О чем говорит Ветхий Завет. Четвертая ступень

Михаил Скобелев, 2018

Заключительная книга проекта «Ступени веры» вводит читателя в Ветхий Завет, его сюжеты, структуру, историю создания и духовное содержание. Уникальность авторской подачи состоит в том, что кандидат богословия Михаил Скобелев показывает ветхозаветную историю глазами ее главных действующих лиц: Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Давида, Иова. Ветхий Завет – это история людей, их нравственных падений и духовных подвигов, история поиска Бога. Весь текст Писания представляет собой активный диалог между Богом и человеком, и книга «О чем говорит Ветхий Завет» приглашает читателя стать заинтересованным участником этого диалога.

Оглавление

Из серии: Ступени веры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чем говорит Ветхий Завет. Четвертая ступень предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Адам и Ева

Творение мира

Библейскому повествованию о первых людях предшествует тема творения, которой открывается первая книга Библии — Бытие. Название этой книги, в греческом переводе «Гёнесис» — «происхождение», отражает ее главную идею — откровение о возникновении Вселенной и человека.

Рассказ о творении получил в церковной письменности название Шестоднев, поскольку описывает сотворение мира Богом в течение шести дней. Шестоднев всегда привлекал внимание толкователей, и его по праву можно именовать «откровением», поскольку ни один человек не был свидетелем того, о чем он повествует. Согласно церковному Преданию, данное откровение было получено пророком Моисеем, жившим много поколений позже и записавшим его для богоизбранного народа. Шестоднев начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю[22], открывая нам тайну творения мира. В отличие от древних греков, думавших, что материя вечна, а Бог лишь ее преобразователь — демиург, Шестоднев возвещает нам, что мир небезначален и у него есть Творец.

Согласно Шестодневу, мир — космос творится буквально из ничего, одним лишь Божественным словом, что указывает на всемогущество Творца. Эта важная истина — одно из оснований христианской веры. Мы исповедуем ее каждую литургию в Символе веры: «Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

Знаменитый еврейский толкователь Священного Писания Филон Александрийский, размышляя над Шестодневом, называет Бога по отношению к сотворенному Им миру «отцом» и «ремесленником», поясняя: «Ведь и отец по отношению к своим детям, и ремесленник по отношению к созданиям своего ремесла цель свою видит в их сохранении и любыми путями ограждает от всякого вреда и пагубы, доставить же стремится всякую пользу и выгоду любыми способами»[23]. Таким образом, Филон этими двумя именованиями ясно выразил идею, что Бог не только Создатель, но и Промыслитель созданного им мира.

Дух Божий носился над водою.

Мозаика. Собор Санта-Мария Нуова. Монреале. Сицилия. XII в.

Шестоднев — текст особый не только в силу своего содержания, но и по своей форме. Он имеет ритмическую структуру за счет множества повторов: И сказал Бог… (10 раз), И увидел Бог, что это хорошо (6 раз), И был вечер и было утро (6 раз). Все в мире творится Богом попарно: небо — земля, вода — суша, день — ночь, вечер — утро, солнце — луна, лето — зима, мужчина — женщина. Читая Шестоднев, мы проникаемся его ритмом, пульсом, вернее сказать, осознаем себя внутри пульса Вселенной. Время, по учению Церкви, появляется вместе с материей (движением). Таким образом, библейская космогония начинается описанием происхождения главных основ существования любого живого существа, да и всей Вселенной: пространства и времени. Описывая устройство физического, видимого мира с его четырьмя измерениями, слово Божие раскрывает нам и пятое измерение нашего бытия, недоступное научному анализу, — жизнь невидимого мира. Под «небом», упомянутым в Быт. 1:1, святые отцы понимают создание Богом ангелов.

Сотворение птиц, пресмыкающихся и рыб.

Мозаика. Собор Санта-Мария Нуова. Монреале. Сицилия. XII в.

Согласно Шестодневу, мир в течение шести дней постепенно преобразовывался Богом из безвидности и пустоты[24]. Вначале создавалась среда обитания, а потом те, кто ее населяет: вода (третий день) — рыбы (пятый день), небо (второй день) — птицы (пятый день), суша (третий день) — животные (шестой день). Завершением этого творческого процесса стало создание в шестой день первого человека — Адама.

Возникновение Вселенной, космогония — тема, засвидетельствованная не только в Писании, но и в других древних литературных памятниках — мифах Египта, Вавилонии, Греции. Но в этих произведениях, описывающих рождение богов, их взаимную вражду, создание мира из тела убитого божества, мифологическая составляющая столь очевидна, что нет никаких сомнений в их человеческом происхождении.

Создание первых людей

Имена первых людей — Адам и Ева — знают буквально все. Но большинство наших современников относится к ним как к легенде, мифу, то есть отрицает их историческую реальность. Однако Церковь всегда видела в этих персонажах Писания исторических личностей: они изображаются на иконах, вспоминаются в Неделю праотец и Неделю святых отец накануне Рождества.

Созданию человека пророк Моисей уделяет особое внимание.

Первый человек сотворен Богом из праха земного[25], что указывает на его причастность материальному миру, но существенным отличием человека от всего остального творения является то, что Бог вдунул в него дыхание жизни[26]и наделил его Своим образом и подобием[27]. Человек, согласно Божественному Откровению, — существо духовно-телесное, обладая разумной душой, он принадлежит двум мирам: видимому (материальному) и невидимому.

Образ Божий в человеке, согласно учению Церкви, проявляется в следующих свойствах человеческой природы: владычестве над животными[28], даре слова (святые отцы называют человеческое существо словесным, тогда как животных именуют бессловесными), творческих способностях (здесь христианские толкователи указывают на неполноту возможностей человека: если Бог при творении не нуждается в веществе и орудиях, то человеку они необходимы), неограниченности (святые отцы видят проявление этого свойства в уме человека, способном в одно мгновение обтекать восток и запад, север и юг, небесное и преисподнее, хотя и не сущностью, а только умопредставлением). Еще одна важная особенность природы человека, отличающая его от всех других живых существ, — свобода выбора. Свобода делает нас ответственными за совершенные нами поступки и подлежащими суду Божию и человеческому.

О сотворении жены пророк Моисей говорит отдельно, уже после описания дней творения[29]. Как поясняет пророк, когда человек давал имена животным, то для него самого не нашлось пары, помощника, и тогда Бог сказал: не хорошо быть человеку одному — и создал из ребра человека жену для него[30]. Древнееврейский язык позволяет почувствовать единство мужчины и женщины, обусловленное общностью их природы: муж — иш, женщина — ишша.

Сотворение Адама.

Фреска. Микеланджело. Сикстинская капелла. Ватикан. Рим. Нач. XVI в

Согласно Шестодневу, человек является завершением творения. Место во Вселенной человека как ее необходимого и гармоничного завершающего звена рассматривается и в современной физике. Согласно антропному принципу, самые первичные, базовые параметры нашей Вселенной имеют тонкую настройку, определяющую в конечном счете зарождение и развитие разумной жизни.

При чтении Шестоднева могут возникнуть вопросы.

Почему, например, всемогущему Богу понадобилось шесть дней, чтобы сотворить мир? Неужели Он не мог сделать это сразу? Конечно, мог, но, как поясняет Филон, возникающим вещам необходим порядок, а порядку свойственно число. Действительно, повествование Моисея являет нам последовательное упорядочение Богом Своего творения. Окружающий нас мир иерархичен: неживая и живая природа, растительный и животный мир, человек. Шестоднев показывает, что тварный мир был создан Богом именно иерархически, от простого к более сложному.

Сотворение Евы.

Мозаика. Санта-Мария Нуова. Монреале. Сицилия. XII в.

Часто спрашивают: какие могли быть в начале «дни» и «ночи», «вечера» и «утра», если светила были созданы лишь в четвертый день? Но мы не должны понимать «дни» Шестоднева буквально, как сутки. О продолжительности дней творения судить сложно, об этом много спорят современные ученые. Важно помнить, что повествование

Моисея адресовано людям, оно содержит определенную весть человечеству о Боге и мире, изложенную доступным языком, понятным современникам пророка Моисея.

Для богословия Шестоднев представляет собой текст особой важности, из которого можно сделать следующие выводы:

у Вселенной есть Творец;

Бог един и мир един;

Вселенная не вечна, она имеет начало;

Бог промышляет о Своем творении.

Эти заключения были сделаны Филоном Александрийским в начале I века, христианские же экзегеты дополнили их новым важнейшим положением: в творении мира принимали участие все три Лица Святой Троицы. Указание на это святые отцы видят в словах: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему[31], которые толкуются ими как Предвечный Совет Лиц Святой Троицы, а также в словах: и Дух Божий носился над водой[32], свидетельствующих об участии Святого Духа в Творении мира.

Повествование о творении заканчивается наступлением седьмого дня и его благословением как «дня покоя» (евр. шаббат — русское «суббота»). Этот благословенный покой не следует понимать как бездействие. Здесь благословение, по мысли святителя Филарета (Дроздова), является освящением времени, предназначенного для богослужения.

Подводя итог, заметим: разумеется, библейское откровение о творении невозможно проверить научным способом, поэтому оно составляет один из аспектов нашей веры. Вера в данное нам Богом откровение расширяет границы нашего знания. Апостол говорит: Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое[33].

Дополнение. Овидий о возникновении Вселенной

Ко времени Рождества Христова библейское откровение о творении, через греческий перевод Ветхого Завета Септуагинту, стало известно образованным язычникам Римской империи. Вот как описал возникновение Вселенной и человека в поэме «Метаморфозы» великий римский поэт первого века Публий Овидий Назон, по-видимому, знавший повествование Моисея:

Для обитанья вода сверкающим рыбам досталась,

Суша земная зверям, а птицам — воздух подвижный.

Только одно существо, что священнее их и способней

К мысли высокой, чтоб стать господином других, не являлось.

И родился человек. Из сути Божественной создан

Был он Вселенной Творцом, Зачинателем лучшего мира,

Иль молодая земля, разделенная с горним эфиром

Только что, семя еще сохранила родимого неба?

Отпрыск Япета, ее замешав речною водою,

Сделав подобье богов, которые всем управляют.

И между тем как, склоняясь, остальные животные в землю

Смотрят, высокое дал Он лицо человеку и прямо

В небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи.

Так земля, что была недавно безликой и грубой,

Преобразясь, приняла людей небылые обличья.

Жизнь первых людей в раю

Бог поселил первых людей в раю — в прекрасном саду, полном различных деревьев, среди которых были два совершенно особых: древо жизни и древо познания добра и зла. Какой же была райская жизнь? В обыденном сознании рай отождествляется с наслаждением, благополучием и безопасностью. Действительно, по учению Церкви, в раю не было смерти, болезней, истребления одних живых существ другими. Условия райской жизни людей до грехопадения пророки часто переносят на будущее царство Мессии. Таким образом, мы можем воспроизвести представления о рае самих библейских авторов. Вот как описывает будущее царство Мессии пророк Исаия: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их… И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змея. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море[34]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Ступени веры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чем говорит Ветхий Завет. Четвертая ступень предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

22

Быт. 1: 1.

23

Филон Александрийский. О том, что худшее склонно нападать на лучшее // Толкования Ветхого Завета. М.: Греколатинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000.

24

Быт. 1: 2.

25

См.: Быт. 2: 7.

26

Там же.

27

См.: Быт. 1: 26.

28

Там же.

29

См.: Быт. 2.

30

См.: Быт. 2: 18–22.

31

Быт. 1: 26.

32

Быт. 1: 2.

33

Евр. 11: 3.

34

Ис. 11: 6–9

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я