Откройте эту удивительную книгу и прикоснитесь к настоящему чуду, величайшей святыне христианского мира – Дарам волхвов. Дары волхвов на протяжении многих веков дарили людям благодатную помощь и исцеление от множества недугов. Прочтите чудесную историю их обретения и трепетные слова молитвы, откройте свои сердца Всевышнему, и Его благодать коснется вашей души!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дары Дары волхвов. Прикосновение к Благодати, дарующей помощь и исцеление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Чудо Рождества. Как это было
То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка;
Сходили ангелы с небес!
Звезда катилась от востока;
Мир искупленья ожидал —
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял…
«Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего»
Этой евангельской истории уже больше двух тысяч лет, а она продолжает удивлять, поражать воображение, а главное — наполнять сердца светом, радостью, любовью, и надеждой на спасение. Мария, дочь благочестивых супругов Анны и Иоакима, живших в городе Назарете, в Земле Израилевой, знала, что своим родителям была она послана Богом, по усердным их молитвам, и что ангел однажды предсказал Анне: родишь ты благословенную дочь, через которую будет дано спасение миру.
А потому согласилась Мария с решением родителей, которые дали обет посвятить ее Богу. Анна и Иоаким умерли вскоре после ее рождения, и все свое детство, до 14 лет, жила Мария при храме. Но пришло время покинуть храм, навсегда остаться там было нельзя, ведь при храме могли жить только дети и вдовы. А замуж выходить Мария не хотела. И тогда первосвященник Захария решил найти того, кто станет опекать и оберегать Марию, считаясь ее мужем, но фактически не будучи таковым. Призвал он к себе всех неженатых мужей из рода Давидова и велел взять с собой посохи. А сам обратился к Богу с молитвой, чтобы Всевышний послал знамение, указующее на того, кто достоин стать обручником благословенной Марии. И вдруг случилось чудо — посох восьмидесятилетнего вдовца Иосифа расцвел! Выросли на нем ветви, как у молодого деревца, и на одну из ветвей присела голубица. Ему и вручили на попечение Святую Деву, и с тех пор именуется праведный Иосиф Обручником Пресвятой Богородицы.
Люди в те времена ждали прихода мессии, и ожидание это буквально носилось в воздухе. Было пророчество пророка Исайи о том, что должен прийти на Землю Сын Божий, и родится он как обычный младенец, да вот только родит его Дева, и зачатие будет непорочным. Мария знала об этом пророчестве, но не могла предположить, что именно она станет той благословенной Девой, хотя предчувствие какой-то необычной судьбы не покидало ее. Душа ее, конечно же, готовилась к приходу Сына Божия, и Мария чувствовала это.
И вот однажды явился к Марии архангел Гавриил, посланник Божий, и услышала она его слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». И продолжил: «Ты обрела благодать у Бога. У Тебя родится Сын, и Ты дашь ему имя Иисус. Он будет велик, ибо Он — сын Бога Всевышнего».
Мария и смутилась, и обрадовалась, и усомнилась одновременно: как же может принести сына та, что мужа не знает… «Богу все возможно», — ответил на ее сомнения архангел Гавриил.
Эти слова архангела Гавриила о том, что Марии суждено стать Богоматерью, названы Благой Вестью, в честь которой 7 апреля каждого года (25 марта по старому стилю) отмечается праздник Благовещения.
Божественная логика — особая, не всегда постижима она для нас, обычных людей. Многим, особенно материалистам, непорочное зачатие представляется всего лишь красивой легендой. Но ведь для Бога действительно не существует невозможного! Приход на Землю Сына Божия — это великое чудо. Пути, какими Всевышний осуществил этот великий план, могут быть неведомыми, непонятными для нас — но ведь это произошло!
Через Деву Марию пришел Спаситель на Землю, а главное — что в Нем соединилась природа Бога и человека. Христос показал нам всем, что и мы — такие же, как он, все мы — дети Божьи, все мы несем в себе искру великой Божественной любви, вот почему наши сердца раскрываются и наполняются благодатью, когда мы вспоминаем о великом чуде Рождества.
Первой известие о том, что Марии предстоит стать Матерью Божией, узнала от нее родственница по имени Елизавета. Всей душой поверив в непорочное зачатие, она воскликнула: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!» Эти слова легли в основу молитвы под названием «Песнь Пресвятой Богородице»:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Иосиф же ничего не знал о непорочном зачатии. Узнав, что Мария носит в чреве ребенка, он, добрая и благородная душа, не стал ее ни обвинять, ни упрекать. Он готов был отпустить Марию, дать ей развод — но явился ему во сне ангел, и рассказал все как есть, что ждет Мария Сына от Бога, и что Иосиф не должен оставлять Марию, потому что ему предстоит сохранить и защитить Святое Семейство — Богоматерь и Сына Божия. Более того — ангел велел Иосифу обращаться с ребенком так, будто он его родной отец. И добавил: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Иисус — как раз и означает Спаситель.
Вифлеемская пещера
И вот когда уже совсем подошло время родиться Христу, вышло от кесаря Августа повеление провести перепись по всей стране. В те времена перепись проходила не так, как сейчас: переписчики не ходили по домам, а вместо этого все люди должны были приехать для прохождения переписи в те города, откуда они родом. Поскольку Иосиф происходил из Вифлеема, то вместе с Марией они направились туда.
Но город по случаю переписи был так переполнен людьми, что в гостиницах не нашлось ни одного свободного места. Так и не нашли Иосиф с Марией, где бы им остановиться на ночлег. Более или менее подходящее пристанище для них обнаружилось лишь в небольшой известняковой пещере, куда пастухи на ночь загоняли скот.
У нас, современных людей, это часто вызывает удивление: почему же Иосиф с Марией ушли из города, отправились в какую-то пещеру? На самом деле пещера находилась, скорее всего, не за пределами поселения — это было предместье города, где жилые дома часто располагались на скалах, а в скалах были пещерки, которые и приспосабливали под загон для скота. Вот в такой пещерке и укрылись Иосиф с Марией, — видимо, местные жители либо не принимали никого на постой к себе в дом, либо и там все места были уже заняты.
По сути, эта пещера была хлевом. Там были лошади и свиньи, пол был устлан сеном и соломой, имелись подстилки для скота, и ясли — так тогда называли деревянную кормушку, корытце: несколько досок, скрепленных металлическими скобами.
Вот в таких условиях, в холоде и среди неудобств, родился в зимнюю ночь Сын Божий. На все воля Божия — не захотел Всевышний создавать Своему Сыну каких-то привилегированных условий, не дал возможности родиться в неге и тепле, в богатых покоях — ведь уготована была Христу земная участь, и должен был Он испытать все ее тяготы, начиная с самого рождения, чтобы Свет Божественный принести в самые темные и неприглядные закоулки земного бытия…
Как говорится в Евангелии, Мария родила младенца безболезненно и безо всякой посторонней помощи. Затем спеленала новорожденного, нареченного, согласно указанию ангела, Иисусом, и положила в ясли — кормушку для скота — будто в колыбельку.
В современном Вифлееме над тем местом, где родился Сын Божий, стоит базилика Рождества Христова — христианская церковь, построенная в VI–VII веках (первый храм был возведен здесь еще в 330-х годах нашей эры). И прямо под ее амвоном — Пещера Рождества, ставшая величайшей христианской святыней. Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, вделанной в пол. На звезде надпись по латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est», которая означает: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В двух шагах от звезды, слева от входа в пещеру расположен придел Яслей, к которому надо спуститься на две ступеньки. А вот сами ясли Христовы находятся в Риме, в церкви Санта Марии Маджоре, куда они были вывезены в середине VII века, и с тех пор хранятся там в драгоценном реликварии, будучи почитаемы как великая святыня.
И в это же время пастухам, которые несли ночную стражу у своего стада, явился ангел Господень с вестью о том, что в их городе родился Божий Сын. Вот как рассказано об этом в Евангелии от Луки:
«И родила Мария Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк. 2, 1–20)
Чудесное знамение — звезда над Вифлеемом
Вот так пастухи стали первыми, кто узнал о рождении Иисуса Христа. Но не только ангела с Небес послал Господь, чтобы возвестить мир о рождении Сына Божия — зажег Он еще и звезду в небе — звезду, именуемую Вифлеемской. Взошла эта звезда на востоке и великим знамением встала над Землей, призывая в Вифлеем всех, кто ждал прихода мессии, и светом радости озаряя их сердца.
Именно на свет Вифлеемской звезды и пошли волхвы, ведь они были звездочетами, астрологами, и очень хорошо знали, о чем возвещает то или иное небесное знамение. Ведомые звездой, они пришли поклониться новорожденному Богочеловеку и принесли ему свои дары — золото, ладан и смирну, почитаемые сейчас нами как величайшая христианская святыня.
Что же это была за звезда? Единого мнения на этот счет не существует. С точки зрения многих представителей церкви, эта звезда не обязательно была астрономическим объектом — она могла представлять собой именно чудесное знамение, явление духовного, а не материального мира. Вот как писал об этом Феофилакт Болгарский, епископ византийской провинции Болгария в XI–XII веке:
«Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».
Другие же представители христианства считали, что Вифлеемская звезда была кометой. Вот как писал об этом Ориген — греческий ученый, философ, теологI века нашей эры:
«Она скорее всего относится к той группе звезд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звездами или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звезды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»
С этой точкой зрения согласны и многие ученые — да, это была комета Галлея, утверждают они, небесная гостья, которая возвращается к Солнцу каждые 75–76 лет. Но есть среди и ученых и другое мнение: что название Вифлеемской звезды получило необычное явление — соединение нескольких звезд таким образом, что с Земли они наблюдались как одна очень крупная и необычайно яркая звезда. По одним данным, это было соединение Юпитера, Сатурна и Марса, по другим — Юпитера и Регула, по третьим — Венеры и Юпитера. А есть и ученые, которые придерживаются точки зрения, что на небе в те времена зажглась сверхновая звезда. Но так или иначе, она продержалась на небе семьдесят дней, а потом исчезла. Звезды, которыми мы украшаем рождественские ели, появились как напоминание о той самой, счастливой Вифлеемской звезде.
Как Святое Семейство спаслось от иродовой жестокости
В те годы правил в Иерусалиме жестокий и мстительный царь Ирод Великий. Он очень дорожил своей властью, а потому безжалостно расправлялся не только со своими противниками, но даже с собственной женой и сыновьями, как только заподозрил их в заговоре. Он прожил долгую жизнь, и всю жизнь злодействовал: так, почувствовав приближающуюся смерть, приказал казнить наиболее выдающихся граждан Иерусалима, сказав: «Обо мне плакать не будут, так пусть плачут о них».
Как только весть о рождении необычного младенца дошла до Ирода, он велел волхвам, чтобы они сообщили ему о местонахождении этого ребенка. Но волхвы ослушались Ирода, и не выдали новорожденного Христа. Тогда Ирод приказал уничтожить в Вифлееме всех детей мужского пола в возрасте до двух лет. Ведь в народе говорили, что родился новый царь Иудейский! Опасаясь быть свергнутым ради нового царя, и не имея возможности выяснить, какой из новорожденных младенцев способен занять его престол, Ирод пошел на невиданное по своей жестокости преступление, которое известно в истории как избиение младенцев.
«Избиение» здесь, конечно, надо понимать не в привычном для нас смысле — это была жестокая расправа, убийство ни в чем не повинных детей. Согласно богослужебным книгам, погибло тогда от 14 тысяч до 144 тысяч младенцев, с которыми по приказу Ирода расправлялись вооруженные воины. Правда, историки не согласны с этими цифрами, ведь все население Вифлеема не превышало тогда тысячи человек, и младенцев мужского пола до двух лет, считают они, могло быть не более двух десятков. Так или иначе, но избиение младенцев остается примером вопиющей жестокости. Все убитые тогда дети почитаются в христианстве как святые мученики, день их памяти отмечается в православии 29 декабря (11 января по новому стилю), в католицизме — 28 декабря.
Бог спас Своего Сына от участи убиенных младенцев. Он послал Своего ангела Иосифу, обручнику Марии и отцу Святого Семейства. Ангел, явившись ему во сне, сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф послушался и ночью вместе с младенцем Христом и Девой Марией ушел в Египет. Там Святое Семейство и находилось до самой кончины Ирода — он недолго прожил после этого, умер по одним данным через год, по другим — не позднее, чем через четыре года.
Так начинался земной путь Спасителя. Так начиналась новая эра для всего человечества. И по сей день Вифлеем остается одним из величайших святых мест на Земле, а Рождество Христово — самым значимым и почитаемым, после Пасхи, христианским праздником.
Суть Рождества — вечный союз Бога и человека
Чем же так велик этот праздник, почему он значим для нас, для всего христианского мира? Не только тем, что послал нам Господь Своего Сына для избавления от грехов, а тем, что сами мы получили возможность обрести Богочеловечность.
Христос не раз говорил людям, что и они такие же, как Он, то есть дети Божии. Что это значит? Что с Рождеством Христовым прозвучал призыв ко всему человечеству: поднимайтесь из праха плоти, освобождайтесь от плена материального мира, который мешает вам познать свою истинную суть. Истина в том, что вы — дети Бога, по Его образу и подобию созданные, что Божественная искра в каждом из вас есть, вечная, бессмертная, исполненная любви, милосердия и прощения.
С приходом Христа на Землю произошло непостижимое соединение Божественного и человеческого. И каждому человеку — всем без исключения — открылся путь возвращения к милосердному Отцу. И этот путь открыл для нас Иисус Христос. В этом суть того Спасения, которое Он принес каждому: вы — не прах, не тлен, не бренное тело, каждый подобен Богу, каждый может возродиться из пепла и праха, воскреснуть в духе, и познать, что такое бессмертие, любовь, радость, благодать.
Вот как говорил в «Слове на Рождество Христово» святитель Лев Великий, 45-й папа Римский (V век нашей эры):
«Слово Бога, Бог, Сын Божий, Который вначале был у Бога, через Которого все начало быть и без Которого ничто не начало быть, вочеловечился для избавления человека от вечной смерти и так без умаления величия преклонил Себя до восприятия нашей ничтожности, что, [всегда] оставаясь тем, чем Он был, и принимая в Себя то, чем не был, coчетал в Себе истинный образ раба с тем образом, в котором Он равен Богу Отцу; и таким союзом соединил обе природы, что как прославление не исчерпало низшую из них, так и присоединение не умалило вышнюю. Таким образом, поскольку не повреждены свойства обеих природ, в одном Лице сошедшихся, то величие воспринимает уничиженность, сила — немощность, бессмертие — смертность, ради нашего искупления нерушимая природа соединяется с природой, подверженной страданию, и Бог Истинный и человек истинный сочетаются в единстве Господа Иисуса Христа так, что Он, единственный Посредник между Богом и людьми, исцеляя нас, мог умереть как человек и воскреснуть как Бог. Итак, Рождение Спасителя нисколько не нарушило непорочности Девы, ибо стражем целомудрия стало рождение Истины.
Такое Рождество, возлюбленные, подобало Божией силе и Божией премудрости — Христу, и оно как соответствовало нам человеческими свойствами, так и отличалось Божественностью. Ибо, если бы не был Бог истинный, то не даровал бы нам искупления, а если бы не был человек истинный, то не преподал бы нам примера».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дары Дары волхвов. Прикосновение к Благодати, дарующей помощь и исцеление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других