Акыда – исламское вероучение

Мухаммад Таки Мисбах Йазди

Работа представляет собой пособие для изучающих систему ценностей ислама. Подробно рассматриваются основы религиозных убеждений (или акыда), исламское мировоззрение и мораль. Основное внимание уделено разъяснению исламской догматики без использования сложной аргументации, для понимания которой требуются специальные навыки в области философии, экзегетики или мусульманского права. Настоящий курс состоит из 60 занятий, каждое из которых посвящено определённой теме. В конце каждого занятия предлагаются вопросы, направленные на освоение и закрепление изложенного материала. Книга рассчитана на студентов «среднего» звена мусульманского образования, а также на тех читателей, кто интересуется основой и культурологическими аспектами мусульманской религии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Акыда – исламское вероучение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Уважаемый читатель!

В данном издании используются следующие сокращения:

(с) — сокращённая форма фразы: «Салла Аллаху ‘алейхи ва алихи!», что в переводе с арабского языка значит: «Да благословит Аллах его и род его!». В соответствии с исламской традицией, данную словесную формулу благопожелания необходимо произносить после упоминания имени пророка Мухаммада (с).

(‘а) — сокращённая форма фразы: «‘Алейхи (-ха, — хим) ссалам!», что в переводе с арабского языка значит «мир ему (ей, им)!».

К — Коран.

Быт — Бытие. Первая книга Пятикнижия (Торы) Моисея, Ветхого Завета и всей Библии.

Втор — Второзаконие. Пятая книга Пятикнижия.

3Цар — Третья книга Царств (или Вторая книга Самуила).

Ин — Евангелие от Иоанна.

(А.) — примечания автора.

* Все остальные примечания — редактора.

Во имя Бога Милостивого и Милосердного

Хвала Аллаху — Господу Миров!

Мир и благословение Его лучшему творению Мухаммаду и его пречистому роду!

Основополагающие убеждения и мысли составляют фундамент любой системы ценностей и идеологии, осознанно или не вполне осознанно оказывая влияние на формирование норм человеческого поведения. Следовательно, для установления и укрепления мусульманской ценностной или поведенческой системы в сердцах людей должны укорениться определённые мировоззрение и мораль, свойственные исламу, которые всегда будут корнями могущественного и благодатного дерева, постоянно приносящего добрые плоды и обеспечивающего людям счастье в обоих мирах.

Поэтому улемы[1] с самого раннего периода возникновения мусульманской религии различными путями и способами приступили к разъяснению исламской догматики. Например, знатоками калама[2] в этом направлении были написаны книги для разной категории людей. Да и в наше время с учётом новых реалий были созданы и представлены вниманию широкого круга читателей произведения, посвящённые основам религиозных убеждений. Однако эти работы были рассчитаны только на два типа людей: читателей «упрощённого уровня» (для них составлялись книги с множеством комментариев); и специалистов, способных понимать труды учёных со сложной формой изложения, труднодоступными выражениями, насыщенными научной терминологией. Следовательно, чувствовался дефицит учебников для преподавания на «среднем уровне». И вот уже много лет религиозные школы испытывают острую нужду в подобной литературе.

В связи с этим мы решили написать данную книгу, которая отличается следующими особенностями:

1. Была предпринята попытка изложения материала в строгой логической последовательности и разъяснения того или иного вопроса, по мере возможности, не откладывая его на будущее, когда будут рассматриваться другие вопросы.

2. Мы стремились воспользоваться лишь понятными и простыми терминами, избегая сложных и трудных для понимания выражений, и не прибегать к ненужной литературной вычурности в ущерб доступности изложения.

3. Для необходимого доказательства тех или иных положений мы пытались приводить достоверные и ясные аргументы, избегая излишних, а порою и недостаточно убедительных доводов.

4. Кроме того, мы решили соблюдать принцип лаконичности.

5. С учётом того, что книга рассчитана для преподавания на «среднем» уровне, мы считали также излишним использование сложной и глубокой аргументации, для понимания которой требуются специальные навыки в области философии, экзегетики или правового толкования хадисов[3] (фикх ал-хадис). Одновременно в необходимых случаях мы довольствовались вступительными разъяснениями, и, чтобы побудить у учащихся интерес к дальнейшему изучению соответствующих вопросов, делали ссылки на другие книги, в которых данные вопросы освещаются более подробно.

6. Рассматриваемые в книге вопросы подразделены на определённые занятия, с тем, чтобы каждый отдельно взятый вопрос был рассмотрен в рамках одного урока.

7. О наиболее важных моментах того или иного занятия будут сделаны необходимые упоминания в последующих уроках, что послужит лучшему запоминанию и освоению материала.

8. В конце каждой темы предлагаются вопросы, направленные на освоение и закрепление изложенного материала.

Несомненно, данная книга не лишена определённых недостатков, мы надеемся, что с использованием критических замечаний уважаемых знатоков ислама в дальнейшие её издания будут внесены необходимые поправки.

Мухаммад Таки Мисбах Йазди

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Акыда – исламское вероучение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Улемы (араб.) — русифицированное понятие: исламские учёные.

2

Калам (от араб, «слово» или «рассуждение») — дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, дискурсивном мышлении.

3

Хадис (от араб. «новость», «рассказ», «известие») — предания о словах и действиях Пророка ислама, затрагивающие различные религиозные, социальные и нравственные стороны жизни мусульманской общины.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я