Ислам и развитие

Мухаммад Джамал Джалилийан, 2011

Работа посвящена проблеме развития современного общества. В форме ответов на двадцать вопросов, в основном касающихся экономического и духовного состояния исламской общины, автор раскрывает все возможные значения понятия «развитие». Особое внимание уделяется экономике и духовной составляющей мусульманского населения. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ислам и развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая

Определение терминов и основополагающих вопросов

Принимает ли ислам западную модель развития? Или же нужно дать исламскому обществу другое определение развития, особенно экономического?

В общем плане, развитие — это сложный процесс, подразумевающий количественный и качественный рост производства и сферы услуг одновременно с повышением уровня жизни, улучшением структуры доходов и устранением нищеты, обездоленности и безработицы, обеспечением всеобщего благосостояния и научного прогресса в определённом обществе. Такое движение необходимо всем сообществам людей. Процесс развития следует тщательно планировать, прикладывая определённые усилия для его обеспечения.

Однако тот путь, который одобряет ислам, даже если имеет схожие черты с процессом развития в западном мире, целиком с ним не совпадает. Основные отличия от западной модели развития кроются в мотивации и конечной цели. С точки зрения ислама, необходимым является то развитие, которое позволяет раскрыть все возможные положительные стороны общества, или когда этот процесс направлен на возрождение исторических и культурных ценностей.

Люди в таких обстоятельствах смогут проявить волю, использовать заложенные в них силы и потенциал для того, чтобы обеспечить не только своё духовное и материальное благополучие, но и развитие будущего своей страны.

В современных передовых странах развитие дало положительные результаты, с точки зрения обеспечения материального благополучия и комфорта для человека, но при этом очевидно, что в них всё большие масштабы приобретает распущенность, разврат и преступность. В некоторых регионах дети не могут безопасно добираться до школы, полиция вынуждена их охранять. Всё больше людей страдают стрессовыми нервными расстройствами. Психиатрические клиники переполнены больными. Поэтому не случайно, самыми высокооплачиваемыми врачами, в частности, в США, на сегодняшний день являются психологи и психотерапевты, а лекарства, применяемые в психиатрии, распродаются лучше всех остальных препаратов.

Очевидно, что даже высокие, практически идеальные показатели развития, которые обеспечиваются в таких государствах, не дают основания говорить, что там достигнут всеобъемлющий и истинный прогресс, и что жители этих стран абсолютно счастливы и довольны своей жизнью. Утверждать такое стало бы большим преувеличением.

Развитие имеет несомненное человеческое измерение. Говоря об этом феномене, следует принимать во внимание нравственные и духовные вопросы как мощнейшие факторы обретения духовного и душевного спокойствия, которые ни в коем случае нельзя игнорировать. Достигнуть этого возможно, если придерживаться религиозной веры, которая, несомненно, должна быть правильно понята и истолкована. Иными словами, нужно полностью и правильно усвоить религиозные заповеди и науки, в которых содержится единственно верная программа личной и общественной жизни. На таком пути человек обретает счастье в этом мире и блаженство в загробной жизни. Но если религия приобретает характер ложных суеверий, тогда может создаться впечатление, что существует противоречие между религией и развитием.

Существуют различные определения термина «развитие». В частности, по М. Фридману, «Развитие — это творческий и новаторский процесс, направленный на создание базисных изменений в социальном строе»[6].

Определение Майкла Тудару звучит иначе: «Развитие — это многосторонний процесс, обусловленный основополагающими изменениями в социальной структуре, восприятии, представлениях и верованиях простого народа, национальных институтах, а также ускорением экономического роста, сокращением неравенства и искоренением абсолютной нищеты»[7].

Чарльз Киндербергер рассматривает «развитие» как экономический термин. По его словам, экономическое развитие «зиждется на расширении производства, изменениях в качестве производства, перетекании ресурсов и рабочей силы из одной отрасли производства в другую»[8].

По определению Хусайна Азими, «Развитие — это процесс, в рамках которого производство, используя новые передовые средства и инструментарий, совершает переход от своего традиционного состояния к новым методам. Люди приобретают соответствующую этому процессу специальность, изменяют культуру производства, а процесс накопления и использования капитала получает эффективное и стабильное управление»[9]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ислам и развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Карихбагийан, Муртаза. Экономика: рост и развитие. Т. 1. Тегеран, 1991. С. 7.

7

Тудар, Майкл. Экономическое развитие в третьем мире / Пер. Гулам ‘Али Фарджади. Т. 1. Тегеран, [б.д.]. С. 135–136.

8

Киндербергер, Чарльз. Экономическое развитие / Пер. Ризы Сидки. Т. 1. Изд-во высшей школы менеджмента Гиляна, 1975. С. 70.

9

‘Азими, Хусайн. Сферы иранской экономики, не подлежащие развитию. Тегеран,1992. С. 176–177.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я