Бюджетная система РФ. Ответы на экзаменационные билеты

Надежда Новикова, 2009

В настоящем издании широко освещены базовые принципы построения бюджетной системы, дается характеристика отдельных видов бюджетов, раскрываются основные источники формирования доходов бюджетов и направления бюджетных расходов, описываются принципы исполнения бюджета и бюджетного контроля. Вопросы составлены в соответствии с общеобразовательным стандартом. Книга предназначена для студентов высших и средних специальных учебных заведений.

Оглавление

8. Бюджетное прогнозирование

Бюджетное прогнозирование — обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования.

Прогноз строится на изучении информации о состоянии бюджета на данный момент, определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предлагаемых бюджетных показателей, нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений. Для составления прогнозов используются два подхода.

1. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей.

2. При нормативно-целевом прогнозировании определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.

Базу для бюджетного прогнозирования составляют:

1) прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени;

2) статистическая информация по основным макроэкономическим показателям (таким как объем и динамика производства ВВП, темпы инфляции, объемы производства и продаж товаров (услуг), величина фонда оплаты труда, объем и рост прибыли);

3) прогнозы развития государственного и муниципального секторов экономики;

4) приоритеты социально-экономической политики;

5) предполагаемые доходы и расходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества;

6) объем доходов населения;

7) данные об исполнении бюджетов разных уровней и др.

В процессе бюджетного прогнозирования используются различные методы:

1) метод математического моделирования;

2) метод индексный;

3) нормативный метод;

4) метод экспертных оценок;

5) балансовый метод и др.

Бюджетное прогнозирование сводится к расчету вероятных доходов бюджета (в применении к соответствующему уровню бюджетной системы: федеральному, региональному, местному), определению объемов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях. Если прогнозные расчеты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходов в соответствии с действующей в стране бюджетной классификацией; если же относятся к периоду, следующему за планируемым годом, — для основных параметров и структуры соответствующего бюджета.

В ходе прогнозирования бюджетных расходов решаются следующие задачи:

1) рассчитывается объем финансовых ресурсов по стране;

2) определяются уровень и размер их возможной централизации в распоряжение государства и местного самоуправления;

3) выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия денежных средств в бюджет;

4) исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрение новых технологий и др.;

5) определяются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.

При разработке прогнозов бюджетных расходов сначала определяются основные показатели развития отраслевой экономики регионов и муниципальных образований, направления развития государственных и муниципальных секторов экономики, направления проведения структурных преобразований с учетом возможности бюджета. Затем на их основе устанавливают перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджетных средств, предельные объемы бюджетного финансирования целевых программ, распределение объемов финансирования по получателям бюджетных средств в соответствии с функциональными и экономическими классификациями расходов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я