Кукла на уроке. Сценарии уроков и мероприятий

Надежда Панфамирова

«Кукла на уроке» – это практическое пособие для педагогов, которые желают сделать свои уроки более красочными и интересными. В книге собраны разработки сценариев уроков и школьных мероприятий с использованием кукол.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кукла на уроке. Сценарии уроков и мероприятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сценарии уроков

Урок МХК по теме: «Мы идем в кукольный театр» 5—6кл

(урок рассчитан примерно на 1час 15 мин. или 2 урока с перерывом на перемену)

Тип занятия: нетрадиционный, заочное путешествие.

Цель: Сформировать представление об истории развития кукольного театра, об основных видах кукол. Выявить основные особенности кукольного театра на Руси.

Задачи:

— Показать кукольный театр как национальную гордость русского народа.

— Способствовать развитию воображения учащихся, вовлечение детей в процесс подготовки спектакля.

— Воспитание нравственных качеств учащихся, чувства прекрасного. Расширение кругозора учащихся.

Оборудование:

Реквизит для мероприятия: ширма, «сказочный» сундук, выставка кукол, стенд «Виды кукол», фотомонтаж «Кукольный театр „Теремок“», дипломы для награждения победителей конкурсов.

Куклы: Ваня, Василиса, Сорока, Петрушка, Музыкант, Матрена Ивановна.

Заготовки для творческих групп: инструкции по изготовлению декораций (2 экз.), детали кукол, иголки с нитками (2 экз.), ножницы (4 шт.), сценарии сказки (6 экз.), декорации для кукольного спектакля.

План занятия

Урок 1.

— Организационный момент

— Вводное слово учителя. Постановка целей перед учащимися

Изучение нового материала:

— История кукольного театра. Поучительная история о куклах (доклад);

— Особенности кукольного действа;

— Кукольный театр на Руси;

— Представление «Петрушка и Матрена Ивановна»;

— Куклы в современном мире (выставка кукол);

— Отрывки кукольных спектаклей на видеокассете (диске).

Урок 2.

Закрепление. Создание творческих групп:

А) декораторы (2 команды)

Б) мастера-кукольники (2 команды)

В) актёры-кукловоды (2 команды)

— Подведение итогов занятия.

— Подведение итогов работы в творческих группах (Жюри). Награждение.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть в этом классе, потому что сегодня занятие у нас не совсем обычное. Мы совершим виртуальное путешествие в мир кукольного театра. Мы узнаем сегодня: как возник кукольный театр, как развивался в разных странах. Особо остановимся на русском кукольном театре, его особенностях. Заглянем мы и за ширму кукольного театра. Узнаем, какие бывают куклы, как их делают, а самое главное — вы сможете сами попробовать себя в роли мастера кукол, декоратора и артиста, т. е. будете участвовать в процессе подготовки и показа кукольного спектакля. А помогать в нашей экскурсии будут мои помощники — балаганные зазывалы, так как именно они были хозяевами ярмарок в Европе, а позже и у нас в России. Именно они и выступали в роли первых кукольников. Но, как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

III. Изучение нового материала

История кукольного театра. (выходят балаганные зазывалы — скоморохи)

1 ск: Подходи, люд честной, люд божий,

Крытый рогожей.

За медный пятак

Покажем все этак и так.

Будете довольны.

2 ск: Подходите, подходите,

Да только карманы берегите.

1 ск: И глаза протрите.

2 ск: Вот, что милые друзья

Я приехал из Москвы сюда,

Из гостиного двора —

Наниматься в повара;

Да только не рябчиков жарить,

А с Рыжим по карманам шарить.

1 ск: А я цирюльником на большой дороге нанялся,

Кого побрить, постричь, усы поправить, молодцом поставить,

А нет, так и совсем без головы оставить.

Кого я ни бривал, тот дома никогда не бывал.

2 ск: Эй, господа, пожалуйте сюда,

Давай сынок (смотрит в сторону на невидимого мальчика),

Последний звонок,

Представление начинается.

Сюда! Суда! Все приглашаются!

1 ск: Стой, прохожий! Остановись!

На наше чудо подивись.

Барышни — болтушки,

Солдаты служивые

И дедушки ворчливые,

Горбатые и плешивые,

Косопузые и вшивые,

С задних рядов протолкайтесь,

К кассе направляйтесь,

За гривенник билет купите

И в балаган входите.

2 ск: А пока все билеты покупают,

Мы с вами за ширмой побываем,

Об истории кукольного театра узнаем.

Не зря в народе говорится, что театр начинается с вешалки,

А театр кукол начинается с ширмы.

Вот она родимая,

Это куклам и сцена, и кулисы, и гримерная.

А вот вы, дорогие зрители,

Увидите лишь то, что вам артисты захотят показать.

(появляется Иван-дурак и Василиса)

Ой, а вот и артисты — большие специалисты.

1 ск: Пойдем-ка, посидим на завалинке,

А то промокли валенки,

А в глотке пересохло.

История кукольного театра (продолжение).

(появляются Иван и Василиса, шепчутся)

Иван: Ладно, ладно, понял уже…

Василиса: Здравствуйте, меня зовут Василиса, а это вот (Ваня смотрит в сторону, она его толкает) Иван-дурак!

Иван: Чего ругаешься?!!

Василиса: А ты не смотри по сторонам, нам такое важное дело доверили: про историю кукольного театра рассказать.

Иван: Ха! И что же здесь такого важного?

Василиса: Да как же ты не понимаешь, ведь ребята кукольные представления смотреть любят, а откуда они пошли, кто придумал первых кукол — не знают.

Иван: Вот ещё — это даже я знаю, даже знаком с одним героем первых кукольных представлений — с Петрушкой — он у нас в кукольном театре живет. Угадал?

Василиса: Угадал, да не совсем. А того ты, Ванечка, не знаешь, что Петрушка появился уже в XVIII веке, а первое упоминание о кукольном искусстве относятся к IV веку до н. э.

Иван: Вот это да…

Василиса: Да уж. Сначала у различных народов были ритуальные куклы — идолы. Они служили посредниками между миром духов и людей.

Иван: Ой!

Василиса: А в Японии бумажных куколок бросали в реку, чтобы избавить людей от несчастий и принести богатый урожай.

Иван: Ну и ну. Бедные куколки…

Василиса: Но потом куклы утратили свою магическую силу: погремушка, которой шаман отгонял злых духов, превратилась в забаву для малышей, конь — знак солнца — в глиняную свистульку, а богиня плодородия Венера — в расписную мамку с младенцем на руках.

Иван: А я такие глиняные игрушки у наших ребят — «Дымовят» видел.

(Учитель показывает глиняные игрушки на выставке)

Василиса: Правильно. А вот первые кукольные театры связаны с религиозными празднествами. В Египте куклами разыгрывались мифы о гибели и воскрешении бога плодородия Осириса. А на Руси куклы-божества — Коляда, Купала, Морена, Масленица — были участниками праздников, связанных со сменой времен года.

Иван: Как интересно!

Василиса: В Греции и возникло театральное искусство, которое принято называть «Вифлеемским ящиком». Артисты-кукольники бродили по дорогам, показывая истории о рождении Иисуса Христа и жизни царя Ирода.

Иван: Василисушка, а как же они ширму с собой носили? Она же тяжелая!

Василиса: А ширмы, Ваня, ещё и в помине не было. Кукольный театр напоминал музыкальную шкатулку. В нем куклы приводились в движение с помощью сложной системы, скрытой от глаз зрителей. А древние римляне располагали кукольные фигурки на большом круглом диске. Под напором водяной струи диск вращался, а забавные человечки кружились в хороводе.

Иван: На карусель похоже.

Василиса: Это ещё что! В древнем Китае кукол приводили в движение… пороховыми взрывами.

Иван: Вот здорово! Сидишь себе, никого не трогаешь, и тут вдруг — бабах! (подпрыгивает)

Василиса: Может кому-то и здорово, только не куклам. От тебя бы давно одни пуговицы остались.

Иван: Об этом я не подумал… (чешет затылок).

Василиса: Но во вьетнамском кукольном театре ещё интереснее: зрители рассаживались вокруг пруда, где под водой уже были приготовлены куклы. Как только начиналось представление, они всплывали на поверхность воды, а в конце представления вновь погружались в воду.

Иван: Настоящие куклы-амфибии. Бр-р-р! Так вся вата намокнет. Бедные китайские и вьетнамские куколки!

Василиса: Не очень-то повезло и кукольному театру в Древнем Риме и странах средневековой Европы. Кукольники смело обрушивались с сатирой на сильных мира сего и на представителей церкви. За это Юлий Цезарь вообще запретил куклам «разговаривать», представление разыгрывалось только движениями и жестами. А средневековое духовенство называло кукол «погаными идолищами» и уничтожало их.

Иван: Ой-ой-ой! Как хорошо, что мы живем не в средневековье! А как же тогда, Василисочка, куклы спаслись?

Василиса: К нашему счастью, Ваня, народ очень полюбил кукольные представления, и церковь была вынуждена смириться с театральными зрелищами. Тогда под сводами христианских храмов стали разыгрывать сцены на сюжеты Ветхого и Нового завета.

Иван: А эти куклы были все одинаковые?

Василиса: Что ты, Ванюша, конечно нет. А давайте попросим В. Лену рассказать нам, какие типы кукол существовали.

Поучительная история о куклах

(докладчик рассказывает и показывает типы игрушек на схеме и выставке)

Докладчик. Поговорим о куклах. В зависимости от системы управления они делятся на верховые (перчаточная, тростевая) и низовые (марионетка, большая напольная кукла).

Перчаточная кукла (Бибабо или петрушка).

Такой кукле доступны самые разнообразные жесты и движения. Она может забавно плакать и хохотать, «дуться» и обниматься, плакать и удивляться.

Перчаточная кукла состоит из твёрдой или мягкой головки и прикреплённого к ней костюма — перчатки.

Интересна так называемая «раззявка» — кукла с подвижным ртом.

Куклы — животные.

Куклы, изображающие животных, могут быть перчаточными и тростевыми. Они изготавливаются из меха, плюша, фланели или декорируются этими материалами.

Тростевая кукла.

Впервые в России тростевая кукла появилась в спектакле театра Ефимовых «Басни Крылова» и сразу завоевала большую популярность. Причина такого успеха объясняется возможностью играть недоступные перчаточной кукле романтические и героические роли.

Тростевая кукла своеобразна по конструкции. Её торс составляет гапит, нижнюю часть которого держит актер, а верхняя прикреплена к рукам куклы. Тростевая кукла больше по размерам: она выше перчаточной, длиннее и её руки. Руки приводятся в движение тростями. Отсюда и название куклы — тростевая.

Марионетка.

Марионетка — это кукла на ниточках. Её можно сделать из пенопласта, склеить из картона, выстричь из поролона. Дети особенно любят куклу из подручного материала: банок, теннисных и резиновых шариков, различных коробочек, ёлочных шишек и желудей… Но самая прочная и надежная — из дерева. Суставы марионетки скрепляются маленькими жестяными петлями, чаще — сыромятными ремнями.

После сборки куклу подвешивают на нити, длину которых определяют стоя на полу. Вага — это своеобразный пульт управления: перебирая пальцами, актёр левой рукой задевает нити разного назначения и заставляет куклу делать самые сложные перемещения.

Большие напольные куклы прекрасно смотрятся в эстрадных номерах, на ярмарках, народных гуляниях и детских утренниках.

Интересны театральные «куклы — люди», которые участвуют в фантастических и сказочных представлениях. Голова из папье-маше надевается на голову актёра, а ладошки и обувь делаются из поролона, обтянутого трикотажной тканью.

Куклы в современном мире

Учитель: А в нашем кукольном театре «Теремок» тоже есть куклы разных типов. Посмотрите, ребята, какие замечательные куклы представлены на этой выставке.

Больше всего у нас перчаточных кукол, но есть и тростевые (коровушка, конь), и раззявки, и большие напольные куклы (обезьяна), и марионетки (гусеница Фрося).

Иван: А были в этих представлениях любимые персонажи, ну, вроде меня?

Василиса: Ты прав, Ваня. Сначала в Италии в XVI — XVII вв., а затем и в других странах главным персонажем становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он совсем некрасив, даже уродлив, у него длинный нос, на голове шутовской колпак, а в руках дубина.

Иван: Вот теперь-то точно о Петрушке речь идет.

Василиса: Да, Ваня. Но Петрушке русскому предшествовали итальянский Пульчинелла, французский Полишинель, испанский Дон Кристобаль, английский Панч. Шумные, озорные порой жестокие — все они забавляли народ, а своей непочтительностью к властям, чертям и самой смерти были очень симпатичны народу.

Иван: Значит наш Петрушка — персонаж собирательный?

Василиса: Да. Но о себе нам расскажет сам Петрушка. Пойдем, позовем его.

Особенности кукольного действа (выходят балаганные деды)

1 ск (гладит живот):

Ох, и поел я селедки

У конопатой молодки.

Целых три штуки слопал,

Теперь пузо болит.

2 ск (зевает):

А я съел пирог —

Начинка из лягушачьих ног,

С луком, с перцем.

Да с собачьим сердцем.

Решил посидеть у сватьи,

Да так и уснул на полатях.

1 ск:

А ну-ка, сынок,

Давай второй звонок,

Купчики — голубчики,

Готовьте рубчики.

Билетом запаситесь,

Вдоволь наглядитесь.

2 ск: А пока представление не началось, расскажем мы вам об особенностях кукольного действа.

1 ск: Мир представления — особый, со своими чудесами, загадками. Бывают разные сказки: бытовые, о животных, волшебные. Но композиция у всех одна. В построении выделяются экспозиция, завязка, развитие действа, кульминация и развязка.

2 ск: Вот сколько слов иностранных да непонятных. А на самом деле тут ничего сложного нет. Экспозиция указывает на место, время, обстановку и персонажей.

1 ск: За высокими горами,

За раздольными степями,

Не на небе — на земле,

Жил старик в одном селе.

2 ск: Часто слово автора говорит сказочник или старушка-веселушка, а иногда это может быть сорока или кто-то другой.

1 ск: Вот посмотрите, как это выглядит:

(за ширмой появляется Сорока)

Сорока: Здравствуйте, здравствуйте! Что на свете делается! Я — Сорока-белобока! Целый день летала я по лесу; летала, да новость узнала. Садитесь поближе — расскажу. В тепленькой избушке, на лесной опушке жили-были три братца: Воробей крылатый, Мышонок мохнатый да Блин Масляный. Хорошо они жили, жили — не тужили (улетает).

2 ск: А в волшебных представлениях возможны присказки. Они нам особо дороги, потому что в присказках часто мы участвуем.

1 ск: Жили-были два крестьянина. Один — Антон, другой — Агафон. «Послушай, брат, — говорит Агафон, — бедовая туча к нам несется, — а сам как лист трясется» (показывает, как трясется).

2 ск: (изображает Агафона) Ну и что за беда?

1 ск: Да ведь град пойдет, весь хлеб побьет.

2 ск: Какой град? Дождь будет!

1 ск: Ан град?

2 ск: Ан дождь?

1 ск: Не хочу говорить с дураком, — сказал Антон. Да как замахнется на соседа кулаком.

2 ск: А пока они разбирались, дождь с градом по земле расстилались.

1 ск: Это ещё не сказка, а присказка. Сказка будет впереди, когда грибы пойдут по земли.

2 ск: Девять сказок из десяти заканчиваются пиром или свадьбой.

1 ск: Ну, это в волшебных сказках, а в бытовых всё проще: «Стали жить-поживать, да добра наживать».

2 ск: Но самое главное — это не зачины и сюжет, а то, что в вечной борьбе Добра и Зла всегда побеждает Добро.

1 ск: А вот помогают героям волшебные вещи, которые в кукольном театре называют реквизитом: сапоги-скороходы, дубинка, шапка-невидимка.

2 ск: Используются и другие вспомогательные средства в кукольном спектакле — декорации. Они устанавливаются на кукольной сцене — её называют грядкой.

1 ск: А где же сами куклы? — спросите вы.

2 ск: А сами куклы хранятся в сундуке. А перед выступлением нужные куклы кладут на нижнюю грядку, чтобы можно было их быстро поменять.

1 ск: Кстати, скоро третий звонок, а мы ещё не все к представлению приготовили (уходят).

Кукольный театр на Руси

(на сцене появляется Петрушка и Василиса с Ваней)

Василиса: Познакомьтесь, друзья: Петр Иванович Уксусов или, попросту, Петрушка.

Петрушка: Здрасте, господа!

Василиса: Петрушка, у нас с ребятами зашел разговор о кукольных театрах на Руси. Мы подумали, что ты лучше всего справишься с этим заданием.

Петрушка: А можно я вас поколочу?

Василиса: Что ты, Петрушка, это ещё не представление.… Побереги силу для городового. А сейчас лучше расскажи про свою артистическую карьеру.

Петрушка: Жалко, а то подраться хочется! Ну да ладно. Сделаю для вас исключение. Буду пай — мальчиком. О русском кукольном театре, говорите, рассказать? Ну, слушайте:

Раньше на городских площадях во время праздников было очень весело. Народу — видимо-невидимо! Здесь и продавцы всякой снеди, и лубочники, и увеселительные городки с балаганами, каруселями да качелями. Их особенно детвора любит. И всё это называется ярмаркой. Представляете, сколько шума было?

Иван: Так и заблудиться можно на этой площади. А ты там бывал?

Петрушка: А как же! В Петербурге, в середине XIX века, я выступал вместе с итальянским Пульчинелла, и костюм у меня был иностранный, такой, как у моих европейских собратьев. А потом мне сшили красную рубаху и колпак. А моими друзьями — актерами в представлении обычно были цыган, квартальный да лекарь. Ох, и полупил же я их!

Василиса: Зачем же ты их бьешь?

Петрушка: А чтоб не задавались.

Василиса: Неужели ты такой злой?

Петрушка: Да я же их не со злости бью, а по-дружески.

Василиса: Ничего себе — по-дружески. В одной из сценок ты добил до смерти родного отца.

Петрушка: Да уж. Как я горько плакал тогда: «Родимый ты мой батюшка! На кого ты меня покинул? Остался я теперь один-одинешенек, горькой сиротинушкой!»

Иван: Ну, ты, Петрушечка, и даешь!

Петрушка: Подумаешь…. Зато как меня любили все! Только и слышишь из толпы: «Здравствуй, Петр Иваныч, как поживаете?» «Что Вы такой грустный, Петр Иваныч?» «Спели бы нам песенку, Петр Иваныч!»

Иван: И все равно не пойму: за что же тебя так все любили?

Учитель: Ванюша, в то время простым людям было очень тяжело жить. И смех из формы восприятия действительности превращался в средство борьбы со злом, с начальством. Выступления народных увеселителей приобретали все более злой, сатирический характер. То, что боялись говорить люди, смело говорил и даже высмеивал кукольный Петрушка. Его смелость и ненависть к властям очень нравились народу. Он поочередно обманывает и побеждает не только воеводу, купца и черта, но и старуху Смерть. Но вот одного существа Петрушка очень сильно испугался, правда, Петрушка?

Петрушка: Было дело.

Иван: Кого же?

Василиса: Маленькой собачки, шавки.

Иван: И это после таких героических побед?

Петрушка: Пойду-ка я за своей дубинкой. У меня руки так и чешутся кого-нибудь поколотить!

Василиса: Самое время дубинку свою взять, с минуты на минуту твое представление начнется (уходят).

(Выходят балаганные деды)

1 ск: А ну-ка, сынок, давай третий звонок. Чудеса узрите — в Америку не захотите.

2 ск: Эй, смоленские дурачки, тащите к нам пятачки!

Пошли начинать. Музыку прошу играть!

Спектакль «Петрушка и Матрена Ивановна» (ребята показывают небольшую сценку)

Куклы в современном мире (продолжение)

Учитель. Ребята! Вы посмотрели, как выглядело представление в 19 в., а современные кукольные спектакли можно увидеть не только в театре, но и по телевизору. Давайте посмотрим отрывок к/спектакля «Лягушка-царевна». (просмотр к/спектакля)

Учитель. Это профессиональный театр кукол, а у нас в селе есть детский театр кукол «Теремок». Давайте посмотрим отрывок из сказки «Как мохнатый, крылатый, колючий да масленый весну встречали», записанный на видеопленку три года назад.

Кое-кто из вас узнает себя (просмотр отрывка к/спектакля).

IY. Закрепление. Создание творческих групп

Учитель. А теперь, ребята, давайте попробуем свои силы в подготовке и показе спектакля.

За двумя столами будут работать декораторы, за двумя другими столами — мастера-кукольники. А артисты пусть пройдут к ширме. Каждая группа будет выполнять свою работу.

Замечательный кукольник Образцов сделал свою первую куклу своими руками. Попробуйте и вы свои силы в изготовлении куклы. Мастера-кукольники должны сшить куклу из приготовленных деталей.

Декораторам я дам все необходимое для изготовления деревьев, а так же инструкции по изготовлению, которые помогут им.

А артисты должны познакомиться со сценарием, определить, кто какую роль будет исполнять. Всё необходимое для спектакля вы можете взять в сундуке.

В наше время кукольные спектакли нужны не только для развлечения, но и используются педагогами и психологами в работе с трудными подростками. Создают к/спектакли на тему антинаркотической направленности. Вот и сегодня я дала ребятам сценарий к/спектакля с антинаркотической темой «Как медведь трубку нашел».

Каждый вид работы будет оценен жюри, поэтому постарайтесь выполнить своё дело добросовестно.

(работа в группах)

Y. Подведение итогов урока

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие в кукольный театр. Мы узнали сегодня о том, как появилось и развивалось искусство кукольного театра; какие бывают куклы; какие особенности есть у кукольного представления на Руси. Мы посмотрели отрывки спектаклей «Петрушка», «Лягушка-царевна» и «Как мохнатый, крылатый, колючий да масленый весну встречали». Кто-то из вас сегодня впервые попробовал свои силы в изготовлении кукол и декораций, подготовке и постановке спектакля.

Скажите, ребята, что в нашем уроке вам понравилось больше всего? В какой роли вам хотелось бы выступить еще: в роли декоратора, мастера кукол или актера?

А сейчас я попрошу жюри подвести итоги групповой работы и наградить победителей.

YI. Подведение итогов работы творческих групп (жюри). Награждение

(Конец урока)

(В сценарии использованы материалы об истории кукольного театра и типах кукол из книги Л. Иванцовой, О. Коржовой «Мир кукольного театра» Ростов-на-Дону «Феникс», 2002г.)

Урок-игра

«Путешествие в страну Декоративно-прикладного творчества»

(урок рассчитан примерно на 1час 15 мин. или 2 урока с перерывом на перемену)

Цель: Сформировать представление о декоративно-прикладном творчестве, его значении в жизни русского народа. Профессиональное ориентирование учащихся, знакомство с профессиями.

Задачи: 1. Выявить основные направления декоративно-прикладного творчества, особенности каждого из направлений; Сформировать представление о символике, содержащейся в изделиях русских мастеров, их связи с представлениями людей о мире.

2. Развивать умение учащихся выступать с сообщением перед товарищами, слушать других, применять полученные знания на практике; Развивать практические навыки создания композиций в различных стилях декоративно-прикладного творчества; Развивать культурологическую грамотность, способность видеть и понимать прекрасное; Развивать творческие способности учащихся, через игровые и театрализованные формы работы вовлечь ребят в трудовой процесс.

3. Воспитывать любовь к искусству, труду, творчеству; формировать навыки ЗОЖ.

Оформление: На дверях класса прикреплено изображение сказочного деревянного поезда с надписью: «Эх, прокачу!». Ниже висит приглашение совершить увлекательное путешествие в страну декоративно-прикладного творчества.

На доске в классе висит экран и «Карта Страны Декоративно-прикладного творчества», на одной из парт установлен мультимедийный проектор и компьютер для показа слайдов;

На стене оформлена выставка работ учащихся с представленными видами росписей: Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, народные игрушки (филимоновские, дымковские, каргапольские, и проч.);

Столы делят класс на две части: одна часть — три «вагона» для команд 5,6,7 классов, вторая часть — 2 стола с табличкой «Творческая мастерская» и стол для жюри.

В конце класса установлена ширма для кукольного театра.

Перед входом «проводница» вручает учащимся «билетики» на паровоз. Команды приглашаются в класс с гудком паровоза и садятся за свои места. У них на столах лежат карточки и ручки для ответов на викторину, а также реквизит для творческих конкурсов.

Реквизит:

Сообщения и рисунки учащихся, выставка работ, презентация по декоративно-прикладному творчеству.

Вырезанные из цветного картона контуры предметов: прялка, сундук, полотенце; контуры посуды: блюдо, поднос, самовар.

Вырезанные из цветной бумаги элементы декора, клей, кисти и краски, баночки с водой, газеты.

3 комплекта самодельных пазлов для ключика, пластилин для матрешек.

Ширма и куклы: Злая Колдунья, Баба Яга, Петрушка, Филин, Водяной.

Карточки для заданий с названием конкурса и номерами, лист с ответами для жюри, авторучки, табличка «Творческая мастерская», объявление о путешествии, карта Страны Декоративно-прикладного творчества.

Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии на начало и конец путешествия и для заполнения пауз во время выполнения заданий командами, звуки: шум и свисток движущегося паровоза, ветер, смех сказочного злодея.

Ход урока

Звучит русская народная мелодия

Ведущий в русском народном костюме (в роли ведущего выступает учитель). Здравствуйте, дорогие «путешественники»! Мы рады видеть вас у нас в сказочном поезде. А направляется наш чудо-поезд в страну Декоративно-прикладного творчества. Перед вами карта этой страны. Путь нам предстоит непростой: нас ждут Город Мастеров, Солнечная Деревенька, Сказочный лес, где мы увидим и услышим много нового и интересного об этой стране. Но будут на пути и препятствия. Какие — пока секрет. А в пути, чтобы не было скучно, мы проведем игру — соревнование трех команд-вагонов. Сразу же скажу командам: всё, что вы услышите и увидите в нашем путешествии, вам пригодится для выполнения заданий, поэтому язычками не болтайте, головами зря не крутите, а слушайте во все уши и смотрите во все глаза. Тогда вас непременно ждет успех!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кукла на уроке. Сценарии уроков и мероприятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я