История мировой художественной культуры

Н. С. Креленко, 2020

Учебное пособие содержит материал, предназначенный для знакомства с общими тенденциями культурной жизни в контексте исторического развития общества, выявлению основных этапов развития культуры, ее наиболее примечательных, а также наиболее типичных для разных эпох. Фиксируется, как менялось место и роль художественной культуры и ее создателей, художников, на протяжении истории человечества. Необъятные хронологические рамки курса потребовали краткого, эскизного изложения материала для того, чтобы выявить наиболее важные тенденции, показать особенности той или иной культурно-исторической эпохи в ее самых ярких проявлениях. Пособие адресовано учащимся средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля, а также для всех, желающих познакомится с историй культуры. Рекомендовано в качестве учебного пособия для среднего профессионального образования кафедрой Всеобщей истории ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». Текст приводится в авторской редакции.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировой художественной культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Древний Восток: становление видов искусства

Общее и особенное в древневосточных цивилизациях

На рубеже неолита и века металла человечество вступает в период цивилизации, период возникновения крупных человеческих сообществ, ранних государственных образований. При изучении вопросов этого периода внимание следует сосредоточить на общих тенденциях, отличающих искусство народов земледельческих цивилизаций, возникших в бассейнах больших рек или приморских территорий, в климатических условиях позволяющих людям совместными, организованными усилиями создавать и поддерживать ирригационную систему. Выделив для рассмотрения два из множества вариантов, следует отметить, что сходные черты присутствовали в искусстве разных народов, живших в разных регионах Земли и в разное время, но находившихся на одинаковых этапах развития, то есть имеющих стадиальную общность. Два типа культур древности, различающихся по основному материалу, на котором они базировались: культура камня и культура глины. В рамках этого периода происходило разделение видов искусств, в том числе искусств пластических. Бросается в глаза очевидное сходство культовых построек, в частности пирамидальные сооружения возводились в Месопотамии, Древнем Египте, Индии, а также у народов Центральной Америки (древние майя, позднее ацтеки). Говоря о периоде существования древневосточных цивилизаций, важно отметить, что в это время происходило размежевание отдельных видов пластических искусств архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства.

Культура древней Месопотамии

Шумеро-вавилонская культура, одна из древнейших на нашей планете зародилась в междуречье рек Тигра и Евфрате в IV тыс. до н. э. и просуществовала до последней трети I тыс. до н. э. За это время на территории ограниченной двумя отличавшимися непредсказуемым характером реками и обрамленной горами непрерывно что-то менялось. Менялись русла рек, менялся этнический состав населения, менялись названия государств и правящие династии, но базовые начала этой культурной общности, выросшей из тростниково-глиняных хижин и обожженных глиняных табличек, покрытых клинописными значками, сохранялись. Это была цивилизация, использовавшая все возможности, которые дает такой материал, как глина.

Главными обязанностями правителей оставалось обеспечение надежности ирригационной системы, оборона своих земель, завоевательные походы, возведение храмов, укрепительных сооружений, дворцов. Все население считалось рабами правителя, а он — первым среди рабов перед лицом богов. Знакомство с культурой Месопотамии позволяет проследить, как зарождались, формировались отдельные виды пластических искусств.

Архитектурные памятники Месопотамии дошли до нашего времени в развалинах и были извлечены на белый свет благодаря археологическим раскопкам. Построены они были из глины, но облик их можно представить и воспроизвести. Сухой климат «законсервировал» отдельные детали, а пустынная местность обеспечила их сохранность. Стены городов возводились из земли и укреплялись кирпичами из необожженной глины.

Древний Шумер

Центрами цивилизации шумеров, народа, неведомого происхождения, освоившего болотистую долину между Тигром и Евфратом, стали небольшие города-государства (Ур, Урук, Лагаш и др.), постоянно соперничавшие между собой, но объединенные в единое культурное пространство. Уже с III тыс. до н. э. в центре каждого города на утрамбованных глиняных площадках, приподнятых над уровнем земли строили из необожженных кирпичей храмы и дворцы. Внутреннее их оформление почти не сохранилось. Известны детали настенных росписей и каменных фигур. Один из самых известных и выразительных артефактов этого времени — это маска богини из Белого храма в Уруке (начало 3 тыс. до н. э.). Сказать — голова богини — нельзя, это вырубленное из куска мрамора лицо, несколько меньше натурального размера. Задняя часть головы отсутствует, видимо это лицо крепилось к плоскости стены, а ныне отсутствующее тело было нарисовано на стене или прочерчено в виде плоского рельефа. Тем самым создавался эффект выступающей, выходящей из стены фигуры. Лицо не вполне соответствует шумерскому типу: продолговатый овал, маленький подбородок, огромные глаза печально смотрят пустыми глазницами. Трудно представить, как смотрелось это лицо, когда в глазницах были вставлены камни. Скульптурой в классическом понимании назвать это прекрасное изделий, наверное, нельзя…

Найденные в гробницах правителей Ура предметы, украшенные золотом, серебром, лазуритом, перламутра, трудно назвать скульптурами, это скорее макеты. Например, фигурка стоящего на задних ногах, опираясь на древесные ветви, «козла в зарослях» (3 тыс. до н. э.), выполненная очень натуралистично, переливается золотом и лазуритом.

Так называемый «штандарт войны и мира» представляет собой две инкрустированных декоративных панели, каждая из которых, имея размер примерно 22 на 50 см, украшена мозаикой из ракушек и лазурита на битуме. На одной панели изображены сцена сражения и захвата пленных, на другой — пиршество победителей. Каждое изображение, расположенное в три яруса, состоит их череды равномерно распределенных фигур, голова и ноги каждой их которых представлены в профиль, а туловище — в фас. Одни ученые полагают, что этот предмет его выносили на поле боя в качестве своеобразного стяга, другие видят в нем стенки укладки для арфы.

Известны многочисленные фигурки людей, изготовленные из камня. Чаще всего это изображения «молящегося» (адоранта), которые было принято дарить храмам, чтобы каменное, «второе я» человека, имя которого для верности записывалась на плече фигуры, мог постоянно обращаться к богам. Адоранты представляют собой стоящие или сидящие фигуры, высотой 30–40 см со сложенными руками, большими (внемлющими) ушами и умильно возведенным взглядом. Выразительность глазам придавала инкрустация.

В конце III тыс. до н. э. (ок. 2300 г. до н. э.) на юге междуречья обосновались аккадские племена семитского происхождения. Значительная часть территорий была объединена под властью Саргона Древнего, опиравшегося не на старую аристократию, а на энергичных «новых людей». Вероятно, в этот период расцвета появилось «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем»), древнейшая эпическая поэма, герой которой, получеловек-полубог, борется и побеждает многочисленных чудовищ, ищет смысл жизни, переживает потерю друга, осознает неотвратимость смерти. Древний мудрец, которого посещает Гильгамеш, рассказывает ему историю о потопе, который чуть не погубил род человеческий. Поэма была записана клинописью на глиняных табличках. Клинописная система письменности была общей для говоривших на разных языках народов Месопотамии.

Что касается развития архитектурных форм, то в этот период храмы начали расти вверх, появились зиккураты, трех, а позднее семиярусные ступенчатые пирамиды, увенчанные храмами, к которым вели лестницы-пандусы. Нижний ярус окрашивался битумом в черный цвет, второй — в красный цвет, а третий — в белый. Зиккурат напоминал свое формой рукотворную гору, и, одновременно, он был лестницей вверх, служил олицетворением связи неба и земли.

Несомненно, основные задачи искусства были связаны с обслуживанием культа, многочисленные миниатюрные цилиндрические печати, украшенные резьбой с изображениями богов, людей и животных свидетельствуют об торгово-предпринимательской деятельности обитателей Шумера и Аккада.

Древневавилонское царство

Со II тыс. до н. э. главными соперничающими политическими силами в Месопотамии стали Вавилон и Ассирия, поочередно переживавшие периоды подъема. Один из правителей Старовавилонского царства, царь Хаммурапи, правивший в XVIII в. до н. э., прославился тем, что в годы его правления был принят первый писанный кодекс законов. Текст законов вырезан на стеле из диодорита (2, 25 м) верхняя часть которой украшена рельефом, изображающим Хаммурапи, предстоящим перед богом солнца Шамаша. Хаммурапи, подняв согнутую в локте руку, дает обещание следовать дарованным богом законам.

Ближе к концу II тыс. до н. э. Месопотамия переживает вторжение многочисленных племен арамеев, халдеев, «народов моря». В плане технологическом это было время окончание эпохи бронзы и начало железного века.

Искусство Ассирии

Не удивительно, что на первый план выходит воинственное Ассирийское царство. В Ассирии IX–VII вв. до н. э. наряду с храмовым строительством большое место занимает строительство грандиозных царских дворцов, возведенных на каменных платформах. А в искусстве доминирующей темой становится прославление военной мощи победоносных царей. В рельефах присутствует, украшающих дворцовые залы, заметен подход композиционной нерасчлененности, повествовательности, который был свойственен миниатюрным каменным печатям шумерской эпохи. Основная тема рельефов — изображения торжества царя в качестве победителя врагов (в битвах) или зверей (на охоте).

При входе во дворец помещены были гигантские (более 4 м) фигуры шеду (крылатые быки и львы с человеческими головами). Выражение лиц шеду спокойны, взгляд их миндалевидных глаз устремлен в бесконечность, плотно сжатые губы скрыты в тщательно завитых в мелкие кольца бородах. Передняя часть этих фигур представляет собой круглую скульптуру, а задняя — высокий рельеф. Фигуры шеду воспринимались торжественно предстоящими для того, кто подходил к ним. Но, когда человек проходил между каменными изваяниями, они как бы начинали двигаться навстречу входящему. Это впечатление создавалось за счет того, что скульптор добавил еще по одной конечности, видимой только сбоку, то есть тому, кто проходит непосредственно мимо скульптуры.

Внутренние покои длинных, высоких дворцовых помещений украшены рельефами, выполненными на алебастровых плитах и изображающих сцены торжественных шествий и царских охот. Обобщенность, скульптурных форм, подчеркнутая плоскостность рельефных изображений усиливают впечатление торжественности, несокрушимости, отстраненности. Искусство Ассирии периода расцвета можно рассматривать как придворно-парадное, обслуживающее потребности светских правителей.

Нововавилонское царство

В конце VII в. до н. э. первенство на некоторое время вновь переходит к Вавилону, крупнейшему торговому и религиозному центру Двуречья. Город Вавилон времен своего недолгого (около 100 лет) расцвета был окружен широким, заполненным водой рвом, огражден двумя массивными стенами (наружная стена высотой примерно в пятиэтажный дом, а внутренняя еще выше). Это огражденное пространство состояло из широких прямых центральных улиц, обрамленных многочисленными храмами (их было несколько сотен), узеньких пыльных переулков, застроенных глинобитными домишками, лавочками, мастерскими, харчевнями, может рассматриваться как воплощение рукотворного мира, созданного людьми. В окрестностях города не было ни деревьев, ни камня. Все постройки возводились из кирпичей, высушенных на солнце или обожженных на огне. В последнем случае приходилось расходовать дорогую древесину, привозимую издалека.

Проходом между природным миром и миром, созданным человеком, служили четверо городских ворот. Выходившие на запад ворота были посвящены богине Иштар. Эти ворота представляют собой четыре массивные, квадратные в плане башни, между которыми находятся арочный вход (архитектурное новаторство вавилонских мастеров), за которым начинается дорога процессий.

На ярком солнце взгляд путника радовали лазоревые стены привратных башен, облицованные керамическими плитками. На синем фоне эффектно выделялись рельефные бело-желтые и желто-коричневые изображения вереницы быков и драконов. Вступая на дорогу процессий, путник продолжал двигаться вдоль высоких стен, украшенных на высоте человеческого роста синим керамическим фризом, на котором разворачивалось шествие львов-охранителей.

Дорога процессий вела к семиярусной башне, своего рода священной лестнице, соединяющей землю и небо. У подножия зиккурата находился храм, где хранилась выкованная из золота статуя бога Мардука, на верхней площадке в небольшом святилище обитал живой ящер, воплощение Мардука. Каждый ярус (ступень) была окрашена в особый цвет, а на верхнем, «золотом» ярусе, по некоторым свидетельствам росли пальмы. Эта гигантская «лестница в небо» вошла в историю как «вавилонская башня».

Стилистически вавилонские памятники близки ассирийским, но в них отсутствует темы войны, охот, прославление царей. В жизни Вавилона главное значение принадлежало не царям, а жрецам. Цари Вавилона получали власть из рук жрецов, а выполняли по преимуществу военные функции защиты государства.

Особо следует упомянуть о том, что все рукодельные чудеса Вавилона (храмы, ткани, ковры, кованные изделия, Вавилонская башня) в глазах современников уступали перед таким творением человеческих рук, как «висячие» сады. Растения в глиняном городском пространстве практически отсутствовали. Исключением были искусственно возведенные близ царского дворца «висячие сады», расположенные на специально построенных террасах. Для того, чтобы высоко под жарким солнцем привольно росли гранатовые деревья, украшенные гроздьями фиников пальмы, шуршали листвой смоковницы, наливались сладостью виноградные гроздья, рабы днем и ночью вращали гигантское колесо с подвешенными кожаными мешками, черпавшими воду из реки Евфрата. Неудивительно, что это рукотворное зеленое чудо, получившее название «сады Семирамиды», было признано древними одним из чудес света, кстати сказать, просуществовавшим многие столетия.

Политический и культурный расцвет Нововавилонского царства продлился недолго. В октябре 539 г. до н. э. персидские войска без боя заняли эту мощную цитадель, что привело к утрате Месопотамией политической самостоятельности.

Искусство ахеменидского Ирана

Расположенное к востоку от Месопотамии Иранское плоскогорье его резко континентальным климатом, богато полезными ископаемыми, но бедно водой. В середине VI в. до н. э. Кир Ахеменид, правитель персов (одного из местных этносов) создал мощное государство, объединившее земли Ирана, Месопотамии, Малой Азии. Его наследники раздвинули пределы царства до Египта. Культурные традиции завоеванных народов оказали огромное влияние на искусство времен Ахеменидов.

Древняя религия Ирана строилась на признании противоборства двух начал в жизни светлого, доброго и темного, злого, которые постоянно борются между собой. Эта религия не знала изображений, не требовала храмов. Благому свету поклонялись под открытым небом, у алтаря, украшенного золотым диском, символом светлого начала, перед которым горел неугасимый огонь, питаемый газом, идущим из-под земли.

Отсюда особенность, отличающая искусство древнего Ирана, которое было направлено не на обслуживание культа, а на прославление земных правителей. Плененные мастера из разных стран возводили дворцовые комплексы в Персеполе и Сузах. Сами персы в этих работах участия не принимали, они были воинами и только воинами. Однако удивительным образом из множества культурных составляющих сложилась уникальное парадное придворное искусство персидской державы.

Самым известным культурно-историческим памятником искусства древней Персии является Персеполь, город и дворцовый комплекс, который только условно можно назвать столицей, потому что царь и его окружение приезжало сюда на недолгое время только для торжественного празднования нового года. Царская резиденция, огражденная от собственно города стеной из сырцового кирпича, находилась на платформе высотой 12 м и площадью 450 на 300 м. Платформа была вырублена в скальном массиве и укреплена каменными блоками. Подняться на платформу можно по пологой лестнице, оформленной раскрашенными рельефами с изображениями борющихся зверей и торжественной процессии воинов и данников. Шествия, череда важно выступающих, лишенных индивидуальности фигур, — это постоянный мотив рельефов. Наверху вход на территорию комплекса охраняли гигантские (8 м) крылатые быки с человеческими головами, образы, заимствованные из ассирийского искусства.

Постройки, главной из которых был парадный приемный зал (ападана), размещались по две стороны платформы. Этот огромный зал был построен на выступе скалы и возвышался над всем остальным. Внешние стены зала были из сырцового кирпича, крыша держалась не столько на этих массивных стенах сколько на 36 стройных восемнадцатиметровых колоннах. Капители колонн представляли собой сдвоенные полуфигуры животных: львов, быков, фантастических существ. На них были уложены кедровые балки, поддерживавшие крышу здания. Между стеной и крышей находились световые проемы, поэтому огромный зал был пронизан светом и воздухом.

Расцвет державы Ахеменидов продолжался около двух веков, в 330 г. до н. э. Великолепный Персеполь был сожжен войсками Александра Македонского. Это было не просто торжество победителей, это была демонстрация неприятия другой культуры. Однако спустя очень малое время Александр «возьмет на вооружение» многое из этой культуры, сам облачится в пышные одежды персидских царей, приблизит к себе представителей персидской знати и введет персидский придворный этикет.

Народы древних городов Месопотамии, дали человечеству письменность, культуру городского строительства, древнейший правовой кодекс. Ученые археологи XIX–XX вв. открыли миру памятники этой культуры, но значительная часть их была разграблена и разрушена в ходе нескольких американских агрессий начала XXI века.

Приложения и комментарии

РАССКАЗ О ПОТОПЕ

«Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово

И тайну богов тебе расскажу я…

Богов великих потоп устроить склонило их сердце»…

Едва занялось сияние утра,

С основания небес встала черная туча.

Адду гремит в ее середине,

Шуллат и Халиш идут перед нею,

Идут гонцы горой и равниной.

Эргаль вырывает жерди плотины,

Идет Нинурта, гать прорывает…

Что было светлым — во тьму обратилось,

Вся земля раскололась как чаша.

Первый день бушует Южный ветер,

Быстро налетел, затопляя горы,

Словно войною настигая землю.

Не видит один другого,

И с небес не видать людей…

При наступлении дня седьмого

Буря с потопом войну прекратили…

О все видавшем // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973, с. 212–213.

АССИРИЙСКИЕ РЕЛЬЕФЫ «ЦАРСКАЯ ОХОТА»

В рельефах много движения, много драматических ситуаций, много живой динамики: скачут кони, с силой натягивают луки охотники, рычат, бьют лапами, падают в предсмертных конвульсиях хищники.

И вместе с тем изображения обобщены, даже в чем-то схематизированы: скульптор работает крупными массами; контуры очерчены жестко, фигуры массивны, движения при всей их стремительности угловаты и как-то неповоротливы, отдельные композиции подчинены строго выдержанному ритму…

В этих сценах языком простыми, быть может, даже наивным, но сильным и мужественным рассказано о торжестве человека над стихийными силами, олицетворенными в обликах яростных хищников… Здесь, правда, утверждение человеческой силы уже слилось с утверждением могущества властителя…

Недошивин Г., Петрова О. Сто встреч в мире искусства. М., 1980, с. 22–23.

ЗНАЧЕНИЕ ВОРОТ В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

Вход в сооружениях древнего Востока всегда выделяли, ибо он является пограничным объектом, расположенным на месте взаимопроникновения внешнего ми и внутреннего пространства. Он обладает специфической функцией обеспечивать проницаемость границ обжитого космоса враждебного хаоса… Внешний мир ассоциируется у древних с враждебным и опасным хаосом, тогда как огражденное, обжитое, упорядоченное человеком архитектурное пространство представляется безопасным… находящимся под покровительством богов.

Белинцева И. Ворота: Древний Восток // Юный художник, 2002, № 5, с. 20.

Искусство древнеегипетской цивилизации

Территория Египта, страны, где возникла одна из древнейших и долго существовавших речных цивилизаций, представляет собой узкую и длинную полосу земли, обрамляющую воды Нила, самой крупной водной артерии Африканского континента. Каждый год Нил разливается, создавая возможность богатых урожаев, если будет обеспечена искусственная ирригационная система. Ведь дождей в этих землях почти не бывает, и только усилия людей могут обеспечить растения водой. Земледелие Египта с давних времен основывалось на искусственном орошении, которое возникло в V–IV тыс. до н. э. Обеспечили его возникновение усилия людей, организованных сначала в многочисленные маленькие государственные образования, постепенно силой оружия объединенные в одно большое.

Эта жаркая, сухая страна богата песком и камнем. Дерева в этой горно-пустынной земле мало, поэтому строили преимущественно из кирпича-сырца и камня. Металлов тоже не богато. На юге еще в догосударственные времена добывали золото, из которого научились делать много разного красивого. Серебро было только привозное и ценилось выше золота. А железо стало известно египтянам только во второй половине II тыс. до н. э., то есть когда египетская цивилизация далеко миновала зенит своего развития. Причем, железные изделия воспринимались как диковинки, большого распространения не получили. Таким образом, остается признать, что одна из самых блестящих культур древности на протяжении почти трех тысяч лет своего существования была культурной каменного века.

Каменное начало наложило отпечаток на все формы египетского искусства от обобщенных форм архитектурных конструкций (пирамиды, обелиски, пилоны и колонны храмовых комплексов) до строгих геометрических силуэтов одежд и причесок (точнее париков, ибо требования климата заставляли египтян бриться наголо). Показательно, что в Египте широкое развитие получила практика изготовления каменных сосудов. Обобщенность форм и видимая прочность, характерная для всех памятников египетского искусства, придает им впечатление вечности. Очевидно, что специфика этого исходного материала определила и специфику, узнаваемость внешних форм.

Следует отметить такую особенность жизни Древнего Египта, как его относительная географическая изолированность, позволившая стране развиваться без частых вмешательств извне. Отсюда и медленное развитие древнеегипетского общества, и медленная эволюция художественных форм и приемов, и постоянное совершенствование приемов и средств при создании предметов искусства в рамках одной и той же художественной традиции.

Действительно, достаточно взглянуть на черно-зеленую каменную плитку, прославляющую фараона Нармера (ок. 3 000 г. до н. э.), чтобы понять типичные для египетского искусства приемы рельефного изображения человеческой фигуры на плоскости. Художник старался передать сущностное в облике человека, то, что делает его узнаваемым, основываясь на нескольких точках зрения, используя комбинированную перспективу. Поэтому голова представлена в профиль (а глаз — в фас), широко развернутые плечи представляют «фасад» человеческой фигуры, бедра в три четверти, а ноги показаны с боку. При этом фигура в целом утрачивает объемность, распластывается по плоскости камня. Этот канон, жесткое правило, что как следует изображать, будет действовать затем на протяжении трех тысячелетий.

В первой половине III тыс. до н. э. в период существования первого объединенного государственного образования в Нильской долине (Древнего царства XXVIII–XXIII вв. до н. э.) сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Древнее общество осваивало окружающее пространство, заявляло о себе собственными постройками, важнейшие из которых должны были соревноваться с природными формами размерами и прочностью. Обилие и разнообразие имеющихся в наличии пород камня — от твердых гранитов и диоритов до мягких известковых пород — позволяло строить на тысячелетия. Ведь единственное из чудес света, сохранившееся до наших дней — это египетские пирамиды.

Пирамиды, да и почти все значительные архитектурные сооружения Древнего Египта, были частью религиозных представлений египтян, важной составляющей которых было обожествление правителя-фараона. Носитель власти воспринимался богом, который обеспечивает процветание страны. При жизни и после смерти надо было о нем заботиться, чтобы он, в свой черед, мог обеспечить покровительство своим подданных. Забота о посмертном существовании человека, которую демонстрирует древнеегипетская культура, свидетельствует об удивительном жизнелюбии древних египтян, их стремлении бесконечно продлить радость жизни.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировой художественной культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я