Как вырастить архитектора собственной жизни, или Конструирование, строительная и режиссёрская игра у дошкольников

Н. М. Крылова, 2020

В этой книге раскрываются возможности конструирования и строительной игры в жизни дошкольников – и в детском саду, и в домашних условиях. В книге показана логика практического освоения ребёнком от года к году «строительной» деятельности и законов архитектуры. Книга делает наглядной связь детского конструирования со множеством аспектов жизни ребёнка. На фоне избранной темы книга повествует и о способах налаживания сотрудничества между детьми, и о воспитании заботливого отношения к окружающим, и об увлечении ребят загадками природы, удивительными явлениями культуры, закономерностями взаимодействия людей в обществе. Помимо практических рекомендаций по занятиям с детьми, книга содержит много советов для взрослых, связанных с искусством общения и сотрудничества с дошкольниками. Автор книги – создатель оригинальной педагогической системы «Детский сад – Дом радости», где традиционные для нашей страны ценности дошкольного образования сочетаются с новаторскими подходами в организации педагогической работы.

Оглавление

Из серии: Большая энциклопедия маленького мира

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить архитектора собственной жизни, или Конструирование, строительная и режиссёрская игра у дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Конструирование и самосознание ребёнка: общий комментарий для воспитателей

Образование — это то, что другие делают с нами, а познание — то, что вы делаете сами с собой.

Дзёити Ито

О развитии самосознания у дошкольников

На мой взгляд, «белым пятном» для дошкольных специалистов остаётся понимание связи между развитием у дошкольника предметного сознания и самосознания.

Программа «Детский сад — Дом радости» нацелена на воспитание дошкольника как интеллигентного человека, овладевающего духовной культурой. Присвоение ребёнком духовного богатства человечества начинается с момента возникновения самосознания.

Потребность в любви, в творчестве, в дружбе и взаимопомощи, устремлённость к познанию смысла жизни, совесть, стремление к добрым поступкам — всё то, что мы связываем с понятиями о духовном мире, о самосовершенствовании и самореализации человека — всё это определяется развитием его самосознания.

Начиная с трёх лет, именно самосознание становится ведущим в развитии человека. Самосознание предполагает самопознание (рефлексию) и самооценку как результатов своей деятельности, так и самого себя как субъекта[4].

Образно говоря, самосознание выполняет роль «руля» в управлении «машиной» — т. е. жизнью и деятельностью личности.

Возникновение самосознания (и требование к удовлетворению потребности в самоутверждении) мы слышим в протестах трёхлетнего малыша («Я сам!»), а вершину его наблюдаем в философских вопросах шестилетнего воспитанника (о смысле жизни, о роли образования в жизни великих людей России и мира, о нравственных ценностях и т. д.) и в выполнении им разных ролей в многообразных видах его деятельности (в строительной, сюжетной, театральной и прочих видах игр, в разных формах труда, в творческих объединениях по интересам и т. д.).

Складывается же самосознание на основе развития предметного сознания, благодаря которому ребёнок воспринимает окружающий его мир, приобретает индивидуальный опыт через многообразные каналы общения в семье и детском саду.

Взаимосодействие двух видов сознания происходит при выполнении ребёнком разных видов деятельности, прежде всего продуктивных (в особенности это относится к конструированию, самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду).

Самосознание возникает позже предметного сознания, но вскоре становится ведущим в саморазвитии человека. Выдающийся отечественный психолог В. С. Мерлин неоднократно подчёркивал, что индивидуальность осознаёт, сохраняет и развивает самую себя, осуществляя разные виды деятельности; именно деятельность оказывается для человека главным предметом познания[5]. Каждый из компонентов деятельности воспринимается малышом, а затем и выполняется им осмысленно, если он представлен предметом, доступным наглядно-действенному и наглядно-образному познанию.

О модели деятельности

Деятельность осознаётся человеком как взаимосвязь пяти компонентов: замысел + материал + инструменты + преобразующие действия + результат. Эту модель[6] выстраивает воспитатель, поэтапно предлагая ребёнку следующие вопросы:

1. Что ты хочешь сделать? (Формулировка замысла — цели и мотива.)

2. Из чего или на чём? (Выбор предмета или материала для преобразования.)

3. Чем будешь делать? (Подбор орудий или инструментов преобразования.)

4. В каком порядке? (Система поступков, преобразующих материал: что сначала, что потом.)

5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал, достиг ли ты результата?

«Пусковой механизм» самосознания возникает перед ребёнком в проблемной ситуации: он должен самостоятельно преодолеть преграду на основе предвидения результата своего замысла.

Если малыш формулирует в речи содержание каждого выполняемого им компонента продуктивной деятельности, то это значит, что его самосознание «работает».

Взаимосвязь компонентов и для педагога, и для ребёнка может быть наглядно продемонстрирована в модели пальцев на руке:

• мизинец обозначает замысел деятельности;

• безымянный палец — выбор материала (предмета);

• средний — выбор инструментов (орудий);

• указательный — выбор и выполнение преобразующих действий;

• большой — результат как формулировку самооценки на основе рефлексии.

Принципиальное значение для дошкольных педагогов имеет понимание того, что в качестве результата деятельности ребёнка рассматривается не продукт деятельности, а формулировка ребёнком адекватной самооценки соответствия продукта замыслу.

Неудовлетворённость продуктом побуждает малыша искать причины неудачи при выполнении каждого из компонентов. Анализ причин и следствий активизирует работу его предметного сознания. И так бесконечно один вид сознания влияет на развитие другого.

Именно адекватная самооценка ребёнком-дошкольником продукта своей деятельности служит пусковой пружиной его саморазвития. В то же время сам продукт деятельности (рисунок, постройка и т. п.) — это лишь часть завершающей фазы выполнения четвёртого компонента — действий, создающих предмет или изменяющих его качество.

Не менее важно внимание педагога и к пониманию первого компонента деятельности — к замыслу.

Для малыша замысел обучения взрослого должен получить наглядное выражение — образец. Образец (постройка взрослого, его рисунок, вылепленная им форма) — это наглядно представленный для малыша замысел его предстоящей деятельности.

В любой деятельности педагог особое внимание уделяет обучению детей умению сформулировать замысел своей деятельности (а затем уже пятому компоненту — умению сформулировать самооценку полученного продукта на основе рефлексии).

Далее уже на основе самопознания ребёнок может (при содействии взрослого) определить пути дальнейшего совершенствования деятельности.

Обучение уже малышей продуктивным видам деятельности даёт младшему дошкольнику богатейшую площадку для становления в нём с раннего детства тех качеств, которые можно назвать «владением менеджментом» — т. е. умением рационально управлять своими делами, производственной деятельностью и своей жизнью в целом. Каждый человек в определённой степени является менеджером, ибо он управляет самим собой.

О потребности в самоутверждении

Выдающийся физиолог, академик Павел Васильевич Симонов подчёркивал, что развитие самосознания у человека обусловлено удовлетворением ведущей человеческой потребности — потребности в самоутверждении. Сама эта потребность может быть удовлетворена лишь при развитии самосознания индивидуальности. То, как реализуется эта потребность, зависит, в свою очередь, от удовлетворения трёх других базовых потребностей человека:

• в игре,

• в общении,

• в познании.

Неудовлетворённость хотя бы одной из них гасит эмоцию радости.

Итак, потребность самоутверждения удовлетворяется, когда человек (любого возраста) играет, общается и познаёт. Что же необходимо познать дошкольнику, чтобы он удовлетворил свою главную потребность?

Во-первых, ему должны открыться обобщённые представления о всякой деятельности, а во-вторых, ему нужно овладеть продуктивными видами деятельности на основе системного знания о них[7].

Отсюда главная цель обучения заключается в содействии тому, чтобы ребёнок научился учиться у взрослого выполнению разных видов деятельности и отдавал себе отчёт в результатах обучения: «научился» или «не научился», «умею» или «не умею», «знаю» или «не знаю».

Когда дошкольник достигает уровня самостоятельности в деятельности, деятельность из предмета познания превращается для ребёнка и в форму самовыражения им своей неповторимости (и тем самым, в средство саморазвития). А для педагога самодеятельность малыша становится средством содействия его воспитанию и самовоспитанию.

О «Лесенке успеха»

Метафорой «Лесенка успеха» мы обозначаем характер содействия взрослым (родителем, воспитателем) тому, как ребёнок индивидуально осваивает любой вид деятельности, и соответствующие изменения в позиции ребёнка и в роли воспитателя-взрослого. Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырём уровням овладения деятельностью[8]: узнавание (а), воспроизведение под руководством (б), самостоятельность (в), творчество (г).

Но содержание четырёх ступенек наполняется новым смыслом, когда педагог работает с группой воспитанников:

• первая ступенька «Лесенки успеха» всегда обозначает уровень узнавания;

• вторая ступенька обозначает этапы обучения каждого воспитанника в соответствии с тем, как он восходит в своём индивидуальном темпе от уровня «а» к уровню «б» и далее.

В этом понимании «Лесенка успеха» — это и форма мониторинга развития воспитанника.

Когда большинство детей достигает в осваиваемом виде деятельности уровня самостоятельности, тогда и оказывается уместной фронтальная форма работы — занятие, игра, общий труд — показывающая уровень достижений всей группы детей в деле. Этот принцип был предложен ещё в 1950-е годы выдающимся педагогом А. П. Усовой.

Именно так задумывалась система обучения дошкольников: сначала происходит индивидуальное овладение программой, а потом проводится занятие (коллективная игра или труд); занятие и выполняет роль диагностики или (по-современному) «мониторинга». Такой подход и заложен в технологию «Детский сад — Дом радости».

В общем занятии или игре дети убеждаются в том, что научились действовать по своей инициативе, автономно и смогут сами сформулировать самооценку полученного им продукта. А многие из воспитанников поднимутся с уровня самостоятельности на уровень творчества.

На четвёртой ступеньке все или некоторые дети достигают уровня творчества в осуществлении данного вида деятельности. Взрослый содействует ребёнку в проявлении им одарённости и развитии талантливости.

В старшей группе (шестой год жизни), когда оказывается, что у каждого есть свой необыкновенный дар к разным видам деятельности, когда появляются победители соревнований, важно, с одной стороны, научить ребёнка осознавать радость от своего природного дара, с другой стороны — одновременно надо содействовать развитию эмоций радости за успехи других. Привычка адекватно оценивать качество своей продукции в деятельности, навыки, приобретённые на второй и особенно на третьей ступеньках, — основа становления в ребёнке признаков интеллигентного человека.

Таким образом, определение «Лесенка успеха» имеет два значения:

• в соответствии с учением А. А. Люблинской она обозначает этапы индивидуального развития конкретного ребёнка при освоении каждого вида деятельности от уровня «а» до уровня «г»;

• в соответствии с технологией Н. М. Крыловой «Лесенка успеха» вбирает в себя систему индивидуального развития воспитанника (уровни «а» — «в»), но отражает лишь часть работы педагога, который продолжает обучение всей группы детей.

«Вторая ступенька» в Технологии — это базовая составляющая работы мастера. Именно овладению Технологией на «второй ступеньке» нужно, прежде всего, учить начинающего специалиста.

Применение учения и А. А. Люблинской (1 и 2 ступеньки), и А. П. Усовой (3 и 4 ступеньки) для разработки Технологии «Дома радости» позволяет представить Технологию Н. М. Крыловой как системно-структурное образование — модель профессиональной компетентности специалиста.

Каждая ступенька получила своё метафорическое звучание.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА обозначает этап знакомства с новой деятельностью.

Обучение начинается индивидуально, с «театра взрослого», т. е. с вдохновенного показа взрослым образца для подражания. На первой ступеньке ребёнок выступает в роли «очарованного зрителя», а воспитатель — артист, чародей, «Том Сойер, который красит забор». Этой формулировкой мы подчёркиваем азартность, непринуждённость, которую необходимо проявить взрослому для ознакомления детей с новым опытом.

Эту форму «спектакля» воспитатель (родитель) применяет в разных вариантах до тех пор, пока ребёнок действительно не будет «очарован» и не проявит инициативу учиться, сказав: «Научи меня. Я тоже хочу так же делать».

На ВТОРОЙ СТУПЕНЬКЕ актёрскую импровизацию воспитателя можно назвать «вкусный собеседник».

Ребёнок уже включился в освоение заинтересовавшей его деятельности, но ему ещё необходимо содействие взрослого, диалог с ним. Это обучение проходит в форме игры, в которой оба участника (и взрослый, и ребёнок) оказываются погружённым в роли «вкусных собеседников». Причём время обучающего общения определяется именно дошкольником. До тех пор, пока интересно («вкусно»), он упражняется в деятельности, а как устанет, наскучит, станет «невкусно», он откажется от общения. Но и воспитателю, чтобы достичь цели, нужно проявить очень большое терпение и мастерство, чтобы подольше оставаться «вкусным собеседником» для воспитанника.

Вторая ступенька непростая, ведь «старт» у всех ребятишек разный, да ещё разнится и специфика решения задач мальчиками и девочками, к тому же и темпераменты, и характеры разные… В общем, у каждого ребёнка скорость восхождения к третьей ступеньке разная.

Значит, и актёрская палитра воспитателя должна тоже расцвечиваться по-разному с каждым ребёнком, на каждом виде деятельности, более того, на каждом уровне освоения её каждым из детей!

Цель воспитателя: содействовать каждому воспитаннику в восхождении[9]:

• с уровня глобального восприятия («а» — узнавание),

• к уровню дифференцированного воспроизведения («б» — под руководством взрослого),

• к уровню обобщённого воспроизведения («в» — без помощи взрослого, самостоятельно),

• к уровню творческого воспроизведения материала («г»).

Третий этап включает в себя четыре последовательно сменяемых ступеньки и длится до тех пор, пока воспитанник не освоит программную деятельность до уровня самостоятельности (в). Признаки восхождения этот на уровень такие:

1) ребёнок по своей инициативе берётся за выполнение деятельности;

2) автономно, без помощи наставника выполняет все компоненты;

3) может адекватно оценить созданный продукт.

В старшей и подготовительной группе на первое место выйдут такие качества взрослого собеседника, как эрудиция и владение сказочной формой адаптации избыточной научно-популярной информации для воспитанников.

Если в младшем дошкольном возрасте инициатива общения преимущественно исходит от воспитателя (например, через использование персонажа-игрушки Мишки, Емели), то в последующих группах «Детского сада — Дома радости» мастерство педагогического общения проявляется в том, что дети берут инициативу на себя. Общение превращается в «посиделки», когда у каждого ребёнка равные возможности вступать и выходить из общения, как со взрослым, так и между собой. (То есть, каждая «ступенька» обозначает не только этап восхождения ребёнком вверх, но и отражает уровень развития каждого воспитанника внутри самой этой формы — условно говоря, по горизонтали.)

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬКА «Лесенки успеха» — это уровень самостоятельности, для которого характерны инициатива, автономность и ответственность в достижении результата.

Овладение уровнем самостоятельности открывает каждому воспитаннику возможность совершить перенос освоенного умения из индивидуального общения со взрослым в организованную педагогом деятельность для всех воспитанников. В Технологии «Лесенки успеха» новый уровень самостоятельности обозначается третьей ступенькой. Взрослый берёт на себя роль «дирижёра», «режиссёра», а дети оказываются в роли участников «оркестра исполнителей». Таким новым условием для развития самосознания у дошкольника становятся общегрупповые занятия, игры, конструирование, труд.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Большая энциклопедия маленького мира

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить архитектора собственной жизни, или Конструирование, строительная и режиссёрская игра у дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

См… напр., Столин В. В. Самосознание личности. — М.: МГУ, 1983.

5

Мерлин В. С. Психология индивидуальности. / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Институт практической психологии, 1996.

6

Эта модель предложена в исследованиях Н. М. Крыловой и В. И. Логиновой.

7

Симонов П. В. Теория эмоций / Психология эмоций. — М.: МГУ, 1984.

8

См., напр.: Люблинская А. А. О построении метода изучения умственного развития детей / в сб.: Вопросы мышления детей. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1962. С 2–16; Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. 2-е изд. М.: Просвещение, 1970.

9

Модель А. А. Люблинской.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я