просто сериал его захватил, и он решил создать фан-клуб. О своей находке я сообщила сценаристу, после чего стала редактором фан-группы сериала. Так потихоньку, небольшими шажками, я начала свой путь в мир большого кино.

Тогда главным для меня было — посмотреть на внутреннюю кухню кино. И, что самое ценное, вошла я на эту кухню на самом начальном и ключевом этапе. На этапе написания сценария. После чего я прошла сценарные курсы у сценариста Геннадия Шеина. Теперь уже у руководителя нашей киностудии «ВладРусьФильм».

Помню, как я присутствовала при рождении одного из героев сериала «Остров обреченных». Была ранняя весна, на улице дул пронзительный ветер, мы с Геннадием стояли на остановке в ожидании автобуса, которые в нашем городе Владимире не очень хорошо ходят. И вот, подходящий автобус проходит мимо, подмигивая своими огоньками-фарами в свете уличных фонарей.

— Да он пьесто уед! — насмешливо говорит сценарист.

Я смеюсь в ответ от того, как он исковеркал слова.

— О! Я придумал нового героя!

Вот так «на свет» и появился Коля Уёд — воришка из «Острова обреченных», который (внимание, спойлер!) крал костюмы из местного театра и пугал рабочих лесопилки.

Также на этом проекте мне удалось побывать на съемках. Здесь я убедилась, что ничего общего с фильмами, показывающими процесс съемок в гламурном свете, настоящие киносъемки не имеют. Во-первых, одеты все, включая режиссера, были по-походному, в объемные куртки — никаких признаков гламура. Во-вторых, актеры в кадре снимали эти свои толстые курточки, оставаясь в тонких кофточках и пиджачках, и мерзли. А еще обильно поливались дождем (порой из пожарного шланга), купались в реке осенью, ходили по грязи. По грязи ходили все без исключения, в нее же устанавливали технику. И, несмотря на бытовые трудности, работа кипела, каждый занимался своим делом. И все это кипение и бурление было похоже на один большой слаженный механизм.

После этого мы и создали свою кинокомпанию во Владимире. Конечно, сначала мы начали снимать короткометражки, на которых оттачивали мастерство, формировали команду и актерский состав. И, я считаю, что с этапом короткометражек мы справились на все 100.

Конечно, это был большой риск — открывать кинокомпанию в городе, где нет профильных специалистов, где люди вообще плохо понимают, как вообще делать кино. И первым большим, серьёзным проектом для нашей киностудии «ВладРусьФильм» стал сериал «Песнь бездны» для онлайн-кинотеатров. Меня разрывало между страхом перед чем-то большим и пока мне непонятным, и осознанием того, что надо двигаться дальше, расти. До этого мы снимали преимущественно местной небольшой командой, в которую входили как профессионалы, так и любители. Поэтому перед началом первых серьезных съемок мой мандраж сводился практически к одному — приедут новые люди, которые уже снимались у каких-то крутых продакшенов, и я буду в числе их руководителей! Мне казалось, что многие мои подчиненные, как актеры, так и съемочная группа, знают больше меня про кино. Тем более, что среди них были люди старше меня.

Первоначально, самое сложное для меня было — бороться с неуверенностью в себе. В этой внутренней борьбе мне часто помогали и помогают слова нашего руководителя и режиссера Геннадия Шеина: «Ты — лидер и от тебя зависит многое». Гена отличный учитель, к нему на съемочной площадке все прислушиваются. Поэтому осознание этих слов мотивирует, позволяет принимать решения, несмотря ни на что. А люди, которые будут искать в окружающих недостатки, смотреть на тебя сверху вниз — будут встречаться постоянно. Особенно если ты хочешь быть лидером, руководителем, продюсером.

Работа руководителя, продюсера — она не всегда видна. Порой кажется, что люди собрались, и все само собой работает. На самом деле, продюсеры проводят большую работу на подготовительном этапе, продумывая, как всё на съемках будет работать, кто и что будет делать на площадке, как людей обеспечить всем необходимым для работы — короче говоря, нужно сделать всё, чтобы на площадке процесс шел максимально гладко и эффективно. Это неуловимо и большинству участников съемок просто неинтересно.

Так как моя работа заключается и в поиске актеров — со всеми актерами мы познакомились еще до съемок. Кастинги — одна из самых рутинных и, в то же время, интересных работ. Вместе с режиссером нам приходится отсматривать множество анкет, фото, визиток, шоурилов… Ведь наша работа состоит как раз в поиске нужных типажей. И это почти никогда не бывает с первого раза. Помню, как в неформальной беседе, актеры спросили — смотрю ли я все анкеты. И удивлялись, что действительно мы смотрим анкету каждого актера, потому что приходит их достаточно много. К слову, если мне чей-то типаж покажется интересным — я обязательно приглашу человека поучаствовать в кастинге. Даже если увижу его в очереди на кассе, на улице, в парке и т.д.

В то же время, кастинг — это всегда сюрприз. Когда смотришь актерские портфолио — представляешь, какой персонаж может получиться у того или иного актера. И, конечно, один и тот же герой в разном исполнении — это разный характер. В интернете часто выкладывают фото с проб к советским фильмам. Когда разные актеры надевали костюм какого-то персонажа и в этом образе фотографировались. Сейчас такое в кино редко делают на этапе проб, большинство кастингов дистанционные. Поэтому актеры разными способами, средствами пытаются максимально погрузиться в образ во время записи самопроб1. Например, у одного из актеров, который у нас пробовался, в сценарии было прописано, что его герой ест шаурму — так он действительно купил шаурму (точнее, шаверму — актер из культурной столицы все-таки) и съел ее в кадре. Режиссеру такой подход к работе понравился, и, в целом, актер попал в образ, поэтому был утвержден.

Другой актер не просто попросил «покидать» реплики за кадром — он снял целую сценку со своими коллегами из театра. Мы сначала с режиссером подумали, что актер записывал самопробу впервые в жизни и просто не знает, как это правильно сделать. Потому что одно из правил самопроб — отыгрывать только свои реплики (об этом мы уже рассказывали в одном из мастер-классов в нашем Телеграм-канале). Но потом, после того, как мы уже пообщались с актером на съемках, поняли, что это была такая фишка, чтобы завладеть нашим вниманием. Актерских проб приходит очень много — нужно как-то выделиться и при этом сделать это профессионально. В этом и есть основной минус актерской работы — актеров много, попасть в нужный типаж далеко не всегда возможно. Но актеров меньше от этого не становится.

Для сериала «Песнь бездны» мы очень долго искали исполнительницу главной роли. Было сложно найти даже просто внешне нужный типаж. Несмотря на то, что анкет приходило нереально много. Как признавались актрисы, им понравилось описание героини: «дерзкая, активная, решительная». Из этого аврала анкет было выбрано несколько подходящих по типажу девушек, но на самопробах они не попали в образ. И в один прекрасный день пришла самопроба на исполнительницу второй главной роли. Просматривая эту самопробу, внутри меня что-то щелкнуло: "главная роль должна быть ее!" Своими ощущениями я поспешила поделиться с режиссером.

— Пробуй! — разрешил он.

В итоге, актриса была утверждена. И, на съемках, уже после первого дубля, наш режиссер заметил:

— Это 100% попадание.

Слова его были, как бальзам на душу. Значит, не зря мы предложили актрисе попробоваться на главную роль. Другую такую Женю (имя главной героини) — я уже не могу себе представить.

Надо сказать, что общалась я до встречи на съемках со всеми новыми актерами на вы. Даже со своими ровесниками — молодые актеры из Москвы казались мне особенными, более профессиональными в актерском плане. Среди молодежи в сериале «Песнь бездны» снимались и выпускники знаменитых наших актерских учебных заведений. Например, у одного из них мастером курса был Олег Меньшиков.

Лично для меня, актерское искусство — это волшебство. Ты видишь ожившую фантазию, реальных людей, которые еще совсем недавно были просто характерами, о которых рассказывалось на бумаге. Каждый раз с удивлением наблюдаю, как актеры, поняв своего персонажа, присвоив его образ и слова, воплощают уже реально существующего человека в кадре. И это большой труд.

Кроме «новеньких» — актеров из Москвы и Питера, у нас появились и новые участники команды — люди, которые работают за кадром. Реквизиторы, звукачи, операторы, хлопушки… и многие другие участники кинопроизводственного процесса. В мои задачи входили подбор и обучение части команды. Скажу, что искать в провинции людей, которые могли бы работать в кино — та еще работа. Желающих много, но, как только соискателям объясняешь их обязанности — они исчезают. Поэтому в нашу команду мы старались набирать людей, близких к творчеству, исполнительному искусству, у которых уже был опыт работы в творческих коллективах и на съемках. Так, гримера в проект мы пригласили, с которым уже работали на съемках корметра. Виктория Нурыева (так зовут нашего гримера) потом говорила, что многому с нами научилась — и шрамы рисовать, и синяки, и исторические прически делать. И вообще кучу разноплановых образов воплотить.

Некоторые участники съемочной группы приходили к нам в качестве актеров, но мы давали им попробовать себя и реквизиторами, и звукачами, и гафферами. Например, наш актер и звукач Тема Буточников признавался, что благодаря нам погрузился в увлекательную тему звука. Поэтому на день рождения, которое он справлял с нами на съемках сериала «Песнь бездны», мы подарили ему звуковую карту для воплощения его идей.

Кого-то из владимирских участников команды нашей киностудии мне приходилось выискивать, словно частному сыщику. Я просматривала странички в соцсетях своих знакомых, просматривая профили тех, кто бы мог быть нам полезен. Во Владимире объявления не всегда работают — кому-то лень заполнить анкету, кто-то просто пролистывает их в ленте, кто-то не понимает, что он может делать в кино или вообще стесняется, поэтому часто приходилось писать в личку. Был даже интересный момент, когда нужного человека в команду мы нашли, когда один из наших актеров рассказывал историю из жизни. Зацепившись за этот крючок, я расспросила рассказчика — так у нас в команде стало на 1 человека больше.

Так у нас сформировалась небольшая, но надежная кинокоманда. Основная проблема, с которой мы столкнулись — это несерьезное отношение к делу. Многие, по крайней мере в провинции, приходят в кино за эмоциями, адреналином. То есть — потусоваться на площадке, испытать, как они сами говорят, «кайф». Но съемки — это только 20% от всего кинопроизводственного процесса. Прежде, чем дойти до съемок, мы делаем очень много работы для подготовки. Эта работа, как поется в одном саундтреке «… и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна». Но именно на подготовительном этапе, на этапе препродакшена и решается кто, как, где, в чем, чем, зачем, когда, на что, каким образом и так далее — будет снимать и сниматься. БОльшая часть этой работы ложится как раз на плечи режиссеров и продюсеров.

В кино есть еще одна большая проблема — большинство людей хотят сниматься, быть в кадре. Тех, кто хочет снимать, быть за кадром — гораздо меньше. Но, на самом деле, работа за кадром — еще более интересная. Тут нужно много придумывать, творить, когда за актеров, наоборот, почти всё придумывают. А придумывают именно те, кто стоит за кадром. Как говорила героиня Мерил Стрип в фильме «Дьявол носит Прада» — благодаря труду людей, о которых вы даже не подозреваете, за вас решили, какого цвета свитер вы должны носить. Также и в кино — у руля те, о ком обычный зритель даже не подозревает.

Первоначально участники нашей съемочной группы были местными, владимирскими. Так что, обучать всех приходилось с нуля. Обучение реквизиторов, костюмеров, хлопушек, администраторов поручили мне. На тот момент я знала основы этих специальностей, потому что сама попробовала каждую из этих работ на съемках короткометражек. Также, обучая новых участников съемочного процесса, я всегда учусь вместе с ними, все время открываю новые грани этих профессий. Ну, и, так как во Владимире сложно было найти готовых профессионалов, которые могут осилить все функции своей работы — на съемках мы исходили из того, что человек вообще может делать и, с чем лучше справляется. Кто-то лучше справляется с мыслительной работой. Например, когда нужно придумывать реквизит и подбирать его. А кому-то больше подойдет оперативная работа на съемках — во время принести реквизит, проследить за ляпами и т.д.

Лайфхак

Наблюдая за участниками съемочной группы, я открыла интересное наблюдение — влияние темперамента на специальность в кино. Флегматики лучше справляются с реквизитом и гримом. Они достаточно усидчивы, спокойны, щепетильны к деталям. Большинство из них без лишних эмоций воспринимают критику. И, самое главное, отлично справляются с обучением. Сангвиники — это обычно операторы, режиссеры, продюсеры, администраторы, ассистенты. Люди, которые хорошо справляются с многозадачностью. И от стресса у них вряд ли будет глаз дергаться (правда, иногда бывает, когда сильно устаешь). А холерики, чаще всего, это звукачи, хлопушки, костюмеры. Люди, которым часто приходится бегать, непоседливые, активные. Меланхоликов я пока в нашей команде не замечала.

Утро перед первой встречей с новыми, московскими актерами, было волнительным. Перед этим нужно было успеть съездить на оптовую базу за продовольствием для кофебрейков и взять ключи от локаций. И, по классике жанра, с этим возникли проблемы. Как говорит один из героев нашего сериала «Песнь бездны»: «Закон подлости не дремлет». Хозяйка квартиры, куда мы должны были заселить актеров в первую очередь, опоздала. Сначала отложила встречу на 40 минут, поэтому мы уселись в кафе поблизости. После чего позвонила и сказала, что мы еще полтора часа ждать должны. А хозяйка второй квартиры, в которой жили мы с девочками — сказала, что уже приехала и не будет нас ждать. Так что, мне ничего не оставалось, как оставить стынуть свой обед, покинуть своих коллег и ринуться за ключами от квартиры.

Квартиру, где мы с девочками-актрисами жили, мы нашли на одном из туристических сайтов. Нужна была локация в ретро-стиле, потому что мы не только жили там, но и снимали некоторые сцены. Атмосферная двухэтажная сталинка с толстыми стенами и деревянной лестницей. Когда девочки приехали, восхищенно бродили по комнатам. Винтажные шкафы, сервизы, ковер с оленями, абажуры и огромная расписная ваза полу, которую я в шутку окрестила «ночной вазой». Шутки-шутками, но эта квартира осталась навсегда в моем списке лучших городских локаций. Московских же актрис особенно восхитили 9 баллов с букинга у этой квартиры. Некоторые из них даже фотографировали на память табличку со звездами от букинга, которая висела на почетном месте у входа. Некоторые участники нашей команды называли эту квартиру музеем. Причем, впечатлял их даже туалет. Единственное, в квартире оказалось было не так тепло, как хотелось бы, и нам пришлось покупать для девочек 2 обогревателя. А я в своей комнате мерзла ночевала без всяких дополнительных источников обогрева. Так что, еще одно правило продюсера — никаких привилегий. Так же, как у режиссера. Но об этом я расскажу в других главах.

Ну, а я стремилась встретить актрис с хлебом-солью. Точнее, с мамиными домашними закрутками. Так что, ужин был уютный, русский, домашний. Но некоторые из девушек грустно вздыхали, когда узнали, что у мальчишек на ужин роллы или суши. Признаюсь, я терпеть не могу суши и роллы. И вообще — это не самое здоровое питание. Но, часть москвичек оказались фанатками азиатской кухни.

Следующим утром у нас уже начались съемки. И начались они с обильного снегопада.

Мы ехали в Оргтруд — один из микрорайонов города Владимира. За окном кружились в танце крупные снежинки, засыпая серебристым одеялом Боголюбский луг с храмом Покрова на Нерли.

Этот микрорайон Владимира уже не первый проект становится для команды нашей киностудии съемочными локациями. Несколько лет назад для съемок однокадровой короткометражки мы искали сцену. По сценарию, предполагался именно какой-то дом культуры. Обзванивались один за другим владимирские ДК, цены в которых оказывались космическими для некоммерческого проекта. Да, и для некоммерческого тоже. И тогда я вспомнила, что один из моих коллег работал в ДК в Оргтруде, и там как раз недавно был ремонт. Локация оказалась подходящей, и режиссер ее утвердил.

В очередной раз мы вспомнили про Оргтруд, когда решалось, как будет выглядеть сцена самодеятельного театра «Внуки Гамлета», актерами которого и являются прибывшие к нам на съемки актеры из Москвы и Питера.

Сотрудники ДК в Оргтруде любезно предоставили в наше распоряжение не только сцену, гримерку, но и весь холл, где мы устроили кофе-брейки. На улице заметно подморозило, так что в ДК было достаточно прохладно. А мы снимаем лето. Девочки-актрисы в тоненьких платьишках.

В эти смены, кроме исполнения обязанностей креативного продюсера, я работала еще и хлопушкой — не могла никому доверить эту ответственную работу. Переживала, что могут что-то напутать, и на «посте» (монтаже) нам с режиссером придется разбирать авгиевы конюшни. Так как актеры, реквизиторы, гримеры спрашивали моего совета по костюмам, макияжу и прическам, реквизиту — мне приходилось постоянно бегать со съемочной площадки в гримерку и обратно. Зато, пока остальные согревались куртками и горячим кофе, я совсем не ощущала холода. И успевала еще и бэкстейджи делать.

Уже в эти первые съемочные дни у нас на площадке царила теплая рабочая атмосфера. Особая атмосфера, которая бывает только в кино, с суматохой, творческими обсуждениями, предложениями, радостью от того, что получилось воплотить в кадре задуманное. Вообще, у нас на съемках все работало, как часы, потому что наш режиссер Геннадий Шеин умеет все хорошо организовать, распланировать. Здесь важно соблюдать одно важное правило — не спорить с режиссером и продюсерами. Это очень мешает работе, отвлекает. На съемках очень важно, чтобы каждый выполнял свои обязанности и не лез в работу других.

Без косяков, конечно, не обходится и у нас на съемочной площадке. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. У нас не было директора площадки в те смены, и, в суматохе, я не успела вовремя предупредить водителя о том, что нужно нам забрать попозже. Позвонила, когда он уже приехал. В результате, пришлось оплачивать простой. Деньги небольшие, зато на будущее урок.

Вернувшись с актрисами в нашу квартиру-музей, нас ждал очередной сюрприз. От обилия включенных в сеть приборов, особенно обогревателей, вышибло пробки. Обычно в квартирах щиток располагается на лестничной площадке, куда я, на ощупь, и отправилась. А он, щиток, на замке. У соседей, как выяснилось, ключей от него нет. Пришлось звонить хозяйке квартиры. Признаюсь, делать это совсем не хотелось, учитывая, каким недобрым взглядом меня встретила она при передаче ключей. Но, видимо, в тот вечер, когда у нас вышибло пробки, настроение у нее улучшилось, и она по-доброму рассказала, что в квартире есть еще один щиток. Так что, мы зашли с режиссером в квартиру, и он сделал нам свет! Все это время девчонки о чем-то весело щебетали за столом.

Еще одна забавная ситуация произошла со мной после другой смены в Оргтруде. Помогая нам с актрисами с сумками, мальчишки выгрузили большой мусорный мешок, сказав, что там мусор. Я отпустила их домой, сказав, что справлюсь с мусором сама. Пока я несла его в мусорный контейнер, меня не смутило, насколько же мешок тяжелый. И, только вернувшись в нашу ретро-квартиру, я вспомнила, что реквизитор предупредила меня, что сложила в мусорный мешок коробки со сладостями для кофебрейков! Эх, видели бы вы, как я бежала обратно к мусорке. Самое главное — сладости для следующей смены были спасены!

В этот блок смен в Оргтруде мы сняли несколько комедийных сцен. И первая — сцена репетиции театра «Внуки Гамлета». На сцене происходит действие шекспировской трагедии «Гамлет» в новом прочтении. В роли призрака отца Гамлета, «пахана» в интерпретации режиссера театра — одна из актрис театра с табличкой «пахана» на палке. А пахан, знаете — кто? Саша Белый. Мы с режиссером долго думали, что же такое герои — актеры самодеятельного театра, да еще и бандиты, могли выдумать. И я предложила изображение Саши Белого с сигаретой во рту. Увидев табличку, участники нашей команды долго смеялись. На итоговом монтаже эта сцена смотрится еще круче.

Еще одна веселая сцена, которая снималась в ДК в Оргтруде — сцена «охмурения» режиссера театра «Внуки Гамлета» одной из актрис. Она достаточно пикантная, поэтому произвела фурор, особенно у мужской половины нашей команды. По классике жанра, за этим занятием их застукивает девушка режиссера. Так вот, актриса, игравшая ревнивую девушку, так вжилась в роль, что сломала пополам швабру, на которую опиралась соблазнительница-разлучница. По сюжету, она должна была ее просто выбить. Но результат превзошел все ожидания. Кадр с поломкой швабры вошел в итоговый монтаж сериала «Песнь бездны».

Актриса, исполнившая в сериале роль соблазнительницы Мальвины, Виолетта Григорян, так рассказывает об этой сцене: «Сцена «Подметает» была для меня первой в этом проекте, но не только поэтому она мне так запомнилась (кто смотрел, тот поймет)».

Эпизод 2. Увеличиваем нагрузку

Следующие киносмены сериала «Песнь бездны» я встречала с неизменным волнением. Мои девчонки, моя команда, помогали мне словом и делом. Они все время меня приободряли: «Всё сделаем», «Все будет ок». Очень хотелось, и сейчас на съемках хочется сделать все в лучшем виде. И сам фильм, и чтобы съемки прошли максимально гладко, но, конечно, форс-мажоры и просто какие-то неприятные истории неизбежны. Кроме того, в эти смены я еще и сама снималась. Но о моей героине позже.

В этот раз наших московских актеров мы уже встречали совсем как родных. И чуть ли не со слезами прощались. Во-первых, потому что мы практически сразу достигли взаимопонимания на съемках. Актеры отлично поняли своих персонажей, так что работать с ними — одно удовольствие. Во-вторых, мы сблизились, стали настоящей командой «ВладРусьФильм». На киносъемках мы вместе проживаем целый спектр эмоций. И это не только, играя свою роль. Уже позже ребята сами признались, что сразу поняли, что нам можно доверять.

Удивительное дело, чуть ли не с первой встречи у меня было четкое ощущение, что я могу доверять этим людям, и я была чертовски права!

актриса Виолетта Григорян

Эти слова нас с режиссером невероятно тронули, потому что вопрос климата в команде в кино — один из самых важных.

В эти смены нашей команде предстояло испытать много нового. И самым волнительным было — это съемки со звездой, с российским и голливудским актером, спортсменом Олегом Тактаровым. Несмотря на то, что Олег Николаевич — настоящая звезда, никакого особенного отношения к себе он не требовал. Попросил обычный номер в гостинице, но оставался ночевать вместе с нами в нашем кинодоме, свернувшись калачиком на диване.

Но, тем не менее, подготовка к этим съемкам и сами съемки стали для всей нашей команды без исключения особенными. Помню, как мы полдня искали нужную рубашку для героя Олега. И только в одном магазине нашлось точно то, что мы хотели. Долго не могли найти и нужную локацию — кабинет Сан Саныча (так зовут героя Тактарова). У нас в городе посуточно сдается мало кабинетов, и ни один из них не подходил. В итоге, сделать это удалось лишь через знакомых и только после того, как я рассекретилась, что будем сниматься сам Тактаров.

Приехав утром на локацию, Олег сразу же начал обсуждать с режиссером задачи и мотивации своего персонажа. В это время наш гример Вика приводила лицо актера в порядок. После она признавалась, что ей было страшно. Нам тоже, всем, кроме режиссера Геннадия Шеина, который является другом Олега Николаевича, тоже было страшно, если честно. Но Тактаров вел себя совсем не как звезда, думал только о работе. Обращался ко всем уважительно — девчонки, мальчишки.

— Открою-ка я здесь, где макака с красной попкой, — пошутил Олег Николаевич, когда режиссер попросил его открыть энциклопедию на нужной странице.

Отснявшись и отфотографировавшись с ожидающими в коридоре фанатами, мы все вместе вернулись в наш кинодом в Верхнем Сельце. Прямо в Октябрьском районе города Владимира, на противоположной стороне трассы М 7, которую мы традиционно именуем Пекинкой, до сих пор располагается самая настоящая деревня Верхнее Сельцо. Здесь можно встретить как старенькие избы, так и современные коттеджи. На улице было уже достаточно морозно и снежно. За окном — деревенские избы.

Пообедав, мы продолжили съемки. Теперь Сан Саныч встретился в кадре с «Внуками Гамлета» и главной героиней сериала «Песнь бездны». Для всех без исключения актеров эти съемки стали одними из самых важных и запоминающихся. О чем свидетельствуют их многочисленные фотографии с Олегом Николаевичем в соцсетях. Поработать в кадре со звездой и настоящей легендой дорогого стоит. Тактаров импровизировал, вызывая у молодых актеров неподдельные эмоции в кадре. Порой, прибегал даже к шоковой терапии, подкидывая своим партнерам неожиданные реплики. Всей нашей команде понравилось работать со звездой нашего сериала «Песнь бездны».

— Гена, тебе очень идет быть режиссером, — констатировал Олег Николаевич.

После успешного завершения смены, начался ужин с шашлыками, приготовленными по случаю прибытия дорогого гостя.

— Этот вечер для меня, — признался Олег Николаевич, — как Новый год.

Отправились мы спать в 6м часу утра. На улице было еще темно, под фонарями искрился снег. Проспав около 4х часов, нужно было вставать, убирать со стола, готовить завтрак. Здорово, что был техдень. Это день, когда проходят репетиции и актеры отдыхают, а административный персонал и съемочная группа занимаются, закупками, поиском локаций и другими подготовительными работами, техники проверяют аппаратуру. А мне еще нужно было приготовиться к предстоящей смене и самой порепетировать танец своей героини. Больше всего я переживала именно за него, потому что пою я с детства, а вот с танцами у меня не очень хорошо. А моей героине Ассоль нужно было не просто двигаться под музыку, а исполнить танец в стиле ретро!

Танец в стиле ретро был выбран не случайно. Ассоль — ретроградка, на сцене она исполняет хиты прошлых лет — советские и зарубежные. Стоит отметить, что не случайно в сериале звучат именно ретро-хиты. Мы бы хотели, чтобы наши зрители, особенно молодежь, приобщились к этой легендарной музыке и полюбили ее. У моей героини в сериале мало слов — она в основном поет, поэтому мы с режиссером очень тщательно прорабатывали ее визуальный образ. Для создания образов певицы Ассоль я черпала вдохновение в фотографиях актрис из 60-х гг.

Лайфхак

Для осуществления задуманного режиссер Геннадий Шеин посоветовал мне не просто подобрать яркое платье в ретро-стиле — это было платье в горох с пышной юбкой, а использовать все аксессуары в ретро-стиле, для того, чтобы лучше вжиться в роль.

Поэтому на мне были чулки со стрелками, длинные белые перчатки, массивные пластиковые серьги и винтажные бусы, которые я нашла на барахолке. Совет режиссера мне очень помог — уже на репетиции я стала увереннее исполнять танец. Это было такое попурри из ретро-клипов, преимущественно были заимствованы танцы солисток группы The B-52s. В кадре я исполняла русскую версию знаменитой Шизгары — «Venus» группы «Shocking Blue». Надо сказать, что композиция режиссером выбрана не случайно — говорят, что я похожа на солистку этой группы Маришку Вереш.

Уже после отбоя начались другие танцы — танцы моего партнера по кадру, который жил этажом выше. Репетировал актер с таким усердием, что у меня в комнате тряслись шкафы и люстра. Так что, выспаться перед своим первым съемочным днем мне не удалось. Зато танец моего партнера в кадре получился зажигательным!

Сказать, что я волновалась перед выходом на сцену, в кадр — не сказать ничего! Я даже позавтракать не смогла, в рот ничего не лезло. Но, только я вышла к зрителям — а в зале, который мы превратили в настоящее кафе, уже сидели зрители, зазвучала музыка, меня отпустило. Я просто начала делать свое любимое дело — петь. Ну и, танцевать, конечно, тоже. Никакой скованности и стеснения. На площадке царит темный, приглушенный свет, на заднем плане — ярко-красное облако, я стою перед микрофоном в образе 60-х — прическа «рожки» и красное платье в горох с пышной юбкой. Звучит минусовка песни Элвиса «Love Me Tender»2.

— Упс, микрофон не работает… — за несколько недолгих минут до дубля сообщаю я.

— А что с ним? Только что ведь работал, — беспокоится звукач Артем.

— В него пел Сюткин, — неожиданно отвечаю я.

Не знаю, почему я это говорю, но как-то хочется это отметить, особенно, когда Сюткин — солист твоей любимой группы детства.

— Так, и что он с ним сделал? — шутит режиссер.

После нервных манипуляций Артема приходим к выводу, что закон подлости не дремлет. А режиссер предлагает попеть под фонограмму самого короля рок-н-ролла. Как шутили потом актеры — это магия кино, что девушка поет мужским голосом. А что, это чистая правда. В кино могут происходить любые чудеса — даже звуки взрывов в космосе, несмотря на законы физики3

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Съемки и не только предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Самопроба — это пробы, которые актер записывает сам. Сейчас все чаще вместо классических проб, кастингов, когда нужно куда-то прийти и отыграть какой-то кусочек из сценария за своего персонажа — киностудии, кинокомпании утверждают актеров по самопробам. Для этого актер самостоятельно отыгрывает свои реплики и присылает получившееся видео продюсеру, кастинг-директору, режиссеру.

2

«Love Me Tender» — с английского переводится, как «Люби меня нежно». Эту песню Элвис Пресли записал в 1956 г. для своего дебютного фильма с тем же названием. Композиция была основана на балладе времён Гражданской войны «Аура Ли» 1861 г. Вскоре эта песня Элвиса стала настоящим хитом — она возглавила музыкальный хит-парад США и оставался на вершине пять недель.

3

Режиссер Джордж Лукас, в ответ на критику Звездных войн об их слабой реалистичности, перед началом пресс-конференции сказал примерно следующее: «Вся съемочная группа в курсе, что взрывы в космосе не слышны. Но если мне нужно — в космосе будет звук». После чего конференция продолжилась.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я