Все произведения школьного курса в кратком изложении. 11 класс

Н. В. Марусяк, 2022

Предлагаемое пособие является универсальным приложением к любому школьному учебнику для 11 класса. Оно поможет учащимся вспомнить содержание произведения перед уроком, написать сочинение, подготовиться к контрольной работе и сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Краткие содержания основных произведений школьной программы помогут обновить или систематизировать имеющиеся знания. В книге представлены биографии писателей и поэтов, важные факты из истории создания произведения, краткий пересказ, возможные темы и развернутые планы сочинений.

Оглавление

Из серии: Все произведения школьного курса в кратком изложении

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все произведения школьного курса в кратком изложении. 11 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

М. Горький

(настоящее имя — Алексей Максимович Пешков)

(1868–1936)

Счастье художника — быть признанным и понятым. «Я хочу быть понят родной страной…» — писал Маяковский. Кажется, Максим Горький был счастлив: известный писатель, авторитет. Однако нельзя с уверенностью сказать, что он был понят. Несомненно, личность Горького — одна из самых сложных и интересных во всей истории русской литературы.

За Алексеем Максимовичем Пешковым прочно закрепился псевдоним Максим Горький, им же самим придуманный и им же прожитый: Горькое детство в Нижнем, отрочество — «в людях», суровые университеты юности, многочисленные работы, странствия… А после — вхождение в литературу, знакомства с писателями. Всю свою жизнь Горький любил и ценил людей: ещё молодым человеком он занимался благотворительностью, уже будучи признанным мастером, известным издателем, помогал начинающим литераторам, защищал от цензуры коллег.

Автор «Песни о Буревестнике», сам — Буревестник революции, Пешков был человеком сомневающимся, часто его мысли были несвоевременны. Около двадцати лет он прожил в своеобразной полуэмиграции: между советской Россией и Италией, между принятием революции и сомнением. Последние годы своей жизни Горький провёл на родине, в России. Жил в это время М. Горький в одном из красивейших домов Москвы — в особняке Рябушинского у Никитских ворот. Сейчас там располагается музей-квартира А. М. Горького.

«Ведь он был очень одинок, дорогой Горький, и его сердце было переполнено грустью и нежностью, которыми он не мог поделиться с теми, кто его окружал. Он поделился бы со мной, а я с ним. Ну вот! А теперь всё кончено, навсегда…» — так говорил о Горьком французский писатель Ромен Роллан, узнав о смерти друга.

В Московском дневнике Роллана, посетившего СССР летом 1935 года, — и восхищение советской Москвой, и скептические замечания. Фигура Горького вырисована с необычайной аккуратностью, с какой-то аккуратной недоговорённостью. Столь аккуратно оттого, что многое не было сказано, или оттого, что многое было понято, — мы не можем сказать. Горький остаётся для нас столь же великим и значимым, потому — его непросто понять и разгадать век спустя. А быть может, совсем не нужно разгадывать Горького: с нами его тексты.

Основные даты

Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Савватиевича Пешкова.

1871 г. — умер отец Алексея Пешкова, Максим Пешков. Вырос будущий писатель в семье деда по материнской линии Василия Васильевича Каширина.

1876 г. — семья деда Каширина разорилась.

1879 г. — умерла мать Алексея Пешкова, Варвара Васильевна Каширина.

Какое-то время Алексей Пешков учился в приходской школе и Слободско-Кунавинском начальном училище, однако ни один курс им не был окончен: не позволяло финансовое положение семьи. Мальчиком и юношей он много читал, обладал хорошей памятью. С ранних лет Горькому приходилось много работать — с 1879 года началось его детство «в людях».

1884 г. — Пешков пытался поступить в Казанский университет, но низкое происхождение и отсутствие аттестата об оконченном среднем образовании не дали мечте юноши осуществиться.

1885–1886 г. — переезд в Казань и новые университеты: Горький устроился на работу в булочную Семёнова, затем — А. С. Деренкова, где собиралась молодёжь, люди революционных настроений и взглядов. Горький проникся марксистскими идеями, активно изучал марксистскую литературу.

1888 г. — «…познакомился со студентами, участвовал в кружках самообразования…» (из «Автобиографии» М. Горького).

1890–1891 г. — странствия по Руси: «я почувствовал себя не на своём месте среди интеллигенции и ушёл путешествовать» (из «Автобиографии» М. Горького). Какое-то время жил и работал в Грузии, в Тифлисе (1892).

1892 г. — написан рассказ «Макар Чудра», напечатан в газете «Кавказ» (Тифлис) под псевдонимом М. Горький. Так в литературу вошёл новый автор — Максим Горький.

1895 г. — Горький переезжает в Самару, работает в «Самарской газете» журналистом, становится известен читающей публике как подающий большие надежды публицист. В том же году в «Самарской газете» напечатан рассказ «Старуха Изергиль», в петербургском журнале «Русское богатство» — рассказ «Челкаш». Вскоре Горький вернулся в Нижний Новгород. К 1896 году он получает множество журналистских заказов от самых разных газет и журналов.

1898 г. — выпущен двухтомник «Очерков и рассказов» М. Горького.

1899 г. — в журнале «Жизнь» опубликован роман «Фома Гордеев». Во втором издании «Очерков и рассказов» появляется легендарная «Песня о Соколе». 1899 год становится для Горького годом литературного признания и славы. В это же время Горький знакомится с А. П. Чеховым, который во многом становится для Горького учителем и наставником. Тогда же происходит знакомство с Л. Н. Толстым.

1901 г. — написана «Песня о Буревестнике». В начале нового столетия Горький обращается к драматургии. В том же году была создана пьеса «Мещане» (напечатана в 1902 году).

Конец 1901 — начало 1902 гг. — создана пьеса «На дне». Впервые поставлена в декабре 1902 года в Московском Художественном театре.

1902 г. — Горький возглавил издательство «Знание».

1904 г. — написана пьеса «Дачники».

1905 г. — написаны пьесы «Дети солнца» и «Варвары».

1905 г. — Горький поддержал первую русскую революцию, вступил в РСДРП, познакомился с В. И. Лениным. Горький вынужден был на какое-то время по политическим причинам покинуть Россию: жил в Америке, затем — в Италии. Италия была выбрана неслучайно: к 1905 году М. Горький был серьёзно болен туберкулёзом. Время жизни в Италии, на Капри, стало плодотворным для Горького-писателя и Горького-мыслителя.

1913 — возвращение в Россию. До 1921 жил в Петербурге.

1917–1918 г. — в «Новой жизни» публикуется цикл статей («Заметок о революции и культуре») «Несвоевременные мысли».

1919 г. — по инициативе М. Горького организовано и им же возглавлено издательство «Всемирная литература».

1921 г. — Горький вновь покидает Россию в результате обострения туберкулёза.

1931 г. — возвращение в Россию. Вскоре Горький официально становится первым советским писателем. Для проживания писателю и его семье был предоставлен особняк Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве.

1934 г. — Горький возглавляет Союз писателей СССР, созданный в том же году.

Горький общался с И. В. Сталиным, вёл с ним переписку. Благодаря Горькому была смягчена политика Сталина в отношении многих деятелей литературы и культуры.

Умер Горький 18 июня 1936 года. 20 июня были пышные похороны; урна с прахом М. Горького захоронена в Кремлёвской стене.

Старуха Изергиль

Жанр и общая характеристика произведения

«Старуха Изергиль» — рассказ, состоящий из трёх частей, две из которых — легенды о Ларре и Данко — обрамляют историю жизни и любви Изергиль. Рассказчица — сама старуха Изергиль: она знакомит автора-повествователя (автобиографического героя) с мирами Ларры и Данко, её же история представляет собой композиционный и смысловой центр произведения. Читатель невольно соотносит образы Ларры, Данко и Изергиль. Посмотреть на три истории со стороны, соотнести их помогает нам смена точек зрения: с одной стороны — мы видим художественный мир глазами рассказчицы, Изергиль, с другой стороны — глазами автора-повествователя. Примечательно, что время действия обеих легенд (о Ларре и Данко) — время доисторическое, при этом их воскрешение в памяти старухи сюжетно оправдано: в настоящем мы находим приметы героев — это тень Ларры и «голубые искры в степи» — искры «гордого сердца» Данко.

Все три истории — о человеке, силе его чувств, страстях, о его одиночестве, исключительности, о его гордости, гордыне; и все они — о людях по-своему свободных.

Горьковская концепция человека состоит в том, что человек становится смыслом всего, центром всего, ему подвластно многое. И мера свободы человека, которую можно (или нельзя) определить, — одна из основных проблем раннего творчества писателя.

Звучание темы свободы и её художественная реализация в отдельных текстах нередко дает право говорить о близости к традициям романтизма таких ранних произведений Горького, как «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль».

Действительно, Горький обращается к поэтике романтизма: в рассказах появляются экзотические пейзажи, образы героев, казалось бы, созданы по всем «законам» романтизма — двоемирие, непокорность, стремление к свободе, самобытность и неповторимость характеров. Однако это обращение к поэтике романтизма — один из способов художественного воплощения и разрешения главной проблемы для писателя, в центре творчества которого — человек.

Впрочем, Горький, пришедший в мир и в литературу, «чтобы не соглашаться», был одновременно и реалистом, и романтиком. Так высказался об одном из его ранних рассказов В. Г. Короленко (о «Челкаше»): «Я же говорил Вам, что вы — реалист! <…> Но в то же время — романтик!»

Комментированный пересказ содержания рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Старуха Изергиль предстаёт перед читателем на фоне романтического пейзажа: таинственная ночь «под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу», к морю после сбора винограда идут молдаване, мужчины и женщины, «странные и сказочные». «Кто-то играл на скрипке… девушка пела мягким контральто, слышался смех…» Всё это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки.

Старуха и повествователь остаются наедине «под густой тенью виноградных лоз <…>, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю». Таков портрет самой старухи: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Отметим, что именно фигура автора-повествователя позволяет читателю сменить точку зрения: он изначально не воспринимается нами как герой, населяющий этот сказочный романтический мир: его отделяет от этого мира хотя бы происхождение — он русский. Важно, что волшебная ночь увидена его глазами, им описан пейзаж, портрет старухи, в его словах появляется особая «чрезмерная» живописность языка художественного текста как еще одна примета поэтики романтизма.

Старуха удивляется, почему этот русский не пошел к морю с остальными; «У!.. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны…» — говорит Изергиль, и, издали разглядев в степи тени, «и одну из них, темней и гуще, чем другие», рассказывает ему «одну из славных сказок, сложённых в степях» — легенду о Ларре, который стал тенью и живёт в этом обличии тысячу лет: он был наказан «за гордость».

«Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это», — начала Изергиль. В «стране большой реки» «жило могучее племя людей». Однажды орёл похитил прекрасную девушку этого племени, её искали, но не смогли найти. Через двадцать лет она вернулась в родную страну с сыном, рождённым от орла. Сын орла был горд и говорил, «как с равными себе», со старейшинами — он не был принят племенем. Он возжелал девушку племени, дочь одного из старейшин, обнял её, она же оттолкнула сына орла — и тот жестоко убил девушку: «Я убил её потому, мне кажется, — что меня оттолкнула она… А мне было нужно её».

Долго мудрецы племени думали, как наказать гордеца, и решили дать ему свободу: «Наказание ему — в нём самом!». Его нарекли именем Ларра («что значит: отверженный, выкинутый вон»), он, гордый человек, прожил свою жизнь, как хищная птица, находясь в одиночестве и нанося людям вред. На нём — бремя бессмертия. Ларра давно превратился в тень, он «все ищет, ходит, ходит…» Легенда о Ларре, рассказанная старухой, заканчивается так: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Снова сменяется точка зрения: мы видим старуху глазами повествователя. Ему «стало почему-то страшно жалко её». «Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Романтический герой, которым, безусловно, старуха Изергиль является, — цельная личность, герой во многом бескомпромиссный. Так, она рассказывает легенды о Ларре (антиидеале) и Данко (идеале) — и те, в свою очередь, тоже представляют собой образы законченные и завершённые, это тоже романтические бескомпромиссные натуры. Лишь в словах автора-повествователя мы можем услышать «боязливую, рабскую ноту» в рассказе старухи: ведь она по-своему горда, и Ларра — её отражение.

Вторая история Изергиль — история её жизни. По мнению старухи, всю жизнь она посвятила любви. В юности она страстно любила рыбака, потом он ей надоел, и она полюбила гуцула — их повесили вместе у неё на глазах. Любила турка, после — она убежала от него с его сыном — «маленький турок» умер, «от тоски по дому или от любви…» Любила монаха, «смешного и подлого» поляка, которого она сама бросила с берега в реку в ответ на «гордое обидное слово». В Бохнии её купил «один жид», чтобы торговать ею, продавая себя, она полюбила одного богатого пана, у которого лицо было «изрублено крест-накрест саблями турок», любила одного мадьяра. Последняя её любовь — красавец-шляхтич Аркадэк: это произошло, когда ей уже было четыре десятка лет, жила в Кракове, «а с жидом я уже кончила, много денег дала ему…». Аркадык пошёл «биться с русскими» и попал в плен, ради него Изергиль оделась нищенкой и, задушив часового, вызволила Аркадэка из плена, но она не хотела, чтобы он любил её «в благодарность» за то, что Изергиль увела его из плена: она сама заметила, ещё до их расставания, что стареет.

Действительно, всю жизнь она посвятила любви, но в любви она проявляла гордыню и крайний индивидуализм, она любила страстно и легко, умела забывать о своих возлюбленных: «…никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками».

«И все они — только бледные тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень», «замечает повествователь. Здесь явно прослеживается сравнение старухи-тени, всю жизнь любившей эгоистичной любовью, с тенью гордеца Ларры.

В степи появились «странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное» — и старуха Изергиль рассказала свою последнюю историю — легенду о Данко.

Эти огоньки — «искры от горящего сердца Данко», сердца, «которое однажды вспыхнуло огнём». В старину среди непроходимых лесов жили «сильные и смелые люди»: с трёх сторон леса окружали таборы, с одной — степь. «Иные племена» однажды прогнали этих «сильных и смелых людей», привыкших к простору, «в глубь леса», где даже не был виден солнечный свет, а были одни болота. Когда на болота попадал луч — появлялся смрад, от которого погибали люди. «Страх родился среди них», «и трусливые слова стали слышны в лесу…» «Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… Но тут явился Данко и спас всех один». Данко решился вывести людей, оставивших надежду обрести прежнюю свободу, из леса.

Данко был молод и красив, красивые люди, по словам старухи, «всегда смелы». Утомившиеся в нелёгком пути люди «стали судить Данко»: «Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» На это Данко ответил: «Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!» Люди разозлились ещё больше, и желание убить Данко не оставляло их.

«Что сделаю я для людей?!» — сильнее грома крикнул Данко. Он вырвал из своей груди сердце, ярко пылавшее, и осветил им путь людям — и вывел их из лесной чащи.

«Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер».

Люди не заметили смерти Данко, а рядом с его трупом пылало «смелое сердце». Так заканчивается легенда о Данко: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Кончив свою последнюю «красивую сказку, старуха начала засыпать, засыпала всё крепче. С последними словами её рассказа умирает романтический мир Изергиль, героини сложной и неоднозначной: в ней и смелость, и свобода, и сила, и гордость Данко, и гордыня Ларры.

Завершается рассказ «Старуха Изергиль» уже вполне реалистическим пейзажем автора-повествователя, в этом пейзаже уже, кажется, нет ни самой старухи, ни «странных и сказочных» молдаванок: «В степи было тихо и темно. По небу всё ползи тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально».

Вопросы для самопроверки

1. За счет каких художественных средств создаётся пейзаж в «Старухе Изергиль»?

2. Почему история Изергиль обрамлена легендами о Ларре и Данко?

3. За что наказан Ларра?

4. В чём смысл подвига Данко?

Темы сочинений по «Старухе Изергиль» М. Горького

1. Роль пейзажа и его художественные функции в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

2. Особенности сюжета и композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

3. Образ свободного человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Примерный развёрнутый план сочинения по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»

Тема: Роль пейзажа и его художественные функции в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

I. Вступление

Дать определение термину «пейзаж» — кратко охарактеризовать функции пейзажа в литературе. Сосредоточить внимание на способах создания пейзажа и его роли в конкретном тексте.

II. Основная часть

1. Романтический пейзаж и пейзаж в «Старухе Изергиль». Романтический и реалистический пейзаж в рассказе.

2. Пейзаж — фон и объект изображения.

3. Обозначить художественные функции пейзажа, исходя из того, за счёт каких художественных средств он создаётся (роль пейзажа в создании образов, пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира героя, пейзаж как способ выражения авторской позиции, пейзаж как фон повествования, пейзаж как часть стилистики произведения).

Каждый из тезисов должен быть подтвержден текстом

III. Заключение

Обобщающие выводы. Специфика пейзажа в рассказе Горького «Старуха Изергиль».

На дне

Жанр и общая характеристика произведения

Пьеса Горького «На дне» была создана в 1902 г. и в том же году поставлена Константином Сергеевичем Станиславским на сцене Московского художественного театра. По жанру «На дне» — драма. Однако жанровым определением «драма» не исчерпывается глубина проблематики произведения. Драматическое противостояние между владельцем ночлежки Костылевым и ночлежниками — это лишь внешний конфликт, а существование героев «на дне» (на дне жизни) — отражение социальной проблематики. Глубокие нравственные и философские вопросы, внутренние противоречия, проявившиеся во взаимоотношениях между ночлежниками и Лукой, гораздо более полно отражают нравственно-философскую проблематику пьесы. «На дне» — драма и социальная, и бытовая, и философско-этическая, потому часто в исследовательской литературе можно встретить жанровое определение пьесы «На дне» как социально-философской драмы.

Основные действующие лица

Михаил Иванов Костылев, 54 лет, содержатель ночлежки.

Василиса Карповна, его жена, 26 лет.

Наташа, её сестра, 20 лет.

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.

Васька Пепел, 28 лет.

Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.

Анна, его жена, 30 лет.

Настя, девица, 24 лет.

Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.

Бубнов, картузник, 45 лет.

Барон, 33 лет.

Сатин, под 40 лет.

Актёр, под 40 лет.

Лука, странник, 60 лет.

Алешка, сапожник, 20 лет.

Кривой зоб, крючник

Татарин, крючник

Комментированный пересказ содержания драмы М. Горького «На дне»

Действие первое. Действие происходит в начале весны в ночлежке Михаила Костылева, в «подвале, похожем на пещеру». Обитатели ночлежки — «бывшие люди»: когда-то каждый из них имел профессию, либо имел определённый социальный статус, но теперь, потеряв всё, они опустились на дно жизни.

Утро. Клещ, сидя на обрубке дерева перед наковальней, подбирает ключи к старым замкам. Бубнов на нарах примеряет распоротые брюки на болванке для шапок, «соображая, как нужно кроить». В кухне «хозяйничает» Квашня, Барон «жуёт черный хлеб», Настя читает «растрёпанную книжку». Клещ и Квашня спорят. Квашня говорит, что не выйдет замуж «ни за сто печёных раков», Клещ утверждает обратное: «Врёшь! Обвенчаешься с Абрамкой…» Барон выхватывает «растрёпанную книжку» из Настиных рук и, увидев название («Роковая любовь»), хохочет. Спор Клеща с Квашней разгорается. Квашня обвиняет Клеща в том, что свою жену тот «заездил… до полусмерти…» Анна, жена Клеща, высовывает голову из-за полога, просит всех успокоиться, кашляет.

Сатин, приподнявшись на нарах, спрашивает, кто бил его вчера, Бубнов ему отвечает, что били его за то, что он играл в карты.

Обитатели ночлежки ведут спор о том, чья очередь убирать жильё. Актёр утверждает, что ему вредно дышать пылью, потому что его «организм отравлен алкоголем…» Сатин беспорядочно, бессвязно произносит слова: «органон», «сикамбр». «макробиотика», «трансцендентальный». На вопрос Бубнова — «К чему ты это говоришь?» — он отвечает: «Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова — надоели!». Сатин уверяет Бубнова, что мальчишкой он много читал и был когда-то «образованным человеком». Актёр цитирует из «Гамлета», в котором он играл когда-то роль могильщика: «Слова, слова, слова!», «Офелия! О… помяни меня в твоих молитвах!..» Бубнов же рассказывает о том, кем был он: «…скорняк был… своё заведение имел…» Актер утверждает: «Образование — чепуха, главное — талант», «А талант — это вера в себя, в свою силу…» Слышны кашель и стоны умирающей Анны: «Душно мне… трудно…»

Актёр помогает Анне подняться, они идут в сени. В ночлежку входит хозяин, Костылев, он язвительно замечает: «Ах, и хороша парочка, баран да ярочка…» Костылев ругается с Клещом и Сатиным, но единственный обитатель ночлежки, который его интересует — вор Васька Пепел. Костылев разыскивает жену Василису: она изменяет ему с Пеплом (это становится понятно из диалога Сатина с Актёром). Актёр и Сатин просят денег у Пепла, Пепел дает им двугривенный. Сатин рассуждает о том, как достаются деньги и имеет ли смысл работать. Клещ и Пепел рассуждают о совести. «Рабочий человек» Клещ не считает людьми Сатина и Актёра — «рвань, золотая рота…», Пепел же говорит: «Они — поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…»

Входит Наташа, сестра Василисы, с ней — Лука, новый постоялец ночлежки. Его появление — завязка конфликта, до его появления — экспозиция. Лука здоровается с остальными: «Доброго здоровья, народ честной». «Был честной, да позапрошлой весной», — отвечает Бубнов. Лука произносит: «…по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают… так-то». Пепел заинтересовывается Лукой: «Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…» Лука видит не жулика, а человека в каждом постояльце: в скучающем воре Пепле, в Насте, плачущей над «Роковой любовью», в «испорченном бароне», «запутавшемся» Алёшке. В ночлежку входит Василиса, она раздражена: Василиса ревнует Пепла к Наташе — интересуется, была ли она здесь, говорила ли с ним. Входит Медведев, дядя Наташи и Василисы, полицейский, говорит, что должен знать всех в своём участке, Луку же он не знает. «За кулисами» Василиса бьёт Наташу (слышны крики): все, кроме Анны и Луки, уходят. Лука жалеет больную Анну, он напоминает ей отца — «…такой же ласковый… мягкий…» «Мяли много, оттого и мягок…» — смеется Лука.

Действие второе. Вечер. Действие происходит по-прежнему в ночлежке, в той же обстановке. Сатин, Барон, ключники Кривой Зоб и Татарин играют в карты, Актёр и Клещ наблюдают за их игрой. Бубнов играет в шашки с Медведевым. Лука сидит у постели Анны, она жалуется ему на свою несчастную жизнь, Лука просит Анну не тосковать, обещая умирающей покой: «Ничего не будет! Лежи, знай! Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…» Их диалог прерывается репликами играющих и наблюдателей — Актёра и Клеща.

Актёр хочет «продекламировать куплеты» (прочитать стихи) Луке, но понимает, что он забыл любимое стихотворение. «Да уж, чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа…» — обращается к Актеру Лука, тот говорит, что он «пропил душу». Лука рассказывает Актёру, что в одном городе бесплатно лечат от пьянства, теперь же нужно воздержаться, а потом, вылечившись, «жить снова». Актёр мечтает о возрождении таланта и веры в себя, ему кажется, что он в силах начать жить снова. Лука снова уговаривает Анну, убеждает её в том, что после смерти не будет мук: «Ничего не будет! Ты — верь! Ты — с радостью помирай, без тревоги… Смерть, я те говорю, она нам — как мать малым детям…»

Пепел понимает, что, возможно, Лука говорит неправду, но он понимает, что ложь Луки — ложь утешительная: «Ты, брат, молодец! Врёшь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!» В то же время сам Пепел очарован идеей увезти Наташу в Сибирь, перестать воровать. «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!» — уговаривает его Лука. Между Лукой и Пеплом разгорается спор о правде. Лука не считает эти «сказки» ложью, а Пепла он призывает подумать, нужна ли ему самому правда: «Чего ты тут трёшься? И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя… <…> На что самому себя убивать?» В спор вмешивается Бубнов: «И чего вы оба мелете? Не пойму… Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя… да и все её знают…» Несмотря на то что Бубнов поддерживает Луку, он остаётся сторонним наблюдателем, не попадает под его влияние; из всей ночлежки в роли наблюдателя также остаётся Барон. Пепел задаёт вопрос Луке: «…слушай, старик: бог есть?». Лука отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…»

Входит Василиса: ей нужно поговорить с Пеплом. Он заявляет ей, что она ему никогда не нравилась, что в ней «души нет». Василиса признаётся ему: она надеялась, что Пепел поможет ей выбраться из «омута этого». Василиса по-прежнему хочет избавиться от мужа, подговаривает Пепла убить его. С криками входит Костылев: «Это я… я! А вы тут… одни? А-а… Вы — разговаривали?». Пепел дерётся с Костылевым, но драку прекращает Лука: среагировав на возню старика, лежащего на печи, Пепел выпускает Костылева. Лука советует Пеплу не связываться с Василисой, а уезжать с Наташей: «Ты слушай: которая тут тебе нравится, бери её под руку, да отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи…»

Лука обнаруживает, что Анна умерла. Лука и Пепел уходят за Клещом. Входит Актёр, он вспомнил любимые «куплеты». Шатаясь, он делает несколько шагов вперед, принимает соответствующую позу и читает отрывок из стихотворения Беранже «Безумцы»:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, —

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Он пытается найти Луку. Входит Наташа. Актёр прощается с ней: он рассказывает, что уходит лечиться и вдруг вспоминает своё «имя по сцене» — Сверчков-Заволжский. Наташа обнаруживает, что Анна мертва и произносит: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая…»

Входят Лука, Татарин, Кривой Зоб и Клещ. Наташа испугана, Лука уходит с ней (он провожает её). Клещ «стоит посреди ночлежки и тупо смотрит перед собой»: «Чего же мне теперь делать?» Актёр цитирует из «Короля Лира», спрашивает, где находится этот город, в котором лечат от пьянства. «Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!» — отвечает Сатин. Татарин идёт искать хозяина: «Где хозяин? Хозяину иду! Нельзя спать — нельзя деньги брать… Мёртвые… пьяные…» В дверях появляется Лука.

Действие третье. Место действия — пустырь — «засорённое разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место». Действие происходит вечером, заходит солнце.

Настя рассказывает Барону, Бубнову, Луке и Наташе о том, что в её жизни была настоящая любовь. Понятно, что это выдуманная история, скорее похожая на сюжет из «растрёпанной книжки» «Роковая любовь». Барон уличает Настю во лжи, Лука, напротив, говорит, что верит, жалеет Настю: «Я — знаю! Ничего! Я верю! В лаковых сапогах, говоришь? А-яй-ай! Ну — и ты его тоже — любила?»

Наташа признаётся Барону, что и она часто воображает собственную смерть. Лука говорит Барону, что он должен «приласкать» Настю, помириться с ней: «Человека приласкать — никогда не вредно». Она спрашивает у Луки, отчего он такой добрый. Ответом на этот вопрос становится рассказанная стариком история. Под Томском он служил сторожем на даче одного инженера. В один зимний день он увидел, что в дом пробираются воры — взял ружьё, направив его на воров, приказал им наломать веток и этими ветками друг друга высечь. А после они попросили у него еды, и он не отказал им. Яков и Степан (так звали воров) прожили у Луки всю зиму, а когда пришла весна — ушли. «Не пожалей я их — они бы, может, убили меня… али еще что… А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит… да! Человек — может добру научить… очень просто!» — заключает Лука.

Услышав эту историю, Клещ вскочил и начал, дрожа, кричать: «Говорите тут — пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она — проклята!» Клещ убегает.

Появляется Пепел: «Мир честной компании! Что, Лука, старец лукавый, всё истории рассказываешь?»

Лука рассказывает очередную историю о «человеке, который в праведную землю верил». Было это где-то в Сибири, один человек верил, что есть земля, в которой всё «славно-хорошо», собрался эту землю искать, спросил у учёного, где находится праведная земля, учёный сказал, что нет такой земли, человек, который верил в эту землю, назвал учёного подлецом, «а после того пошёл домой — и удавился!..»

Лука говорит, что скоро покинет ночлежку.

Пепел зовёт Наташу ехать с ним в Сибирь, говорит, что бросит воровство и будет жить так, чтобы можно было уважать себя. Лука уговаривает Наташу идти с Пеплом: он хороший человек, а идти ей все равно некуда. Наташа не верит ничьим словам.

Появляются Костылев с женой. Василиса старается столкнуть Пепла с Костылевым, Лука успокаивает Пепла.

Костылев говорит Луке, что тот не странник: «Ежели он настояще-то… странен… он — молчит! А то — так говорит, что никому не понятно… И он — ничего не желает, ни во что не мешается, людей зря не мутит… Как люди живут — не его дело… Он должен преследовать праведную жизнь… должен жить в лесах… в трущобах… невидимо!». А все «хорошие люди», по мнению хозяина ночлежки, «пачпорта имеют». Лука отвечает: «Есть — люди, а есть — иные — и человеки…». Костылев же, по словам Луки, человеком быть не сможет: как есть — так и останется. Костылев прогоняет Луку из ночлежки. Лука обещает: «Сегодня в ночь — уйду…» Бубнов рассказывает свою историю о том, как он спасся от каторги, потому что «вовремя ушел». Сатин говорит, что «продулся вдребезги» и рассказывает свою историю.

Из квартиры Костылевых раздаются крики и шум. Василиса бьёт Наташу. Прибегают Татарин, Кривой Зоб и Медведев. Вбегает Пепел. Выходит Наташа, она с трудом идёт, её ноги обварены кипятком. Пепел бьёт Костылева и убивает его. Пепел говорит, что Василиса подговаривала его убить мужа: «Мне… оправдываться не надо… Мне — Василису надо подвести…». Изувеченная Наташа произносит: «Люди добрые… сестра моя и Васька убили! Полиция — слушай… вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он, проклятый! — они убили! Берите их… судите… Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..»

Действие четвертое. «Обстановка первого акта». Ночь. Ветер на дворе. Комнаты Пепла и наковальни Клеща нет, в углу, где была комната Пепла, лежит Татарин. За столом сидят Клещ (он чинит гармонику), Сатин, Барон, Настя. На столе — три бутылки пива, бутылка водки, ломоть чёрного хлеба.

Клещ вспоминает о Луке, который пропал во время суматохи. Настя говорит, что Лука «всё видел», «всё понимал». Сатин, смеясь, замечает: «И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…» Татарин же считает: «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал!..» Настя грозится уйти от ночлежников куда-нибудь, «на край света». Сатин замечает, что старик «проквасил» сожителей. Клещ добавляет: «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал…» Барон называет Луку шарлатаном.

Сатин восстаёт: «Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи… Я — понимаю старика… да! <…> Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрёт чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Сатин пьёт за здоровье Луки: «Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем, за его здоровье! Наливай…»

Он вспоминает слова старика о том, что люди «для лучшего живут». Барон рассказывает историю своего рода, Настя утверждает, что этого не было. Из диалога Сатина и Насти становится понятно, что Наташа вышла из больницы и пропала. Настя желает, чтобы всех её сожителей отправили на каторгу, все они ей противны — разгорается ссора. На реплику Насти — «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» — Актёр мрачно произносит: «Аминь». Клещ, потерянный и смирившийся со своим положением, говорит: «Ничего… Везде — люди… Сначала — не видишь этого… потом — поглядишь, окажется, все люди… ничего!»

Татарин молится на нарах. Сатин пьян, он утверждает, что все ему нравится, когда он пьян, а человек — это огромно: «Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! <…> Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека!»

Актёр вдруг «слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьёт и — почти бежит — в сени». Входят Медведев и Бубнов, за ними — Алёшка, Кривой Зоб и Квашня. Кривой Зоб и Бубнов поют: «Со-олнце всходит и захо-оди-ит…// А в тюрьме моей темно-о!» На пороге появляется Барон, он сообщает что на пустыре «удавился» Актёр. Сатин негромко произносит: «Эх… испортил песню… дуррак!»

Вопросы для самопроверки

1. Какова авторская позиция? Как она проявляется в пьесе?

2. Как организовано сценическое действие пьесы «На дне»?

3. Является ли самоубийство Актёра проявлением авторской позиции?

4. Как относятся ночлежники к Луке, что они говорят о нём?

5. Каким образом в пьесе раскрываются понятия «мечта», «вера», «правда» и «ложь»?

6. В чём состоит особенность жанра пьесы «На дне»?

Темы сочинений

1. Социальная и философская проблематика пьесы Горького «На дне».

2. Утешительная ложь и жестокая правда в драме «На дне».

3. «Бывшие люди» в драме «На дне».

Примерный развёрнутый план сочинения по пьесе М. Горького «На дне»

Тема: Социальная и философская проблематика пьесы Горького «На дне»

I. Вступление

Дать определение понятию драматургический конфликт. Природа конфликта пьесы «На дне». От конфликта — к проблематике.

II. Основная часть

1) Социальный конфликт и социальная сторона проблематики: эпизоды, жизнь «бывших людей», существование «на дне», бытовые подробности.

2) Философский конфликт и философская сторона проблематики: экзистенциальные, нравственные, этические вопросы, появление Луки, отношение ночлежников к нему, условная классификация героев, обусловленная разным отношением к Луке, категориям правды и лжи, мечты и веры.

3) Отдельно отметить важнейшие особенности организации сценического действия, специфическую организацию событийного ряда, сцены «за кулисами», диалоги и монологи, речевые характеристики персонажей роль любовного конфликта. Рассматривать эти особенности необходимо, не уходя от темы: каждая должна быть раскрыта в контексте рассмотрения социальной или философской проблематики пьесы.

III. Выводы

Обобщающие выводы. Отметить, как особенности проблематики соотносятся с особенностями жанра. Традиции и новаторство в драме Горького на дне.

Дополнительное чтение

«Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Бывшие люди», «Песня о Буревестнике», «Дачники», «Мать», «Васса Железнова», «Жизнь Матвея Кожемякина», автобиографическая трилогия: «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Несвоевременные мысли», «Жизнь Клима Самгина».

Тексты о текстах

Л. А. Колобаева. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX–XX вв.;

Л. А. Колобаева. Концепция личности в творчестве М. Горького;

И. К. Кузьмичев. «На дне» М. Горького: Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике;

Л. М. Спиридонова. М. Горький: диалог с историей.

Оглавление

Из серии: Все произведения школьного курса в кратком изложении

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все произведения школьного курса в кратком изложении. 11 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я