Занимательная физиогномика

Н. М. Чистяков, 2021

В книге впервые в занимательной форме рассказывается о физиогномике как науке. Рассматриваются взгляды мыслителей Древнего Китая, Японии, античных и западных физиогномистов. Подробно анализируются различные элементы лица, которые помогут разобраться в характере человека, его духовности, чувственности, жизненной энергии, генетике, брачных отношениях, Судьбе и др. Интерес представляют трактовки морщин и родинок. Их значение в жизни человека. В книге приводятся описания лиц главных героев литературы и искусства. Даётся описание больного и здорового лица при вирусных, инфекционных и венерических заболеваниях. Описываются признаки сил и здоровья человека. Подробно рассматривается лицо в криминалистике, особенности словесного портрета. Книга адресуется студентам, преподавателям вузов, криминалистам, государственным служащим, работникам образования, медицины, социальной, культурной и правоохранительной сфер, широкому кругу читателей, всем тем, кто хочет понять тайны лица, глубже разобраться в себе и в окружающих людях. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занимательная физиогномика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2

Восточная, античная и западная физиогномика

2.1. Китайская физиогномика

Родиной восточной физиогномики по праву считается Китай, где чтение лица с незапамятных времен занимало значительное место. Китайские исторические анналы переполнены жизнеописаниями императоров, правителей, мудрецов. Деяния этих людей соотносились с особенностями их внешности, главным образом лица. Каждому признаку на лице придавалось вполне конкретное значение. Например, в основе китайского религиозного учения Сианг Мин лежало искусство чтения по лицу. До нас дошло мудрое изречение Конфуция: ребенок ничего не может сделать со своим лицом, но взрослый несет ответственность за выражение своего лица. Властелины Поднебесной империи находились под сильным влиянием искусства чтения по лицу. Например, император Цинь Че Вонг (правил в 221 г. до н. э.), властный деспот, повелел сжечь в своей стране все книги — частично и бесценные труды конфуцианского периода, в том числе книги о чтении по лицу. Он боялся, что с помощью этих рукописей его развенчают как злобного и коварного тирана. Из-за этого он решительно отказался от написания своего портрета придворным художником, как требовал обычай того времени. По приказу императора должен был создан совершенно другой его портрет — с мягкими и добрыми чертами лица, способного осчастливить своих подданных, создать в стране благополучие и богатство.

Признанными мастерами чтения лица на Востоке считались конфуцианские моралисты. Система этики, которую они проповедовал, предполагала воспитание почтительности к родителям, благопристойности, преданности господину, верности властям и т. п. Наличие или отсутствие этих качеств конфуцианцы старались обнаружить на лицах. С этой целью они настойчиво разрабатывали приемы чтения лица.

Этот интерес сохранился в течение веков. В результате в Китае была разработана очень утонченная и разумная система физиогномики, одновременно уникальная, надежная и практичная.

Основоположниками китайской физиогномики считаются Чень Бо, написавший в Х в. книгу «Ма и физиогномия»; Юань Лючжуан, опубликовавший в XIV в. «Лю Чжуан физиогномия»; Юнь Ку Шаньен, издавший в XV в. труд «Те Куан Дао», и Фан Вань-юань, опубликовавший в XVII в. «Шуи Цин Чи». Эти труды являются главными в изучении китайской физиогномики и до сих пор широко используются в Китае, где физиогномика считается отраслью медицины.

По мнению Ма Фолиня древняя восточная медицина исходила из того, что организм целостен, и центром органически целого являются «главные органы», которые связаны с другими частями тела и кожей. Эта система связи проявляется в обмене энергии между внутренними органами и кожей, языком, глазами, ушами, носом, т. е. внешними органами. Поэтому при возникновении болезненного процесса, внутренние органы рассматривались как «причина болезни», а кожа и поверхностно расположенные органы — как арена внешней симптоматики.

В трактате Нейцзина было сказано, что печень управляет цветом, сердце управляет запахами, селезенка управляет вкусами, легкие управляют звуками, а почки управляют жидкими выделениями организма. Нос является передовым сторожевым постом (хоу) для легких и доносит им сведения о различных ароматах и запахах.

Уши являются передовым сторожевым постом для почек и доносят им услышанные звуки, управляют мышлением и иными способностями.

Поскольку черты лица человека отражают его личность или внутреннюю жизненную силу, то внешний его вид тесно связан с выражением лица, с его душевным настроением и, следовательно, с его физическим самочувствием. Более чем через две тысячи лет западная психиатрия подтвердила это положение.

Каждое изменение в чертах лица человека дает ключ к его поведению, к его благополучию и поэтому, возможно, к тому, что с ним случится. А черты лица изменяются в процессе старения. Китайцы утверждают, что нужно лишь обнаружить и проанализировать эти изменения по мере их возникновения, особенно окраску кожи, для того, чтобы заглянуть в будущее человека. Еще Аристотель связывал белый, живой цвет лица с румянцем с горячей и доброй натурой. Красный цвет лица означал неуравновешенного человека. Об упорном ребенке говорили «Он злой, как красный осел». Слово «красный» означало на древнем французском языке «злой». С ним связывали хитрого, дурного и злого человека. Фиолетовый или свинцовый цвет лица указывал на нарушение обменных процессов в организме. Люди с таким цветом лица обладали дурными наклонностями, были завистливыми, способными на месть и измену. Белый цвет лица означал изнеженного и холодного человека, а румяное, приятное лицо принадлежало, как правило, способному на все добрые поступки лицу.

Китайская система является практическим методом определения характера, а, следовательно, и будущего человека. Каждый знак на лице интерпретируется в соответствии с рядом правил. Здесь нет гадания наудачу. Подход вполне научен, хотя физиогномика является не более строгой наукой, чем психология или социология. Но китайская физиогномика способна на значительно большее. Она идет дальше свойств личности и характера.

Как целостная система она исследует судьбу человека. Для китайского физиогномиста судьба представляется как подъемы и спады в течении нормального периода жизни. Изучая лицо, он не ограничивается лишь указанием того, что вас ожидает успех или провал в жизни. Китайская физиогномика была отточена до такого совершенства, что, читающий лицо физиогномист в большинстве случаев с чрезвычайной точностью указывал даже годы предстоящих успехов (или поражений).

Из всех черт, образующих лицо человека, древнекитайские физиогномисты выделили пять важнейших для чтения лица. Это — брови, глаза, нос, рот и уши. Каждая из них раскрывает что-нибудь в характере, а также управляет какой-нибудь стороной судьбы. Для физиогномиста главной проблемой является то, что между всеми чертами лица имеется взаимозависимость и для полного анализа необходим учет всех этих черт и связей.

После того, как все эти различные черты соответствующим образом поняты, оценены и проанализированы, физиогномист переходит к другим чертам лица, таким, как лоб, виски, скулы, челюсти и морщины. И в заключении он переходит к чтению цвета кожи, что представляет наиболее тонкую и трудную для овладения часть системы.

Древние физиогномисты утверждают, что, если любая из Пяти важнейших черт имеет по форме и качеству самое высокое достоинство, то этим обеспечивается по крайней мере десять лет счастливой жизни. А если все пять черт имеют высшее достоинство, тогда испытуемый будет всю свою жизнь наслаждаться счастьем, процветанием и всеобщим уважением. Но вряд ли кто-либо из живых людей одарен таким «совершенным лицом».

Древние авторы также утверждали, что если какая-либо из этих Пяти черт плохо оформлена, то это указывает на излом или слабость в каких-то чертах индивидуума. Неправильная черта является отражением неправильного ума. Таким образом, работа физиогномиста состоит в проникновении во внутреннюю жизнь индивидуума путем чтения того, что раскрывает его лицо.

Относительно легко читать прекрасное, хорошо сбалансированное и пропорциональное лицо. И соответственно, гораздо труднее анализировать лица заурядные, с неправильными чертами, какими обладает большинство из нас.

Изучение неправильных черт лица занимает самую большую часть внимания физиогномиста.

Американский ученый Тимоти Т. Map, живший в конце 30-х — начале 40-х гг. в Китае, проделал большую исследовательскую работу по систематизации учений китайских физиогномистов. В результате им была написана книга «Физиогномика», которая увидела свет в начале 80-х гг. В ней делается первая попытка в доступной форме представить древнюю систему китайской физиогномики.

Раскрывая тайны китайских физиогномистов, Т. Map отмечает особую важность принципа БАЛАНСА и ПРОПОРЦИИ, который имеет первостепенное значение в физиогномике, потому что дает ключ к общему характеру и судьбе человека.

Система ПОЗИЦИЙ является ключом к практическому применению пяти важнейших черт: бровей, глаз, носа, рта и ушей, которые фокусируют связи между чертами лица, с одной стороны, и свойствами характера и судьбой, с другой. Лоб, скулы, челюсти, подбородок и желобок под кончиком носа, также являются составными частями системы чтения лица.

Черты лица тесным образом взаимоувязаны. Точность результатов чтения их полностью зависит от умения читающего оценить все факторы в соответствии с собственными и относительными значениями.

Чем лучше сбалансированы и пропорциональнее черты лица, тем сильнее характер человека и тем лучше его судьба. Но физиогномист не должен торопиться с выводами на основании рассмотрения лишь ОДНОЙ черты. Ему необходимо подвергнуть анализу все лицо или, по крайней мере, ПЯТЬ его важнейших черт. Это важно потому, что часто одна хорошая черта может уравновесить плохую черту и одна плохая — может испортить хорошую. В этом и проявляется принцип баланса и пропорции. Его следует тщательно придерживаться, чтобы обеспечить точность в оценке физиогномических характеристик.

Китайская физиогномика строится на семи главных принципах — системность, инь-ян (земной-небесный); пяти элементов (земля, металл, вода, дерево, огонь); равновесия и гармонии; сходства человека с животным; косвенных факторов; географического положения. Рассмотрим кратко эти принципы.

В Древнем Китае все существующее во вселенной рассматривали как инь и ян, которые трактовались как полярно противоположные. В широком смысле инь — это принцип земной, реализованный на земле, тогда как ян — принцип небесный, реализованный на небесах. Эти уникальные противоположности стоят практически за всем во вселенной. В части индивидуальной инь и ян господствуют над причудливыми мириадами объектов, свойств и феноменов. Инь обозначает землю, женское начало, луну, ночь, доброжелательность, темноту, мягкость, воду и т. д. Ян представляет небесное, мужское начало, солнце, день, справедливость, свет, твердость, огонь и т. д. Список можно продолжать бесконечно. Все во вселенной, включая и человека, существует, и будет вечно существовать в комбинации, взаимоотношении и взаимозависимости между принципами инь и ян.

В книге «Ицзин» говорится, что поодиночке они существовать не могут, инь не принесет плодов, а ян не прорастет. На данном постулате основано древнекитайское правило гадания, гласящее: «Левое — для мужчины, а правое — для женщины». Это правило распространяется и на китайское искусство чтения по лицу, и на китайскую хиромантию: левая рука считается мужской, а правая — женской.

Точно так же и китайские физиогномисты считают, что все симметричные части лица — уши, глаза, брови и скулы — следует «читать», начиная слева, если перед гадателем мужчина, и справа, если перед гадателем женщина. Это правило касается и отсчета лет для получения возрастной карты. Каждый год — от одного до девяноста — соответствует определенному месту на лице человека. Например, точки от года до семи лет располагаются на ухе: левом для мужчины и правом для женщины.

Принцип инь-ян, наряду с другими, проводит четкое разграничение между мужчиной и женщиной, ибо в китайской культуре женщина была чем-то вроде приложения при муже, если конечно, ее брали в жены. В древности в Китае не только не приветствовались, но даже и запрещались сами мысли о женском равноправии и независимости. Мужчины традиционно занимали главенствующее положение, поэтому все книги по искусству чтения лица написаны на базе различия двух полов.

Принцип пяти элементов (вода, огонь, дерево, металл, земля) важен не только для теории и практики искусства чтения лица, но и для многих других аспектов китайской культуры, например, медицины, акупунктуры, астрологии и фэн-шуй. Данный принцип является одной из важнейших составляющих философской мысли Китая. Поскольку гадание по лицам можно считать своего рода попыткой раскрыть тайны взаимоотношения человека и вселенной, то вполне логично предположить, что многие тайны могут быть раскрыты благодаря знанию взаимодействия пяти элементов, давших жизнь вселенной и самому человеку.

В древнем Китае верили, что вселенная и все находящееся в ней, состоит из пяти элементов: дерева, огня, воды, металла и земли. Китайцы убеждены в том, что и судьба человека есть комбинация этих элементов. Взаимоотношения между ними в одних случаях могут быть созидательными, а в других — разрушительными.

Пример взаимной созидательности: вода питает дерево, дерево питает огонь, огонь рождает землю, земля создает металл, металл порождает воду. Это — полный цикл взаимной созидательности. С другой стороны, существует и прямо противоположный тип взаимоотношения этих же элементов, так называемое взаимное разрушение — вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл режет дерево, дерево разрушает землю, а земля останавливает воду. Этот процесс называется полным циклом взаимного разрушения. Именно благодаря дуализму взаимоотношений между пятью основными элементами, дающими вселенной жизнь, сама вселенная существует и находится в равновесии.

Из пяти перечисленных элементов вода является наиболее гибким, она обладает способностью проникать всюду, спускаться до предельных глубин. Огонь — самый неистовый, он пожирает все и взмывает вверх; дерево по своей природе — элемент прямой и длинный; металл — острый и прямоугольный; земля же дает почву для деятельности всем остальным элементам и поэтому считается стабильной, плотной и тучной.

Древние китайцы, народ проницательный и обладавший богатым воображением, составили длинный перечень соответствий между пятью элементами, объектами природы и социальными феноменами. В него (помимо многого прочего) включены вкусовые качества, запахи, музыкальные ноты, времена года, цвета, человеческие органы и этические ценности. В таблице № 1 перечислены некоторые из указанных соответствий.

Данные пяти элементов можно использовать для классификации любого явления, происходящего в природе и в человеческом сообществе. К примеру, постулат о пяти элементах нашел применение и в китайской народной медицине, им объясняется взаимодействие между собой различных органов тела и доказывается, что нехватка или избыток одного из элементов в каком-либо органе ведет к разбалансированию всего организма, что в свою очередь приводит к болезни.

С точки зрения физиогномики, каждый из пяти элементов символизирует ту или иную его часть, внешний вид, цвет и форму. Например, земля соответствует носу, вода — рту, огонь — лбу, металл — глазам, дерево — ушам.

Таблица 1

Что касается формы лица, то лицо квадратное соответствует металлу, круглое — воде, длинное — дереву и т. д. Прежде чем сделать окончательный вывод, каждое лицо следует проанализировать индивидуально на основе принципа пяти элементов.

В свете этих принципов идеальной считается ситуация, когда в лице преобладает гармония, то есть, когда все элементы находятся во взаимодействии. Древнекитайские основатели чтения лица считали лицо благоприятным, если все его части находятся в гармонии между собой, и неблагоприятными, то есть неудачными, если гармония его нарушена. Равновесие между формой, размером, длиной и цветом всех частей лица означает и равновесие всех пяти элементов, что является добрым знаком, потенциальным показателем хорошей судьбы. Так, к примеру, маленькое лицо с крупным носом считается негармоничным.

Принцип равновесия и гармонии

Китайская физиогномика и конфуцианская философия отмечают важность равновесия и гармонии в природе и в деятельности человека. Природные катаклизмы и отрицательные последствия деятельности человека являются следствием нарушения этого принципа.

Конфуций сделал данную концепцию основой своего учения — «срединного пути», согласно которому человечество должно избегать неприятностей и сожалений, наслаждаться покоем, гармоничными взаимоотношениями и хорошим здоровьем.

Конфуцианский принцип гармонии часто используется в практике чтения лица. Суть его, — взятые в отдельности некоторые черты могут быть неблагоприятны, но, гармонируя между собой в каком-либо лице, они делают его благоприятным и наоборот. Например, длинный нос считается, как правило, благоприятным, однако на коротком лице он становится неблагоприятным, так как дисгармонирует с ним.

Принцип сходства человека с животным

Одной из наиболее интересных и важных сторон китайской физиогномики является рассмотрение связи между животными и людьми. Традиционная китайская философия говорит, что поскольку животные и люди были созданы одним и тем же путем, то есть Великим Законом Природы, то они, вполне естественно, должны иметь что-то общее и даже быть похожими. В чтении лица проводятся параллели между чертами человека и животных; если в лице человека есть сходство с каким-либо животным, ему приписываются и некоторые характеристики этого животного. К примеру, тигр считается животным смелым и агрессивным, поэтому, если чье-либо лицо напоминает морду тигра, то вполне уместно предположить, что этот человек храбр и энергичен.

Сходство с определенными животными может показать, насколько человек будет удачлив в карьере, займет ли он высокое положение в какой-либо фирме или в правительственном учреждении.

Не менее интересен в данном вопросе тот факт, что китайские гадатели по лицам используют в своей практике сходство лиц с вымышленными, легендарными животными и птицами: драконом, фениксом и единорогом. Причем в отличие от западной традиции, где дракон считается существом злым, жестоким и коварным, в Китае дракон — образец благородства, он символизирует высшую власть и авторитет, силу и удачу. То же в равной степени касается и феникса, императорской эмблемы, символизирующего те же качества, что и дракон, но применительно к женщине. Единорог, существо с телом лошади и головой дракона, также считается в китайской традиции удачливым животным.

Как видите, искусство чтения лица требует некоторой фантазии и неплохих знаний зоологии.

Косвенные факторы

Принцип косвенных факторов предусматривает не только анализ собственно черт лица. Профессионал — физиогномист изучит также руки, ноги, голос, манеру держаться за столом, посмотрит, как человек ходит и даже как он спит. Поскольку эти детали не имеют отношения к лицу, они считаются только косвенно относящимися к физиогномике, хотя в целом имеют отношение к определению судьбы. Часто эти факторы не берутся в расчет, игнорируются, особенно новичками. Именно поэтому они нередко делают неправильные выводы. И напротив — ни один их этих факторов не ускользнет из поля зрения профессионала.

Как свидетельствует летопись, первый император династии Цинь был кровавым деспотом, приказавшим живьем зарыть в землю 400 ученых и сжечь все книги, за исключением трудов по медицине и сельскому хозяйству. Он боялся, что знания могут попасть в руки простых людей и те, воспользовавшись ими, восстанут против авторитарного правителя и в конечном счете свергнут его. Для физиогномиста небезынтересно узнать, что внешность этого императора была довольно необычной. А голос его напоминал волчий вой. Физиогномисты посчитали это показателем крайней жестокости.

У императора Лю Бэя (160–223) и императора Ву из династии Цзинь (265–420) были такие длинные руки, что стоя они ладонями касались своих колен. Источники свидетельствуют, что такие же длинные руки были и у императора Тай Чжу, правившего в период поздней династии Чжоу (951–960). Мастера по чтению лиц признавали это обстоятельство знаком высшей власти.

Принцип географического положения будет рассмотрен нами ниже.

Китайские физиогномисты давно установили, что форма и расположение черт лица и других характеристик открывает не только характер человека, но также и его «судьбу». Это не противоречит распространенному на Западе выражению «Ваше лицо — это ваша судьба». Однако, если большинство людей Запада считает, что каждый сам творит свою судьбу, то на Востоке верят, что судьба — это реальность и дается человеку изначально, от рождения. Китайские физиогномисты убеждены, что помимо постоянного изменения черт лица, все мы имеем врожденные качества. Человек проживает свою жизнь в пределах изначально фиксированной схемы, которая отражается на его лице и отличается от схем всех остальных людей подобно тому, как различаются отпечатки пальцев у разных людей.

Таким образом, судьба каждого человека, а также и его лицо имеют свои особенные, индивидуальные характеристики. Если какое-то лицо имеет черты особого типа, которые можно соотнести, например, с выдающимися достижениями или грандиозными неудачами, то это самое лицо может служить как бы эталоном к разгадке других людей с подобными чертами лица.

Особенности лица, отличающие одну расу от другой, например, восточную от западной, не играют никакой роли при чтении лица. Китайскую физиогномику прежде всего интересует, находятся ли они в балансе и пропорции с другими чертами лица. Для физиогномиста не имеет значение, какой формы глаза испытуемого — круглой или миндалевидной.

Поэтому секреты китайской физиогномики могут быть применены повсюду, независимо от расы, цвета или этнических данных.

2.2. Японская физиогномика

Со временем трактаты китайских физиогномистов распространились по разным странам Востока и завезены были в Японию, где влияние физиогномики прослеживается в живописи, производстве масок, театре, различных сферах общения. В чем же суть японской физиогномики? Она базируется на системе возрастных позиции, к которым относятся как брови, глаза, нос, рот, уши, так и формы лица. Поэтому перед началом чтения лица рекомендуется обязательно узнавать возраст объекта.

Для удобства чтения лицо человека японцы условно делят горизонтальными линиями на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю.

Верхняя зона — это в основном лобная часть. Она наглядно отражает весь жизненный путь человека. По этой зоне получают информацию за период жизни от 15 до 30 лет, а также в глубокой старости. Идеальный лоб (правильная форма и здоровый цвет кожи) свидетельствуют о прекрасном состоянии тела и духа. Средняя зона (от бровей до кончика носа) отражает годы жизни от 35 до 50 лет. Гармоничная сбалансированность этой зоны свидетельствует об упорядоченности психики. Нижняя зона (верхняя губа, челюсти, рот, подбородок) дает информацию о периоде в 51–77 лет, а также о преклонном возрасте. Правильные формы этой зоны говорят об уравновешенности характера.

Как видно, методика чтения лица в Японии основана на раскодировке четко обозначенных позиций. Любая из этих позиций относится к определенному возрасту и связана со специфическими чертами поведения.

Вывод о характере человека и качества его личности делается после исследования всех позиций. Кроме того, принимается во внимание состояние пяти жизненных черт: бровей, глаз, носа, рта, ушей. Сбалансированность этих черт (пропорциональность, цвет, чистота и т. п.) является благоприятным признаком. Японские физиогномисты утверждают, что если все пять названных черт сформировались без изъянов, то жизнь человека с такими чертами подобна полноводной реке. Изъяны на лице человека свидетельствуют о трещине в его характере.

Анализ пяти жизненных черт лица считается основой процедуры чтения лица. Однако это только главная фаза. При составлении общего впечатления о лице учитываются еще особенности лицевых костей, форма челюстей и подбородка. Так, высоко обозначенные подкожные выпуклости при высоких надбровных дугах — это признак воли и силы. Низкая расположенность лицевых выпуклостей — отсутствие воли. В принципе широкая кость и крупный подбородок — свидетельство сильного характера. Однако, эти компоненты лица становятся самыми выразительными лишь на склоне лет.

Отвисшая челюсть говорит о различных психических неурядицах. Слабо очерченный подбородок — признак мягкости. Легкое раздвоение такого подбородка свидетельствует о силе страсти. Однако, если имеется значительное раздвоение, то это признак стремления к уединению. Тяжелая челюсть — свидетельство неконтролируемых страстей, нередко она указывает на чрезмерное самомнение.

Таким образом, основные принципы восточной физиогномики, разработанные китайскими и японскими физиогномистами, получили затем дальнейшее развитие на западе и дошли до наших дней в виде научно обоснованных концепций, школ и направлений.

2.3. Античная физиогномика

Античная физиогномика связана с именами ученика Платона Аристотеля, и древнегреческого врача Гиппократа.

Первое полное сочинение по физиогномике принадлежит Аристотелю (384–322 гг. до н. э.).

Выдающийся философ и ученый, автор во многом спорного учения о статике и кинетике лица писал: «искусство физиогномиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, умения анализировать и помощи всевышнего — да прославится имя его. И тот, кто хочет чистым светочем знания обогатить свой ум, должен изучать основы учения физиогномистов»[4].

Аристотель обратил внимание на форму и величину головы: «Имеющие большую голову, — чувствительны; это соотносится с собаками. У кого маленькая голова — те бесчувственны; это соотносится со свиньями. У кого голова сужается кверху — бесстыжие; это соотносится с птицами, имеющими кривые когти. Имеющие маленькие уши подобны обезьянам, большие — ослам; можно видеть, что у собак наиболее соразмерные уши».

По Аристотелю, голова должна быть пропорциональной росту человека, главная часть тела — это область у глаз, лоб, голова и лицо.

Родоначальник физиогномики Аристотель

В своей книге «История животных» (около 340 г. до н. э.) Аристотель писал: «У кого лицо мясистое — добродушны; это соотносится с волом. У кого лицо сухое — осторожны, у кого мясистое — робки; это соотносится с ослами и оленями. У кого маленькое лицо — малодушны; это соотносится с кошкой и обезъяной. У кого лицо широкое — ленивы; это соотносится с ослами и волами. Поэтому лицо должно быть и не маленьким, и не большим; прилично, когда оно среднее». В этой же книге он отмечал, что, если люди имеют большие лбы, то они медлительны в движениях, если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию, если у них лбы закругленные или выпуклые, то они вспыльчивы»[5]. Анализируя главные черты человеческого лица, Аристотель отмечал, что хороший цвет лица, приятная на вид и гладкая кожа указывают на добрую натуру и сангвинический темперамент; мягкие волосы принадлежат человеку робкому и доброму, а жесткие указывают на то, что их обладатель — человек неустрашимый и злой. Нос толстый, как у быка, означает лень; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, глупость; острый, как у собаки, нос — признак холерического темперамента; орлиный нос означает смелость; крючковатый, как у ворона, настороженность; у кого широкий рот, тот храбр.

По Аристотелю, прямолинейные брови указывают на кроткий характер, притянутые к корню носа — на недовольство и досаду, низко стоящие брови — признак зависти. О жесткости характера говорит форма бровей, которые закругляются к носу. Если брови при этом сходятся друг с другом, тогда, возможно, главной чертой характера является ревность. Столь же верно и наблюдение Аристотеля о том, что, если глаза то бегают, то неподвижны, то занимают середину между тем и другим — это указывает первое — на неуверенность, второе — на бесстыдство, последнее — на доброту.

По Аристотелю сравнение головы человека с головой животного

Используя знания физиогномики, Аристотель и его ближайшие последователи Полемон (II век нашей эры) и Адамантий (IV век нашей эры), определяли даже характер своих современников. Как считал Аристотель, медленная походка указывала на нерешительность, а быстрая принадлежала кипучей, деятельной натуре.

Предпосылкой физиогномики было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жестко детерминирован в самопроявлениях своим прирожденным «нравом». По изречению древнегреческого философа Гераклита (ок. 544 — ок. 483 гг. до н. э.), нрав человека есть его «демон», т. е. его судьба. В своем сочинении «О природе» он отмечал, что жизнь природы — непрерывный процесс движения. Аналогичные высказывания мы находим у Эпихарма, Демокрита, Платона. Принадлежность человека к нравственному типу рассматривалась столь же овеществленной и биологичной, как и его физические приметы.

Последователи Аристотеля рассматривали признаки и подходы троякого рода.

1. Наблюдая некоторое сходство и сравнивая внешность человека с внешностью животных и их поведением, они проводили аналогию с движениями людей. В 1586 г. в Италии вышло первое издание книги по физиогномике, в которой авторы попытались найти типологическое соответствие между обликом человека и внешним видом животного.

2. Можно установить сходство между отдельным человеком и представителями различных рас и народностей — эфиопов, индийцев, хеттов и др. Проанализировав признаки разных народов, исследователи определяли его характер.

3. Сравнивая лицо человека в различном состоянии (спокойное, испуганное, страстное) и учитывая отдельные признаки, физиономисты предполагали, что данный человек по натуре вспыльчив, труслив, похотлив и т. д.[6]

По данным некоторых историков, до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор, которого некоторые ученые и считают ее родоначальником. Последовательными проводниками физиогномики были крупные ученые Древней Греции и Древнего Рима: выдающиеся врачи Квинтилиан, Гален, Цельс; крупные мыслители Цицерон, Плиний младший и др. Римский врач Гален (II в.) расценивал физиогномические знания как «возможные и полезные».

К физиогномике близка разработанная учениками Аристотеля типология «нравственных характеров» (Теофраст), а также практика типизации в античной литературе, которая воплощалась в системе масок-амплуа в новой античной комедии, технике «словесного портрета» в античной риторике, историографии, биографии и т. п.[7]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занимательная физиогномика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Цит. по: Вельховер Е. С., Вершинин Б. В. Тайные знаки лица. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1998. С. 6.

5

Цит. по: Паршукова Л. П., Шакурова З. А. Физиогномика: читай по лицу. Ростов н/Д, 2004. С. 10.

6

См. Вельховер Е.С., Вершинин Б. В. Тайные знаки лица. С. 6.

7

См.: Вельховер Е. С., Вершинин Б. В. Указ. работа. С. 7.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я