Тайны Вечной Книги. Том 2. «И открылся», «И было жизни Сары», «Вот родословная Ицхака», «И вышел Яаков»

Михаэль Лайтман, 2014

Когда снималась серия телепередач «Тайны Вечной Книги», мы, участвующие в съемках, все время ловили себя на мысли: «лишь бы не прекращалось это чудо»… Чудо, когда ты получаешь ответы на все свои вопросы. Когда, становится ясно, для чего живешь. Для чего создан весь этот мир… Когда раскрывается тебе инструкция, четкая, предельно ясная, о том, как стать счастливым. И вот сегодня мы рады представить вам книгу, которая включает в себя эти передачи. То, что требуется от вас, – только «отпустить весла» и начать сплавляться по этой великой реке жизни, которая называется каббалистический комментарий к главам Торы. Вы можете быть уверены, у вас надежный проводник. Он чувствует эту реку, как свою, она для него – родная. Это автор книги, Михаэль Лайтман. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Каббалистический комментарий к Торе

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайны Вечной Книги. Том 2. «И открылся», «И было жизни Сары», «Вот родословная Ицхака», «И вышел Яаков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава «И открылся»

На все четыре стороны

Мы начинаем следующую главу Торы «Ваера», в переводе с иврита — «И явил», или «И открылся». Открылся Аврааму. Но прежде, чем мы начнем ее обсуждение, я прочту, что написано в «Великом комментарии»:

АВРААМ РАЗБИЛ В БЕЭР-ШЕВЕ ПРЕКРАСНЫЙ ФРУКТОВЫЙ САД. В СОБСТВЕННОМ ШАТРЕ ОН УСТРОИЛ ЧЕТЫРЕ ВХОДА, КОТОРЫЕ ВСЕ ВРЕМЯ ДЕРЖАЛИСЬ ОТКРЫТЫМИ, ЧТОБЫ УТОМЛЕННЫЙ ПУТНИК, КУДА БЫ ОН НИ ШЕЛ, ВСЕГДА МОГ ВОЙТИ ВНУТРЬ И ОТДОХНУТЬ ПОСЛЕ ДОРОГИ, ПОЛУЧИВ КРОВ И ОБИЛЬНОЕ УГОЩЕНИЕ.

… ТАКИМ ОБРАЗОМ, АВРААМ, ПРОЯВЛЯЯ ГОСТЕПРИИМСТВО И УЧА ЕМУ ДРУГИХ, ПРИВЛЕК К СЛУЖЕНИЮ ТВОРЦУ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК.

ЕГО ЖЕНА САРА ТОЖЕ ПОСВЯТИЛА СЕБЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИСТИНЫ НА ЗЕМЛЕ: ОНА УЧИЛА ЖЕНЩИН.

Авраам и Сара, как мы выяснили, это свойства любви и отдачи в человеке. Что символизирует их шатер с четырьмя открытыми входами на все четыре стороны?

«На все четыре стороны» — это свойства: хэсэд, гвура, тифэрэт и малхут — сокращенно — «хагат».

Четыре части души: хохма, бина, тифэрэт, малхут — сокращенно «хабтум», или в уменьшенном парцуфе — «хагат». Иногда они представляются нам в трех линиях, тогда: четыре умножить на три получается 12. Отсюда и 12 колен. Это еще не выясненные, не осознанные, не развернутые части, свойства души.

Пока душа состоит всего из четырех свойств?

Да. Поэтому существуют деления на четыре, например, четыре части света и т. д. Авраам достиг полного свойства отдачи — разбил шатер, то есть приготовил сосуд своей души (на иврите «кли»), полностью приспособленный для отдачи «на все четыре стороны». Неограниченно. И любые путники могут прийти, присоединиться.

Еще могут возникнуть всевозможные свойства в Аврааме и в любом человеке, который достиг уровня Авраама. Авраам находится в шатре в Беер-Шеве. Он поднимается до такого состояния, где полностью представляет собой свойство отдачи: милосердие — хэсэд. И любые возникающие в нем свойства и желания включаются в это основное свойство. Он достиг своего основного состояния.

Не только его девять сфирот — свойства отдачи, но и его нуква, тело — свойство получения, Сара, и другие эгоистические свойства, которые в нем поднимаются, — все они также могут присоединиться и сотрудничать со свойством отдачи, которое Авраам полностью раскрыл в себе.

Кто это — все путники, которые проходят мимо?

Это его личные свойства.

Мне только кажется, что весь мир находится вокруг меня. На самом деле он — во мне. Так же говорится в Торе о путниках, людях, звездах, земле, растениях, животных. Все это — различные свойства в нас.

Человек состоит из четырех свойств эгоизма: неживое, растительное, животное и говорящий (Адам, человек). Это эгоистические уровни моих желаний. Они проецируются наружу. Будто снаружи есть мир, состоящий из таких свойств.

Авраам достиг того состояния, когда даже наивысшие эгоистические свойства уровня «человек» присоединяются к его основному свойству отдачи. Он исправил себя. Его свойство отдачи настолько выпукло, что способно отдавать наружу. Теперь все прочие свойства дополняют свойство отдачи, так как они обязаны быть в человеке и вместе с основным участвовать в духовном продвижении.

Авраам разбил сад

Какова задача Авраама внутри нас?

Развить в общей душе кардинальное свойство отдачи — милосердие. Этого свойства больше нет ни у кого.

Свойство отдачи имеет несколько оттенков. Самый главный из них — милосердие.

Необходимо, чтобы все свойства (путники) прошли, очистились в шатре Авраама, соприкоснулись с его свойством?

Да. Прошли — это значит, остались, исправились. Примкнули, примкнули к нему.

Авраам собирал путников и учил их?

Постоянно. Иносказательно говоря, он разбил сад и держал отару овец. Вообще, шашлычки, фрукты — хорошая идея для привлечения путников и их обучения.

Он их как бы прикармливал? Имеется в виду, что он старается кормить (наполнить) их духовно, а не физически?

Конечно. Человек должен действовать, понимая, что все эгоистические желания в нем страдают (кстати, не без помощи Творца), что нам плохо с ними. Мы должны через изучение каббалы, через раскрытие этой науки понять: наполнение возможно только через отдачу.

Что значит, «разбить сад фруктовый»?

Это духовное исправление уровня, обозначаемого как «растительный».

Исправление на уровне «неодушевленный» выражается в том, что Авраам достиг страны Израиля.

Исправление на уровне «животный» олицетворяют ягнята, взятые из отары для каждого путника.

И, наконец, исправление на уровне «говорящий, Адам» — питание путников.

Основной его задачей было напитать их духовно? Научить их жизни?

Конечно. Я думаю, поскольку Авраам — свойство милосердия, то и кормил он их милосердием. И это не шутка. Мы говорим только о развитии души. Каждый из нас проходит все эти свойства. Путь Авраама предопределен для каждого из нас.

Вы сказали, что шатер, раскрытый на все четыре стороны, похож на душу.

Олицетворяет собой душу.

А когда мы говорим о нашем мире?

В нашем мире — шесть сторон. Четыре стороны света плюс верх и низ, потому что мы живем на земле. Это географические направления, ориентированные относительно человека. Ведь можно сколько угодно придумать осей времени, пространства, состояний, движений. Но уже известно науке, что все это произвольно выбирается человеком. Так устроена наша душа.

Наш мир является проекцией Высшего мира. Наше тело является проекцией души. В нашем мире мы ведем себя только эгоистически. В духовном мире мы должны были бы вести себя альтруистически.

Три посланца

Глава «И открылся».

/1/ И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ ТВОРЕЦ В ЭЛОНЕЙ-МАМРЭ[2], А ОН СИДЕЛ У ДВЕРИ ШАТРА, КОГДА ЗНОЕН БЫЛ ДЕНЬ. /2/ И ПОДНЯЛ ОН ГЛАЗА СВОИ, И УВИДЕЛ: ВОТ ТРИ ЧЕЛОВЕКА СТОЯТ ВОЗЛЕ НЕГО. И, УВИДЕВ, ОН ПОБЕЖАЛ НАВСТРЕЧУ ИМ ОТ ДВЕРИ ШАТРА, И ПОКЛОНИЛСЯ ДО ЗЕМЛИ, /3/ И СКАЗАЛ: «ГОСПОДА МОИ! ЕСЛИ Я НАШЕЛ МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ, НЕ ПРОЙДИ МИМО РАБА ТВОЕГО. /4/ ПУСТЬ ВЗЯТО БУДЕТ НЕМНОГО ВОДЫ, ОМОЙТЕ НОГИ ВАШИ И ОБЛОКОТИТЕСЬ ПОД ДЕРЕВОМ! /5/ А Я ВОЗЬМУ КУСОК ХЛЕБА, И ПОДКРЕПИТЕ СЕРДЦЕ ВАШЕ, ПОТОМ УЙДЕТЕ: РАЗ УЖ ВЫ ПРОХОДИЛИ БЛИЗ РАБА ВАШЕГО».

Пришли трое, а обращается он к одному: «В глазах твоих».

Высшее управление раскрывается человеку в трех линиях, так как человек состоит из трех свойств: левой линии — получения, правой линии — отдачи — и комбинации из них — средней линии, по которой он двигается и строит свою душу. Поэтому представление о высшем управлении приходит к человеку свыше в виде трех линий.

Итак, Авраам находится в своем шатре. Он уже создал свое основное свойство — милосердие. В нем проявляется высшая сила в виде трех линий, следовательно, он может начинать работу со следующим своим желанием — желанием получать.

Следует понимать, что с одним альтруизмом не продвинуться в духовном постижении. Сказано Творцом: «Я создал зло (эгоизм) и создал Тору — средство для его исправления». Поэтому наступает время усиленного развития эгоизма. Происходит соединение трех составляющих: развивающегося эгоизма, Торы (света) для его исправления и общей исправленной части — совместной комбинации эгоизма и Торы — средней линии. Авраам, уже достигший завершения своего основного свойства, получает методику дальнейшего развития.

То есть свойство Авраама: милосердие, хэсэд, вера в Единую Силу — очистилось от всякого личного интереса? И теперь он может продолжать духовный подъем?

Но дальнейшее продвижение возможно только при условии раскрытия и полного развития в себе эгоизма, который кроется в нем, но пока не работает, не проявляет себя.

Сначала Авраам открыл в себе три линии. Он чувствует: «Что-то происходит непонятное с моей душой. Раньше я думал, что все очень просто, наивно, открыто, я — напротив Творца, напротив одной силы. И все. А сейчас получается непростая запутанная комбинация». Он и преклоняется перед этим, и не знает, что делать с этим состоянием. Вот тут пришло время осваивать новую методику.

Что ощущает человек в такой непростой ситуации?

Спутанность. Радость и спутанность.

С одной стороны, он понимает, что он уже исчерпал себя. У него нет дальнейших ресурсов для движения вперед. Поэтому нет потомства. С другой стороны, считает ли он себя каким-то неполноценным, недостаточным, несостоявшимся? Конечно, нет!

Нет потомства у Авраама — человека и у Авраама — носителя духовной ступени «хэсэд»?

Нет преемственности, нет дальнейшего развития, следующих ступеней раскрытия Творца.

Свойство Авраам в развитии не нуждается. Человек достигает своих «ста лет» — полного своего состояния. Десять сфирот (умножить) на десять сфирот — окончательно наполненное состояние души. Это ощущение покоя и отсутствие необходимости продолжения. Его необходимо вывести из этого состояния.

В духовном мире любое законченное состояние (любого свойства) — совершенно. И для того, чтобы человека вывести из состояния покоя, его надо хорошенечко встряхнуть. Эту задачу и выполняют три посланника, которые появились перед Авраамом.

«Три человека» — посланники, ангелы — это определенные виды сил?

Да. Перед Авраамом появляются три силы. Он понимает, что это — высшая сила. Он твердо знает, что нет ничего кроме Единого. И вдруг он обнаруживает воздействие трех сил и не знает, как с этим работать.

Пока еще душа Авраама состоит из одной линии. И эта линия — хэсэд, вера — правая линия.

Появление нового, противоположного, исключает для Авраама возможность работать с правой линией. Для него это настолько большая проблема, что ему ничего не остается делать, кроме как связать, а может, даже и убить своего будущего единственного сына.

Ицхака[3] — носителя левой линии: гвура, знание… Он не знал, что делать с этим новым свойством?

Не может он работать по-другому с этой огромной эгоистической силой, которая вдруг проявляется в нем, силой, которую он сам обнаружил в себе.

Эти трое пришли, чтобы встряхнуть его для дальнейшего продвижения.

Это были три посланника, «малахим[4]»: Гавриэль[5], Михаэль[6] и Рафаэль[7]?

Их вообще-то четыре. И трое из них появились перед Авраамом.

Окончание их имен на «эль» означает — сила, Элоким[8]. Это высшая сила природы — обобщающая, интегральная. Она проявляет себя через различные частные силы. Одна из таких частных сил природы обозначается словом «малах» — посланник.

И Сара рассмеялась

Три посланника пришли и предсказывают Аврааму продолжение его рода:

/9/ И СКАЗАЛИ ОНИ ЕМУ: «ГДЕ САРА, ЖЕНА ТВОЯ?». И ОН СКАЗАЛ: «ВОТ, В ШАТРЕ». /10/ И СКАЗАЛ ТОТ: «ВЕРНУСЬ Я К ТЕБЕ РОВНО ЧЕРЕЗ ГОД, И ОКАЖЕТСЯ СЫН У САРЫ, ЖЕНЫ ТВОЕЙ». А САРА СЛЫШИТ У ДВЕРИ ШАТРА, КОТОРАЯ ПОЗАДИ НЕГО. /11/ АВРААМ ЖЕ И САРА БЫЛИ СТАРЫ, ПРИШЕДШИЕ В ЛЕТА: ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ У САРЫ ОБЫЧНОЕ У ЖЕНЩИН. /12/ И САРА РАССМЕЯЛАСЬ.

Авраам и Сара полностью, абсолютно исправили все свои желания (сосуды, «келим»). Их основные свойства полностью исправлены.

/12/ И САРА РАССМЕЯЛАСЬ ПРО СЕБЯ, СКАЗАВ: «ПОСЛЕ ТОГО, КАК СОСТАРИЛАСЬ Я, ОМОЛОДЕЮ? ДА И ГОСПОДИН МОЙ СТАР».

То есть: «Откуда нам взять новые желания на исправление?».

Милосердие — кардинально основное, природное свойство. Сара относится к нему как получающая часть. Авраам — как действующая, мужская. Работая в таком симбиозе, в такой связи друг с другом, они составляют общий сосуд. Это свойство в них уже реализовано, и у него просто не может быть никакого продолжения.

Возврата к прошлому тоже нет. Они прекрасно понимают, что общая душа — это приобретенное общее свойство, милосердие — первое, самое главное, «правая» сторона души. И поскольку оно абсолютно совершенно, то ничего другого быть не может, то есть оно не нуждается больше ни в чем.

Какое дополнительное зарождение может возникнуть из этого совершенного свойства? Ведь родить можно только из ощущения недостатка. В следующих моих состояниях, которых я смогу достичь, мне суждено родить — в муках, в проблемах, в страданиях родить нечто новое, нуждающееся в выходе и в исправлениях.

Там, где я нахожусь сейчас, я достиг абсолютно всего. И именно в этом состоянии вдруг происходит выяснение того, что предполагается прибавление. Возникновение вопроса: «Как же может быть такое?», — называется смехом.

Смех — это раскрытие доброго, хорошего, высшего состояния. Просто в данный момент я не могу отследить его естественным путем.

Случается, что иногда человеку неожиданно раскрываются глубины его будущих состояний. И тогда он смеется. Но это не тот смех, который нам известен в нашем мире: саркастический, злорадный, добрый, ужасный, плотоядный.

Господин мой стар

И вот у Авраама и Сары рождается сын, которого назовут Ицхак — «будет смеяться»… Рождение — это новое состояние?

В духовной работе рождением называется возможность исправить и присоединить к себе новые, вновь возбудившиеся, всевозможные неисправленные желания.

На основании этого я продвигаюсь вперед. Если нового неисправленного желания у меня не обнаруживается, то я не рожаю.

Вы говорили, что Сара и Авраам полностью «отработали» ступень милосердия: у Сары закончились «обновления», а Авраам абсолютно самодостаточен в своем свойстве. Поэтому Сара смеется относительно себя и также добавляет: «И господин мой стар».

Да. И они не представляют, как продвигаться дальше.

Языком сфирот можно объяснить, что девять первых сфирот ничего не могут дать, если десятая сфира — малхут — не обнаруживает в себе никаких дополнительных желаний, которые можно было бы исправить высшим светом, присоединить к общему кли. И та, и другая часть души, и девять первых сфирот, обнаруживающих свойство милосердия Творца, полностью уподобились Творцу. В чем? В десятой части. И ничего не могут родить.

Свойства Авраам и Сара (в человеке) — ничего рождать не могут. Самому свойству милосердия ничего дополнительного не надо, оно способно только отдавать тому, кто просит. Самому рождать, самому что-то делать, самому что-то изменять?! Ему нечего в себе изменять! Это свойство не работает с эгоизмом вглубь, оно не обнаруживает в себе эгоизм.

Человек, обладающий лишь этим одним свойством, видит все прекрасным, исправленным, хорошим?

Да, но свойство хэсэд — лишь одна из составляющих нашей души. Оно не в состоянии раскрыть вглубь следующие огромнейшие противоречия, свойства.

С одной стороны, Авраам все это видит и понимает. Видит вглубь, до самой последней грани, до самого конца развития общей души, развития всех душ. Но он это видит в своем ключе — в доброте.

Его свойство абсолютной уверенности в доброте Творца, его вера так сильна, что он ни в чем не нуждается?

Для Авраама все проблемы, все многочисленные души, которые в будущем будут подниматься, опускаться, падать вниз и снова подниматься к исправлению, в черном ли, в белом ли свете, в постоянных проблемах и борьбе, не выглядят борьбой, не выглядят ужасными. Он видит в этом проявление доброты и любви, потому что смотрит из свойства милосердия. Парадоксальность видения из духовного свойства милосердия заключается в том, что мир видится очищенным от зла, жестокости и неисправленности.

Что же видит человек, смотрящий на мир через свойство Авраам?

Во всех событиях, даже в таких, как убийства и войны, он видит проявление высшего управления как добро и благо. Подразумевается не наш иллюзорный мир, а духовный.

Подобно тому, как ребенок, увидев оперирующего хирурга, скажет: «Убийца», — а взрослый посчитает, что это милосердный человек, который спасает жизнь другому.

Ни Аврааму, ни Саре лишь своих свойств не достаточно, чтобы раскрыть следующую ступень. Появление совершенно новой ступени — рождение сына — это и есть следующая ступень отдачи.

Следует подчеркнуть, что одновременно с сыном рождается и дочь. В Торе говорится только о рождении сыновей, потому что самое главное — это рождение первых девяти отдающих свойств. А десятая — женская часть — всегда получается вместе с ними. Одно без другого родить нельзя.

Значит, если сказано, что рождается сын, обязательно подразумевается одновременно рождение дочери?

Обязательно. Это прилагающаяся к нему часть и, может быть, не одна.

Из Авраама исходит свойство Ицхак и, воздействуя на него, образует составное, комбинированное свойство: Авраам и над ним Ицхак. Здесь возможно проявление как одного женского свойства (получения), так и двух, а, может быть, и больше.

Говорится ведь, что у самого Авраама, кроме Сары, была и Ктура, и Агарь, и другие наложницы. Причина этого в том, что даже свойство милосердия должно проявляться в огромном количестве женских, получающих, частей души. В нашем мире нам кажется, что эти женские части существуют отдельно, но это нам только кажется.

Дайте мне свободу!

Есть женщины, которые считают, что они существуют отдельно друг от друга?

Это противоречит природе. Мы это знаем.

Те, кто еще продолжают быть поборниками феминистских движений, могут на вас обидеться.

Нечего обижаться на законы природы. Мы же не спорим о том, как устроить природу («по нашему велению, по моему хотению»), а выясняем, как природа устроена, как она существует. Это вообще не подлежит никакому обсуждению, а только констатации и оформлению. Нам надо воспринимать законы природы как должное и научиться правильно их использовать.

Феминистское движение началось где-то в конце XIX века. Его усиление в наше время происходит из-за развития эгоизма?

Да, это просто такие конечные эгоистические формы. И потому необходимо показать человеку, что его душа составная: глобальная, с одной стороны, и автономная, отдельная от других, — с другой. В первобытном обществе и потом при строительстве Вавилонской башни душа ощущалась единой. Люди хотели все сделать сами: «Мы товарищи, мы вместе, в любви друг к другу…». И вдруг обнаружили эгоизм, взаимную ненависть, отторжение друг от друга.

Тот этап развития эгоизма, до которого мы дошли сегодня, повторяет ситуацию в Вавилоне: с одной стороны, мы все глобально связаны друг с другом, полностью зависим друг от друга. Но с другой стороны, нас разрывает, мы не можем ужиться ни в семье, ни с собственными детьми, ни даже с самими собой.

При этом продолжаем оставаться самими собою, не хотим менять себя. Внутри человека как бы раздается крик «О, дайте, дайте мне свободу!». Оставьте мое «я» в покое. Никого мне не надо, кроме самого себя.

Возрастающий эгоизм внутри человека толкает нас к тому, чтобы мы существовали каждый отдельно, сам по себе: «Нет никого вокруг, а мне и не надо». Ни сексуального партнера, ни семейных связей, ни друзей.

В мире эгоизма это называется свободой. Но именно через такое ощущение человек должен прийти к его отрицанию. Вспомним диалектический закон «отрицание отрицания».

В духовном мире ничего не умирает

В тексте говорится, что Сара родит сына, хотя и закончилось у нее обновление — «обычное у женщин». Как это возможно?

Минуточку! Как же может быть в нашем мире проявление сил, свойств, физиологии нашего организма, если это не имеет духовного корня? Откуда же нисходят все силы?

Наш мир является следствием высших сил. Поэтому все постепенно нисходящее к нам свыше реализуется в материи.

В душе это реализуется в силах, в свойствах, а у нас — в физиологии, в «мясе», в теле. Душа разделяется на мужскую и женскую части внутри себя, а в нашем мире это происходит уже в двух телах.

Женском и мужском?

Да. В мужской и женской части идут процессы рождения, становления, затем старения, умирания. В душе это все происходит, как отработка части ступени и затем — переход на следующую ступень.

Только в духовном мире ничего не умирает, не исчезает и не распадается. Каждая нижняя ступень присоединяется к следующей. Поэтому они называются «гильгулим» — «кругообороты». Все накапливается, аккумулируется и поднимается вверх — одна жизнь над другой, одна ступень над другой.

В нашем мире так не происходит, потому что эгоизм сам по себе не вечен. Отрабатывая себя, он умирает. Но от него остается информационная часть, которая в следующей нашей жизни проявляется в нас как еще более сильный эгоизм, создающий еще большие запросы. В результате рождаются более развитые люди.

Женская часть души в нашем мире связана с фазами луны (луна — лавана — нуква). Поэтому в женской части тел существует особый женский цикл — физиологически явная, материальная процедура.

Какова причина этой цикличности?

Цикл зависит от фаз луны, вращения луны вокруг земли, земли — вокруг собственной оси и солнца — вокруг всех нас. Как мы видим, космос имеет прямое отношение к обновлению женской способности воспроизведения потомства.

В древности (согласно нашим книгам) овуляция у женщин происходила четко по лунной дате: в момент зарождения луны — первый цикл, в момент зарождения следующей фазы луны — следующий цикл. От новолуния до новолуния — у всех абсолютно одинаково.

Без каких-либо сдвигов?

Если женский организм здоров, он действует в соответствии с лунными циклами. Мужской организм действует по солнцу. Если они хотят правильно взаимодействовать между собой, то между ними должна быть земля, которая заслоняет луну от солнца и создает соответствующие фазы.

Что здесь происходит? Женская суть (получающая часть) заключается в том, чтобы принимать желания от других душ и, включая их в себя, рожать. Цикличность происходит именно тогда, когда появляются первые 10 сфирот в первой части, затем вторые 10 сфирот и третьи 10 сфирот — так называемые, 30 дней.

Лунный цикл — женский цикл

Фазы луны имеют свою цикличность: не 30 дней, а двадцать восемь с половиной. По нашим механическим часам мы неправильно отсчитываем время. Дни отсчитываются по двенадцать астрономических часов. Тогда получается совсем другое деление дня и ночи и луной фазы, то есть месяца.

Когда женская часть души получает возможность соединиться с другими душами, адаптировать их в себе и породить нечто новое в союзе с ними, тогда это называется — начало цикла.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Каббалистический комментарий к Торе

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайны Вечной Книги. Том 2. «И открылся», «И было жизни Сары», «Вот родословная Ицхака», «И вышел Яаков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Элоней Мамрэ (ивр.) — соответствует русскому дубрава Мамре — в Библии место, где Аврааму явились ангелы.

3

Ицхак (ивр. — «будет смеяться») — соответствует русскому Исаак — библейский патриарх, названный так вследствие особых обстоятельств его рождения.

4

Малахим (ивр.) — множественное число слова малах — ангел, посланник.

5

Гавриэль (ивр.) — соответствует русскому Гавриил — в Библии один из четырех главных архангелов.

6

Михаэль (ивр.) — соответствует русскому Михаил — в Библии главный архангел, глава святого воинства ангелов и архангелов.

7

Рафаэль (ивр.) — соответствует русскому Рафаил — в Библии один из четырех главных архангелов.

8

Элоким (ивр.) — одно из имен Творца.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я