Адаптация к детскому саду без проблем

Надежда Махмутова, 2022

Первые дни в детском саду – это, как правило, слезы малышей и растерянность родителей. Но можно ли избежать этого стресса? Специалист по детско-родительским отношениям и практикующий психолог Надежда Махмутова поможет мягко и правильно адаптировать ребенка к новому этапу в его жизни. Автор предлагает пошаговый план действий и разбирает ошибки, которые родители часто совершают в период адаптации. С помощью этой книги вы узнаете, как собираться в детский сад без криков и подготовить ребенка к новому режиму сна и питания. Надежда Махмутова поможет мамам и папам избавиться от чрезмерной тревожности и построить хорошие отношения с воспитателем, подскажет ритуалы, которые помогут легче прощаться с ребенком по утрам, а также даст советы, как меньше болеть. Эта книга поможет превратить детский сад в любимое место для ребенка, где он сможет развиваться и находить друзей.

Оглавление

Из серии: Махмутова Надежда. Книги практикующего психолога, специалиста по детско-родительским отношениями

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адаптация к детскому саду без проблем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Подготовка к детскому саду

Мотивация: нужен ли вам садик и для чего?

Однажды на детской площадке я стала свидетелем разговора двух мам:

— Знаешь, нам место дали в саду, но я так боюсь вести Коленьку туда… Даже не знаю, что делать: и платить просто так не хочется, но и вести тоже пока не готова.

— Почему? Маша у меня уже полгода ходит, и я просто в восторге. Наконец-то хоть спокойно могу свои дела сделать.

— Неужели тебе не страшно своего ребенка оставлять с ЧУЖОЙ теткой. Мало того что она для него чужая, так на ней еще 20 детей… Ведь элементарно она может не уследить за ним. Упадет, стукнется, расшибет себе что-нибудь.

— Ну знаешь, вон моя Машуня вчера при мне на улице упала и колено разодрала. Не уследить и я могу. Зато там дети… общение. Она научилась играть в игры по правилам.

— Дети… Ну знаешь, мало ли что там за дети будут. А вдруг Колю там будут обижать?

— Ну так ты сможешь научить его защищаться, не давать себя в обиду. А там он сможет попрактиковаться. А так где еще ему этому учиться? В школе тоже будешь переживать, что обидят?

— Ну не знаю… Все равно там столько детей и все абсолютно разные, и я знаю, что некоторые в четыре года уже матерятся, кто-то козявки ест, другие дерутся. Вон на Петю из соседнего подъезда глянь. Прикинь, если мой Колюня «принесет» из сада… ТАКОЕ. Что тогда?

— Ну такое он и отсюда может «принести». Петя с нами часто гуляет. Зато в саду он научится понимать, что стоит перенимать и повторять, а что нет. Плюс это настолько крутая прокачка навыка решать конфликты. Нее, сад точно нужен.

— А болезни? Ну неужели твоя Маша не болела? Я так боюсь этих постоянных соплей. Вылечишь ребенка, приводишь в сад, а там кто-нибудь басисто кашляет и вытирает сопли, свисающие до колен. Брр… как представлю…

— Ну первое время, конечно, болела. Но это была тренировка иммунитета. Она просто привыкала ко всем. Сейчас болеет очень редко… А так этот период в любом случае. И по мне, лучше его пережить в саду, чем в школе.

И этот разговор, думаю, продолжался еще очень долго… Но мне надо было идти. У любой ситуации есть плюсы и минусы. ВСЕГДА! И детский сад не является исключением.

Важно понимать, что для ребенка детский сад — стресс, но стресс посильный при правильном к нему подходе. Успех адаптации закладывается задолго до того, как ребенок впервые зашел в группу. Детям важна и нужна поддержка родителей на всех этапах, первым из которых является подготовка. Причем к саду важно готовить не только ребенка, но и зачастую маму. Мотивация — один из факторов, которые многие игнорируют, а потом не понимают, почему ребенок часто болеет и от чего возникает чувство вины.

Итак, нужен ли ребенку детский сад?

Вопрос очень спорный… Даже не спорный, а неверно поставленный.

НУЖЕН ЛИ ДЕТСКИЙ САД РОДИТЕЛЯМ? Отталкиваться нужно от этого.

По какой причине и с какой целью вы привели ребенка в детский сад? Ответьте себе на этот вопрос, только честно. Это первое, что я спрашиваю у мамочек, которые обращаются ко мне с проблемной адаптацией. Самые распространенные ответы, которые я слышу:

• даже не знаю, не задумывалась об этом;

• место дали в саду, не буду же я платить, когда ребенок туда не ходит, пусть идет;

• в саду ребенок социализируется;

• все водят, и я вожу;

• нам уже 3 года, пора в сад;

• надо/хочу выйти на работу;

• мне очень нужно время на себя, декрет измотал;

• второй ребенок скоро родится, и я боюсь не справиться;

• в детском саду его всему научат;

• чтобы научился самостоятельности и т. д.

Из всего вышеперечисленного только две причины действительно верные:

1. Работа/самореализация (особенно если мама действует не из позиции «надо», а из позиции «хочу»).

2. Эмоциональное состояние мамы, отсутствие личного времени мамы (то есть ситуация, когда мама просто выгорела, а порой и сгорела дотла). Тут может возникать чувство вины. Важно помнить: бодрая, активная, вовлеченная мама рядом с ребенком на 4 часа в день гораздо лучше измученной, агрессивной, не имеющей возможности эмоционально включиться, но зато 24 на 7 рядом с ребенком.

Если вы отдали малыша в сад по какой-то другой причине, то в 60–80 % случаев это чревато тяжелой адаптаций по двум причинам:

1. Мама на самом деле не считает нужным отводить ребенка в сад. Зачастую чувствует себя виноватой, предательницей. Признавайтесь, кому знакомо?

2. Ребенок чувствует напряжение мамы и тоже не понимает, ПОЧЕМУ ЕГО ОТДАЛИ ЧУЖОЙ ТЕТЕ???

И теперь вопрос, собственно говоря, зачем сад ребенку? Нужен ли он? Можно ли обойтись без него?

Альтернативы привычному детскому садику не только существуют, но и достаточно разнообразны. Помимо частных учреждений, где ставка делается на сервис и клиентоориентированность, индивидуальный подход и различные авторские методики (Монтессори, Реджио, Вальдорфская и др.), существуют и другие варианты. Например, семейные сады.

В этом случае роль воспитателя берет на себя ответственная мама, готовая серьезно и методично заниматься не только своими детьми, но и детьми знакомых и соседей. Причем как просто ухаживать за ними (кормить, выводить на прогулки, организовывать послеобеденный отдых), так и проводить развивающие занятия. Этот формат широко распространен на Западе, у нас в России встречается существенно реже, но его плюс в том, что в таком садике детки подбираются разных возрастов, что полезно для разноплановой социализации.

Следует заметить, что европейские садики очень часто отличаются именно этим аспектом: если в наших группах дети примерно одного возраста, то там приветствуется возрастное разнообразие. Именно для развития коммуникативных навыков и кооперации. Еще одна альтернативная форма дошкольного образования, развитая в зарубежных странах и теперь уже нередко встречающаяся в России, — группы кратковременного пребывания и совместного пребывания с родителями. Это комфортная возможность и для мам, и для малышей привыкнуть к новой среде, к переменам и другим людям, к необходимости соблюдать режим и проявлять внимание и усидчивость на занятиях.

Можно обойтись и вовсе без садика. Другие альтернативы — семейное образование (или даже просто пребывание дома с родными и близкими) или воспитание при участии гувернера/няни. В этом случае важно, чтобы ребенком действительно занимались, поскольку велик шанс, что домашнее времяпрепровождение будет лишено развивающего аспекта. Также, если не дополнять общение с семьей творческими секциями и кружками, мы столкнемся с отсутствием социализации.

В домашнем обучении есть и свои плюсы. Первый и главный: и маме, и ребенку психологически более комфортно (исследователи Норвежского университета науки и технологий измерили уровень гормона стресса кортизола у 112 малышей из 85 различных центров по уходу за детьми в шести местных муниципалитетах и пришли к выводу, что больше всего стрессуют ребята, дольше всех находящиеся в детских садах ежедневно). Для многих это также выгодно финансово. К тому же у малышей 2–5 лет не так сильно выражены любознательность и склонность к коммуникации со сверстниками, как у ребят постарше. Этой категории детей действительно достаточно важно общение именно со значимыми взрослыми, с мамой прежде всего.

И все же, несмотря ни на что, лично я глубоко убеждена, что в сад нужно отходить хотя бы один год до школы. Как сказала детский психолог, нейропсихолог, автор развивающих книг Валентина Паевская, это своего рода «прививка» от травли в школе. В саду ребенок действительно учится коммуницировать с окружающими:

• знакомиться с детьми;

• заявлять о себе;

• находить компромисс;

• привлекать детей в свою игру или же подстраиваться под чьи-то правила;

• давать отпор;

• выбирать друзей и дружить с ними;

• просить о помощи и помогать.

НО! Чтобы всему этому научить ребенка, не обязательно отдавать его в сад с двух до трех и даже с трех до четырех лет… Если у вас есть возможность посидеть с ребенком дома подольше и вам нравится быть с ребенком (вы эмоционально не истощены и успеваете находить время для себя) — пользуйтесь ею.

Скрытые выгоды отсутствия детского сада и как их проработать?

Одна из проблем, с которыми сталкиваются дети и родители во время адаптации к саду (а кто-то и после нее), — БОЛЕЗНИ.

«Два дня в саду — неделю дома». Часто такое слышу. И если быть совсем откровенной, для меня как мамы это было не просто опасением, а правдой жизни первые полгода, когда моя старшая дочь начала ходить в сад. Проблем с адаптацией не было от слова СОВСЕМ. Лиля очень легко привыкала к саду, к детям, к воспитателю… Но болезни — это было как страшный сон. Я отчетливо помню историю, когда была готова в буквальном смысле «съесть» мамашу, которая привела болеющего ребенка в сад.

Октябрь. Промерзлый дождь, слякоть. После третьего больничного за последние два месяца я веду дочку в сад. Весело шагаем. Она в предвкушении, что будет играть с подругами, я в предвкушении, что смогу спокойно пойти на работу.

Заходим в раздевалку, помогаю Лиле переодеться. Слышу из группы дикий кашель. Начинает нарастать напряжение. «Спокойствие, тебе показалось», — пытаюсь я сама себя успокоить и тут же слышу это снова. И тут в раздевалку выходит за носовым платком мальчик, чьи сопли в прямом смысле свисают до колен. В моей голове медленно, но верно пропадают все цензурные слова, и я на автомате с грозным видом иду к воспитателю.

В мыслях «Какого хрена в группе больной ребенок?», но я вежливо спрашиваю:

— Скажите, пожалуйста, на основании чего вы принимаете больных детей в группу.

И слышу такой же вежливый ответ:

— На основании справки от врача о том, что ребенок здоров.

В мыслях «Какая, к черту, справка… Вы его сопли видели? А как кашляет, слышали?». И все еще вежливо пытаюсь возразить:

— Ну разве здоровый ребенок может так кашлять?

— Я понимаю вас как маму, которая вылечила своего ребенка и привела в сад. Но как воспитатель я тут сделать ничего не могу, если у ребенка есть справка.

И это ПРАВДА жизни. Еще через 3 дня Лиля вышла на больничный. Я снова лечила ее неделю. Так продолжалось какое-то время, и вдруг я начала замечать, что мой ребенок продержался не 3 дня, а неделю… затем две недели… потом месяц…

Скажу сразу: болезни (особенно во время адаптации) — это НОРМАЛЬНО. Ребенок приспосабливается. В главе 6 я дам памятку, которая может помочь снизить заболеваемость во время периодов повышенной активности вирусов и снижения иммунитета.

Но и тут свои нюансы: есть детки, которым эта памятка помогает, а есть те, которым не помогает… Им НИЧЕГО не помогает… Такие малыши болеют чаще остальных не просто так. Как правило, именно им тяжелее всего дается адаптация, и сад они не шибко-то любят.

Почему так происходит?

Дело в психосоматике. У мамы есть СКРЫТЫЕ выгоды такого положения дел. Она подсознательно не хочет водить ребенка в сад. Причем зачастую сама не осознает этого и искренне недоумевает: «Ну как же так? Я ребенка готовила к адаптации… А в итоге он адаптироваться нормально не может, да еще и здоровье подрывает».

Если максимально упростить теорию о психосоматических проявлениях, то речь сейчас идет о влиянии психических факторов на возникновение и течение соматических (физиологических) расстройств. Болезней в том числе. Так, например, у ребенка это может проявляться в виде болезней потому, что именно это позволяет ему не ходить в угнетающий его детский сад. В дни недомоганий он получает от мамы максимум внимания и чувствует, что мама и сама рада его болезни, как бы парадоксально это ни звучало.

Действительно, дело в том, что у мам могут быть неосознаваемые мотивы, которые делают психосоматические заболевания их малышей условно приятными. Чаще всего речь идет о несерьезных простудных заболеваниях, легких недомоганиях, которые позволяют мамам оставлять детей дома — проводить с ними больше времени, проявлять заботу, чувствовать себя хорошим родителем. Это и есть та «условная приятность», о которой мы говорим. Иначе она называется — «вторичная» и «скрытая» выгода.

Топ-5 самых распространенных «скрытых» выгод:

1. Можно провести время вместе с ребенком, заниматься чем-то интересным.

Эта скрытая выгода характерна для тех, кто:

• изначально НЕ ХОТЕЛ отдавать ребенка в сад «так рано», но муж/бабушки настояли, на работу надо выходить и т. д.;

• мучается чувством вины за то, что отдали в сад и теперь мало времени проводят вместе с детьми;

• винит себя за то, что не уделяет ребенку время, и т. д.

Что можно сделать в данной ситуации?

Спланировать качественное, интересное время с детьми после сада и в выходные. То есть сделать так, чтобы детский сад перестал быть преградой на пути к сближению с ребенком.

2. Можно не идти на работу. Это имеет место быть, когда:

• на любимую работу вызвали до того, как закончился декрет, под угрозой увольнения;

• работа НЕ ЛЮБИМАЯ;

• мама просто устала и ей необходимо передохнуть от работы;

• на работе конфликтная среда;

• сложный проект/вопрос/задача, решать которую не хочется или не входит в ваши обязанности, но вам ее приходится решать.

Что можно сделать в данной ситуации?

Во-первых, задуматься о том, почему вы работаете на нелюбимой работе и как это можно исправить (благо сейчас возможности просто огромны)?

Во-вторых, пересмотреть собственные границы — не нарушаются ли они на работе?

В-третьих, проанализировать режим работы и отдыха — возможно, у вас получается свободно вздохнуть, выспаться и т. д. только на этапе, когда ребенок болеет/выздоравливает.

3. Можно контролировать ребенка и все, что с ним происходит. Это характерно для мам:

• тревожных;

• гиперопекающих;

• имеющих собственный травмирующий опыт посещения сада;

• не доверяющих воспитателю/нянечке и вообще детскому саду;

• опасающихся, что в садике с ребенком плохо обращаются;

• у которых есть добрая бабушка, готовая посидеть с ребенком в случае необходимости.

Что можно сделать в данной ситуации?

Проработать свою тревогу. Тревога — это сигнал об опасности. По сути, это довольно мирная и полезная эмоция, которая уберегает нас от ошибок при правильном взаимодействии с ней. Важно понимать, что тревожиться о детях в определенных ситуациях — это нормально. Например:

• ребенок из сада пришел с синяком;

• малыш начал жаловаться на воспитателя;

• вы видели неадекватную реакцию воспитателя в саду и т. д.

В подобных ситуациях тревога носит ситуативный характер, и самым адекватным способом ее преодоления будет алгоритм «Иду и решаю», который состоит из трех шагов:

1. Проверить сигнал тревоги. Если тревога действительно связана с детским садом, необходимо узнать, что на самом деле там происходит. Как это сделать — я расскажу дальше.

2. Если сигнал опасности не подтверждается, то есть проверка показывает, что в саду все хорошо, то тревога отпустит и сойдет на нет. Но тут можно помочь «заземлить» эмоции через физическую активность: прогулка, пробежка, танцы и т. п.

3. Если сигнал опасности подтвердился, то тут велика вероятность, что тревога начнет нарастать. Прежде чем предпринимать какие-то действия, важно снизить свой эмоциональный заряд, поскольку, когда включаются сильные переживания, мозг просто отказывается логически мыслить. Вы можете облегчить свое состояние с помощью дыхательных практик, техник релаксации, воды (принять душ). Далее уже сказать себе: «Я взрослая. Я справлюсь. Что я могу сделать в этой ситуации?» Важно помнить, что взрослым иногда приходится принимать весьма непростые решения, и именно это пугает нас, и вместо того, чтобы разобраться с тревогой, многие пытаются от нее сбежать.

Если же вы по жизни тревожный человек и вас «накрывает» не только в определенных ситуациях, а вы постоянно о чем-то беспокоитесь, очень рекомендую поработать над чувством базовой безопасности и доверия к миру.

Есть несколько очень простых, но весьма эффективных практик релаксации, которые могут в данном моменте помочь вам успокоиться:

1. Дыхательные практики

По мнению врачей, дыхание можно считать одним из самых эффективных способов снижения тревоги и гнева. Самые простые варианты:

• ровное дыхание. Убедитесь, что ваши вдохи и выдохи соответствуют друг другу по длине. Как правило, вдохи и выдохи продолжительностью 3–5 секунд помогают справиться со стрессом лучше всего и удаются даже новичкам. Небольшое дополнение: обязательно закройте глаза, чтобы расслабиться. Продолжайте 30 секунд — минуту;

• техника «квадрат». Начните с полного выдоха через рот. Затем вдохните на счет «шесть». Остановите дыхание на счет «шесть». Выдохните на счет «шесть». Снова остановите дыхание на счет «шесть». Повторите до 5–10 раз;

Если дыхательный аппарат у вас хорошо развит, то можно увеличивать до счета «восьми», «десяти»;

• техника «4–7–8». Начните с полного выдоха через рот. Затем, закрыв рот, медленно вдохните через нос на счет «четыре». Задержите дыхание на счет «семь». Затем выдохните полностью через рот на счет «восемь». Повторите цикл три раза, чтобы эффект был заметен.

2. Переключение фокуса внимания

счет и наблюдение: сосчитайте все красные предметы вокруг (или синие, зеленые — цвет не имеет значения).

Наблюдайте за звуками, их физической стороной: откуда исходят, где источник есть, где его нет, где звуки интенсивнее, где менее слышны. Если это речь, отвлекитесь от содержания, представьте, что вы иностранец и не понимаете ни слова. Относитесь к звукам как к постороннему явлению, которое можно изучать;

воображение: представьте свой любимый цветок во всех его деталях: размеры, цвет, капельки росы на лепестках. Постарайтесь представить его аромат.

3. Мышечная релаксация

Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

4. Болезнь как способ стать ближе ребенку

Характерно для мам:

• у которых не сложились доверительные отношения со своими матерями;

• которые боятся потерять контакт с ребенком;

• которые не умеют поддерживать ребенка в обычной жизни.

Что можно сделать в данной ситуации?

Во-первых, научиться дарить любовь и внимание ребенку не только во время болезни.

Во-вторых, уделить время работе над эмоциональной связью с ребенком. В приложении 1 я опишу способы поддержания эмоциональной связи с детьми разных возрастов.

5. Способ убедиться в своей правоте

Характерно для ситуаций, когда мама долго сопротивлялась и не хотела отдавать ребенка в сад, но в итоге сдалась.

На самом деле скрытые выгоды очень разнообразны, и у каждого они свои. Отследить их бывает очень непросто, на то они и скрытые. Но, поняв и проработав их, вы значительно облегчите жизнь и себе, и ребенку. Проработать можно любую из описанных выше скрытых выгод (за исключением пятой, пожалуй). Для этого необходимо найти АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ способ достижения скрытой выгоды.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Махмутова Надежда. Книги практикующего психолога, специалиста по детско-родительским отношениями

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адаптация к детскому саду без проблем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я