Тайны Вечной Книги. Том 1. «В начале», «Ноах», «Иди себе»

Михаэль Лайтман, 2020

Подобного раскрытия Торы до сих пор не было. Дайте себе немного времени, войдите в материал, и, уверяю вас, вы не оторветесь от этой книги. Потому что почувствуете, что она – о вас. И она нужна вам, как близкий друг, который всегда поможет, придет на помощь, будет рядом и в горе, и в радости. Семен Винокур, автор и ведущий серии передач с Михаэлем Лайтманом «Тайны Вечной Книги» В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Каббалистический комментарий к Торе

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайны Вечной Книги. Том 1. «В начале», «Ноах», «Иди себе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава «В начале»

День первый

— Начнем понемногу читать.

1. /1/ В НАЧАЛЕ СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ[2] НЕБО И ЗЕМЛЮ. /2/ ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА БЕЗВИДНА И ПУСТА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, И ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО НОСИЛСЯ НАД ВОДОЮ. /3/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДЕТ СВЕТ». И СТАЛ СВЕТ. /4/ И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ, И ОТДЕЛИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. /5/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ДНЕМ, А ТЬМУ НАЗВАЛ НОЧЬЮ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ОДИН.

В этом отрывке говорится о каком-то свете, который вдруг разделил день и ночь.

— Еще не было светил — не было ни Луны, ни Солнца. Так что же это было? Что такое: «И был вечер, и было утро…»?

— Возникает много вопросов. Что за тьма над бездной? И что это за «Дух Всесильного носился»?

— Тут мы сталкиваемся уже с некоторым парадоксом. О чем говорится на самом деле? Говорится о высшем свете, о высшей силе, свойство которой — отдача и любовь, абсолютная отдача и абсолютная любовь. Эта сила, сама по себе, абсолютна. Её свойство — давать, наполнять, влиять. Эта сила — как следствие своего свойства любить, отдавать, наполнять — и создала творение. Что это — творение? Если это сила отдачи, то она создала противоположную ей силу получения, желание получать.

— Что получать? Эту любовь?

— Да. Существуют два желания: желание отдавать — оно называется «Творец», и желание получать — «творение». Эти два желания, из которых одно создало другое, существуют вместе: одна сила существует в другой силе. Сила света, Творца, создает как бы оболочку вокруг себя, силу получения, то есть творение, желание получать, желание наслаждаться тем, что исходит от Творца. Эта конструкция, практически, и есть творение. И все, что потом говорится, говорится о связи между ними, о том, какие отношения существуют между Творцом и творением. Это и есть картина всего мироздания. Ничего больше нет — только эти две силы.

— Тогда получается, что на этом отрывке можно и остановиться?

— Да. Можно было бы остановиться. Но дело в том, что когда высшая сила создает нас, то есть желание получать, у нее есть программа — для чего она создает это. Изначальный замысел — создание творения с целью его насладить. Таково свойство высшей силы — свойство отдачи и любви. Но не достаточно просто создать творение, как желающее наслаждаться, надо довести его до состояния абсолютного наслаждения, абсолютного наполнения — совершенства, как и сам Творец.

— Как это можно сделать?

— Надо дать творению, этому желанию получать, возможность развиться самому: самому захотеть быть таким как Творец и самому этого достичь. Когда первоначальное желание, самостоятельно развившись, достигнет совершенства, тогда лишь оно сможет его и ощутить.

Вот это и является программой творения и Его окончательным замыслом. Все, что происходит затем во всех Высших мирах и в нашем мире вместе с нами, — исполнение этого замысла.

— А что во мне происходит? Мы говорили, что человек, читая эту книгу, как бы проводит работу над собой. О чем здесь говорится? Можно ли объяснить, что такое «день и ночь» внутри человека?

— Да. Мы говорим, что «вся жизнь для меня — сплошная тьма». Может солнце светить — тысячи солнц. А мне внутри меня недостает внутреннего света, внутреннего наполнения. Или, наоборот, «я почувствовал в своей жизни свет, луч света». То есть какое-то раскрытие, наслаждение, наполнение приходит к человеку. Вот это и имеется в виду, конечно, а не свет и тьма в обычном понимании.

— «И был вечер, и было утро: день один». Что имеется в виду?

— Когда у человека возникает ощущение недостатка, это вечер, ночь. Вечер — на иврите эрэ́в, от слова леарвэ́ в, то есть «смешиваться». Когда в человеке смешиваются состояния: понимание — непонимание, хорошее — плохое, он не ориентируется. Из-за этой спутанности он входит во тьму, в ночь. И когда человек проходит спутанность и тьму, в нем постепенно рождаются новые ощущения по отношению к свету. Поэтому: «И был вечер, и было утро». После вечера, после тьмы появляется озарение, наполнение, понимание. И этим заканчивается один из циклов — день один. Таких циклов будет еще много в каждом человеке, который развивается.

Так и в нашем мире, мы всегда развиваемся от непонимания к какому-то пониманию; потом опять что-то не понимаем, стараемся разобраться и снова приходим к пониманию. Так, раз за разом, мы продвигаемся. Но в нашем мире это происходит не так ярко, как в каббале, потому что в каббале эти состояния спутанности, непонимания, смущения и возмущения ты ощущаешь внутри себя. И затем, наконец-то, приходит свет, как бы озарение, раскрытие. Это намного более сильное ощущение, чем в нашем обычном существовании.

— Когда здесь говорится: «день один», — о чем это?

— Говорится о ступеньке постижения Творца, когда под влиянием внутренней работы в человеке произошла смена внутренних состояний: сначала были вечер, тьма, появилось чувство беспросветности, — возникли вопросы: «Для чего я? Зачем я? Почему я?». Именно через эти вопросы человек приходит к свету, раскрывает его, получает ответ. Только так происходит определенное познание, которое и называется «день один».

— Значит, когда говорится «день один», имеется в виду как бы первая ступенька постижения свойства любви, о котором Вы сказали, абсолютного свойства любви? Это первая ступенька?

— Да. Но это уже раскрытие света в себе.

— Я думаю, читателям становится понятно, о чем мы говорим. Для меня это очень чувственно. Свет и тьма — состояния, которые я прохожу, они складываются в день один, в некую ступеньку постижения, раскрытия света в себе… Красиво!

День второй

— Читаем дальше.

/6/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДЕТ СВОД[3] ПОСРЕДИ ВОДЫ, И ДА ОТДЕЛЯЕТ ОН ВОДУ ОТ ВОДЫ».

/7/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВОД, И ОТДЕЛИЛ ВОДУ, КОТОРАЯ ПОД СВОДОМ, ОТ ВОДЫ, КОТОРАЯ НАД СВОДОМ. И СТАЛО ТАК.

/8/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВОД НЕБОМ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ВТОРОЙ.

Пока не говорится о земле, пока говорится о небе. Создается небо. Что это означает: пространство, небосвод, небеса, — небо? Это же говорится не о нашем небе?

— Говорится о двух силах, которые находятся друг против друга, разделены как бы сводом, пространством, пустотой, где не действует ни одна, ни другая сила. Эти две силы находятся в человеке, внутри человека, и он должен их обнаружить в себе. Как Моше обнаружил в себе это состояние, так он его и описал.

— Он описывает свое состояние?

— Ну, а как же? Человек не может описать что-то, происходящее вне самого себя. В нас рисуется картина воспринимаемого нами мира. Все, что мы ощущаем, мы ощущаем внутри себя.

И когда Моше пишет о явлении высшего мира, высших сил — Творца, он пишет о том, что ощущает внутри себя.

В этом и заключается суть науки каббала — науки получения: абсорбирование в себе высших сил. Они проявляются в данный момент, и каббалист, в меру своего развития, начинает их описывать.

— С чего начинается постижение высшего мира человеком?

— С того, что человек начинает определять для себя, что существует сила тьмы и сила света. И между этими двумя силами: силой тьмы и силой света, — есть свободное пространство. В этом свободном пространстве он себя и ощущает. Оно пустое, еще не заполнено ничем. И человек как бы подвешен между этими двумя силами.

Это уже второй день, то есть следующее, более глубокое определение первого дня, когда на фоне первого дня он проникает дальше в то, что ему раскрылось. Именно это означает «день второй».

— В первый день он познал первую ступень: что такое день и ночь — эти состояния.

— Да, в грубом виде.

— А вторая ступень?

— Это уже более внутреннее, точное познание.

— Ощущение некоего пространства, затем неба, воды…

— Но он уже дает и определения: воды высшие, воды низшие. Это разные виды отдачи: свойство отдачи, которое существует наверху и существует внизу, а между ними — небосвод, пустое пространство. Появляется небо — имеется в виду определенный свет, который состоит из двух свойств: высшего и низшего, высшей воды и низшей воды, — и представляет собой их общее свойство.

— Вообще воде придается огромное значение…

— Вода — это та среда, в которой может развиваться жизнь, подобно тому, как ребенок развивается в утробе матери.

Мы все вышли из воды, из океана. И все живое состоит в основном из воды.

Вода — это особая субстанция. О ней в каббале говорится очень много. Мы еще подойдем к этому.

День третий

— Итак, мы говорили о дне втором, то есть о второй ступени. Давайте поговорим о третьем дне. /9/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ПУСТЬ СОБЕРЕТСЯ ВОДА, КОТОРАЯ ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША». И СТАЛО ТАК. /10/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СУШУ ЗЕМЛЕЮ, А СКОПЛЕНИЕ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО.

— Это уже следующее определение, следующее, более глубокое, постижение. Оно сводится к тому, что четко концентрируется и определяется высшая сила, отдающая, которая является водой, и низшая сила, получающая, которая называется сушей. И разделяются они перед человеком на две категории — высшая и низшая сила. Человек находится пока лишь на уровне исследователя, наблюдателя за этими двумя основными силами творения.

— Что такое суша и что такое вода?

— Желание получать называется суша. Земля на иврите — эре́ц, от слова рацо́н — желание. Эрец и рацон означают одно и то же — желание получать. Вода — это свойство отдачи. Поэтому дальше эти два состояния — вода и суша — определяются как разделяющиеся. Не говорится уже о том, что и наверху вода, и внизу вода, и всё вместе смешано. На третий день происходит полное разделение воды и суши, то есть силы отдачи и силы получения. Они стоят друг против друга, как бы собираются в два различных силовых полюса. И это является следующим постижением человека.

— Можно сказать, что в человеке появляется ощущение, что в нем есть эти две силы?

— Я так и сказал. Человек постигает это ощущение, исходя из своих внутренних свойств. Непрерывно изменяя себя, он проходит первый день, второй и третий день творения. Это не дни нашего мира. Могут уйти месяцы, пока человек переходит из одного состояния в другое. Постепенное углубление в систему творения происходит в человеке только в мере его внутреннего изменения.

— Все-таки как оживает прочитанное, когда начинаешь понимать этот принцип и в соответствии с ним стараешься читать!

— Если вместе с этим ты еще не только понимаешь, но и сам реально изменяешься, тогда внутри себя начинаешь видеть все, как огромное вселенское явление.

— Начинаешь ощущать бесконечную глубину.

— Бесконечно — это не значит неограниченно в пространстве. Потому что здесь еще говорится об отсутствии пространства. Хотя, вроде, есть и небо, и земля, и между ними что-то, но это ещё и не небо, и не земля. Бесконечность — имеется в виду без границы, когда постижение не имеет границ. Я постигаю абсолютно всё. Не остаётся никакого объёма с белыми или черными пятнами — это я называю бесконечным, безграничным постижением.

/11/ И СКАЗАЛ ВСЕВЫШНИЙ: «ДА ПРОИЗРАСТИТ ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ ПО РОДУ ЕЕ, И ДЕРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, ПРИНОСЯЩЕЕ ПО РОДУ СВОЕМУ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО НА ЗЕМЛЕ». И СТАЛО ТАК. /12/ И ПРОИЗВЕЛА ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ ПО РОДУ ЕЕ, И ДЕРЕВО, ПРИНОСЯЩЕЕ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО ПО РОДУ ЕГО. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. /13/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

— Мы говорим о третьей ступени?..

— Да, и обрати внимание, написано: «И увидел, что это хорошо».

— Вот это интересно. «И увидел, что это хорошо». Что это значит?

— Это четкая ступень, которая заканчивается следующим постижением. Человек, который идет по этой ступени, независимо от того, темно ему или светло, в итоге определяет связь каждой ступени с целью своего развития. И поэтому, как бы он себя ни чувствовал, поскольку он знает, что все эти состояния ведут его к цели, то он определяет их, как «хорошо». В этом состоянии человек сливается с Творцом, с Его планом развития, с теми метаморфозами, которые он проходит. И так заканчивается каждая ступень.

— Человек видит, что это хорошо?

— Конечно. А если бы Моше не видел, не чувствовал это, он бы так не написал.

— Но он пишет: «И увидел Всесильный…».

— Он же в себе так ощущает, потому что раскрывает это в себе.

— Значит, когда говорится: «И увидел Всесильный, что это хорошо», — он говорит о постижении человека?

— Говорит о том, что постигает, когда ощущает Творца. Если сливается, соединяется с Ним, он ощущает, какое наслаждение испытывает Творец, когда видит, что человек проходит все эти состояния, приближаясь к Нему, становясь таким, как Он.

— Надеюсь, что это «хорошо» похоже на состояние в нашем мире, когда я говорю: «Мне хорошо»?

— Есть такое выражение, очень известное: «И познают Меня все от мала до велика». Да, так будет. И раскроется, что постижение Творца — это самое большое наслаждение. Великое наслаждение, с которым ничто не может сравниться. Такими мы созданы в нашем желании, чтобы, постигая Его, наполняться самим.

День четвертый

— Продолжаем.

/14/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДУТ СВЕТИЛА НА СВОДЕ НЕБЕСНОМ ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЯ ОТ НОЧИ И ДЛЯ ЗНАМЕНИЙ, И ВРЕМЕН, И ДНЕЙ, И ГОДОВ. /15/ И ДА БУДУТ ОНИ СВЕТИЛЬНИКАМИ НА СВОДЕ НЕБЕСНОМ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ». И СТАЛО ТАК.

— Есть один свет, одно желание со стороны Творца — отдать, наполнить, любить. Это желание может проявляться по-разному. Мать любит ребенка, но иногда она бывает к нему строга, иногда балует, относится мягко или чуть-чуть жестче — по-разному. Отношение матери зависит от того, какие свойства ребенка она желает привести в порядок: развить эти, подавить немножко те. И поэтому своей неизменной любовью она по-разному проявляется относительно него.

И высший свет, который исходит от Творца, по-разному проявляется относительно творения. Поэтому вместо одного огромного света есть «светила».

— Мать всегда остается любящей? Она по-разному проявляется по отношению к ребенку, но всегда остается любящей?

— Да. Так и Творец. Мы чувствуем на себе очень большие изменения в отношении Творца к нам. Вся наша история — это отношение Творца к людям. История человечества, мы знаем, не была простой. Но если б мы сами поднялись до уровня Творца, то увидели бы Его абсолютно добрым и абсолютно любящим. Тогда в соответствии с этим мы и чувствовали бы себя по-другому. Его сокрытие от нас является источником всех наших проблем.

— Сегодня человечество чувствует себя страдающим все больше и больше.

— Это устроено специально для того, чтобы вынудить нас раскрыть Его.

— И Он вынудит нас?

— Обязательно.

/16/ И СОЗДАЛ ВСЕВЫШНИЙ ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИЕ: СВЕТИЛО БОЛЬШЕЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДНЕМ, И СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НОЧЬЮ, И ЗВЕЗДЫ.

/17/ И ПОМЕСТИЛ ИХ ВСЕВЫШНИЙ НА ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ.

— Они, как здесь написано, светят на Землю. Это значит — они светят на наше желание получать?

— Для того чтобы развить желание. Это уже не просто состояние — один против другого, а влияние на желание с помощью различных аспектов, чтобы сделать его многогранным. Творец воздействует по-разному, разными свойствами: милосердия, добра, скрытия, раскрытия и так далее. В результате в желании постепенно вырисовываются всевозможные реакции на это воздействие, и желание начинает развиваться.

— Как?

— Как развивается ребенок? Если мы поместим его в какое-то место, где он совершенно не будет ощущать никакого влияния на себя извне, он не разовьется. Мы даем ему картинки, рисунки, музыку, заставляем двигаться… Почему? Воздействуя на него через все возможные средства и способы, мы вызываем его многогранное развитие.

Так же и со светилами… Каждое из них влияет по-разному, особо светит, поэтому и называется сфира́ — светящийся. Светил всего шесть: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод…

— Это на иврите. В русском переводе: милосердие, сила, слава, вечность, великолепие, основа. Без пояснения это мало что говорит мне.

— Это шесть видов свечения, которые светят на землю — на желание получать, развивают ее, делают многогранной, многослойной, сложной конструкцией. И тогда земля, то есть желание, получая от них всевозможные воздействия, начинает поневоле меняться. Из земли появляются ростки, развивается животный мир, и затем — человек.

Мы говорим сейчас о первоначальном желании — желании получать, из которого развилось постепенно все остальное.

— Дальше говорится о светилах.

/18/ И УПРАВЛЯТЬ ДНЕМ И НОЧЬЮ, И ОТДЕЛЯТЬ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И УВИДЕЛ ВСЕВЫШНИЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО.

/19/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.

— Да. Уже не просто шесть источников света воздействуют на желание, а своими всевозможными свечениями, своим особым влиянием, в особой последовательности они вызывают в этом желании определенные реакции. Желание начинает понимать, что хорошо, а что плохо, что называется светом, а что — тьмой.

Желание надо запрограммировать, как компьютер. Оно ничего не понимает — в него надо внести данные. И когда светила светят на желание, они вызывают в нем всевозможные состояния, как бы заполняют память. Эти воздействия так и называются решимо́т (мн.ч., окончание — от). Решимо́ (ед.ч.) — «запись». То есть в желании появляются записи информации, и, исходя из этого, желание начинает понимать. Так же как ребенок с помощью уже имеющейся в нем информации начинает исследовать мир.

— Таким образом, и происходит воспитание желания?

— Да. Шесть светил, шесть сфиро́т (мн.ч. от «сфира́»), которые светят на желание, подстраивают, программируют желание под себя. Согласно им, их свечению, желание начинает определять, что хорошо и что плохо.

— Это и есть «день и ночь»? Управлять «днем и ночью»?

— Да. Желание уже само определяет, что такое день и что такое ночь в соответствии с тем, как светила задали ему это определение.

— Другими словами, у этого желания есть эталон — свечение? И без ощущения этого света, свечения, я не могу сказать, что значит хорошее и плохое?

— Никак. Откуда? На основании чего? Конечно, не можешь.

— Свечение — это что? Свойство любви? Та самая абсолютная любовь, о которой мы говорим?

— Это абсолютная любовь, абсолютная отдача, которая светит и программирует нас именно таким образом. И в этом тексте говорится о каббалисте, взрослом человеке, который находится на четвертой стадии своего развития…

— «Четвертый день творения» — это четвертая ступень?

— Как мы говорили, каждая ступень состоит из ночи и дня. После ночи, то есть непонимания того, что в нем происходит, на человека воздействуют различные светила, свойства Высшего, и после этого приходит понимание, что такое хорошо и что такое плохо.

И на этом заканчивается четвертый день.

— Говорится о человеке: хорошо — плохо, правда — ложь, — все относительно конечной цели его развития, подобия Творцу?

— Здесь говорится о некоем объекте, который внутри себя анализирует, определяет добро и зло, что делать, а что — нет, куда двигаться. То есть он уже подобно растению, поворачивающемуся навстречу солнцу, устремляется к свойству отдачи — к Творцу, он уже поглощает то, что хорошо, и выделяет, отбрасывает то, что плохо.

В нем есть определения добра и зла, и поэтому он уже сам в чем-то сознательно продолжает расти. Каббалист, когда входит в это состояние, уже приобретает свой самостоятельный растительный путь. Но еще только растительный.

День пятый

— Далее сказано так:

/20/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА ПРОИЗВЕДЕТ ВОДА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, ДУШУ ЖИВУЮ; И ПТИЦЫ ДА ПОЛЕТЯТ НАД ЗЕМЛЕЮ, ПО СВОДУ НЕБЕСНОМУ». /21/ И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ РЫБ И ВСЯКУЮ ДУШУ ЖИВОТНЫХ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, КОТОРЫХ ПРОИЗВЕЛА ВОДА, ПО РОДУ ИХ, И ВСЯКУЮ ПТИЦУ ПЕРНАТУЮ ПО РОДУ ЕЕ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО.

— Происходит дальнейшее развитие — желание начинает приобретать всевозможные формы как бы самостоятельной жизни. Еще не совсем самостоятельной — животной. Но это уже жизнь.

Чем отличаются животные состояния от человеческого? Они подневольные, природа так их развивает, толкает на дальнейшее развитие. В них отсутствует свобода воли. Каббалист знает, что на таком уровне у него нет свободы воли, что он находится в полном подчинении высшей силе. Он сам состоит из желания, на которое свыше воздействует сила, разделенная на шесть сфирот, руководящая, полностью управляющая им.

А все желания, которые есть в нем, уже начинают делиться между собой. Это называется: «Воскишела живыми существами». Начали возникать свои особые определенные ощущения на воздействие света свыше, уже осознанные, но еще абсолютно не свободные.

— У меня возникают какие-то «животные» желания?

— Нет. Говорится о постижении Творца и взаимодействии с Ним, когда человек понимает, что он полностью зависит от высшей силы. И состояние его связи с Творцом похоже на связь домашнего животного с хозяином.

— Но если я нахожусь на уровне «животное», то я уже могу двигаться к Творцу?

— Да. Но ты ещё только вынужденно подчиняешься Его законам.

— И никакой свободы воли?

— Нет. Как у животного.

— Интересно, что все начинается снова с воды. Живые существа появляются в воде…

— Всё живое начинается только с воды. Вода олицетворяет собой желание отдавать. Если человек движется к желанию отдавать и в себе генерирует это желание, то, естественно, что он развивается только лишь из воды. Все происходит из воды.

Но не только вода, земля необходима тоже. Земля обозначает желание получать, а вода — свойство отдачи — дает земле возможность ожить… Земля сама по себе не может дать ничего, она может только поглощать. Но когда вода соединяется с землей, то уже возможно появление другого желания — отдавать. Именно здесь это и происходит.

— Дальше написано так:

/22/ И БЛАГОСЛОВИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ИХ, ГОВОРЯ: «ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ВОДЫ В МОРЯХ, И ПТИЦЫ ДА РАЗМНОЖАЮТСЯ НА ЗЕМЛЕ».

/23/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ПЯТЫЙ.

— На этом уровне человек уже начинает осознавать, что в нем появляются всевозможные желания. Каждое из них существует вроде бы самостоятельно. И в процессе своего развития, хотя еще и на животном уровне, он должен размножаться, он должен постигать, он должен идти вперед.

— По направлению к Творцу?

— По направлению к Творцу. Потому что любое существо, о котором говорится: змеи, пресмыкающиеся, птицы — все эти формы жизни являются подобием земли Творцу. Земля называется желанием. Это желание получать, которое надевает на себя оболочку — форму отдачи. И тогда оно приобретает некий образ — птичек или морских животных, или сухопутных зверей…

— Все это — части желания, направленного к Творцу?

— Да. Это — внешняя форма, форма отдачи. Поэтому уже и обозначается определенным названием, как бы определенным животным, а не бесформенной землей, бесформенным желанием. Внутри — это желание получать, наслаждаться. Но оно уже устремлено к отдаче на уровне, который называется животным.

— Прошел день пятый. И мы переходим к дню шестому. Похоже, он судьбоносный.

День шестой

/24/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ ДУШУ ЖИВУЮ ПО РОДУ ЕЕ, СКОТОВ И ГАДОВ, И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ». И СТАЛО ТАК. /25/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ И СКОТ ПО РОДУ ЕГО, И ВСЕХ ГАДОВ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО.

— Здесь ничего сложного нет. Мы говорим о том, что вода — это источник жизни. Когда вода находится в земле (что называется океанами, морями), она производит сначала всех морских животных. А потом наступает следующий этап — изменение желания. Земля не просто производит творение включением себя в воду — желание получать включается в желание отдавать. Само желание, сама земля, настолько пропитывается воздействием желания отдавать — воздействием воды, что начинает создавать из себя сухопутные, то есть земные существа, которые опираются о землю, ходят по земле.

— Как сказать это в каббалистических терминах? Потом мы станем их употреблять, и они уже будут понятны.

— Есть свойства высшие: отдача, вода — будем называть их «Гальгальта Эйнаим». И есть свойства низшие: это желание получать, земля, они называются «АХАП».

— В переводе с иврита: «Гальга́льта Эйна́им» — голова, глаза, «АХАП» — ухо, нос, рот. Тут используется «язык ветвей», когда словом внешнего мира обозначается духовное свойство или явление.

— Итак, Гальгальта Эйнаим и АХАП. Высшие свойства могут находиться отдельно, низшие — отдельно: вода и земля. Свойства воды могут быть включены в свойства земли. Свойства земли могут быть включены в свойства воды.

— Первое — понятно. Второе не очень.

— Когда вода падает на землю?

— Это понятно. Дожди, например. Это человек может представить себе.

— Хорошо. Вода падает на землю и образует моря, океаны. Внутри воды возникает жизнь.

— Это понятно.

— Но жизнь возникает не просто в воде, она возникает потому, что вода находится в земле.

Это — высшее свойство, когда оно спустилось на уровень низшего свойства, и здесь развивает свои формы. Это называется «морские животные».

Затем, из-за нахождения воды в земле, сама земля пропитывается свойствами воды, то есть желание получить пропитывается свойствами Творца — желанием отдавать и любить. Тогда земля начинает производить. Возникают земноводные, а затем сухопутные, земные творения, твари.

— Они не могут оторваться от земли, они все время связаны с землей.

— Да, то есть происходит определенное смешение свойств отдачи и свойств получения — включение Гальгальта Эйнаим в АХАП и включение АХАП в Гальгальта Эйнаим. Об этом мы еще будем говорить.

— Я поэтому и сказал о дне шестом, что этот судьбоносный отрывок очень важен.

— Надо понять, что это — следующий этап развития. Вначале вода подействовала на землю и породила в земле всяких земноводных «гадов». А затем земля пропиталась водой и породила уже сама из себя земные творения.

— «Зверей земных», сказано, «по роду их».

— Да, зверей земных.

В конце дня шестого

— Дальше говорится так:

/26/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД СКОТОМ, И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ, И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ».

— Во-первых, «создадим по образу и подобию». Какой образ есть у Творца? Желание отдавать.

— Об этом говорится: «по образу и подобию» — «це́лем и дмут» на иврите?

— Да. Таким мы должны создать его.

— Не говорится ни о каких внешних формах?

— Нет-нет, естественно, тут нет никаких форм. Говорится только о силе отдавать и получать, и как они между собой комбинируются, как одна сила уподобляется другой.

Говорится о том, как каббалист, находясь физически в мире материи, начинает постигать эти высшие силы. И о том, как постигая их, он обретает эти силы в себе самом. Он начинает осознавать, понимать, чувствовать, то есть в нем начинает создаваться духовный уровень, называемый «человек». Ведь свойства, которые он в себе раскрывает, олицетворяют первую ступень, вторую, третью, четвертую, пятую. И сейчас он находится на шестой ступени познания, раскрытия Творца, высшей силы в себе.

Как любые картины окружающего мира мы ощущаем в себе, так и это познание он ощущает в себе. Развивая себя, уподобляя себя Творцу на данном уровне, он уподобляется Творцу уже как человек.

— Он в себе ощущает Творца?

— Конечно. Он и раньше Его ощущал.

— Но сейчас он ощущает Его уже на уровне «человек»?

— Ощущает на уровне «человек». Это называется, что он создает в себе человека.

— То есть прежде он, скажем так, ощущал Творца на уровне земноводных, животных…

— Он начинал с простого, примитивного желания. Затем желание постепенно развивалось в сторону отдачи и любви. И написано, как оно постепенно уподоблялось в чем-то Творцу в виде растений, морских животных, земных животных и так далее. Сейчас его собственное желание достигло того, что уже находится в подобии Творцу в виде человека. А человек — Адам, от слова домэ́ — «подобен». Здесь первый раз возникает подобие между исследователем, или каббалистом, и Творцом.

— Ступень очень серьезная.

— Это ступень очень серьезная, очень сильная. Она означает практически последнюю ступень развития. После этого уже ничего нет. Есть шесть дней творения. Но эти шесть дней сейчас вдруг трагически обрываются.

— Хотелось бы замереть на этом, и — все.

— Не надо замирать. Человек только создан, он еще не сделал ничего из себя, он сам дошел только до раскрытия: есть я — и есть Творец. А что из того, что это — я, а это — Творец, дальше-то что? Где же в том, что я сейчас раскрывал, мое личное участие? И вообще, есть ли оно? Или его нет?

— Как узнать?

— Хотя человек тяжело работает над собой, исследует, изменяет себя, но именно тут он обнаруживает, что только сейчас он дошел до места, где действительно может начинать свободно действовать подобно Творцу. Поэтому он называется Адам — человек. До этого все его действия были, в общем-то, несвободными. Только сейчас он начинает подниматься на уровень Творца, становиться подобным Ему. Он начинает видеть все творение, все этапы его развития от начала и до конца, абсолютно все души, ощущать все миры. Он начинает смотреть на все с новой точки зрения, так же, как и Творец.

И здесь у него появляются новые возможности, свойства, которые и называются «человек» — подобный Творцу. До этого не было подобия.

Человек: мужчина и женщина

— Говорится дальше:

/27/ И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ СВОЕМ. В ОБРАЗЕ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОЗДАЛ ИХ.

— В человеке одновременно существует два свойства: свойство получать — женское, свойство отдавать — мужское. Эти два свойства находятся как бы в противодействии, в противоборстве, в противостоянии друг другу. Об этом мы еще будем много говорить.

/28/ И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ». /29/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ВОТ Я ДАЮ ВАМ ВСЯКУЮ ТРАВУ СЕМЕНОСНУЮ, КОТОРАЯ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ…»

— Здесь возникает интересный парадокс. Растения являются более продвинутыми в духовном, чем животные.

— Почему?

— Потому что именно растения берут в себя все из земли, они «сосут» все минералы, все их свойства — из земли, а животные рождаются на земле. С одной стороны, животные более развиты, более совершенны, они сложнее по своему устройству и ближе к человеку. С другой стороны, в растениях есть нечто особенное, потому что они состоят именно из соединения этих свойств: земли, воды, воздуха, устремления к солнцу и так далее. Когда мы о растениях заговорили?

— Только сейчас. Действительно, мы до этого о них не говорили! Да, это удивительно!

— И человек уподобляется в каббале не обезьяне и не корове, не собаке и не какому-то другому животному, а дереву. Растение, дерево находится корнями в земле, а его крона, которая подобна корню, устремляется к небу. То есть оно как бы соединяет в себе две силы. И поэтому человек подобен дереву.

Это, прежде всего, рост, развитие, когда вбираешь от земли, от своих желаний самое необходимое для своего роста.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайны Вечной Книги. Том 1. «В начале», «Ноах», «Иди себе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Всесильный, на иврите Элоки́м, — высшая сила. Имена этой силы — это постижение человеком её воздействия: Создатель — Боре́, Творец — Авая́.

3

В тексте на иврите употребляется понятие ра́кия — пространство (от слова простираться, свод).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я