Моя душа: что это такое?

Михаил Молотников, 2020

В этой небольшой книге рассказывается о человеческой душе – удивительной, имеющей волю и самосознание, невидимой, мыслящей, чувствующей и бессмертной части человека, являющейся основой его личности. Мы, между тем, почти не замечаем свою душу, а она – самое ценное, что есть у каждого из нас. Книга поможет читателю узнать, каким законам подчиняется душа, что ей вредит, а что приносит благо, что и как можно и нужно в себе изменить. Эта книга для тех, кто еще не обрел веру в Бога, и для тех, кто только начал свой путь ко Христу. А также, может быть, и для тех, кто уже многие годы живет церковной жизнью, но так к ней привык, что перестал углубляться в себя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Моя душа: что это такое? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Душа

Что душа «умеет»?

Удивительно мудро устроено тело человека, но еще удивительнее его душа — дивное творение Божие.

Душой мы называем невидимую, духовную часть природы человека. Жизнь души составляют мысли, эмоции, чувства, желания. Она анализирует, исследует, строит умозаключения, создает представления, запоминает, творит, ставит задачи и находит пути их решения, различает добро и зло, красоту и уродство, истину и ложь, стремится к счастью, слышит голос совести, ощущает и познаёт явления духовного мира, взаимодействует с ним, познаёт (чувством и разумом) Самого Бога и даже способна беседовать (!) с Ним.

Мы говорим: «Моя душа, мои мысли, мои желания», — подчеркивая тем самым, что в нас есть нечто, осознающее жизнь души и способное в каких-то пределах ею управлять. Это нечто иногда называют высшей частью души, умом (не путайте с рассудком, интеллектом), сердцем (сердцевиной души), иногда — духом[3], внутренним «я», внутренним (мысленным) оком. Ум, или дух, — это некий центр управления, центр принятия решений. Он наблюдает за мыслями, чувствами, ощущениями, желаниями, волевыми движениями, словами и поступками и оценивает их, в частности, с нравственной точки зрения. Одни мысли и желания он с помощью воли отклоняет, другим дает «зеленый свет». Ум может заставить человека действовать вопреки желаниям, менять ход мысли. В отличие от животных, мы можем управлять своими инстинктами, преодолевать их или, наоборот, культивировать — сознательно использовать для получения удовольствия. В последнем случае говорят, что животный инстинкт главенствует, господствует над духом.

В недрах ума (внутреннего «я») содержится всё пережитое — увиденное, услышанное, передуманное, перечувствованное; создаются и хранятся представления о мире и своем «я», об идеалах и истине, о добре и зле, о цели и смысле существования человека.

«Госпожа» тела

Как душа человеческая соотносится с телом? Она как бы пронизывает его, оживляет и управляет им, как своим инструментом или орудием (правда, не всегда послушным: например, когда человек парализован или находится в состоянии сильного опьянения). Раз душа управляет телом, а не наоборот, значит она — главное в человеке. Поэтому и заботиться о ней (в меру наших возможностей) следовало бы в первую очередь!

Тело доставляет душе информацию об окружающем мире. С помощью так называемых органов чувств мы воспринимаем зрительные образы, звуки, запахи, вкус, температуру, вес, гладкость и упругость предметов. Однако есть у души и иные, не связанные с телом, средства познания.

Тело «доставляет» душе удовольствия (вкусная пища, нега, покой) и страдания (боль, холод, жажда, голод).

Рост и старение тела, многие болезни, работа внутренних органов происходят помимо сознания и воли человека. Однако мы можем оказывать на тело определенное влияние посредством питания, лекарств, физических упражнений, разрушать его вредными пристрастиями (алкоголь, курение, переедание). Мы даже можем по своей воле предать свое тело смерти: пожертвовать жизнью ради других людей или совершить самоубийство, безумно полагая его выходом из душевного тупика.

Природа души

Душа проста[4], невидима и неделима, не состоит ни из какого известного науке вещества. Поддается ли она химическому или физическому измерению? Отчасти «да», потому что душа связана с телом. О процессах, происходящих в ней, можно судить по активности участков головного мозга, нервных импульсов, изменению кровяного давления, частоты сердцебиения (например, при сильных эмоциях).

Душа принадлежит духовному миру, поэтому человек называется существом духовно-телесным. Природу, сущность души мы постичь не можем, как не можем постичь природу ангелов и бесов и, тем более природу Бога — Творца вселенной (как, впрочем, и природу материи!). Однако нам хорошо известны проявления души, на основании которых можно делать выводы об ее свойствах и способностях. Кроме того, мы имеем о ней Божественное откровение, записанное в Книге книг — Библии.

Душе иногда дают такое определение: это то, что болит, когда тело здорово. Поэтесса Марина Цветаева (1892–1941) так выразила эту мысль: «Что-то болит: не зуб, не голова, не живот, не — не — не-… а болит. Это и есть душа». Между состоянием тела и души нет прямой зависимости: здоровые и материально обеспеченные люди могут испытывать душераздирающую тоску, а изможденные болезнями — мир и духовную радость.

Особым состоянием человека является сон, когда тела своего мы не ощущаем, а душа наша остается активной.

Ученые о «духовности» души

Атеисты и материалисты не признают существования души как некой духовной сущности, отличной от тела. Они верят (именно верят!), что способности человека абстрактно мыслить, преодолевать свои желания и осознавать себя возникли благодаря «игре слепого случая», путем «естественного отбора»; что все наши мысли, чувства, желания и даже сознание имеют исключительно материальный характер и обусловлены жизнедеятельностью тела, и что когда-нибудь наука это непременно докажет. (Интересно узнать, что в нас мыслит и осознает: живые клетки, электроны, протоны, кварки, электромагнитное поле?)

Каковы основания такой точки зрения? Известно, что некоторые растения и химические соединения (алкоголь, наркотики, психотропные лекарства) способны изменять психическое состояние человека. Воздействуя током на определенные участки головного мозга, можно вызвать гнев или страх. Однако нет «таблетки», которая пробуждает совесть, любовь к Родине, чувство долга или справедливости.

То, что душа, хоть и зависит от тела, но существует автономно от него, утверждают многие известные уче — ные. Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Джон Экклз (1903–1997) убежден, что психика не является функцией мозга. По его мнению, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, — это совершенно самостоятельные миры, которые взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Появление сознания, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной. «Я могу экспериментально подтвердить, — пишет Экклз, — что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне» [Цит. по: 8].

Создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Эрвин Шрёдингер (1887–1961) писал, что природа связи физических процессов с субъективными событиями, к которым относится, в частности, сознание, лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания» [Цит. по: 8].

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а лишь их ретранслятором. Ряд ученых считают, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, то есть как антенна, с помощью которой становится возможен прием внешнего сигнала; как телеприемник, который принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

На международном симпозиуме в Санкт-Петербурге (2005 г.), российский ученый А. В. Михеев заявил следующее: «Существует так называемое „тонкое тело“, являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и „внутренней жизни“ человека. Это тело существует… после физической смерти, являясь на время существования физического тела его „параллельной компонентой“, обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело — лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне» [Цит. по: 8][5].

Если уж ученые признают «духовность» души, как нам не верить Божественному откровению о ней?

Нравственный закон

Будучи духовной, душа подчиняется духовно-нравственным закономерностям, действующим в духовном мире. Например, если ты предал или бросил в беде близкого человека, украл, обманул, тебе будет стыдно и тяжело на душе. (По крайней мере, в первый раз.) Когда ты исполнен ярости и ненависти, пышешь злобой, «зеленеешь» от зависти, в твоей душе царствует тьма. Когда же ты кому-то бескорыстно сделал доброе дело, всем желаешь добра, на душе твоей будет светло, легко и радостно.

Все наши мысли, чувства, желания, слова и поступки имеют нравственное измерение. Если они будут добрыми, душа будет становиться всё более светлой, мирной и радостной. И наоборот, если зло войдет в привычку у человека, он расплатится за это тем, что душа его будет болеть, станет жестокой, черствой, раздражительной, злорадной, холодной, надменной, унылой и темной[6]. Про таких людей говорят: бездушный, бессердечный, бессовестный, безнравственный, то есть тот, у кого «окаменело» сердце, атрофировалось нравственное чувство, умолкла совесть. Такой человек опасен для окружающих, да и своей душе наносит рану за раной.

Тот, кто любит только себя, уродует свою душу. А действенная любовь к окружающим приносит человеку радость.

Эти закономерности мы можем наблюдать и в себе, и в окружающих нас людях. Ну, а тем, кто забыл про эти законы, Бог напоминает о них через Священное Писание, поучения святых отцов и пастырей Церкви, через те произведения литературы и искусства, которые несут в себе свет духовной истины.

Нам дана свобода выбора между грехом и добродетелью. Что ты выберешь, человек?

Что происходит с душой после смерти тела?

Человеческая душа бессмертна. Об этом многократно свидетельствовал Сам Господь Иисус Христос. Известно это было человечеству и задолго до Рождества Христова. Люди в своем безумии изобрели множество изуверских способов умерщвления человеческого тела, а вот душу уничтожить невозможно.

Когда человек получает смертельную рану, или, например, у него останавливается сердце, душа отделяется от тела и продолжает существовать вне его, сохраняя при этом свое самосознание, а также способности видеть, слышать, чувствовать, двигаться. Это подтверждают в последнее время, благодаря развитию медицины, многочисленные свидетельства людей, переживших клиническую смерть[7]. Многие из вернувшихся к жизни рассказывали о стремительном движении по темному туннелю к яркому свету, встрече с ангелами (именно ангелами!) и ослепительно светлым существом, повелевшим им вернуться в тело. Там, в том мире, они испытывали такую радость и легкость, что им не хотелось возвращаться к земной жизни. Кто-то, наоборот, попадал в пространство, которое можно назвать адом, и испытывал ужас, отвращение и невыразимое мучение.

В разных странах множество незнакомых между собой людей испытывали фактически одно и то же. Все они, несомненно, находились на пороге некоего иного бытия, некоего мира, совершенно отличного от земного.

А что происходило с теми людьми, души которых не вернулись в тело? Об этом мы имеем Божественное откровение. Все четыре евангелиста передают нам многочисленные поучения Господа Иисуса Христа о существовании рая (точнее, Царства Небесного) и ада (царства тьмы и зла), а также о том, что каждая душа, в зависимости от своего духовно-нравственного состояния и устремленности к добру или злу, попадет после разлучения с телом либо туда, либо сюда[8], и у любого здравомыслящего человека нет никаких сколько-нибудь серьезных оснований не доверять Его словам.

Отрицающие бессмертие души заявляют, что у людей, вернувшихся «с того света», были просто галлюцинации. Но это предположение ничем не подтверждено. Непонятно, почему галлюцинации одинаковы, да и сама их природа науке неизвестна. А вот то, что души умерших продолжают жить в ином мире, подтверждается многочисленными свидетельствами.

Пережившие клиническую смерть рассказывали, что в какой-то момент они отделились от своего тела, оставшегося лежать на операционном столе, поднялись над ним, с легкостью передвигались в пространстве, видели и слышали всё происходящее в операционной. Более того, они даже видели родственников в соседнем помещении и слышали, о чем они говорят. Позднее, после возвращения умерших к жизни, они безошибочно вспоминали действия и разговоры врачей и родных к немалому удивлению последних.

Один человек, переживший клиническую смерть в сталинские времена (1930-е годы), рассказывал, как по выходе из тела он (его душа) оказался в комнате, в которой его знакомые справляли по нему поминки, и слышал все их разговоры. Между прочим один из этих людей рассказал анекдот, высмеивающий власть. В те времена этого было достаточно, чтобы угодить на несколько лет в концентрационный лагерь. Вскоре после того, как «умерший» вернулся к жизни, те самые знакомые навестили его. Надо ли говорить, как они побледнели от ужаса, когда он пересказал им их разговор и напомнил о том анекдоте[9].

О том, что душа способна возвращаться в мертвое тело, люди знали и в ветхозаветные времена. Например, пророк Илия (IX век до н. э.) воскресил умершего сына вдовы в городе Сарепта (см.: 3 Цар. 17, 21–24), а его ученик Елисей воскресил сына женщины-сонамитянки (см.: 4 Цар. 4, 32–37).

Мы знаем, что Христос одним Своим словом воскрешал умерших. Так Он воскресил дочь начальника синагоги Иаира (см.: Мф. 9, 18–26), сына наинской вдовы (см.: Лк. 7, 11–16) и, наконец, Лазаря, тело которого уже четыре дня находилось в погребальной пещере (см.: Ин. 11, 1-45). Воскрешали мертвых по молитве к Богу и новозаветные святые. Так, например, апостол Пётр воскресил праведную Тавифу (см.: Деян. 9, 36–42).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Моя душа: что это такое? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Есть два представления о составе человеческой природы: так называемые трихотомия (трехсоставность) и дихотомия (двухсоставность). Согласно первому человек состоит из тела, души и духа; согласно второму — из тела и души, но высшая часть души как раз и представляет собой этот дух.

4

Душа проста в том смысле, что не состоит из разных частей или элементов, как тело или автомобиль.

5

Советуем найти статью Михаила Игоревича Хасьминского о природе сознания, в которой автор простым языком и очень убедительно доказывает, что оно нематериально.

6

Интересно, что для описания состояния души человека мы привычно пользуемся физическими терминами (пустота, холод, тепло, тяжесть, легкость, мрак, свет) или биологическими (болезнь, раздражительность, горечь, сладость).

7

Сотни таких случаев описаны в книгах врачей Петра Калиновского «Переход», Раймонда Моуди «Жизнь после жизни» и др. Пишут об этом святитель Лука (Войно-Ясенецкий), выдающийся врач, в книге «Дух, душа и тело» и иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Душа после смерти».

8

Например: И пойдут сии (нераскаянные грешники) в муку вечную, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его,…а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 41, 46).

9

Об этом случае рассказывал на своих лекциях профессор Московской духовной академии А.И. Осипов [Цит. по: 9].

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я