Михаил Чернявский – профессиональный менеджер в области проектного управления. Окончил НИУ ВШЭ и Финансовый Университет при Правительстве РФ. Более пяти лет занимался оптимизацией бизнес-процессов и привлечением инвестиций в консалтинговых компаниях, в том числе в PwC и Ernst & Young. Проводит тренинги для руководителей и сотрудников на темы эффективных переговоров и project management. В настоящее время отвечает за заключение инвестиционных сделок и развитие новых рынков в международной компании. Часто ли нам приходится отстаивать свои права на работе? В современном корпоративном мире настойчивые и целеустремленные добиваются карьерных высот любыми путями. Но амбициозность не является синонимом компетентности: некоторым руководителям сложно выстроить правильные отношения с подчиненными, тем более если работник окажется более подкованным в вопросах профессионального плана – к сожалению, зачастую такого сотрудника пытаются скомпрометировать и склонить к увольнению. Так как же быть, если вы столкнулись с абьюзом и травлей на работе? В книге «Мои токсичные коллеги. Как пережить abuse на работе» вы найдете практические советы и рекомендации как: • грамотно выстроить отношения с руководителем-абьюзером; • правильно привлечь высшее руководство к решению конфликта; • продуктивно организовать рабочий день; • четко обозначить свои личные границы; • эффективно общаться с коллегами на основе взаимного уважения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мои токсичные коллеги. Как пережить abuse на работе? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Встречают по одежке, а провожают по расторжении договора
Я работал в крупной международной компании немногим менее года. В соглашении о расторжении трудового договора, подписанном мною при увольнении, содержится пункт три-точка-один, утверждающий, что в течение трех лет с момента подписания настоящего соглашения я не имею права разглашать так называемую конфиденциальную информацию, которая, в свою очередь, определяется как «любые сведения, составляющие коммерческую тайну, результаты маркетинговых и иных исследований, информацию по отдельным договорам, планам производств, продукции, услугам, клиентам, рынкам распространения продукции, программному и техническому обеспечению, о финансах и сбыте», прочее-прочее-прочее, «а также другую деловую информацию, переданную работодателем работнику в течение периода найма последнего».
Как много слов, как витиевато сформулирована фраза «другая деловая информация», призванная закрыть фантомный пробел в утомительном перечислении типов сведений. Ну что же, ответственно заявляю, что ничего из вышеперечисленного разглашать не намерен. Для освещения моей истории этого не требуется. Я буду описывать лишь процесс урегулирования вопросов трудового характера и свои собственные переживания и мысли, которые, насколько мне известно, не были мне переданы работодателем и не являются его собственностью. Хотя после совершенно лживой риторики некоторых лиц, упомянутых ниже, ни в чем нельзя быть уверенным.
В соответствии с пунктом три-точка-четыре соглашения о расторжении трудового договора «работник признает, что он не имеет к работодателю никаких имущественных и / или неимущественных претензий…». Такой пункт является стандартным в составлении типовых соглашений о прекращении взаимоотношений между сторонами, но это не мешает ему быть смешным при всей своей простоте. Подумайте, компания же не подписывается ни под одним подобным обязательством, а это значит, что менеджмент при желании может в будущем предъявить вам как работнику любые претензии. Отдельно стоит отметить следующее: если работник выражает претензии работодателю, то почти всегда это не отражается на конкретных людях — представителях компании. Если же компания, представляемая конкретными людьми, выражает претензии работнику, то это скажется на нем не только как на сотруднике фирмы, но и как на обычном человеке, и повлияет на всю его жизнь. И если вы не Джефф Безос, то с вероятностью, близкой к единице, ресурсы компании, которая она способна направить на предъявление вам претензий, значительно превысят ваши собственные ресурсы для защиты. Крепостное право в России отменили некоторое время назад, но, похоже, не все об этом знают.
Еще один забавный пункт соглашения о расторжении трудового договора, три-точка-пять, гласит: «…работник не вправе неуважительно или пренебрежительно высказываться в адрес работодателя или его аффилированных должностных лиц, акционеров или работников». Забавным я его считаю потому, что, очевидно, его цель — сохранять имя компании незапятнанным, но по формулировке, в которой сквозит обычная трусость, видно, что в ряде случаев работники обладают достоверными фактами, разглашение которых может нанести урон репутации работодателя; компания же занимается крючкотворством, чтобы защитить себя, заставляя часто безвольных и наивных сотрудников подписывать документы, напичканные умозрительными дефинициями. Все это может делаться вместо того, чтобы реально решать проблемы, наносящие урон репутации этой фирмы. Мне, например, наплевать, что кто-то может сказать про меня: я достаточно уверен в себе как в профессионале и личности, чтобы не бояться, что мой знакомый, услышав нелицеприятные заявления в мой адрес, изменит свое мнение обо мне. В мире корпораций, видимо, иные правила, компании склонны «думать» иначе.
Итак, имеем промежуточный итог: разглашать конфиденциальные данные здесь и ниже не планирую, позволять себе делать неуважительные высказывания в адрес компании не собираюсь, претензий к компании не имею, и вообще вся эта история вымышленная, как мы помним. Я, кстати, действительно считаю компанию отличной платформой для работы и развития, однако в ней работают не роботы, а люди (пока…), а человеческий фактор надо учитывать (урок для меня). Надеюсь, мощи корпорации хватит, чтобы перемолоть все текущие трудности и продолжать изменять мир к лучшему. Такие возможности у нее есть.
Важный момент: когда мне дали на ознакомление соглашение о расторжении трудового договора, я счел, что моя война завершена. Это было моей ошибкой, но, к счастью, не повлекло негативных последствий, потому что к тому времени я уже взял в привычку подстраховывать каждый свой шаг. Со мной продолжали обращаться по-скотски, используя такое поведение как инструмент оказания на меня давления. Эйчар[4] вызвала меня в переговорную комнату и буквально швырнула документ, ледяным голосом заявив, что его надо подписать. Я ответил, что мне необходимо время на ознакомление, — эйчар выделила мне десять минут на шестистраничный документ, написанный на русском и английском языках. Мне было сообщено о важности этой процедуры, а также о том, что я трачу чужое время. Также прозвучала прекрасная по своей смысловой глубине фраза «здесь и так все понятно».
Казалось бы, я уже столько раз подвергался давлению, терпел оскорбления и хамство и знал, что именно и каким голосом отвечать. Но несмотря на все это, я испытал мощный порыв подписать все, не читая, и убежать из кабинета. Конечно, я не позволил себе роскоши так поступить, хотя, возможно, для моей нервной системы это было бы лучше всего.
Я потратил на работу с документом столько времени, сколько мне и моему юристу потребовалось для полноценного анализа. Я находился в отдельной переговорной комнате, несмотря на требования эйчар ознакомиться с документом в ее присутствии (я вежливо сообщил ей, что этот документ крайне важен для меня, поэтому я должен вдумчиво его изучить, что смогу сделать только в полном одиночестве). После этого вышел из кабинета, спокойно сделал необходимые фотографии текста, переслал их своему юристу и, не сказать, что медленно, но уж точно не впопыхах, изучил документ. Затем мы созвонились с юристом, все обсудили и отметили отдельные блоки, потратив на все это чуть меньше часа.
За это время эйчар дважды звонила мне на мобильный и торопила меня, говорила о каких-то важных встречах, на которых она не может присутствовать, пока я не подпишу документ (интересно, почему?), указывала, что у меня было достаточно времени на ознакомление с ним. «Но я ведь не могу изучить его за считаные минуты, — говорил я ей. — Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-то локальные нормативные акты компании или положения ТК РФ, регламентирующие период времени, необходимый для ознакомления с подобным документом? На что вы ссылаетесь, утверждая, что у меня было достаточно времени для этого?»
Такое поведение эйчар можно трактовать двояко: или это инструмент оказания на меня прямого давления, или попытка решить свои личные задачи за счет ущемления моих прав (сокращение времени, необходимого для анализа документа). Так что вряд ли это способствовало укреплению корпоративного духа компании.
В тот раз после анализа предоставленного мне документа мы с юристом не нашли в нем каких бы то ни было нарушений законодательства РФ или внутренних норм компании. Так, несколько опечаток не представляющих особой важности. Тем не менее, это вызывало в нас сомнения относительно компетенции эйчар: «Если документ типовой, значит, вы всем даете его с одинаковыми опечатками? Выходит, вы даже не проверяли его?» Оригинально для международной компании.
Я подписал документ, а также запросил копию доверенности лица, подписывающего его от лица компании. Сделал это по совету моего юриста: требовалось убедиться, что указанное лицо уполномочено подписывать соответствующие документы. Когда я сделал запрос копии доверенности, лицо эйчар источило столько яда, выказало столько презрения ко мне, что я удивился, почему не превратился в камень, глядя ей в глаза, однако копия была мне предоставлена, эйчар лично принесла ее к моему рабочему месту.
Мораль простая: нельзя подписывать документы, не изучив их досконально и не имея кристальной ясности относительно каждой мелочи. Также очевидно, что для обретения такой ясности необходимо потратить какое-то более или менее продолжительное время. Однако в том случае, когда ваши права нарушают и на вас оказывают давление, ваши противники требуют, чтобы вы немедленно их подписали. Они будто бы забывают о том, что любому человеку нужно время на ознакомление с текстом, а если вы напоминаете им об этом, то выделяют вам жалкие 10–15 минут, причем пытаются обязать вас изучить все «здесь и сейчас», разумеется, в их присутствии. Если, находясь в ситуации противостояния, вы поймали себя на том, что торопитесь, — сразу берите паузу. Если вас подгоняют и вы вынуждены защищаться впопыхах, значит, текущее сражение вы проигрываете, поэтому тормозите, иначе рискуете проиграть войну.
Обычно ваши противники объясняют, чем обусловлена спешка (правда, моя руководительница опустилась до такого уровня профессиональной дискуссии, что позволяла себе без какой-либо прелюдии писать мне: «Жду вас в переговорке через три минуты!»). Они говорят: «Вы тратите наше время, а мы вообще не должны этим заниматься!», или: «Предоставленных вам 15 минут вполне достаточно, вы специально тянете время!» Ну и в заключение — хорошо знакомая мне уничижительная формулировка: «Вам не хватает времени, потому что вы некомпетентны! Компетентный сотрудник давно бы все сделал!» То есть, не глядя в текст, подписал бы себе смертный приговор.
Разбирать все эти, с позволения сказать, аргументы и весело, и грустно. Они абсурдны, но печально, что приходится тратить свое время на то, чтобы адекватно на них отреагировать, а ведь в нормальных условиях это время можно было бы посвятить выполнению своих трудовых обязанностей.
Разумеется, ваша компетентность никак не связана с тем временем, которое вам требуется на качественный анализ непрофильного для вас документа (я, например, экономист по образованию и занимался развитием новых рынков, а не подготовкой документов для отдела кадров). Кстати сказать, нормы, регламентирующие в корпоративном мире время на ознакомление со специфическими договорами, если и существуют где-то, то являются раритетной редкостью. Ни в одной компании, в которой я когда-либо работал, таких норм не существовало. Законодательство РФ их также не определяет. А здравый смысл подсказывает: время на анализ важного документа не может ограничиваться несколькими минутами. Принимая во внимание все вышесказанное, ваше желание изучить документ недопустимо истолковывать как «стремление потянуть время». Более того, если вы действительно решите потянуть время, значит, вас до этого довели. Такое решение само по себе свидетельствует о ненормальности ситуации, в которой вы находитесь. Ни один добросовестный сотрудник не будет затягивать рабочие процессы вместо того, чтобы спокойно работать и развиваться в компании.
Помимо создания искусственной суеты вокруг вас, цель которой — заставить вас спешить и, совершив ошибку, проглядеть «пунктик со звездочкой», ваши противники будут пытаться вас расслабить. Они могут распинаться в small talk[5] нудно и долго, стараясь улыбаться и делать паузы, но нарочито быстро проговорят заунывным голосом действительно значимые вещи. Они сделают акцент на ерунде, скрыв от вас истинный смысл обсуждения. Такова их тактика. Я же совершил грубую ошибку: расслабился, когда получил на руки соглашение о расторжении трудового договора и увидел в нем ту сумму компенсации, которую согласовал до этого. Расслабляться нельзя до последнего. Особенно когда кажется, что все позади, — в эти моменты ваши противники, искушенные в корпоративных подлостях, представляют для вас максимальную опасность. Если бы эйчар, обсуждая со мной соглашение о расторжении, не использовала свои излюбленные инструменты давления — грубость и создание искусственной суеты, — а вела бы себя вежливо и профессионально, то, возможно, я бы полностью расслабился. Но ее поведение заставило меня опомниться и вновь настроиться на борьбу. В этом боевом состоянии я и довел все до конца.
А начиналось все так.
• Внимательно читайте документы, которые подписываете. Ставить свою подпись можно лишь в том случае, если содержание документа вам абсолютно понятно (то есть все в нем вам кристально ясно), вы со всем согласны и имеете полное представление о том, какова суть условий и ограничений, которые вам надлежит учитывать и соблюдать, как только вы поставите свою подпись.
• Тратьте на изучение документов столько времени, сколько вам требуется для того, чтобы досконально изучить каждую строчку и обрести ту самую кристальную ясность.
• Не позволяйте торопить себя при ознакомлении и согласовании документов. Не поддавайтесь настоятельным уговорам ваших оппонентов побыстрее ознакомиться с документами и незамедлительно согласовать с ними те пункты, которые вас не устраивают.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мои токсичные коллеги. Как пережить abuse на работе? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других