Заметки директора школы

Михаил Митин, 2023

«Заметки директора школы» – это 55 реальных историй о школьной жизни, которые произошли с автором и которые помогли ему сформировать свои профессиональные принципы. Директор школы, в лице рассказчика, не просто описывает самые необычные ситуации и курьезные случаи, но и пытается разобраться в них, чтобы определить истинную причину и помочь сделать жизнь ребят в школе комфортнее. Каждая глава «Заметок директора школы» заканчивается важным жизненным уроком, который в будущем может помочь родителям и педагогам принимать важные решения и становиться на сторону детей.

Оглавление

6. Публично выражать благодарность

Мне 20 лет, я студент третьего курса педагогического университета, мой стаж работы в школе — 2 года. Я стою на сцене небольшого зала, в котором оглашают результаты окружного конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогов. Председатель жюри объявляет участника, занявшего третье место, потом называет мою фамилию и в заключении объявляет победителя. Признаюсь, я расстроился, что стал вторым, но все же радость переполняла меня. В свои двадцать лет, в своем первом профессиональном конкурсе я стал вторым. Я прошел путь от открытого урока в своей школе до финала, в котором, помимо домашнего задания, нужно было без подготовки решить несколько непростых педагогических ситуаций. Я справился и получил высокую оценку жюри. Я возвращался в школу победителем, с высоко поднятой головой и с большим желанием отблагодарить своих главных помощников.

Вспомните, пожалуйста, сколько раз за сегодняшний день вы сказали «спасибо»: кому, за что, при каких обстоятельствах? А сколько раз испытали чувство благодарности? А когда последний раз вы поблагодарили своих детей или учеников?

Исследователь благодарности Роберт Эммонс провел множество исследований о связи между благодарностью и благополучием. Его исследования подтверждают, что благодарность уменьшает множество токсичных эмоций, от зависти и обиды, до разочарования и сожаления, а также в целом увеличивает счастье и снижает уровень депрессии. Причем чувство не обязательно выражать, достаточно его испытывать.

Так сложилось, что в школах детей не принято благодарить, больше благодарят сами дети: за урок (даже если он был скучный), за знания, за обед в столовой, за выданную справку и т. д. Не уверен, что каждый раз они испытывают чувство благодарности, но спасибо сказать не забывают. Отчего это слово сильно девальвировалось. Детей же чаще хвалят за видимые достижения, поздравляют с победами, результатами экзаменов и олимпиад, награждают за внешние результаты. Но благодарность — это не оценки и поздравления, не формальное спасибо, а теплое мощное чувство в груди по отношению к личности другого человека, который положительно повлиял на благодарящего. Подобное чувство в отношении детей взрослые испытывают не часто.

Когда я учился в 6 классе, на одном из уроков русского языка мой одноклассник Женя стал доказывать учителю, что тот при объяснении нового материала допустил ошибку. Женя был умным парнем и отличался высоким уровнем социальной справедливости, поэтому спор затянулся минут на десять, пока учитель не попросил его прекратить. На следующий день учительница начала урок с извинений. Она призналась, что в ее объяснении была ошибка и похвалила Женю за внимательность. Но сделала она это скорее из чувства вины, чем из чувства благодарности.

Во время подготовки к конкурсу, меня поддерживали несколько опытных коллег. Они давали мне советы, вносили правки в сценарий урока и делились профессиональными секретами. Я был благодарен им за вклад в мое профессиональное развитие, но еще больше я был благодарен своим ученикам, которые поддерживали меня непосредственно во время открытого урока.

Я всегда знал, что любой отрепетированный урок обречен на провал. Он выглядит искусственно и лишен искреннего удивления детей, ярких эмоций, поэтому ребята не знали заранее ни тему, ни то, что им нужно будет делать. Но вместе с этим, они понимали, что на этом уроке меня будут оценивать и что он важен для меня. В течение всего открытого занятия они искренне поддерживали меня: тянули руки, отвечали, старались проявлять активность, молниеносно реагировали на мои вопросы, не боялись ошибиться, оперативно выполняли задания. Они выложились на все сто процентов и позволили на все сто процентов выложиться мне.

Эксперты высоко оценили мой урок, и я вышел в следующий тур. Меня переполняло чувство радости и то самое чувство благодарности к моим наставникам и моим ученикам. Мне очень хотелось сказать им искреннее спасибо за проявленную смелость, за слаженную командную работу, за доверие, поддержку и огромное желание помочь. Это чувство невозможно было выразить оценками (кстати, ни один ученик не подошел и не попросил поставить ему пятерку), а одних слов было недостаточно. В тот же день я пошел в магазин и купил каждому из них по плитке молочного шоколада, потратив на это треть своей скромной зарплаты. На следующем уроке я сказал ребятам добрые слова и угостил их, а еще мы сделали общее фото на память. По удивительному стечению обстоятельств, спустя год после нашего триумфа эта фотография была размещена на первой полосе Учительской газеты с подписью «Призвание — дети».

УРОК 6

Обучение давно перестало быть односторонним процессом и вышло далеко за пределы школы. Сейчас это обоюдовыгодное сотрудничество, в котором каждый участник способен принимать информацию и делиться ей. Многие современные дети в определенных областях превосходят своих учителей и родителей, и у них есть чему поучиться, к тому же, как правило, они щедро делятся своими знаниями и готовы помогать. Иногда они подмечают ошибки, задают острые вопросы и ставят в неудобное положение. Но это не повод обижаться, а возможность принять информацию, сделать выводы и поблагодарить. Важно не только хвалить детей и радоваться за их видимые успехи, но и испытывать чувство благодарности по отношению к ним самим. К тому же поводов для этого более, чем достаточно.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я