По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ

Н. В. Кучмезова, 2015

В книге предлагаются занятия по формированию звукопроизношения у детей 3–5 лет с ОВЗ. Материал построен с учетом принципа от простого к сложному, задания представлены в игровой форме. Книга адресована учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Методические рекомендации

Мимическая гимнастика и самомассаж

• Самомассаж проводится перед артикуляционной гимнастикой.

• Перед занятием ребенок должен мыть руки.

• Движения сначала показывают отдельно и лишь после усвоения их включают в занятия в полном объеме.

• Сначала текст нужно читать медленно, чтобы ребенок успевал сделать самомассаж, а не обозначал его движением.

• Ритм стиха задает ритм массажных движений.

Артикуляционная гимнастика

• Занятия проводятся в форме игры.

• Необходимо соблюдать определенную последовательность упражнений: от простых к более сложным.

• На одном занятии нужно давать 2–3 упражнения, а к последующим переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

• Все упражнения необходимо проводить естественно, без напряжения, точно и плавно.

• Чтобы у ребенка выработалось устойчивое, четкое положение губ, языка, некоторые упражнения следует выполнять под счет, который ведет взрослый.

• При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому материалу.

• Упражнения выполняют поэтапно, в последовательности, указанной логопедом. Инструкции нужно давать дробно.

• Упражнения сначала выполняют перед зеркалом, поскольку ребенку необходим зрительный контроль.

• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, чтобы ребенок видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.

Упражнения на формирование правильного звукопроизношепия

• Работа проводится с учетом появления звуков в онтогенезе: сначала свистящие, затем шипящие, потом сонорные.

• При работе над звуками важно формировать зрительное восприятие. Ребенок должен видеть артикуляцию звука (смотреть на лицо и губы взрослого, стараться по подражанию повторить артикуляционный уклад).

Упражнения на автоматизацию звука

• Необходимым условием успешной автоматизации звука служит постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.

• Автоматизация звука должна проводиться с ребенком в строгой последовательности.

Упражнения на развитие фонематического слуха

• Работа по развитию фонематического слуха начинается с формирования способности выделять данный звук в ряде других звуков.

• Необходимо формировать умение слышать конкретный звук в слоге и слове.

Упражнения на развитие мелкой моторики с предметами

• Сначала все упражнения с предметами выполняются медленно.

• Нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев с предметом и переключался с одного движения на другое.

• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого двумя одновременно.

• Для координации движения руки в соответствии с ритмом нужно использовать стихотворные тексты.

• Занятия должны быть регулярными.

Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам на занятии, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле.

Желаем успехов!

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я