Книга повествует об обучении в школе – классической православной гимназии – обычного школьника 1990-х, поступившего туда из обычной советской школы в поисках “интересного духовного и мудрого обучения”. Книга подана в виде дневника, где наблюдения этого школьника над странной и даже противоестественной “православной гимназии” с ее дикими “православными” обычаями и обычными школьными нравами в духе сериала “Школы” Валерии Гай Германики смешиваются с воспоминаниями об учебе в советской школе времен конца 1980-х-начале 1990-х с интереснейшими подробностями и деталями, могущими заинтересовать современную публику. Содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православная Гимназия им. Свт. Григория Неокесарийского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как случилось, что я перешел из простой советской школы (спецшкола номер 31, — будь она проклята, — что на улице Станиславского) в православную гимназию? На это были свои причины.
Я очень хорошо запомнил вечеринку в честь окончания первого полугодия.
Новое время только наступало, и еще никто не знал толком, как надо радоваться на вечеринке по всем правилам, так что в комнате был выключен свет, а магнитофон сделали на полную громкость, причем, хихикая, туда вставили кассету с песнями, типа"секс, секс, как это мило, секс, секс без перерыва".
Под эту музыку некоторые стали дрыгаться, изображая танец. Большая часть народа сидела за партами, которые сдвинули друг с другом и на которых стояли различные лакомства.
Помнится, я сидел рядом со всеми и пытался поддерживать болтовню. Вернее, это была даже не болтовня, а перекидывание отдельными фразами, причем у меня создалось стойкое впечатление, что они нарочно говорят на каком-то шифре, чтобы я не понял. Названия каких-то рок-групп, какие-то звезды эстрады, магазины и рестораны…
А недавно у класса случился какой-то бзик. Все накупали себе небольшие фигурки монстров с клешнями вместо рук, создавали себе из них армии и на переменах играли таким образом: выстраивали армии друг против друга и начинали яростно дуть в спины монстров. Монстры качались, сцеплялись клешнями, и чей монстр упадет — тот и проигравший.
Я с каким-то раздражением смотрел на эти бои и на хихикающих ребят, на девочек — таких милых и дружелюбных с первого по пятый класс, и ставших такими надменными и неприступными в середине этого, шестого. Чувствовалось, что мне пора уходить.
Единственное, ради чего стоило здесь остаться, — это ради черноглазой, тоненькой и смешливой Полины Барышниковой. Полина — это отдельный разговор. Полина — это моя любовь. Она пришла накануне моего ухода, но я до сих пор сожалею, что мы не подружились, и до сих пор вспоминаю эти черные глаза и черные прямые волосы, эдакой челочкой закрывавшие лоб.
Я, конечно, ей понравиться не мог. Вот, например, однажды, когда я шутя кинул в нее снежком, метко попав за шиворот, она подошла ко мне и врезала так, что я долго приходил в себя. Потом мне рассказали, что она владела какими-то восточными единоборствами. Вот и заигрывай с ними после этого!
Посреди вечеринки в комнату вошла, извиваясь под музыку, Татьяна Георгиевна, наша классная руководительница, солидная дама лет под пятьдесят. Татьяна Георгиевна была облачена в замечательную мини юбочку, какие не носили даже девчонки. Разрез на кофточке достигал пупа. Татьяна Георгиевна принесла дневники с проставленными оценками за первое полугодие, и торжественно шмякнула их в кучку ближайших пирожных.
…Но идти опять в какую-нибудь советскую школу? Благодарим покорно. Я проучился шесть с половиной классов, и с меня хватит. Больше всего меня выводили из себя уроки литературы, на которых нужно было писать сухие и пыльные опусы про Пушкина и других героев России, не отступая ни на шаг от заранее разработанных в программе и лично литераторшей правил написания подобных сочинений.
Вот, например, нужно было описать портрет Тургенева. Я решил описать этот портрет так, как видел. Проявить, так сказать, индивидуальность. Двое моих приятелей осмелились также описать этот портрет так, как видят его они, а не авторы учебников и учительница. И если получилось смешно, то чем я виноват? Невозможно описывать лицо человека всерьез!
В итоге за проявление индивидуальности я вместе с приятелями после последнего урока был отправлен прямиком к директорше.
Вначале, правда, литераторша пыталась пробудить мою совесть, для каковой цели посреди урока алгебры она ворвалась в класс вместе с разгневанной Татьяной Георгиевной, остановила урок и стала зачитывать мое произведение вслух. Однако добилась только того, что класс повалился под парты и выл на разные голоса от хохота, а учительница по алгебре колотила головой по столу и рвала на себя блузку, и была сизого цвета, и давилась от кашля. Татьяна Георгиевна тоже не выдержала и захихикала, чем и довела класс до такого состояния, что урок не смог продолжаться еще, по крайней мере, минут двадцать.
Директриса, которая руководила этой школой аж с пятидесятых годов, долго вынимала из нас душу, и дожала-таки одного. Парень зарыдал, утираясь рукавом, и подуставшая директриса с удовольствием продолжила свои истязания, прямо намекая на то, что наши дни сочтены, и пора бы нам подыскивать себе какую-нибудь другую школу. Я решил, что сопротивление бесполезно, и ушел. Приятели почему-то остались.
Да, эта моя школа была мертва. Мертва, как арестантская зона (ее прозвали"спецшкола строгого режима"). Вернее, мёртвой она стала как раз к шестому классу. Девочки, которые учились со мной с 1 класса, вдруг стали надменными, злобными и смотрели лишь на то, много у тебя денег или нет… То есть, прорывались какие-то добрые и весёлые части их души, но всё явственней становилось, что что-то с ними происходит… Будто укушенные зомби, они начинали портиться — почти незаметно, но это было страшнее всего: они сами не замечали, что портятся, изменяются… Детские наши игры и «тубзооборона» уходили… Приходила «Пицца-Хат», «Макдональдсы», «мой папа круче твоего», сигареты и пивко…
А ведь начиналось всё красиво и легко: во втором, что ли, классе, меня приняли в октябрята. Мы были в белых рубашках, в аккуратных школьных формах, а на грудь нам прицепили октябрятские звёздочки… Был май, пахло липой, солнце ласково светило в наш класс, и мы, гордые, что приобщились к чему-то новому радостно смотрели друг на друга. Мы словно подросли. А «Правила октябрят» неожиданно заставили задуматься. Когда мы вышли из школы и пошли по домам, один из нас заметил, что какой-то мальчишка ломает куст. Раньше мы бы не заметили этого, но тут вдруг ощутили непонятый позыв… Мы подошли к мальчишке, отругали его и прогнали… Сзади, из школьных дверей, выходили нарядные, в белых передничках, девочки, и солнце освещало их таким волшебным светом, что мы, мальчишки, долго стояли, втягивали в себя запах лип, смотрели на наших девочек и всё не хотели расходиться… Хотелось стоять вот так вот, и обсуждать что-то важное… Как взрослые…
Да, потом мы забыли про наши звёздочки, про «Правила октябрят», стали самим собой, шалили. Но тот день я помню очень хорошо… Новый мир открылся нам и поприветствовал…
Классная, Татьяна Гавриловна, разделили наш класс на «звёздочки». На большой красивой доске были нарисованы красные звёзды, а на их концах каждый из нас приклеил свою фотографию. Все сфотографировались в школьных костюмчиках, а я, как всегда, почему-то в полосатой кофте… Меня сурово отругали, а Татьяна Гавриловна сказала, что как раз из таких вот «безответственных мальчиков» и вырастают потом хулиганы… Я это запомнил. Она была права: я был безответственным и нахальным… Нечего было говорить всякое)))
Во главе «звёздочек», на верхушке главного луча, была фотография отличницы или отличника. Затем назначались ответственные по чему-нибудь. Одни записывались «помощниками» по домашним заданиям, другие — ещё по чему-то. Я назначался «ответственным по поливке цветов». На цветы мне было почему-то наплевать. Я вообще всегда был почему-то вне каких-либо обществ. Но зато общество с удовольствием взялось меня перевоспитывать. Боюсь, что ничего у них не вышло))
Особенно старались девочки. Они учили меня правописанию. Когда они увидели мою «Тетрадь по мотиматики», они начали меня грубо учить русскому языку — просто как только раздавался звонок, девочки из моей звёздочки и будущие, наверное, училки из других «звёздочек» бежали к моей парте и заставляли писать различные слова согласно законам правописания. Как сейчас помню — я, зажатый между плотненькими девочками, между их коленками и локтями, их жаркое дыхание сзади и постоянное «Нет! Напиши, пожалуйста, ещё раз!». Чтобы сходить в туалет, приходилось идти на прорыв: как танк, я взламывал сплошную стену из девчонок и бежал в туалет, где сидел до конца перемены.))
Здорово тогда было: мы любили нашу Татьяну Гавриловну. Её солидный властный голос, её артистическая манера рассказывать различные истории про Великую Отечественную, про штурм Зимнего дворца… Когда потом мы ушли от неё и на каждый предмет стали ходить по кабинетам, будто наш детский мир ушёл… Помнится, отчаянье охватило меня, когда нам в библиотеке в пятом классе выдали «Алгебру». Почему-то я почувствовал себя невероятно старым! И ведь недавно ещё мы получили наши звёздочки, ходили в школьных костюмах, в сменке, проводили какие-то весёлые утренники и рассказывали нашим папам-мама стихи, а тут вдруг бац — и «Алгебра»(((
Господи, как же всё это быстро произошло!!!
Все резко переменились.
Вместо Татьяны Гавриловны появилась эта дура, Татьяна Георгиевна. Злая, с выкрашенными в белый цвет волосами, с резким визгливым голосом… Все замечали, что любила она лишь обеспеченных детишек, которые получали почему-то сплошь пятёрки, а остальные стали хроническими двоечниками…
Девочки… Такие милые… Добрые… Смешливые… Любящие подурачиться… Посмеяться… Всё. Они словно растворялись, словно поверх их детского тела сверху возникал щетинистый колючий панцирь…
Мальчишки… Они говорили о деньгах, они хвастались, чей папа круче… потом идиотские роботы эти, которым надо было дуть в спины…
Я чувствовал, что нужно искать что-то другое… Начать жить по-новому.
Мне захотелось чего-то христианского-православного. Я к тому времени много прочел книг о православии, и решил, что стоит поучиться в школе с таким вот православным уклоном. Да-с, я захотел учиться в нормальной школе с православными нравственными порядками и православными нравственными школьниками.
А вдруг? — думал я.
А вдруг я вновь найду школу, которая была до 6 класса?!
Такую, чтобы все были добрыми, и чтобы запах лип………………
…Я дрался по десять раз на дню. Участвовал в совместных потасовках всего класса, когда каждый дрался за себя против всех, отбиваясь всем, начиная от портфеля и кончая стульями. Дрался за каждую оценку, как опытный боец зазубривая целые главы из английских учебников, чудовищные формулы из тригонометрии и французские стихотворения. На английском у меня списывало пол группы, а на французском, чтобы миновать контрольную, группа умоляла меня читать стихотворение медленно, изо всех сил не торопясь, а потом — еще какое-нибудь стихотворение, — "спасай нас!", — чтобы затянуть время.
Мне все это надоело. Мне стало трудно драться каждый день за существование и за никому не нужные оценки, остерегаться Татьяны Георгиевны и завуча, как огня. Мне хотелось отдохнуть и учиться спокойно, не торопясь, вдумчиво. Я хотел, чтобы вокруг были спокойные ребята, заботливые, уважающие учителя, а не такие, которые смотрели на каждого ученика как на гидру. И главное — спокойная атмосфера. Многовато требований, но стоило поискать.
И такая школа нашлась.
Это была только что открывшаяся православная гимназия"им. Святителя Григория Неокесарийского". Платная, правда, но что не сделаешь для!
В моем дневнике выражены все мои ожидания, страдания и отчаянье.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православная Гимназия им. Свт. Григория Неокесарийского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других