В книге затронуты актуальные вопросы глобальной проблематики. Каким будет наш мир в 2050 г. и в конце ХХІ столетия? Какие прогнозы реальны уже сегодня? Существует ли угроза существованию человечества? Какой путь следует выбрать человечеству, чтобы выжить и не уничтожить все живое на Земле в ходе этого выживания? Каким должен быть баланс между глобализмом и национализмом, чтобы извлечь универсальную формулу счастья для человечества? Может ли появление сверхразума дать ответы на вызовы Вселенной?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будущее не имеет истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Современный мир не только глобальный, взаимозависимый и стремительно меняющийся, он также неопределенный. Хотя теория неопределенности хорошо известна в физике, а принцип неопределенности Гейзенберга в квантовой физике достаточно широко используется в прогнозировании многих процессов и систем с достаточно высокой точностью, а определяющая неопределенность, как характерная черта нашего мира, будет делать этот же мир не совсем понятным. У нас отсутствуют какие-либо основания использовать структуру этих неопределенностей в прогнозировании. Эти неопределенности являются непредвиденными и неожиданными. Так, американский экономист и трейдер Нассим Николас Талеб использует в прогнозах понятие «черные лебеди». Наше будущее окажется переполненным неясностями и сюрпризами. Например, 30 лет назад никто даже не мог предположить распада СССР и его социалистической системы, а в последние годы полной неожиданностью, и в первую очередь для ведущих британских политиков, стал Brexit. Были ли эти «неожиданные подарки» действительно настолько неожиданными? И как мы должны на них реагировать? В наше время трансформации переросли в категорию постоянных. Тем не менее человеческой природе свойственно сопротивление разного рода изменениям, и особенно — неожиданным. И человеческой натуре характерно сопротивляться даже положительным переменам. В романе Л. Толстого «Воскресение» крепостные графа Нехлюдова отказываются от вольной, то есть быть свободными, а предпочитают оставаться собственностью помещика, что бы избежать пугающего их будущего, с его неопределенностью. Английская писательница Мэри Шелли писала в «Франкенштейне»: «Нет ничего более болезненного для человеческого разума, чем большие и внезапные перемены». В недавно опубликованной книге Калстауса Джума, профессора Гарварда, члена Всемирной академии искусства и науки «Инновации и ее враги — Почему люди не воспринимают новые технологии» рассказана занимательная история о том, какое неприятие вызвал новый по тем временам продукт кофе (Папа Римский Климент VII в 1600 году своим указом («благословением») запретил употребление этого напитка, назвав его «напитком сатаны»). Во Франции виноделы и врачи даже организовались в сообщество, основной целью которого было переубедить всех в том, что кофе не несет вреда здоровью и не вызывает «паралич и импотенцию». Напиток под названием «Cafe au lait» и был создан как своеобразный компромисс — и кофе, и молоко. «Барометр» Эдельман Траст (Edelman Trust) в заметке для «Harvard Business Review» от 16 января 2017 года пишет, что 53% респондентов убеждены, что перемены происходят слишком быстро. Однако эволюционное развитие глубоко укоренилось в человеческой природе: с одной стороны, нам необходимы стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а с другой — человеку присуще стремление узнать что-то, склонность к риску и и к постоянным трансформациям.
Представленная вашему вниманию книга Момира Джуровича «Будущее не имеет истории» вводит нас в мир ближайшего будущего человечества — в средину XXI века. Грядущее полно неожиданностей, неопределенностей, сюрпризов, но будущее также имеет и исключительные особенности.
В 2050 году население планеты достигнет 9,7 миллиарда человек, и по-прежнему будет оставаться неравномерным по плотности заселения регионов (параграф 2.1), и совершенно независимо от каких-либо политических программ и партий. Естественно, вселенский природный катаклизм, вызванный столкновением космических тел (катастрофа, которую земные технологии могут вычислить, но не могут предотвратить в течение последующих десяти лет) или ядерной войной (которая начнется ввиду использования новейших технологий в террористической деятельности или же по неосторожности, случайно, по ошибке, что с большой долей вероятности может случиться и в наши дни), окончательно погубит человеческую цивилизацию и может даже полностью уничтожить жизнь на Земле.
«Бюллетень ученых-атомщиков» опубликовал «Часы Судного дня» — проект журнала, ведущийся с 1947 году, аллегорически представляющий уровень ядерной угрозы в мире. Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерной войны. В 1947 году угроза ядерной катастрофы определялась как «7 минут до полуночи», а после того, как США и СССР разработали и испытали H-бомбы, часы перевели на 2 минуты вперед до полуночи. Окончание «холодной войны» в 1989 году привело к переключению часов на время до «17 минут до полуночи». Впрочем 14 января 2014 года под давлением растущей политической напряженности, а также после разрушения природных и человеческих капиталов, часы вновь сдвинули на 5 минут ближе к полуночи, и с 22 января 2015 года — «до 3 минут до полуночи». В 2015 году проявились новые вселенские угрозы (война в Украине, ИГИЛ) и позитивные события (ядерная сделка Ирана, Цели устойчивого развития — набор целей для будущего международного сотрудничества), Парижское климатическое соглашение и такие идеи, как мир, свободный от ядерного оружия, выдвинутые и поддержанные парламентариями в ядерном разоружении и мэрами крупнейших городов за мир 2—13 мая 2016 года). Было принято решение перевести условные часы на «3 минуты до полуночи» (27 января 2016 года). Однако по состоянию на 26 января 2017 года «Судный день» был перенесен на «2,5 минуты до полуночи».
С высокой степенью точности демографическая статистика на основании имеющихся данных может рассчитать, каким именно будет население Земли к 2050 году и даже как распределится по планете. На Земле могут проживать и 10 миллиардов человек, и даже 20 миллиардов, но, конечно же, не несколько сотен миллиардов. Впрочем цифра и 10 миллиардов человек может оказаться слишком высокой, если нашими доминирующими ценностями будут оставаться страстное стремление и неудержимость в удовлетворении низменных и не только желаний, а также непомерная нажива. Махатма Ганди в свое время разумно подметил, что «всего в мире существует достаточно и для всех, однако не для всех алчных». Это же произойдет и с нами, если мы продолжим так жить и дальше, как это делали некоторое время назад, и будем только лишь непомерно потреблять. Ученые-экологи достаточно точно могут рассчитать нужное потребление воды для человечества (параграф 2.3), уровень разрушения среды обитания человека (параграф 2.2) и изменения климата (параграф 2.4). Естественно, сценарий «бизнес как обычно» или другой схожий план замораживания потребления на текущем уровне — точно не являются сценариями устойчивого развития.
Наш современный мир — лучший из всех тех, что были ранее в истории человеческой цивилизации, но он не является миром с устойчивым развитием. Мир стремительно видоизменяется, и мы начинаем становится обоюдно зависимы — все это имеет весомые отличия от всего, что существовало ранее. Наш мир — это высокий уровень качества жизни, продление жизни, доступность высшего образования, наиболее развитые экономические, политические и социальные системы, мы обладаем хорошим здоровьем, у нас широкие познания, и, вероятно, лучшее понимание чего бы то ни было. Однако современный мир не является устойчивым и, более того, он саморазрушающийся: гибнут человеческие, социальные и природные ресурсы, более полувека военная машина нескольких суверенных национальных государств поддерживает террористические группировки, связанные с международной преступностью, неся постоянную угрозу человеческому самовыживанию. В ту минуту, когда вы читаете это «Предисловие», несколько тысяч детей во всем мире умрут с голода. С 1991 по 2013 годы от длительного недоедания погибло огромное число людей — 423 миллиона, это больше, чем погибло в ХХ веке — около 200 миллионов, или во время Второй мировой войны — около 60 миллионов. Огромная цифра — 50 миллионов человек — и сегодня пребывают в рабстве, а это на 30% больше, чем год назад. «Такая экономика убивает!» — написал 24 ноября 2013 года Папа Римский Франциск в «Евангелийском гаудиуме». Скандальный министр Йозеф Фуше однажды сказал Наполеону: «Это хуже, чем преступление, это — глупость!» Действительно, все свидетельствует в пользу того, что человеческий капитал (в том числе, конечно же, социальный и культурный) значительно выше, чем производственный капитал, и все же мы концентрируем свое внимание именно на промышленных товарах и пренебрегаем, разрушая человеческий капитал — наиболее ценный из всех. «Люди — это истинное богатство народов», — говорится в докладах UNDP: «Состояние человеческого развития», «Показатели развития человеческого потенциала, 2010 год», «Реальное богатство народов».
За последние сто лет наш мир кардинально изменился: большинство социальных, экономических и политических показателей по-своему претерпели существенные изменения. Если сравнить сегодняшний прорыв в ICT в транспортной отрасли, следовательно, современные самолеты должны летать на десятой скорости света. «Распалась связь времен…» (У. Шекспир). Современный мир заметно отличается от того, каким был раньше. Мир стремительно меняется, он — глобален и взаимозависим. И следовательно, сокращаются пространство и время. Сжатие времени воспринимается особенно сложно психологически. Люди также изменились, хотя и в меньшей степени, но развитие квантовых технологий, синтетической биологии, искусственного интеллекта и космической колонизации может значительно ускорить трансформации человеческого начала. Мы приближаемся к социальной сингулярности (рис. 1), когда искусственный интеллект достигает уровня развития человеческого интеллекта, по крайней мере — его рационального начала. Роботы скоро станут жителями нашей Земли. Институции, которые мы установили, также изменились, и продолжают меняться, и мы также продолжаем их модифицировать.
Момир Джурович — профессор техники, руководил многими проектами, был президентом Черногорской академии наук и искусств в течение 15 лет, участвовал в многочисленных конференциях и совещаниях ICSU, ALLEA, Европейской Академии (European Academy), Римского клуба (The Club of Rome) и Глобального круглого стола (Global Round Table), с начала этого столетия является одним из главных организаторов многих конференций в Подгорице.
Именно огромное богатство знаний профессора Момира Джуровича, его инициативы и оригинальное мышление представлены в этой книге «Будущее не имеет истории». Хотя каждая глава привлекает особое внимание, две главы — «Глобализация и устойчивость» и «Технология и общество» — заслуживают особого внимания: они были темами международных конференций, организованных профессором Момиром Джуровичем. Глобализация явно отличается от интернационализации, акцентирует он. Глобальный мир является взаимозависимым и, таким образом, устойчивость — это необходимое условие существования глобального мира. Мир или будет глобальным и устойчивым, или не выживет. Профессор М. Джурович четко подметил, что проблема заключается не только в устойчивости, а и в выживании нашей цивилизации и нашего мира!
Семидесятилетие основания ООН отмечено важными событиями — принятием Повестки дня ООН 2030 «Цели устойчивого развития до 2030 года» (SDGs) «Преобразование нашего мира», согласованные на основе консенсуса 2 августа 2015 года на неформальном заседании Пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и единогласно принятые 25 сентября 2015 года на саммите ООН по устойчивому развитию и Парижском соглашении об изменении климата. По факту это является важным сегментом SDGs. Порог вступления в силу Парижского соглашения заключается в том, что по меньшей мере 55 государств ратифицируют Соглашение, и именно на эти страны приходиться практически 55% выбросов всех парниковых газов (GHG). 5 октября 2016 года 100 стран, в которых зафиксировано выбросов до 69,48% от Глобальной эмиссии парниковых газов, ратифицировали достигнутые договоренности, и, таким образом, Соглашение вступило в силу спустя 30 дней, то есть 4 ноября 2016 года. А менее года назад это еще казалось невыполнимой задачей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будущее не имеет истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других