Экономический анализ хозяйственной деятельности. Ответы на экзаменационные билеты

Н. Г. Шредер, 2009

Книга содержит материал, касающийся таких вопросов экономического анализа, как понятие, роль, задачи, виды, предмет, объект, принципы экономического анализа, планирование, способы и методы аналитической работы. Написанное простым, доступным языком пособие станет помощником студентам при подготовке к экзаменам и людям, интересующимся экономическим анализом хозяйственной деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономический анализ хозяйственной деятельности. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

9. Относительные и средние величины. Способы группировки информации

Экономические явления и процессы выражаются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели выражают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, объема, стоимости и др.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

Виды относительных величин:

1) относительная величина планового задания — отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за предыдущие годы;

2) показатель структуры — относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах;

3) относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени;

4) относительная величина выполнения плана — отношение между фактическим и плановым уровнями показателя отчетного года, выраженное в процентах;

5) относительные величины динамики. Определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде. Их называют темпами роста (прироста) и выражают в процентах или коэффициентах. Различают базисные относительные величины динамики и цепные относительные величины динамики;

6) относительные величины координации — соотношение частей целого между собой;

7) относительные величины эффективности — соотношение эффекта с ресурсами или затратами (прибыли на рубль затрат);

8) относительные величины интенсивности Характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде;

9) средние величины. Служат для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. Классификация группировок.

1. В зависимости от цели анализа:

1) типологические (население по роду деятельности, предприятия по формам собственности и др.);

2) структурные. Позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей;

3) аналитические. Используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков аналитическая группировка может быть качественной или количественной.

2. По сложности построения:

1) простые. С их помощью изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку;

2) комбинированные. Деление изучаемой совокупности сначала по одному признаку, потом по другому.

Методика построения группировок:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономический анализ хозяйственной деятельности. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я