Мурад Ашурлы

Автор делится жизненными принципами, которые помогли ему вырваться из полукриминальной среды Москвы 90-х, получить блестящее образование, защитить научную степень, переехать в США и достичь своей мечты – путешествовать по всему миру и покорить Эверест. Вы узнаете детали подготовки к восхождению на высочайшую вершину мира, особенности программы тренировок и вместе с автором пройдёте путь к вершине.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В поисках своего Эвереста. Неопровержимые принципы достижения вашей большой цели предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 3.

В поисках поддержки для своих устремлений и развития потенциала

Любопытно, что зачастую люди находят источники вдохновения в трагические моменты жизни.

Боль и борьба, через которые мы пробиваемся в периоды отчаяния, часто становятся проверкой наших сил и вызывают желание преодолеть ситуацию, кажущуюся безнадежной. В 1996 году трагедия постигла и мою семью, обозначив очередной поворот в моей жизни.

Используй испытания и невзгоды

как источник сил

У моей семьи был загородный дом примерно в ста километрах от Москвы.

Мы часто проводили там выходные, чтобы отдохнуть, позаниматься и просто насладиться временем, проведенным вместе с семьей и друзьями. Это должен был быть один из таких выходных. Мой отец, мать, а также друг и коллега моего отца сели в мою машину и отправились на дачу. Мать заняла свое обычное место позади меня, за водительским сиденьем, и погрузилась в двухчасовую дремоту. Она потеряла интерес к вождению несколько лет назад, с тех пор как дорожное движение в Москве стало слишком опасным.

Когда мы выехали на четырехполосное шоссе, начался дождь. Мы уже ехали достаточно долго, так что моя мать успела уснуть. Как оказалось потом, это было и к лучшему. Впереди показалась машина, ехавшая навстречу слишком быстро, учитывая погодные условия. Ее водитель не справился с управлением, и его машину занесло в нашу сторону. Не имея свободного пространства ни с одной из сторон, я сместил машину вправо насколько это было возможно, чтобы избежать столкновения. Но этого было недостаточно.

Приближавшаяся машина врезалась в нас со стороны пассажирского места, где крепко спала моя мать. Она больше никогда не проснулась — погибла прямо на месте.

Не зная истинного положения вещей, мы поспешили отвезти ее в больницу, где нам мягко сказали, что уже невозможно ничего сделать. В мгновение ока не стало одного из самых важных и дорогих для меня людей. Как и любой, кто когда-либо сталкивался с трагическим, меняющим жизнь событием, я пытался справиться с душившими меня эмоциями и приступами ярости, постоянно задаваясь одним и тем же вопросом: «Почему?» Но как можно на него ответить?

Я осознал, что есть события, которые оставляют неизгладимый след в человеческой жизни, и, сопровождаемые эмоциональным шоком, они либо сбивают вас с ног, делая беспомощными, либо имеют эффект, как будто вас окатили ведром холодной воды, моментально фокусируя ваше внимание. В моем случае именно это и произошло.

Мои родители были движущей силой всего хорошего в моей жизни. После смерти матери у меня остались только воспоминания — о ней, ее словах ободрения и советах, которыми она настойчиво подталкивала меня на правильный путь. По какой-то странной причине ее слова зазвучали в моей памяти отчетливее после ее смерти, чем когда она их произносила, будучи живой. Тем не менее, несмотря на то что я получал хорошее образование и шел по правильному пути, что очень ее радовало, мое будущее все еще было не устроено, а мой путь не определен.

Я уважал желания своей матери и окончил институт. Я защитил диссертацию, зная, что это бы вызвало ее гордость за меня. В глубине души я чувствовал, что, если бы я бросил учебу, это бы сильно ее расстроило.

Выходи из зоны комфорта,

чтобы раскрыть свой потенциал

У моей матери была мечта съездить в Индию, в штат Сикким, который находится в Гималаях.

Сикким граничит с Непалом с запада, с Китайским Тибетом — с севера и востока и с Западной Бенгалией — с юга. Канченджанга, третья по высоте вершина в мире, находится в Сиккиме на границе с Непалом. Сикким популярен среди туристов благодаря богатой культуре и живописным пейзажам. Топографически он тянется из зоны субтропиков до высокогорной вершины Канченджанга высотой 8586 метров. До 1852 года Канченджанга считалась самой высокой вершиной мира, пока не были проведены более точные исследования и измерения.

Моя мать очень хотела побывать в Сиккиме, увидеть Гималаи и познакомиться с богатой культурой и традициями местного населения. Ее также интересовали картины и философия Николая Рериха, выдающегося русского художника, который в 1923 году отправился в пятилетнюю экспедицию по Центральной Азии, начавшуюся в Сиккиме. Будучи художником, моя мать была очарована тем, как азиатская культура повлияла на художественный стиль Рериха и его мировоззрение. Из-за преждевременной гибели ее мечта так и осталась нереализованной.

В 1999 году, через два с половиной года после смерти моей матери, ее близкая подруга Руфина Арефьева, которая возглавляла альпинистский клуб при Московском государственном университете, пригласила меня в экспедицию в Сикким, посвященную памяти моей матери. Я принял решение поехать, чтобы осуществить ее мечту. Это была всего лишь моя вторая поездка за пределы России. Я совсем ничего не знал об этой части мира, и у меня не было ожиданий от этой поездки, кроме возможности почтить память матери.

Могу честно признаться, что эта поездка в Сикким действительно изменила мою жизнь. Глубоко духовную культуру, с которой я столкнулся во время путешествия, невозможно было сравнить ни с чем в России. Перед моими глазами открылась совершенно иная реальность, сильно контрастировавшая с той духовно угнетенной обстановкой, которая царила в Советском Союзе на протяжении последних восьмидесяти лет. Вместе с моими новыми друзьями, которых я приобрел во время поездки, я узнал от местных жителей о различных духах и богах, которые, по их верованиям, живут в горах и обладают различными «силами» и энергиями. Независимо от того, верите ли вы в подобные легенды и традиции, во всем этом было что-то весьма заразительное, что очень воодушевляло.

Со мной в поездке был и мой брат Исрафил Ашурлы. Это была его первая поездка в горы, и для нас обоих она стала опытом, изменившим нашу жизнь. После нее он стал энтузиастом горных восхождений. Многие из тех, с кем мы познакомились во время поездки, до сих пор остаются нашими друзьями. Среди них и Сергей Долженок, талантливый фотограф, который снимал наши невероятные приключения, чтобы запечатлеть эти моменты на память. Мои новые друзья проявляли столь сильную жажду к знаниям, любознательность и любовь к жизни, что эти качества послужили и для меня катализатором моих собственных стремлений.

Одно событие из этой поездки, которая разожгла во мне жажду приключений, едва не стоило мне жизни. В той экспедиции я познакомился с русской девушкой, Марией Нестеренко. Она путешествовала по всему миру и всегда стремилась выбирать нестандартные и порой рискованные маршруты. Наша группа возвращалась из похода рядом с Канченджангой по дороге вдоль реки, когда у Марии появилась идея получше: «Давай пойдем по другой стороне реки. Это намного интереснее». Выбор этого маршрута был нарушением правил, что было абсолютно типичным для Марии: она была закоренелым противником всяких правил.

Чем дальше мы шли по выбранному пути, тем меньше оставалось связи с цивилизованным миром. Вскоре мы очутились в дикой местности. По пути мы видели множество скелетов животных, ставших добычей различных хищников. С этого момента мы стали наносить наш путь на карту, так как четко отмеченная на карте тропа вдоль реки осталась далеко позади нас. Впереди сквозь густой кустарник мы увидели большой темный объект, который быстро двигался в нашу сторону. Спустя несколько секунд перед нами возник крупный черный медведь, и судя по тому, с какой скоростью он приближался, для него настало время обеда.

Удивительно, как быстро может бежать человек, если от этого зависит его жизнь. Мы бросились обратно через лес в сторону реки и оказались на обрыве десятиметровой скалы. Река неслась вдоль подножия скалы и была нашим единственным шансом на спасение, однако для прыжка было слишком высоко. Никто из нас никогда не спускался с такого крутого обрыва, но, когда голодный медведь наступает тебе на пятки, не особо задумываешься о недостатке опыта. Наш стремительный спуск скорее напоминал свободное падение с попытками уцепиться за скальные выступы. Оказавшись внизу, мы перепрыгивали с одного валуна на другой, чтобы перейти на другую сторону реки и вернуться на тропу. Когда мы добрались до другого берега, мы обернулись и увидели медведя, появившегося из-за кустов на вершине скалы. Он решил не прыгать и направился обратно, чтобы найти себе другой перекус.

Как и многие, кого я встретил в этой поездке, Мария много путешествовала по разным странам. Друзья, которых я приобрел во время похода, будто жили на другой волне по сравнению с теми, кто заключал сделки на задворках Москвы или наслаждался статусом коррумпированного государственного чиновника. Я быстро понял, что за пределами моей системы координат находится не только большой новый мир, но и люди с намного более грандиозными мечтами и восприятием мира, нежели мое собственное. И эти отношения пьянили в полном смысле этого слова.

Возникшая еще в старом Советском Союзе с его коррумпированными чиновниками среда, в которой я жил, была насквозь пропитана идеей экономического выживания и материализма. Выйти за пределы этой среды и окунуться в гималайскую культуру, пропитанную глубокой духовностью, было чем-то поистине потрясающим. И хотя я не разделял все религиозные верования этого края, влияние, которое они оказывали на людей, наполнив все вокруг смыслом и энергией, вызывало уважение.

Вспоминая тот опыт, я понимаю, что это было своего рода высвобождением из кокона и первым знакомством с совершенно иным образом жизни. Я часто думаю, каким бы узким и ограниченным осталось мое мировоззрение, если бы я не попал в ту экспедицию. Во многих смыслах эта поездка исполнила все то, чего желала для меня моя мать.

Этот опыт также был полезен и для моей развивающейся карьеры. К тому моменту я работал в России, в компании «Эрикссон». Во время поездки у меня была возможность практиковать свой английский, что принесло пользу в последующие годы. Через два месяца после возвращения из экспедиции я впервые поехал в США, в шестимесячную командировку в Техас. Познакомившись с другой культурой и научившись более свободно изъясняться на английском, я получил возможность поработать в качестве инженера в компании, которая разрабатывала системы автоматизированного проектирования базовых станций в построении сетей связи.

Вскоре после моего возвращения из Техаса обратно в Россию мне была предоставлена еще одна возможность поехать в США, на этот раз уже в командировку в Сан-Диего, за которой последовал проект в Швеции.

За один год моя жизнь и мое будущее кардинально изменились относительно тех суровых дней, когда надо было добывать средства к выживанию в рыночной экономике «дикого запада». Теперь я был абсолютно свободен и чувствовал, что для меня возможно все.