Лесенка успеха с двусторонним движением, или О радостной жизни детей и взрослых в детском саду

Н. М. Крылова, 2017

Перед вами книга о тех неочевидных закономерностях детского развития, внимание к которым обеспечивает успех в развитии каждого ребёнка. В связи с этими закономерностями автор раскрывает воспитателям их профессиональные возможности, доступные способы создания атмосферы общей радостной жизни дошкольников и взрослых в детском саду. Вот некоторые из глав книги: • Избранные или замеченные? О детской одарённости. • О проблеме обучения дошкольников на занятиях. • Об оценивании результатов детского развития, труда и творчества. • Какие игрушки должны быть в детском саду и почему. • Детский сад как центр уважения и заботы. • Четыре конфликта, или Что ожидать заведующим.

Оглавление

Из серии: Большая энциклопедия маленького мира

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лесенка успеха с двусторонним движением, или О радостной жизни детей и взрослых в детском саду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Четыре возраста детского сада

Младшая группа. Содействуем открытию Человека

Игра и воображение возникают в зазоре между тем, какой я сегодня и тем, каким хочу быть завтра.

Они такие разные

Младшая группа — всегда разновозрастная. Ведь один ребёнок родился зимой, в январе, а другой летом — в августе, поэтому между ними бездна. А если мы знаем, что девочки опережают мальчиков в развитии, то «зимняя» девочка на фоне «летнего» мальчика просто «мэтр».

Вот почему в нашей группе обучение любому виду деятельности всегда индивидуальное. И, если с девочками порой достаточно провести работу один раз, то с мальчиками и раз, и два, и более раз, пока программный материал не будет ими освоен на уровне самостоятельности.

Мальчик и девочка разные, многократно подчёркивали Т. П. Хризман[2]. Ему важно понять, ЗАЧЕМ нужно выполнять то, что предлагает взрослый. Известно, что в возрасте трёх лет у ребёнка любого пола возникает и начинает очень быстро развиваться самосознание (самопознание или рефлексирование и самооценка).

Как ребёнку познать себя, как отрефлексировать свои поступки? Это очень сложно. Мы, взрослые, либо ищем собеседника и спрашиваем его: слушай, я правильно поступил? Либо сами с собой разбираемся, анализируем ситуацию.

Игрушечный собеседник

Но уже давно отмечено, что дошкольник придумывает себе собеседника (вспомните Карлсона и любого другого домашнего «виновника бед» ребёнка). В нашей технологии «Дом радости» уже более 30 лет собеседником малыша является мягкая игрушка — Мишка (или кукла, матрёшка и т. п.). Разговаривая с персонажем, воспитанник (и мальчик, и девочка) разговаривает сам с собой.

Важно подчеркнуть, что необходимость в персонаже возникает только тогда, когда ребёнок может выполнять осваиваемую деятельность самостоятельно: берётся за дело по своей инициативе, выполняет его без помощи взрослого и может сам адекватно оценить полученный продукт. Подчёркиваю, оценивает не себя как исполнителя, а лишь полученный, наглядно представленный продукт.

Педагог с помощью персонажа, во-первых, ставит ребёнка в проблемную ситуацию, решая которую малыш раскрывает сложный вид знаний — зависимости и закономерности; во-вторых, предлагает ему новую роль поведения — учителя персонажа; в-третьих, содействует развитию разных видов связной контекстной речи (повествовательной, описательной, доказательной, объяснительной).

Ребёнок говорит: «Мишка, посмотри, я построил дом. Он красивый, крыша у него прочная. Зови Матрёшку». Мишка возражает: «А вдруг в доме темно, Матрёшка испугается?!» Ребёнок будет убеждать, а воспитатель говорит: «Мишка готов привести Матрёшку, значит, ты его уговорил?» Ребёнок: «Да, я его уговорил. Значит, я молодец». Успешность в деятельности — основа развития у малыша доверия к взрослому, результат успешного взаимодействия.

Контакты и конфликты

Воспитанники младшей группы, особенно в начале года, ещё не умеют жить в детском обществе. Главная причина конфликтов в том, что ребёнок всегда устремлён к предмету, заинтересован в нём, а его замечает только тогда, когда видит действия с ним в руках другого.

Предупреждая конфликты, воспитатель доброжелательно, уверенно, успокаивающе говорит: «Все сядут на стульчики: Таня — на этот. Аня — на этот. Молодец, Костя, тоже сел на стул. Все сели на стулья! (Чудо!) И у меня есть стул. Всем стульев хватило! Как хорошо!» Дети в ответ радостно хлопают в ладоши, топают ножками.

Общие радости (всем стульев хватило, все разместились за столами и т. д.) сближают детей между собой и помогают вступить в контакт с воспитателем, когда он, называя каждого по имени, встречается с детьми взглядами, улыбками.

Вот почему в «Доме радости» такое место занимают хороводные игры, начиная с первой из них «Пальчик о пальчик».

Главное заключается в том, чтобы во время исполнения движения воспитатель поймал взгляд ребёнка, похвалил его, назвав по имени. Игра идёт неторопливо, ибо малыши медлительны, но общие действия объединяют их и создают мажорное настроение у каждого.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Большая энциклопедия маленького мира

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лесенка успеха с двусторонним движением, или О радостной жизни детей и взрослых в детском саду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Прочитайте об этом в замечательной книге: Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи — родителям, воспитателям, учителям. — СПб, 2000 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я