Правовой статус женщины в исламе

Муртаза Мутаххари, 2010

Настоящая книга составлена из статей Муртазы Мутаххари на тему «Женщина и исламское право», опубликованных в журнале «Зан-и руз» («Современная женщина») между 1345–1346 х. с. / 1966–1967 гг. Высказанные в этих статьях соображения ничуть не устарели и по-прежнему представляют большой интерес. Муртаза Мутаххари рассматривает такие вопросы, как сватовство, временный брак (мут‘а), женщина и социальная независимость, ислам и обновление жизни, Коран о положении женщины, человеческое достоинство и право, естественные основы семейного права, различия между женщиной и мужчиной, махр и иждивение, наследство, развод, многожёнство. Муртаза Мутаххари – один из самых выдающихся учёных в области исламской философии, мистицизма (‘ирфан), схоластики, юриспруденции, автор большого количества трудов. Его книги и по настоящее время числятся в Иране среди самых популярных по исламской тематике. Настоящее издание рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся духовной культурой мусульманского мира.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовой статус женщины в исламе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Сватовство и помолвка

Разве сватанье мужчины это оскорбление для женщины?

Во многих культурах брак для мужчины означает «брать в жёны» (зан гирифтан), и он (мужчина) при этом преподносится как клиент и покупатель, а женщина — как особого рода товар. Подобные смыслы чреваты очень негативными психологическими последствиями, они оставляют нехороший след в отношениях между женщиной и мужчиной, выступая своего рода жестом, намекающим на то, что мужчина является господином и владельцем, а женщина — объектом собственности и рабыней.

Отсюда сложилось мнение, что для того чтобы сватовство не обрело односторонней формы и не воспринималось в смысле «брать в жёны», оно преподносится в качестве обязанности как для мужчины, так и для женщины (в форме «брать в мужья»). Так, если скажем «брать в жёны» или если всегда обязываем мужчин свататься к женщинам, то это наносит ущерб репутации женщины и означает, что мы воспринимаем её как товар, вынесенный на продажу. Однако это одно из самых больших заблуждений. Именно эта ошибка привела к выдвижению предложения об отмене махра[10] и иждивения (нафака), о которых мы при случае расскажем более подробно.

Натура мужчины — желание и потребность, а натура женщины — кокетство и каприз

То, что с древних времён мужчины сватались к женщинам и просили женщин быть их супругами, считалось из числа самых значительных факторов защиты достоинства женщины и проявления уважения к ней. Природа создала мужчину как олицетворение желаний, любви и прошения, а женщину — как символ желаемого и возлюбленного. Природа уподобила женщину цветку, а мужчину — соловью, а также женщину — свече, а мужчину — мотыльку. Это одно из мудрых замыслов и один из шедевров Творца, согласно которому в натуре мужчины заложены желание и потребность, а в натуре женщины — кокетство и каприз. Таким образом, Природа компенсировала физическую слабость женщины в ответ на физическую силу мужчины.

Женщина не может добиваться мужчины, так как она в таком случае может потерять репутацию и уронить своё достоинство. Мужчина же, посватавшись к какой-либо женщине и получив отказ, может свататься к другой женщине, и так до тех пор, пока одна из них не согласится стать его женой. Но для женщины, которая желает быть любимой и почитаемой, желает найти своё место в сердце мужчины и властвовать над всем его естеством, будет невыносимо услышать от него отказ в ответ на её просьбу о супружестве, и тем более, когда и если она будет вынуждена обратиться с аналогичной просьбой к другому мужчине.

По словам известного американского философа и психолога Вильяма Джеймса, стыдливость и деликатная воздержанность женщины — отнюдь не инстинктивное явление, но воспитанное: дочери Евы осознали, что для сохранения достоинства им не должно бегать за мужчинами и унижать себя, напротив — им следует избегать состояния доступности; женщины усвоили эти уроки в ходе всей истории человечества и дочерей воспитывали в аналогичном ключе.

Впрочем, всё это свойственно не только человеку, так поступают и животные. Самцам свойственно демонстрировать свою увлечённость самками, свою нужду в них. А самкам свойственно всё больше очаровывать противоположный пол своей красотой, нежностью, а также путём самообладания и изысканной демонстрацией своего равнодушия к нему, тем самым вынуждая его следовать её желаниям и добровольно обрекать себя на услужение ей.

Мужчина является покупателем возможности соединения с женщиной, а не права собственности на неё

Удивительно! Спрашивают, почему мужчина исторически преподносится как покупатель женщины? Во-первых, это относится к закону Творения; во-вторых, разве все покупки относятся к категории завладения правом собственности или превращения чего-либо в собственность? Учащийся и студент являются покупателями науки. Ученик является покупателем учителя. Искатель искусства является покупателем знатока искусств. Разве во всех этих случаях речь идёт о собственности и разве всё это затрагивает честь науки, учёного, искусства и знатока искусств? Мужчина выступает покупателем соединения с любимой женщиной, а не покупателем права собственности на неё.

Разве в нижеследующих двустишиях нашего сладкоречивого поэта Хафиза вы замечаете какие-либо оскорбления в адрес женского пола?

Шираз — рудник рубиновых уст и месторождение красоты,

А я огорчён тем, что являюсь разорившимся ювелиром.

Город полон граций, а красавицы — с шести сторон,

Беден я, иначе был бы покупателем всех шестерых.

Хафиз сожалеет, что, будучи бедным, не может одарить красавиц и тем самым заслужить их благорасположение. Что это — оскорбление достоинства женщины или высшее проявление уважения к ней со стороны мужчины с живым воображением и тонкими чувствами, который, несмотря на всё своё мужество и стойкость, преклоняется перед женской красотой, нуждается в ней?

И, наконец, умение женщины проявляется в том, что она смогла привлечь мужчину к своему порогу, не взирая на его положение и состояние.

А теперь судите сами, для чего определённые лица под видом защиты прав женщины ставят под сомнение её величайшую привилегию, честь и достоинство?

Именно поэтому я и утверждаю, что эти господа оказывают женщине «медвежью услугу».

Традиция сватовства — деликатная и благоразумная мера

Как нами было отмечено, мужчина, согласно закону Творения, создан в качестве символа потребности, желания и требования, а женщина — как символ желательности и гармонии. И данное положение является наилучшим гарантом достоинства женщины и уважения к ней, способом компенсации её физической слабости в ответ на физическую силу мужчины, а также наилучшим фактором сохранения сбалансированности и стабильности в их совместной жизни. Это естественная привилегия, которая дана женщинам, и одновременно естественная обязанность, возложенная на мужчин.

Законы, принятые человечеством, другими словами, присущие человеку законодательные меры должны сохранить данную привилегию для женщины и упомянутое обязательство для мужчины. Законы, основанные на идентичности женщины и мужчины с позиции обязанностей и правил сватовства, находятся в противоречии с интересами и достоинством женщины и с уважительным отношением к ней; эти законы разрушают необходимую в супружеской жизни сбалансированность, на первый взгляд, в пользу мужчин, но фактически во вред как женщине, так и мужчине.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовой статус женщины в исламе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

10

Махр — имущество, согласно шариату, выделяемое мужем жене при заключении равноправного брака. Махр — главное условие брака, он принадлежит только жене и обеспечивает её в случае вдовства или развода по требованию мужа. Махром может быть всё, что имеет какую-либо стоимость и на что может быть распространено право собственности.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я