1. Книги
  2. Современная русская литература
  3. Н. Г. Иншакова

Редактор и редактирование в цифровом обществе

Н. Г. Иншакова
Обложка книги

Рассмотрены теоретико-методические, правовые и этические аспекты редакторской деятельности в современной инфокоммуникационной среде. Охарактеризован функционал редактора, обозначены проблемы и тенденции работы с медиатекстами, с произведениями отдельных видов литературы. Второе издание перестроено структурно и дополнено материалами о работе с заглавием, о редакторских навыках технических писателей. Адресована исследователям, практикующим редакторам издательств и СМИ, преподавателям и студентам.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Редактор и редактирование в цифровом обществе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Быстрое технико-технологическое развитие во всех сферах человеческой деятельности затронуло и редакционно-издательское дело. Цифровизация и автоматизация основных процессов редакторской подготовки произведений породили обманчивое представление о редактировании как о занятии, которое доступно каждому. Нередко в изданиях встречается фраза: «Публикуется в авторской редакции», свидетельствующая о том, что такой автор не осознает: редактор — это профессия с особой спецификой, функциями, формами и методами работы. Редакторскому делу обучают по специально разработанным программам, этому посвящены десятки учебников, учебных пособий и практикумов. Потому что редактирование — это не исправление ошибок, а многоаспектный творческий процесс, требующий знаний в области логики, психологии, этики, права, стилистики, библиографии. Он включает в себя умение профессионально анализировать текст, навыки работы с фактами, в том числе цифрами, цитатами, владение приемами подачи визуального материала, техникой правки и т. д.

В монографии авторы, исходя из области своих научных интересов, излагают взгляды на особенности подготовки и редактирования текстов в цифровой среде, на профессиональные компетенции редактора в современном информационном пространстве, роль редактора в современных медиакоммуникациях; на книгоиздание, типологию изданий, редактирование отдельных видов литературы, авторское право и этические нормы в редакторской деятельности.

Второе издание монографии состоит из пяти глав.

В первой главе, отражая академический статус, авторы размышляют о профессии редактора в контексте социальных и экономических трансформаций и о профессиональной подготовке редактора в современном вузе. Анализируются дискуссии о должностных полномочиях редактора, о степени вмешательства в авторский текст, мере его ответственности перед читателем — от советского времени до перехода к рыночной экономике, когда в профессиограмму редактора были включены и экономические, в том числе маркетинговые функции, а редактор-универсал стал оптимальной моделью для вузовского образования. Отдельно сказано о редакторе в постиндустриальном обществе, о новой интерпретации образа профессии, согласно которой обязательным стало владение компьютером, знание офисных и графических программ, умение производить автоматизированную обработку текста, осуществлять компьютерную верстку и макетирование. В контексте полилога: «какими умениями и навыками должен обладать редактор как медиаспециалист нового формата?» исследуются профессия, должность, вариативный функционал редактора XXI века.

Во второй главе монографии освещаются традиции в области редактирования (в частности ответственность редактора за качество фактической основы текста, этичность использования источников информации и пр.) и технологические новации (фактчекинг сетевых публикаций, обращение к интернет-ресурсам при цитировании, актуальные приемы работы с заглавиями и т. д.).

Одна из серьезных проблем для современного редактора — проверка фактов (фактчекинг), особенно при работе с сетевым контентом. Фактчекинг еще не разработан в достаточной мере на теоретическом, методологическом, понятийном уровне как самостоятельное направление аналитической деятельности: не установлено значение базовых категорий, не дано обоснование существующим техникам. Процедура проверки фактов не может строиться только на знании последовательности обязательных опций. Овладение инструментарием и использование даже самых совершенных техник не обеспечат эффективность фактчекинга. Поэтому авторы монографии стремились определить принципиальные подходы к отбору, подаче и проверке информации, сформулировать «идеологию» этой аналитической деятельности.

Для того чтобы выяснить, как за последнее время (в частности, за годы пандемии) изменилось отношение к правилам использования информации, было изучено — на примере плагиата и ошибок цитирования — нарушение норм использования интернет-ресурсов при создании текстов. Для этой части исследования авторы применяли методы анализа, синтеза, сопоставления и обобщения; метод включенного наблюдения (прочитано более 500 работ); использовался также метод онлайн-опроса (более одной тысячи письменных ответов). Исследование показало, что получающий квалификацию специалист склонен самостоятельное знание подменять компилятивной информацией или откровенным заимствованием. От академического сообщества ожидается разработка механизма противодействия такой тенденции: не совершенствование существующих программ проверки «Антиплагиат», а повышение требований к качеству библиографического аппарата по всем параметрам.

Ситуация информационного перенасыщения требует от редактора особого внимания к традиционным элементам структуры и содержания медиатекста. Индикатором ориентированности опубликованного произведения на интересы целевой аудитории всегда было заглавие, работа с которым требует не только основательной филологической подготовки (знание функций заглавия, их соотношения, правил лексико-синтаксического оформления и пр.), но и владения навыками качественного нейминга.

Наметившийся в последние годы тренд к трансфессиональности заметен и в медийной индустрии. Появились и продолжают возникать новые специальности на стыке двух, а нередко и более профессий. За этим процессом интересно наблюдать. поскольку, как и большинство явлений, он сопровождается возникновением различных проблем. Авторами предпринята попытка осмыслить эти проблемы, рассмотреть плюсы и минусы многофункциональности в профессиональной деятельности специалистов, составляющих довольно разноообразный райтерский конгломерат. Анализ ситуации позволил сделать выводы относительно вузовской подготовки технических писателей, которым, как и другим представителям этой творческой деятельности, на нормативном уровне вменены в обязанность редакторские компетенции.

Третья глава — о редакторской подготовке произведений отдельных видов литературы: вузовской, деловой, научной и рекламной, а также об участии редактора в литературной обработке книг для детей. Основываясь на многолетних наблюдениях над произведениями и изданиями этих видов, авторы дополняют опубликованные ими ранее учебные пособия и статьи предложениями, связанными с практической направленностью, дидактичностью и поликомпетентностной ориентированностью вузовских учебников; определяют основные характеристики, функции и задачи деловой книги и прессы, а также стилевые особенности делового текста; обосновывают феномен рекламного произведения, исследуя специфику его целевого назначения и такой типологический комплексный признак, как характер информации. При этом утверждается, что теория и практика редактирования должна быть нацелена на комплексное рассмотрение всех сущностных свойств произведений любого вида литературы.

В четвертой главе обсуждаются непреходяще важные для редактора-профессионала вопросы издательской культуры. Внимание к средствам информационного сопровождения книжного издания вызвано озабоченностью современным состоянием книжной культуры. Именно она является одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность книги (четкие функциональные характеристики, квалифицированное редактирование, грамотный справочный аппарат), а не только креативность оформления и качество полиграфического исполнения. В компетенции редактора входит как совершенствование содержания и формы основного литературного произведения, так и создание комплекса вспомогательных элементов, важных для восприятия. Посвященное этим аспектам редактирования исследование авторы монографии планируют завершить в ближайшее время.

Пятая глава посвящена правовому и этическому регулированию деятельности редактора, поскольку от знания законодательства зависит юридическая безопасность редактируемого текста, а от соблюдения этических норм — психологическая атмосфера при работе с автором. Основываясь на примерах судебной практики, авторы монографии выявляют типичные нарушения правового характера, к которым относятся неправомерное разглашение персональных данных, использование объектов интеллектуальных прав без разрешения правообладателя, некорректное освещение частной жизни, ошибочные подходы к цитированию и публикации портретов, оскорбления и т. д. Любое из подобных нарушений может не только перечеркнуть кропотливый труд редактора, но и привести к значительным потерям морального и финансового характера. Особую актуальность это приобретает в связи с активным использованием в XXI веке технологий искусственного интеллекта. Практическое значение главы — в указании на конкретные перечни и реестры, содержащие необходимую правовую информацию, а также в анализе ситуаций, которые возникли из-за незнания или неверного понимания редактором правовых и этических норм. Один из выводов состоит в том, что кроме образования и обновления знаний в этих сферах необходима верная самоидентификация, то есть обоснованное и точное отождествление себя с профессиональным сообществом, что дает основания требовать от себя и других соответствия принятым в этом сообществе правилам. Также поставлен вопрос о необходимости реально действующего института репутаций и критического отношения сообщества к тем изданиям, публикациям, редакторам и авторам, которые не характеризуются правовой и этической ответственностью.

Ссылки на цитируемые и использованные в монографии источники вынесены в затекстовый список, что отвечает традициям библиографического сопровождения научного произведения.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Редактор и редактирование в цифровом обществе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я