НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИЗЛОМ

Михаил Митрофанович Метаков, 2023

Книга посвящена трагическим событиям, коренным образом изменившим судьбу небольшого сибирского города в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. 26 июня 1998 года по дороге на работу выстрелом в упор был убит Владимир Петухов – первый всенародно избранный мэр Нефтеюганска. Не будет большим преувеличением сказать, что события, приведшие к роковому финалу, стали своеобразным перекрестком нашей новейшей истории, повлияли на магистральный путь развития всего нефтегазодобывающего и энергетического комплекса современной России. Даже сегодня истинные пружины и причины всех перипетий, приведших к кровавой развязке, до конца не раскрыты. Автор книги – очевидец описываемых событий, оказался тогда в эпицентре столкновения мощных разновекторных интересов. В книге приводятся ранее неизвестные факты и документы, проливающие свет на важнейшие детали непримиримого противостояния в родном для автора городе Нефтеюганске.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИЗЛОМ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пролог

Имею ли я право говорить о себе как о непосредственном свидетеле и участнике тех событий? Отвечу утвердительно и вот почему.

С Владимиром Петуховым был знаком не понаслышке. Первая встреча с ним состоялась еще летом 1990 года в городе Тюмени.

В то время уже вовсю гремели перестройка, кооперативы и малые предприятия, раскручивался маховик финансовых пирамид и прочих либерально-экономических «прелестей».

Петухов узнал, что под моим патронажем создается областной благотворительный фонд «Тюменьэтнос» и предложил ввести в его структуру свое малое научно-внедренческое предприятия «Дебит». Расчет был на налоговые льготы, но тогда общего начинания не случилось, в налоговых преференциях нам отказали и отношения с нефтеюганским земляком прервались на пять лет.

Случайностей не бывает, — утверждают фаталисты. Возможно. Но первое появление главного героя и на этих страницах, и в моей жизни было именно в роли владельца и директора довольно крупного частного предприятия по текущему и капитальному ремонту нефтяных скважин. Впоследствии же случилось так, что именно это предприятие — сначала малое, потом закрытое акционерное общество «Дебит» — стало одним из «приводных ремней» в раскручивании маховика всего конфликта между Петуховым и хозяевами Юганскнефтегаза-ЮКОСа.

Случайность это проявление закономерности — лично мне импонирует такое определение и такой подход в оценках главного и других героев этой книги. Владимир Петухов, как и любой человек, многолик и многообразен в своих жизненных проявлениях, тем более человек талантливый и деятельный, поэтому не получится, а главное не надо изображать его одной краской.

Говорю об этом в самом начале книги с единственной целью — читатель должен видеть и понимать «предлагаемые обстоятельства», в которых жила и творила личность этого незаурядного человека. Петухов может донкихотствовать и быть трибуном, рисковать и обманываться, падать и подниматься, любить и страдать, однако главным критерием оценки личности Владимира Петухова предлагаю считать, на мой взгляд, очень точную и глубокую метафору из древнекитайской «Книги перемен», которая определяла сущность человека двумя главными ипостасями — любовь и справедливость. Обостренное чувство справедливости стало побудителем ко многим поступкам и действиям этого неординарного человека.

Что греха таить — рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Помню и сам, когда в начале 90-х пытался заниматься коммерцией, тоже думал о том, как облегчить налоговое бремя и получить дополнительную прибыль. Ту же самую школу проходил и начинавший предприниматель Владимир Петухов, воспринимая эти риски как неотъемлемую часть бизнеса и жизни в условиях рыночной экономики. В этом он и многие его коллеги мало чем отличались от Ходорковского, Мавроди и других отечественных бизнесменов, тоже начинавших с поиска финансово-налоговых лазеек. Правда, масштабы и возможности были несопоставимы.

Команда Ходорковского к тому времени уже крепко срослась с правящей элитой страны и транснациональными корпорациями, имела солидный и доходный бизнес, научилась ловко прятать прибыль по заграничным офшорам. Этим «акулам рынка» было все равно, о чем болит голова у провинциального градоначальника, пусть даже и вчерашнего коллеги по ремеслу. В бизнесе, конечно, все равны, но, как говорится, всегда есть те, кто равнее других. Что же касается личных и прочих интересов, то они у Петухова и Ходорковского кардинально расходились там, где начинался дебитовский и муниципальный «огород».

Петухов принадлежал к той генерации пионеров-предпринимателей, которые — еще насквозь пропитанные советской идеологией — были вынуждены кардинально переделывать себя в страшное по своей сути время разгула совершенно беспринципной приватизации. И реально превращаться в «новорусских» бизнесменов, которые отчаянно и азартно двигали свой бизнес, ловко лавируя в размытом правовом поле, где не были определены однозначные правила игры и многое решалось не по закону, а по понятиям.

При этом такие петуховы сохраняли и несли в себе базисные установки прошлого, когда личные интересы не могли доминировать над общественными. Большинство из них наверняка хранили партбилеты и награды приснопамятного СССР и в принципе могли легко пожертвовать личными интересами во имя высокой идеи, общественных выгод и ради народного «благоденствия».

Можно уверенно сказать, что Владимир Петухов, так окончательно и не переродившись на ментальном уровне в рационального дельца, как никто другой знал из-за чего разгорелся конфликт интересов, приведший впоследствии к трагедии. Это знание порождало острое неприятие чуждой психологии холодного расчета. Но в то же время в предпринимательской хватке, знаниях специфики нефтедобывающего производства и умении считать деньги он ни в чем не уступал «залетным менеджерам» и это лишь прибавляло остроты в конфликте с ЮКОСом.

Когда в Тюмени состоялось мое знакомство с Петуховым, вдруг выяснилось, что мы не только одногодки, но и земляки — он тоже был родом из Архангельской области. Это еще больше сблизило нас. К тому же не могли не вызвать симпатии его предприимчивость и целеустремленность, сдобренные в манерах, разговорах и повадках исконно архангельско-поморской открытостью, независимостью, хитринкой и юмором. Привлекало и располагало также и то, что этот человек сделал себя сам — прошел путь от бурильщика до инженера-нефтяника, знал страну от Дальнего Востока до Сибири, Архангельска и Москвы, стал кандидатом технических наук и смело, без оглядки, окунулся в бизнес.

В 1995 году, вернувшись в Нефтеюганск, я узнал, что он состоялся и как серьезный предприниматель, и как депутат городской думы, и как признанный лидер общественного мнения. Впрочем, в то время многие бизнесмены уже активно шли во власть — избирались депутатами госдумы, региональных и местных парламентов, главами муниципалитетов. Кроме всего прочего, такой статус избавлял от многих хлопот, связанных с безопасностью личного бизнеса, позволял «кормиться» за счет государственно-муниципальных заказов. Совмещать должности руководителя предприятия и муниципального служащего было нельзя, но закон предусматривал механизм доверительного управления и это в общем-то устаивало всех.

Вполне понятно, что Владимир Петухов с его деловой хваткой и пробивными способностями видел все очевидные плюсы и будущие дивиденды, а, главное, обладая всеми названными качествами, имел все шансы на успех не только в бизнесе, но и в коридорах власти, даже в большой политике.

Еще одно обстоятельство, которое заставило меня взяться за перо — это несколько опрометчивые попытки отдельных авторов разобраться в той истории с налету, не вникая во многие нюансы. При этом в глаза бросается слишком поверхностная и даже примитивная схема конфликта, где Петухов и Ходорковский представлены сторонами или участниками какой-то заурядной криминальной разборки.

А иногда это транслируется как отголосок некой — непровозглашенной открыто — позиции властей, которая вытекает из официальных выводов следствия и из «очевидной негативности» ЮКОСа. Особенно, когда вся ситуация, в том числе и поведение владельцев этой компании, подаются в упрощенной трактовке сложнейшего контекста начального периода возрождающегося капитализма в новой России.

Вообще-то для того, чтобы более-менее объективно представлять целостную картину конфликта в развитии, следовало бы довольно долго пожить в этих местах и в Юганске. По крайней мере, если не с первых палаток, то хотя бы с начального балочного и барачного самостроя, первой буровой и первой баржи с нефтью, отправленной весной 1964 года на переработку в Омск.

Что касается меня, то живу на этой земле с июня 1962 года, с тринадцатилетнего возраста.

Наша семья приехала в пионерный поселок Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции, которой руководил легендарный Фарман Салманов, ровно через год с момента открытия одноименного нефтяного месторождения. В 1966 году в числе первых выпускников окончил первую, еще деревянную, среднюю школу-новостройку. Потом как обычно — начало рабочей жизни, армия, возвращение в Юганск, продолжение трудовой биографии.

В 1972 году буквально со стройплощадки был мобилизован комсомолом на работу комсоргом ударных строек. Среди молодежных дел запомнился эпизод о сооружении обелиска Павке Корчагину, главному герою культового романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Средства собирались добровольно, большой вклад внесли комсомольско-молодежные бригады треста Нефтеюганскгазстрой, работавшие на сооружении магистральных трубопроводов и нефтеперекачивающих станций. Правда, конец этой истории застать не удалось, уехал учиться в Ленинград. Потом уже узнал, что первоначальную задумку пересмотрели и в итоге соорудили стелу Комсомольской славы, украшающую ныне одноименный сквер в центре города.

В начале 1989 года по принципиальным соображениям навсегда расстался с коммунистическими иллюзиями. Спустя пять лет по приглашению главы администрации Нефтеюганского района Александра Клепикова вернулся из Тюмени домой в Нефтеюганск и стал работать его советником.

С того момента и вплоть до 1998 года происходящее в юганском регионе стало не только буднями повседневной жизни, но в силу служебных обязанностей и предметом моего профессионального внимания. Знание обстановки и настроений нефтеюганцев, личные контакты с Петуховым, менеджерами ЮКОСа и другими знаковыми фигурами позволяли не только держать руку на пульсе событий, но даже в какой-то мере влиять на происходящее.

К тому времени производственное объединение Юганскнефтегаз уже второй раз проходило «крещение» ЮКОСом. Впервые это название официально прозвучало в указе президента Бориса Ельцина № 1403 от 17 ноября 1992 года, которым предусматривалось создание крупных нефтяных компаний — ЮКОСа, ЛУКОЙЛа и Сургутнефтегаза. Аббревиатура «ЮКОС» была образована из заглавных букв Юганскнефтегаза и КуйбышевнефтеОргСинтеза, ставших основными акционерами нового нефтяного холдинга.

Шесть месяцев спустя, 15 апреля 1993 года, председатель правительства Виктор Черномырдин подписал постановление № 354 «Об учреждении акционерного общества открытого типа «Нефтяная компания «ЮКОС». В состав новой вертикально интегрированной компании вошли семнадцать предприятий добычи, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов.

Девятого июля того же года было официально зарегистрировано Открытое акционерное общество «Юганскнефтегаз» с уставным фондом 10,7 млрд. неденоминированных рублей.

Процесс реформирования Юганскнефтегаза — приватизация, акционирование и вхождение в ЮКОС — проходил трудно и проблематично. Оно и понятно — такой крупный нефтегазодобывающий комплекс представлял лакомый кусок для многих отечественных и зарубежных покупателей. Московским, питерским, тюменским и прочим рэкетирам на просторах необъятной страны, вооруженных только утюгами для «глажки» не желавших делиться прибылью мелких коммерсантов, тут делать было абсолютно нечего. Для приватизации флагманов нефтедобычи и других гигантов рухнувшей плановой экономики требовались огромные деньги и очень серьезные люди с большими связями, которые были готовы смести всех на своем пути.

Случалось, несогласным «випам» даже на уровне замов гендиректора Юганскнефтегаза ломали ребра в подъездах, избивая битами до полусмерти. Что уж говорить о простых работягах, которые буквально за копейки, часто не по доброй воле, а по острой нужде, расставались с ваучерами и акциями.

Одну грустную «виповскую» историю мне поведал близкий товарищ, ныне покойный, Юрий Смирнов. Ему довелось лично вести переговоры с местным вором в законе о судьбе своего старого приятеля, одного из замов Муравленко, попавшего именно в такую переделку. Хорошо, что Юрий был вхож в ближний круг «авторитета» — в молодости тоже побывал в местах лишения свободы. Замгендиректора, несогласного с акционированием и переходом Юганскнефтегаза под контроль банковской группы Менатеп, грозились просто убить — ни милиция и никакие другие силовые ведомства в те лихие годы не могли гарантировать ему безопасность. В общем, этому человеку и его семье пришлось срочно уехать из города. Подобных ситуаций и случаев в процессе зарождения частной собственности и капитала на переходе от социализма к рынку было хоть отбавляй не только в Юганске, но и в стране…

Такую либерализацию экономики «с колес», без всякой подготовки, способна была выдержать только Россия и ее народ, закаленный в вековых невзгодах и лишеньях. Вспоминается огромное напряжение и невообразимая сумятица в кабинетах верховной власти того периода.

В конце декабря 1991 года, в самый канун объявления о либерализации цен, по настоянию Михаила Полторанина, министра печати и информации, серьезного интеллектуала и близкого сподвижника Бориса Ельцина, в Москве была собрана группа экспертов и консультантов с целью еще раз все взвесить перед принятием такого чрезвычайного решения.

Возглавлял эту команду Валерий Чурилов — председатель Ханты-Мансийского окружного Совета народных депутатов, народный депутат и член Верховного Совета Российской Федерации. По его предложению я тоже принял участие в этой акции, поскольку на протяжении уже многих лет сотрудничал с ним в проведении социально-политических экспертиз. Впоследствии об этом эксперименте было подробно рассказано в книге В.А.Чурилова «Социально-экономические последствия либерализации цен», изданной в 1991 году.

Когда нас пригласили на Старую площадь и попросили высказать предварительное мнение, мне показалось, что большинство членов правительства не в состоянии были даже представить последствия предстоящей реформы. Откровенно волновалась и тревожилась только министр социальной защиты Элла Памфилова, иногда казалось, что большая заколка в виде российского триколора вот-вот упадет с ее головы.

Через несколько дней в телецентре Останкино с приглашением большого числа знающих людей с мест была проведена профессионально-прикладная ролевая игра на тему предстоящего «ценового шока» и его последствий. Члены гайдаровского кабинета министров наблюдали за происходящим из соседней студии по телемониторам. Результатом стал общий вывод экспертов о преждевременности такой реформы и неотложности более серьезной подготовки к небывалому социально-экономическому эксперименту.

После окончания работы и съемок ко мне подошел первый председатель ВГТРК Олег Попцов: молча с ним покурили на лестничной площадке, при расставании он выразительно взмахнул рукой и вполголоса печально произнес: «Да все уже решено…».

Через несколько дней было официально объявлено о либерализации цен, а мы поняли, что за всем этим стоит сила, способная сломать не только Полторанина, но и склонить президента к принятию крайне непопулярного, но кому-то очень выгодного, решения. Сила эта называлась просто — нарождающаяся в ельцинском окружении молодая и всесильная плутократия или другими словами — порочное, но прочное слияние «своих» в бизнесе и власти.

В процессе смены форм собственности предприятий всего народно-хозяйственного комплекса, а проще говоря — раздербанивании и дележе страны, были отброшены в сторону все фиговые листки под названием «справедливость» и «интересы народа». Организаторы приватизации и либерализации увлеклись «распилами» настолько, что не считали нужным подготовить необходимые условия и идеологию, организовать широкое обсуждение, силовое прикрытие — наконец, проводимых реформ. Рабочие продолжали трудиться, ловкие финансисты «прокручивали» их кровные и прибавочную стоимость, а директора занимались сменой табличек на дверях кабинетов — многие из них в одночасье становились полновластными хозяевами заводов, фабрик и пароходов. Ну прямо 1917 год и Великая Октябрьская социалистическая революция, только все наоборот…

Но и это было еще полбеды. Настоящая вакханалия началась тогда, когда действительно абсурдные залоговые аукционы окончательно украли у государства принадлежащие ему акции в капитале ведущих предприятий бывшего советского народного хозяйства. А приватизационные чеки и акции, находившиеся на руках рядовых граждан, быстро скупались разными ПИФами и ЧИФами, завершая таким образом окончательное приобретение и переход в частную собственность доходных производств.

Именно все так происходило и в нашем случае, когда Муравленко с бизнес-командой Ходорковского нашли точки пересечения интересов и начался процесс приватизации в их пользу крупнейшего нефтедобывающего предприятия Юганскнефтегаз. Правда, на жизни, работе и зарплатах рядовых нефтеюганцев эти игрища пока особо не сказывались, но в воздухе уже висело предчувствие большой беды.

Гром над Нефтеюганском грянул весной 1993 года, когда в далекой Москве было принято решение о создании новой вертикально интегрированной нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей структуры с сохранением одноименного названия ЮКОС. В этом решении, как и с либерализацией цен, уже изначально был заложен конфликт интересов его исполнителей и людей труда. И снова те же грабли — вместо серьезной подготовительной работы вопрос стали решать лихой кавалерийской атакой, видимо, было с кого брать пример. Нефтеюганцы, конечно, терпели сколько могли в ожидании «барских милостей», но не дождались, терпение кончилось и грозный маятник конфликта пришел в движение.

К великому сожалению, именно так и не иначе закладывались тогда основополагающие — часто ложные и неприемлемые — принципы взаимодействия частного капитала, градообразующих предприятий и гражданского населения муниципалитетов. Опыта не было. Многое строилось на голом месте и от такого фундамента или как говорят профессионалы — «нулевого цикла» — настоящее и будущее людей подвергалось серьезному риску.

Конфликты интересов, сырое законодательство, разгул коррупции и криминала, отсутствие отстроенной властной вертикали — в таком хаосе и турбулентности на первый план выходили личностные качества руководителей. От позиции таких лидеров зависело многое — как, например, пойдет процесс приватизации или какие возобладают приоритеты при решении других важнейших жизненных вопросов и проблем.

Поэтому разбор событий тех трудных дней и недель важен не только как дань памяти. На примере юганской трагедии легче будет осмыслить пути и смыслы развития всей страны и просто человеческих отношений, которые закладывались в сложнейший пореформенный период. Все-таки права старая китайская поговорка о том, что хуже нет, чем жить в эпоху перемен…

Так получилось, что мне довелось наблюдать процесс развития этого необычного конфликта не только со стороны, но и изнутри. Я уже говорил о своей работе в администрации Нефтеюганского района, начиная с осени 1995 года. По времени это почти совпало с реальным приходом команды Ходорковского на юганскую землю и окончательным организационно-правовым оформлением «большого ЮКОСа» — крупнейшего холдинга, объединившего Юганскнефтегаз и другие нефтедобывающие, перерабатывающие и вспомогательные производства, разбросанные практически по всей стране.

С самого начала пришлось включиться в работу по формированию новых отношений между Нефтеюганским районом и хозяевами ЮКОСа. Подробнее об этом рассказано в моей книге «Местное самоуправление — первооснова народной власти», изданной в 2001 году. Здесь лишь отмечу, что выстраивание диалога шло непросто, но в начале 1997 года все-таки удалось заключить генеральное соглашение о сотрудничестве администрации Нефтеюганского района и нефтяной компании ЮКОС. Оно было подписано главой районного муниципалитета Александром Клепиковым и Михаилом Ходорковским 15 марта 1997 года, полностью этот документ приводится в приложениях к этой книге.

С целью дальнейшего развития и углубления именно такого — полноценного и взаимовыгодного — сотрудничества был разработан целый пакет документов, посвященный организации социально-экономического партнерства органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов на территории Нефтеюганского района. Учитывая, что значимость этой темы по-прежнему остается актуальной, подготовленные тогда документы тоже приводятся в конце книги.

Привожу эти сведения и ссылаюсь на справочный материал не ради красного словца. Наши «параллели» — мои и главных участников событий — совпали не только по времени, но и по сути возникновения, выстраивания новых отношений, поэтому мой взгляд на роковой конфликт между городом, который возглавлял Петухов, и градообразующей нефтяной компанией является отнюдь не поверхностным…

Попытки выстроить взаимовыгодную систему отношений с хозяйствующим монополистом были подчинены главному — созданию гарантированных основ для стабильной жизни населения районного муниципалитета и местного самоуправления в условиях рынка. Городские власти в то время строительством подобных отношений активно не занимались, а в районе очень быстро почувствовали как земля в прямом смысле этого слова уходит из-под ног — десятилетиями кормившие жителей недра и другие природные богатства вдруг становились чужими.

Дошло до того, что новые хозяева, сбросив всю социальную инфраструктуру на муниципальные плечи, рьяно взялись за охрану месторождений, ограничение доступа населения в тайгу для сбора дикоросов и охоты, сокращение ареалов и среды обитания аборигенов.

Район всегда был ближе к земле в прямом и переносном смысле, поэтому именно здесь зарождались нормативные новации, которые укладывались в основу невидимой дамбы, возводимой на пути бурного потока — растущих аппетитов новоявленных собственников. Госгарантии и соцзащита для простых жителей с каждым днем сжимались как шагреневая кожа и поэтому зачастую приходилось действовать, руководствуясь старой народной мудростью — перспектива быть повешенным делает человека изобретательным…

В этот период Владимир Петухов не раз пытался встретиться со мной и перетянуть в свою команду. После избрания главой города он как-то позвонил и снова сделал «выгодное» предложение. Но и тогда разговора не получилось, расстались, как говорится, друзьями. Правда, я успел вкратце рассказать ему историю с либерализацией цен и «шоковой терапией», описанную выше, и предложил серьезно подумать о силах, которые стоят за Ходорковским и шансах на успех, но он как-то довольно самоуверенно отмахнулся.

Запомнилась следующая, спустя год, встреча весной 1998 года во время организованного не без участия команды Ходорковского визита в Нефтеюганск английского посла. В культурном центре «Обь», где проходил прием иностранной делегации, Петухов отозвал меня в сторону и мы довольно долго обсуждали отношения города и района с ЮКОСом, назревающий налоговый скандал и наши личные взаимоотношения.

Тогда мне показалось, да так оно и было на самом деле, что он уже принял окончательное решение идти до конца в противостоянии с Ходорковским. Ему позарез нужны были опытные «бойцы», но увы, ничего у нас не получилось и в тот раз.

К тому времени я уже работал советником генерального директора Роснефтетранса Владимира Семенова и постигал совершенно новую для себя науку сосуществования бизнеса и власти.

Здесь сразу же следует отметить то обстоятельство, что, перейдя из муниципальной службы в бизнес-структуру, я смог увидеть все многообразие вновь нарождающихся отношений — государственных, муниципальных, производственных и деловых. Владимиру Семенову, который был рукопожатной и полезной фигурой как для Петухова, так и для Ходорковского, принадлежала особая роль в «расшивке» узких мест в отношениях конфликтующих сторон. Руководство ЮКОСа, безусловно, не могло не заметить его миротворческих усилий и отвечало бизнес-взаимностью, приглашая к сотрудничеству в разных деловых проектах в городе и районе.

Непосвященным людям казалось, что Семенов проводит юкосовскую политику и в результате имеет режим благоприятствования со стороны могущественных бизнес-партнеров. На самом деле все было не так — и культурный центр «Обь», и все социальные объекты, которые молва приписывала Семенову, принадлежали исключительно ЮКОСу. Подарков никто никому не делал. Семенов был грамотным менеджером, а не владельцем известных активов, которые оказались в информационной воронке тех событий. Его личный бизнес никогда не был юкосовской собственностью. Об этом необходимо сказать заранее: дело в том, что именно Семенов позже сыграет заметную роль в сглаживании острых углов в те дни, когда конфликтные разногласия между Петуховым и Ходорковским войдут в неуправляемое пике.

И еще одно обстоятельство для тех, кто «не в курсе»: Нефтеюганск всегда был и остается в абсолютной зависимости от единственного градообразующего предприятия — Юганскнефтегаза. Другими словами, он является органическим и естественным сателлитом-спутником (термин зависит от точки зрения) нефтедобытчиков и этим всё сказано.

Развиваясь в юганском бизнесе — каждый в своей сфере деятельности — Семенов и Петухов тогда уже состоялись как заметные фигуры в местной общественно-политической жизни, были избраны депутатами городской думы. Только в отличие от темпераментного Петухова, конфликтовавшего с нефтяниками-заказчиками, Семенов был больше склонен к поиску разумных компромиссов и строил отношения с ЮКОСом, думая не только о далеких перспективах, но и о том, что своим работникам надо платить зарплату сегодня и регулярно. Поэтому позволить себе «резкие движения» во имя налоговых преференций или «высшей справедливости» просто не мог, понимая, что пострадают в первую очередь рядовые сотрудники и рабочие.

Интересно — в том числе и с профессиональной точки зрения — было наблюдать в то время «сожительство» трех основных центров силы, волею судьбы, случая и закона образовавшихся в Нефтеюганске. В вопросах экономики и финансов команда Юганскнефтегаза и ЮКОСа, безусловно играла первую скрипку, но в «муниципально-конституционном огороде» главным запевалой был мэр Петухов со своей администрацией.

Третьим, сложнопостроенным, центром силы выступала городская дума — выборный орган представительной власти муниципалитета. При этом почему-то считалось, что большинство депутатов больше тяготело к Муравленко и Ходорковскому, но такое утверждение было недостаточно верным и точным.

Скорее всего, масла в огонь здесь подлило решение депутатов о лишении градоначальника права председательствовать на заседаниях думы. Произошло это при утверждении нового устава города. С одной стороны, видимо, сыграла свою роль элементарная рефлексия депутатов на неожиданную победу коллеги-бизнесмена, бросившему вызов Муравленко и ставшему эдаким «юганским Гаврошем» — организатором публичных протестов и антиюкосовского референдума. С другой стороны, руководящая элита Юганскнефтегаза как главного налогового донора и градообразующего монополиста тоже решила подстраховаться и в противовес антагонисту Петухову добилась избрания председателем думы своего лоббиста Сергея Бурова.

Одним словом, паритет и баланс интересов в руководящих органах Нефтеюганского городского муниципалитета на тот момент был установлен именно таким образом и это факт, с которым следовало считаться.

Было ли решение, принятое депутатами по данному вопросу, нарушением только что принятого федерального закона о местном самоуправлении? Формально — да, но с учетом его несовершенства, а, главное, реального обострения борьбы Петухова с ЮКОСом другого решения на тот момент просто не могло быть по определению.

При этом следует отметить, что это решение никоим образом не лишало избранного мэра права участвовать в работе думы, выражать и отстаивать свои взгляды. Реанимировать же такую норму в городском уставе было довольно просто юридически взвешенной дипломатией, но отнюдь не резкими эскападами в адрес депутатов вплоть до публичных обвинений и угроз судом. Депутаты-думцы являлись законно избранной властью и с этим надо было считаться, и уж точно не стоило наклеивать походя на многих из них ярлыки «врагов народа» и «марионеток» ЮКОСа. Подробный рассказ об этом еще впереди.

Вот, собственно, мы и подобрались к описанию того экономического и социального ландшафта, который сложился к моменту описываемых событий. С одной стороны — ЮКОС, точнее, московский офис управленцев-владельцев, чья программа-максимум сводилась к простой формуле — «максимальная прибыль, минимальные потери», правда, в рамках расплывчатых в те дни федеральных законодательных норм.

Другой центр силы — местная власть, с которой вполне могли бы договориться новые владельцы ЮКОСа, если бы не объявился местный антагонист Владимир Петухов. Городская дума выступала, скорее, как центр тяжести, ее редутная позиция была в стороне от главного поля боя. Ну и, к сожалению, тоже на фланге — окружная власть, которая в своих попытках снять фронтовое напряжение в городе, всегда опаздывала «на корпус».

Примерно такой была общая картина в Нефтеюганске в канун трагического излома, нарушившего не только привычный ритм жизни города, но и сломавшего многое из того, что создавалось с нуля на этом небольшом, но богатом «черным золотом» острове, расположенном между великой сибирской рекой Обью и ее дочерней протокой и тоже рекой по названию Юганская Обь. Автору, как свидетелю, очевидцу и участнику тех событий, еще многое предстоит вспомнить и о многом написать. Но сначала следует сказать слово о самом городе Нефтеюганске…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИЗЛОМ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я