Сам детям педагог

Надежда Коток

Книга написана в форме бесед учителя начальных классов с родителями. Такой стиль делает книгу простой и понятной. В то же время в книге описаны все основные педагогические принципы, которые я использую в своей работе с детьми. Теория в книге сразу привязывается к практическим примерам. Благодаря этому книга является практическим руководством. Она будет актуальна для каждого родителя, у кого дети учатся в начальных классах или только готовятся идти в школу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сам детям педагог предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

РАЗДЕЛ II

У ребёнка не получается делать уроки

Глава 6. Ребенок требует игру

— Не хочу делать уроки вот так! Светлана Владимировна делала с нами уроки весело! Она говорила, что это называется «игровая форма обучения»! Я в игровой форме хочу! — требовал Тима.

— Что же делать? Невозможно же всю жизнь вот так играть в детски сад… — Злата действительно не понимала, как вовлечь ребенка в игру. И как облечь процесс обучения в игровую форму. Она решила написать вопрос Елене Сергеевне.

А Елена Сергеевна, как и обычно, позвала всех родителей на очередную встречу. Но встречу начала не с объяснения темы по игровой методике обучения, а с разговора со Златой и со всеми родителями.

— Злата, на первой нашей встрече вы сказали, что будете записывать всё, о чём мы говорим. А потом издадим книгу. Вы действительно записываете?

— Да, записываю, конечно! Я пишу на диктофон, а дома подключаю к специальной программе, которая записывает нашу речь в текстовый файл. Потом просто корректирую.

— Так вот. Хочу вас предупредить, что мы перешли на новую ступень. Мы с вами всеми, дорогие родители, уже узнали, как объяснять материал. Вы получили неплохую базу. А если учесть, что вы постоянно практикуете это, то вас можно назвать педагогами. Если же ещё вы будете регулярно повторять то, о чём мы здесь говорим, то вы будете совершенствоваться. Можно как раз книгу Златы использовать для этого.

Когда дело касается объяснения материала, тут никто спорить не будет. Однако, мы переходим к отношениям с ребенком. Сейчас есть очень много популярных методик. Модных методик. Модных подходов к обучению детей. Я разбиралась около шести лет, какая из методик как работает. Какие результаты даёт каждая методика.

И у меня сформировалось определенное представление о том, что сейчас творится в мире образования. Хочу вас предупредить, что это представление во многом идёт вразрез с современными модными методиками.

Кто-то из родителей заёрзал на стуле. Кто-то нервно поправил волосы. А кто-то просто глубоко вздохнул. Никому не нравится, когда речь заходит о стереотипах, к которым привык. Да и изменять своё мышление не комфортно. Мы же пришли сюда, чтобы нам рассказали, как менять детей… А не свои представления. Но большинство родителей всё таки смотрели на Елену Сергеевну заинтересовано.

— Об игровой методике обучения у меня тоже сложилось не очень хорошее впечатление, — продолжила Елена Сергеевна, — и конечно же, я расскажу вас все причины для такого моего отношения.

Но сначала хочу предупредить, чтобы не было путаницы. Многие почему-то на самом деле придерживаются наглядно-действенной методики, а называют её игровой. На самом деле эти методики совсем разные. Да, я считаю игровую методику неправильной. Но это не значит, что я против вообще всех игр. Есть игры — наблюдения, есть опыты, есть разные действия с наглядностями, счётным материалом.

Сторонникам игровой методики выгодно приписать всё это к игре. Это даёт им больше аргументов за игру. Но если мы посмотрим на игровую методику в чистом виде, то заметим некоторые особенности. И именно эти особенности проводят черту между наглядно-действенной методикой и игровой.

Игровая методика как бы прибавляет игру к уже имеющимся информации. Например, из ряда примеров 2+2; 3+2; 4+2 и т. д. делают дорожку. И теперь быстрее нужно пробежать по этой дороже, чтобы помочь зайцу убежать от волка.

Наглядно — действенная методика, это когда к этим примерам даются счёты, палочки, кружочки и квадратики. И ребенок может их использовать, чтобы решить эти примеры.

Посчитать бегемотов на картинке — наглядно-действенная методика.

Помочь бегемотику написать ответы на примеры (при чём тут вообще бегемотик?) — игровая методика.

Обе методики «зажигают» ребенка. Обе методики можно назвать двигателем интереса ребенка. Но эти интересы очень разные. Игровая методика подогревает дошкольный непроизвольный интерес. Я подробнее расскажу сегодня, что это значит. Наглядно-действенный метод рождает осознанный произвольный интерес.

Что значит непроизвольный? Это когда человек особо не выбирает. Не думает перед выбором. Им руководят эмоции. Его воля как бы в плену эмоций. Он не выбирает, как реагировать, что думать. Подрался? Он не виноват, это гормоны, эмоции. В детском саде действительно у ребенка непроизвольное поведение.

Однако, кто из вас знает, влияет ли стиль поведения на то, можно отправлять ребенка в школу или нет? Ещё как влияет! Когда поведение ребёнка становится произвольным, это сигнал о том, что ему можно в первый класс. Он сможет управлять своим вниманием, а не «ворон считать». На Руси были времена, когда ребенок шёл в первый класс в 9 лет!!!

Если ребенок идёт в школу в 5—6 лет, то ему, как дошкольнику, действительно необходимо играть. Без игровой методики его не научить. Хотя, нужно ли отдавать ребенка в школу в таком возрасте?…

Но когда ребенку уже ближе к семи годам, нужно помогать формироваться произвольному мышлению. Ребенок может выбирать, чем ему заниматься. Он выбирает, как реагировать. Он уже может даже построить целый план, как создать непонимание между папой и мамой. Он уже может манипулировать младшими братьями и сёстрами.

Это уже очень умный ребенок. Он не дошкольник. Он полноценный школьник. И тут появляется вопрос. Что я хочу формировать в своём ребенке? Если я и дальше буду эксплуатировать его эмоции, «ездить» на его чувствах, то он привыкнет к этому. Вырастет очень качественный потребитель. Ему покажешь рекламу, надавишь на нужную эмоцию, и он пойдёт за своими сиюминутными желаниями.

Если же я хочу воспитать мыслящую личность, я сама в первую очередь должна перестать манипулировать ребенком. И с самого начала нужно перестать играть на его эмоциях. Наглядно-действенная методика как раз развивает мышление ребенка, его воображение. Ребенок привыкнет, что для любого его решения он сперва должен понять суть. Будет формироваться осознанный подход ко всему.

Сейчас есть такой распространённый термин: критическое мышление. Вот только интересно, что почти каждый человек уверен в том, что он имеет критическое мышление. Он сам выбирает, как жить. Некоторые уверены в своём критическом мышлении потому, что всем вокруг дают оценку. Власти негодные, всё не так, соседи делают что-то неправильно, родственники вот тут и тут могли бы сделать по-другому… Ну прям всё знает человек.

Но наглядно-действенная методика воспитывает несколько иной подход к жизни. То, что учёные называют критическим мышлением, я назвала бы фильтром. И так и называю для себя. У меня нет цели всех критиковать. Но я не восприму информацию от кого-то, пока не удостоверюсь в ней.

Я сама проведу свои наблюдения, разберусь в новой информации, на своем опыте пойму, что к чему. Поле этого сформирую своё представление о том, что слышала. Но во многих вопросах я не захочу разбираться. И это будет мой выбор. Но тогда я честно скажу, что я не знаю об этом ничего. А иногда людям может помешать гордость честно признать это.

Методика обучения всегда имеет воспитательное влияние. Невозможно учить чему-то, не воспитывая. И невозможно воспитывать, ничему не уча. Этому меня ещё в педагогическом институте учили. Поэтому за лучшее я считаю воспитать в детях осмысленность, осознанность своих действий. Поможет мне в этом как раз наглядно-действенная методика. Игровая методика будет только мешать такому воспитанию.

— Это прекрасно, Елена Сергеевна. Только что же делать, если ребенок требует игру?

— Можно сказать, что вы сейчас будете играть, а продолжить в нагладно-действенной методике. Но это, скажем так, не совсем правда. А можно поступить более честно. Тем более, что ребенок уже достаточно взрослый. Можно побеседовать с ним. Рассказать ему, о чём вы узнали. Сказать, что хотите воспитать его зрелым, осознанным человеком, который оценивает суть и не ведётся на эмоции.

Хотелось бы ещё обратиться к вам самим, родители. Вы от многих будете слышать об игровой методике. Много где будете её встречать. Хотелось бы напомнить, что часто под видом игровой будет скрываться наглядно — действенный подход. Поэтому не нужно спорить и воспринимать сразу всё в штыки. Возможно, вы возьмёте с якобы игровых методик много полезных и правильных «фишек» для наглядно-действенного метода преподавания.

P.S.: домашнее задание.

Расскажите кому-нибудь из близких людей, которые вас понимают и поддерживают, о том, что Вы узнали сегодня.

Продумайте для себя, какую методику бы Вы хотели использовать. Запишите причины. Почему именно эта методика? Что Вы сможете воспитать в своём ребенке с помощью такой методики?

Поговорите с ребенком об игровой и наглядно-действенной методике обучения. Не думайте, что ему будет непонятно. Расскажите о воспитательных результатах обеих методик.

Глава 7. Ребенок не успевает

Елена Сергеевна была очень довольна результатами детишек. Ей нравилась заинтересованность и вовлеченность родителей в образование своих детей. Однако, сами родители не всем были довольны. Домашняя работа отнимала много времени у родителей. Из-за больших объёмов дети не успевали посещать кружки и достаточно гулять на улице.

Вместе с этим родители понимали, что снижать объём домашнего задания нельзя. Ведь это плохо отразиться на уровень знаний их же детей. Благодаря тому, что учительница была готова к беседам с родителями, Злата решила написать ей.

«Здравствуйте, Елена Сергеевна! Домашняя работа занимает у Тимы много времени. Он не может делать её быстрее. Я понимаю, что уменьшать объём домашних заданий нельзя. Но должен же быть какой-то выход?»

Елене Сергеевне пришло сразу несколько подобных сообщений за несколько дней. Как обычно, она решила собрать родителей на очередную встречу.

— Добрый день, дорогие родители! За последние три дня я получила около 15 сообщений на одну и ту же тему. О том, что домашняя работа занимает много времени у вас и у детей. Я благодарю вас, что многие отнеслись с пониманием к объёму домашних работ. Меньше я действительно задавать на дом не могу. Иначе это будет сказываться на ваших же детях. Но хорошая новость в том, что есть решение. Есть выход из этой ситуации. И я вам об этом сегодня расскажу.

Для начала я хочу спросить вас. Вот многие писали мне примерно так: ребенок не успевает выполнять домашние задания. А как это выглядит? Вот сел он делать уроки. И что дальше? Какова причина того, что он не успевает?

— Отвлекается на другие дела. Медленно делает уроки. Не включается в работу. Мечтает сидит! — родители говорили каждый о своих причинах.

— Да. Причин может быть много. Обо всех причинах сразу сложно будет рассказать. Поэтому сделаем несколько встреч. Про отвлечения на другие дела поговорим в следующий раз. А вот «медленно делает уроки», «не включается в работу», «сидит мечтает» — это всё можно объединить.

Некоторым, наверное, это удивительно, да? Это похоже на совсем разные темы. Как это можно объединить?! Но знаете, во всех этих пунктах, что вы перечислили, есть что-то одинаковое. У ребенка нет какой-то помощи со стороны. Ребенок не способен делать уроки в необходимом темпе. Какое слово из тех, что я сказала, ключевое? Кто как думает?

Повторю ещё раз. «У ребенка нет какой-то помощи со стороны. Ребенок не способен делать уроки в необходимом темпе.» Какое слово самое важное по смыслу?

— Помощь! Темп! — мнения родителей разделились.

Елена Сергеевна улыбнулась:

— Оба варианта правильные. И по сути оба этих слова — ключевые для нашей беседы сегодня. Я напишу их на доске.

Когда я говорю, что ребёнок не способен, что я имею ввиду? Ведь потенциал есть у каждого ребенка. Теоретически каждый ребенок может отнестись к урокам ответственно, сесть и выполнять их, не мечтая о чём-то другом. Вы рассказываете ребёнку, как это сделать. Знания у ребёнка есть. А нет чего?

— Нет умений и навыков!

— Правильно! Нет умений и навыка для того, чтобы делать уроки самостоятельно и быстро, чтобы не замедлять темп. Теперь ещё такой вопрос к вам. Если вы просто говорите: «делай уроки», это помогает? Работает?

— Нет, поэтому мы сюда и пришли.

— То есть, ваше прошлое поведение не решает эту проблему. А как ещё вы пробовали это решить?

— Беседовать с ним. — сказал один из отцов.

— Помогло? — спросила Елена Сергеевна.

— На короткий период.

— То есть беседа не помогает выработать навык на длительный период. Кто ещё что пробовал? Расскажите, пожалуйста.

— Не пускали на прогулки и в гости, если не сделает уроки к какому-то сроку.

— Помогает ли этот способ?

— Иногда да, но в основном не помогает.

— Смотрите, у каждого из вас есть свои привычки. То, как вы решаете подобные проблемы. Сейчас я хотела бы, чтобы вы записали свои привычные действия. Что вы делаете, когда ребенок медленно выполняет домашнее задание?

После этого напишите, какие результаты вы получаете после ваших действий. Вот ребёнок медленно делает уроки. Вы что-то предприняли, вы написали об этом только что. И какой результат? Что дальше? Напишите.

Теперь я бы хотела,, чтобы кто посмелее прочитал только последние записи. Какие результаты вашего подхода?

— Ребенок в слезах. Я на нервах. Ребенок ничего не делает вообще. Всё остаётся по-прежнему. Этот подход работает на короткую дистанцию. — ответы родителей снова были разными. Что, в общем-то, естественно.

— Хорошо. Мы с вами только что убедились, что такая помощь, как была раньше, для формирования характера ребенка не подходит. Однако, помощь нужна. И что делать? Как оказать должную помощь? Для этого нужно понять ещё один момент.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сам детям педагог предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я