Заметки директора школы

Михаил Митин, 2023

«Заметки директора школы» – это 55 реальных историй о школьной жизни, которые произошли с автором и которые помогли ему сформировать свои профессиональные принципы. Директор школы, в лице рассказчика, не просто описывает самые необычные ситуации и курьезные случаи, но и пытается разобраться в них, чтобы определить истинную причину и помочь сделать жизнь ребят в школе комфортнее. Каждая глава «Заметок директора школы» заканчивается важным жизненным уроком, который в будущем может помочь родителям и педагогам принимать важные решения и становиться на сторону детей.

Оглавление

7. Отказываться от бесполезных формальностей

Экзамены позади. Неделя до выпускного вечера. В школе полным ходом идет подготовка. Печатаются аттестаты, празднично оформляются помещения, выпускники репетируют свои прощальные номера в актовом зале. В школе царит предпраздничное настроение и ощущается приятное волнение. Ко мне в кабинет заходит заместитель, чтобы обсудить последний вариант сценария выпускного вечера. Мы пробегаемся по каждому пункту и где-то в конце официальной части, комментируя что будет происходить, заместитель говорит: вот тут вы выходите на сцену, обращаетесь к выпускникам, зачитываете приказ о завершении учебного года и начинаете вручать аттестаты. Я останавливаю ее и спрашиваю:

— Зачем зачитывать приказ?

Она немного замешкалась, а потом ответила:

— Не знаю, так всегда делали.

Школа — один из самых древних социальных институтов. Классно-урочной системе Коменского, при которой дети делятся на равные по уровню группы и обучаются в одном классе по конкретному расписанию с чередованием предметов, уже более четырехсот лет. За этот период накопилось столько формальностей, что иногда невозможно представить без них процесс обучения. А мир тем временем изменился, изменились дети и их родители, изменились запросы общества и ритм жизни в целом.

Иногда возникает ощущение, что единственное, что не изменилось за 400 лет — это мы — педагоги. Мы, словно хранители древних реликвий, пытаемся обеспечить их неприкосновенность, их исконный вид, стараемся соблюдать все традиции и обычаи, но на самом деле иногда просто продолжаем работать по инерции. Чтение приказа о завершении года — это меньшее из зол.

Сохраняются полуторачасовые линейки первого сентября, которые больше нужны родителям и администрации школы, чем ученикам, которые на них откровенно скучают. Ребята после лета хотят увидеть друг друга, обменяться впечатлениями, пообщаться, а не стоять и слушать, как взрослые дяди и тети рассказывают о том, какой сегодня прекрасный день и как важно учиться. Первое сентября можно сделать праздничным и запоминающимся другими способами. Директор может записать шуточное видеообращение с поздравлениями, классные руководители могут провести на первом уроке свечку на тему «как я провел лето» или устроить фотосессию в классе, да хотя бы просто поговорить по душам. Конечно, при большом желании можно собраться в школьном дворе, но это должна быть короткая встреча с четким ответом на вопрос: «Зачем»?

Как правило, первого сентября, право дать первый звонок получает один единственный первоклассник. Кто и как выбирает этого ребенка никто толком не понимает: может, играет роль блат, может, знакомства, а, может, рост, вес или цвет глаз. Но совершенно точно, что и среди остальных первоклассников есть ребята, желающие занять это место. Когда Алексей Каспржак был директором лагеря «Артек» он изменил привычную традицию и сделал так, что каждый первоклассник получал на линейке свой личный колокольчик и имел право ознаменовать начало нового учебного года.

Ученики продолжают заниматься в классе за партами, наблюдая затылки друг друга, потому что стоят эти парты в три колонны, в пять рядов, как стояли пятьдесят и сто пятьдесят лет назад. Но ведь можно изменить рассадку и сделать так, чтобы ребята видели друг друга. Одна моя ученица, которая с 1 по 5 класс училась в Дублине, рассказывала, что каждые три месяца их учитель менял расстановку парт в классе и каждый раз они оказывались в новом пространстве, от этого учиться становилось интереснее. Некоторые мои коллеги поступали так же. Другие учителя старались использовать разные локации для проведения занятий: например, учитель обществознания проводил занятия на улице в виде поэтических пикников, на которых ребята читали стихи и пели песни.

Вы скажете, что это трудно: СанПиНы, учебные планы, ФГОСы, правила внутреннего распорядка и другие ограничения. А вы сместите фокус с ограничений на возможности и все получится. Зачастую дело только в желании.

Я часто был зрителем на школьных концертах, где скрипка сменялась чтением стихов, а танец — песней, и почти всегда я думал о том, как сделать этот формат более современным. Сегодняшние школьники имеют огромную насмотренность и знакомы с разными развлекательными форматами, поэтому и от школьного концерта они ждут чего-то необычного. Мало того, он сами способны подготовить этот необычный концерт, но не всегда их видение совпадает с видением педагогов и администрации школы.

Когда я был классным руководителем, то, конечно, старался соблюдать все требования администрации школы, но намного важнее для меня было быть честным со своими детьми. И иногда им приходилось объяснять, почему необходимо соблюдать ту или иную норму, хотя эта норма уже давно потеряла свою актуальность. Когда я стал руководителем, то потребность убеждать других и себя в необходимости сохранить что-то неработающее только ради традиций, отпала сама собой. У меня появилась замечательная возможность отказываться от любых существующих норм, которые не работали или вовсе мешали работе школы.

Благодаря этому подходу мы начали использовать дорогостоящее оборудование, которое мертвым грузом лежало в подсобках из-за страха испортить его, превратили комнату отдыха директора в приемную, а несколько больших помещений, находящихся под замком, — в учебные классы, мы перестали требовать от учеников соблюдения строгого дресс-кода, сократили объемы домашнего задания, ввели взаимозачеты по ряду предметов, стали оперативно выдавать справки об обучении через QR-код и т. д. А еще мы отменили десятки устаревших локальных актов, благодаря чему в действиях педагогов и ребят появилось больше воздуха.

УРОК 7

Мы не сможем налить воду в наполненный до краев стакан, для этого нужно вылить часть жидкости, которая там уже находится. Те же процессы происходят с современным миром — он обновляется очень быстро, ежедневно предлагая нам новые идеи, смыслы, методы, инструменты, и для всего этого должно появиться место.

Важно помнить, что дети намного быстрее и смелее взрослых осваивают новое, они с легкостью принимают изменения, которые становятся неотъемлемой частью их жизни. Это увеличивает разрыв между школой и реальной жизнью и снижает мотивацию учеников. Именно поэтому не нужно цепляться за отжившие идеи или тратить силы на поддержание малопонятных формальностей, намного важнее внимательно смотреть по сторонам и становиться агентом изменений. Начать можно с того, чтобы периодически спрашивать себя: «Зачем я это делаю?». И если кроме ответа: «Потому что так делали всегда», — ничего не приходит на ум, — это хороший повод начать что-то менять.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я