По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ

Н. В. Кучмезова, 2015

В книге предлагаются занятия по формированию звукопроизношения у детей 3–5 лет с ОВЗ. Материал построен с учетом принципа от простого к сложному, задания представлены в игровой форме. Книга адресована учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Занятие 1

«Звук [ц] и буква Ц»

Оборудование: картинки с изображением ступенек, полянки с цветами, лабиринта; маленькие игрушки из киндер-сюрприза (цыпленок, овца, заяц); бусы; веревка; предметные картинки (матрац, заяц, птенец, палец, шприц, овца, крыльцо, цыпленок, гусеница, пуговица, солнце, цветы, огурцы, перец, синицы; блюдце, горох); картинки-схемы (курица — яйцо, яйцо — цыпленок, цыпленок — водица, водица — блюдце); картинки с изображением девочки с котенком, солнца и буквы Ц из палочек, счетные палочки (спички).

Особенности артикуляции звука [ц]. Звук [ц] — двойной аффрикат, поэтому опираемся на два звука: 1-я позиция — звук [т]: передняя часть спинки языка круто выгнута и образует смычку с верхними резцами; 2-я позиция — звук [с]. Активны кончик и спинка языка. Выдох происходит с сильным напряжением. Голосовые связки разомкнуты.

Мимическая гимнастика и самомассаж «Вот так!»

Ручки растираем и разогреваем,

Ребенок потирает ладони и хлопает в них.

И лицо теплом своим мы умываем.

Разогретыми ладонями проводит по лицу сверху вниз.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Делает граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Растирает ушные раковины по краю снизу вверх и сверху вниз.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

Сгибает ушные раковины, оттягивает уши вниз за мочки.

А потом уходим пальцами на щечки.

Кладет пальцы на щеки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Указательным, средним и безымянным пальцами разминает щеки круговыми движениями.

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Большим и указательным пальцами разминает сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»

Взрослый рассказывает и показывает движения по тексту. Ребенок повторяет.

Сейчас я научу тебя петь песенку синички. Это нежная песенка, послушай: «Ц-ц-ц». Давай споем вместе. Чтобы песенка получилась звонкой и красивой, как у синички, надо немного улыбнуться (ребенок улыбается), показать зубки (показывает зубы), широкий кончик языка прижать к нижним зубам, а посередине языка пустить ветерок (повторяет за взрослым). Сначала произносим звук [т], а затем [с]. У тебя получилась песенка синички: «Ц-ц-ц». Давай споем ее вместе (произносит звук[ц]). Вот какая красивая песенка получилась!

В ходе выполнения упражнения взрослый проверяет, правильно ли ребенок выбрал позу для произношения данного звука. Затем необходимо сформировать верное произношение звука, этому способствуют упражнения на звукоподражание.

Упражнения на формирование правильного звукопроизношения

«Тихо-тихо»

Ребенок повторяет звук вслед за взрослым, воспроизводит интонацию. Прижимает указательный палец к губам — делает вдох, затем длительный выдох и одновременно произносит звук [ц] — длительно, протяжно.

Взрослый обращается к ребенку: «Наши куклы расшалились. Давай скажем им, чтобы они сидели тихо: «Ц-ц-ц!»

«Синица»

Ребенок изображает синицу, которая летает по кабинету (комнате) и цыкает: «Ц-ц-ц». Повторяет звук вслед за взрослым, воспроизводит интонацию.

Синица, синица — веселая птица!

Где ты была? Где ты жила?

Я сидела по кустам,

Я летала по садам: «Ц-ц-ц».

«Дорожка»

Взрослый просит ребенка произнести звук [ц], проводя пальцем по дорожке. Вверх — произнести длительно, вниз — отрывисто.

«Ступеньки»

Взрослый показывает картинку, на которой изображены ступеньки, и просит ребенка, используя пальцы, «подняться» по ним как можно выше и правильно произнести звук [ц]. Ребенок выполняет задание.

«Полянка»

Взрослый показывает картинку, на которой изображена полянка с цветами, и просит ребенка, используя пальцы или игрушку (цыпленок), «попрыгать» с цветка на цветок и произнести отрывисто звук [ц]. Ребенок выполняет задание.

«Лабиринт»

Взрослый показывает картинку, на которой изображен лабиринт, и просит ребенка, используя пальцы или игрушку (овца), «загнать овечку домой» по лабиринту и произнести длительно звук [ц].

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я