Еще раз о воспитании детей и себя

Михаил Литвак, 2019

В книге обобщен клинический опыт М. Литвака по лечебному перевоспитанию детей и взрослых, а также педагогический опыт обоих авторов, связанный с проблемами воспитания, с помощью в решении производственных и личных проблем тем людям, у которых ошибки воспитания привели к развитию психосоматических заболеваний и неврозов. Опыт, приобретенный в результате консультирования и помощи людям как в воспитании детей до 5 лет, так и в налаживании отношений с детьми старше 5 лет. Авторы постарались показать, что в целях верного развития детей усилия по воздействию на них должны быть минимальны и четко обдуманы, чтобы создать максимальную свободу выбора детям, и дети сами научились принимать решения в своей жизни. Основные же усилия родителям и педагогам стоит сосредоточить на том, чтобы показать детям достойный образец для подражания – то есть воспитать самих себя. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами воспитания и перевоспитания. Авторам хотелось бы, чтобы ею заинтересовались педагоги, руководители и врачи-психотерапевты.

Оглавление

Из серии: Психологический практикум (Феникс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еще раз о воспитании детей и себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как мы пришли к нашим подходам (М. Литвак)

Несколько лет назад я подготовил доклад Президенту о тезисах к программе «Воспитание в рамках концепции демографического развития страны». Его я сделал по предложению своего ученика, добившегося очень больших успехов с помощью нашей системы. Он имел возможность передать этот доклад в первые руки. Насколько я знаю, доклад был рассмотрен, и, возможно, какие-то положения руководство нашей страны сочтет важными для внедрения, когда у нас созреют соответствующие условия. Именно в нем я постарался объяснить, как, по нашему мнению, стоит воспитывать детей, чтобы потом мучительно не заниматься их перевоспитанием. Сейчас в этой книге я постараюсь в деталях раскрыть те тезисы, которые постарался коротко сформулировать для руководства страны.

Вначале хочу объяснить, почему я, Литвак Михаил Ефимович, врач-психиатр высшей категории, психотерапевт международного реестра, член-корреспондент РАЕН, кандидат медицинских наук, автор более 60 книг, посвященных проблеме общения и различным аспектам психиатрии и психологии, решил вдруг заняться проблемами воспитания детей.

Цель этого сообщения — привлечь к проблеме внимание лиц, заинтересованных в развитии России и в проведении необходимых реформ, которые помогли бы вывести страну на тот передовой уровень, который она достойна занять в соответствии со своими природными и людскими ресурсами.

Полагаю, что стоит меня выслушать, и вот почему. Во-первых, мне уже ничего не нужно от государства. У меня есть жена, два взрослых, материально обеспеченных сына, три внука и внучка, два правнука, дом, квартиры для каждой семьи и машины. Мои книги разошлись тиражом более пяти миллионов экземпляров и переведены на разные языки. Гонорары от этих книг и выступлений позволяют мне безбедно существовать, тем более что я еще получаю и пенсию. Мне уже больше 80 лет. Я занимал достаточно высокие должности. Так что и карьерный рост мне не нужен. Но мне хочется увидеть свою страну сильной, богатой и счастливой. Я сам делаю в этом плане то, что могу. Однако лет мне уже достаточно много. Хотелось бы, чтобы превращения в государстве шли быстрее, чтобы я увидел все это собственными глазами. Думаю, что внедрение этих идей в более широкую практику поможет решить данную задачу.

Работая в клинической психиатрии и психотерапии более 30 лет, я был на вершине, а может быть в яме, где концентрируются все несчастья, где люди, не умирая, попадают в ад. А для выхода из этого состояния, оказывается, не нужно никаких особых капитальных вложений: необходима лишь добрая воля и некоторое количество энтузиастов. Как практикующему врачу мне было видно, что при правильном воспитании люди и не попадали бы в столь плачевную ситуацию. Не надо было бы оперировать желудок и сердце, если бы люди могли строить продуктивные теплые деловые отношения в процессе трудовой деятельности и в семейной жизни, резко возросла бы производительность труда. Идея профилактического воспитания захватила меня полностью, и кое-что я уже сделал. Полученные результаты доказывают эффективность такого подхода.

Поводом для этих тезисов послужило внимание Президента РФ и Правительства к подрастающему поколению, что вылилось в закон, материально поощряющий рождение второго и последующих детей. Теперь бы еще их и правильно воспитать, чтобы потом не нужно было перевоспитывать. Ведь важно не только количество детей, но и их качество. Если не реформировать систему воспитания, то, я думаю, эффективность мер, поощряющих рождение, может в результате свестись к очень низким показателям, если не к нулю. Если воспитание подрастающего поколения начать с воспитания воспитателей, то есть будущих мам и пап, обратить внимание на воспитание во внутриутробном периоде, использовать современные достижения педагогики и медицины в первые пять лет жизни, то уже с шести-семи лет ребенка можно будет вовлекать в производственную деятельность и учебу так, чтобы уже к моменту окончания вуза будущий специалист мог защитить не только диплом, но и кандидатскую диссертацию и не нуждался бы в «предпродажной» подготовке в виде целой системы специализаций. Хочу сразу же сказать, что такая система уже создана, успешно работает, но не массово, а в виде отдельных случаев. (Это я, мои ученики и пациенты, ученики моих учеников, читатели моих книг, которые использовали мои методы для улучшения качества своей жизни.) Правильное воспитание приведет к тому, что человеку достаточно будет окончить только один вуз, что сразу же окажет существенный материальный эффект. Среди тех, кто ко мне обращается за помощью, не более 20 % работают по специальности, полученной в первом учебном заведении. Не лучше ли так воспитать человека, чтобы он в своей профессии провел всю творческую жизнь? Ведь нет неинтересных профессий, есть малоквалифицированные специалисты-педагоги, которые не могут увлечь студента профессией.

Но начну с начала. Начиная с 1980 года, когда мне было 42 и я сам находился в критическом состоянии, я заинтересовался проблемой лечения неврозов. И потом по роду своей профессиональной деятельности мне часто приходилось заниматься лечением больных неврозами. Поскольку невроза у вас нет, дорогие мои читатели, позвольте немного ввести вас в курс проблемы.

Неврозы — это болезни, которые развиваются после психической травмы, которая нарушает значимые отношения человека и проявляется различной психопатологической симптоматикой и соматовегетативными расстройствами. Это определение дано Карвасарским Б.Д. Я хочу обратить внимание в этом определении на слово «значимые». Не любая психотравма вызовет у человека невроз, а та, которая имеет очень большое для него значение, та, которая нарушает его основные жизненные установки. А они у каждого свои. Вот почему многие люди не могут понять переживания других.

Например, исключение из института у одного студента может вызвать нервный срыв, ибо все его жизненные отношения и установки были связаны с карьерой по данной профессии. У другого этот факт вызовет только облегчение, ибо учиться он пошел по настоянию матери. Экономистом он быть не хотел, а мечтал стать артистом. Но мать пригрозила лишить его материальной помощи, если он пойдет в артисты… Лишение девственности вне рамок законного брака одну девушку толкает на самоубийство, у другой вызывает чувство радости. Все зависит от системы отношений, которая формируется в первые пять лет жизни. Поэтому корни невроза уходят глубоко в детство. Вот почему мы, врачи-психотерапевты, находящиеся на вершине дерева, которое называется «невроз», начинаем видеть и корень этой проблемы. Но об этом мы будем говорить позднее.

Давайте вернемся к психотравмам, не про вас будь сказано. А где чаще всего случаются психотравмы? В семье и на работе. Самые сложные отношения — это семейные отношения. Возьмем случай более простой: нарушение производственных отношений.

Дорогой мой читатель, представьте себе такую картину. Некто поругался с начальником. (Это я не о вас, дорогой мой читатель; здоровый человек не ругается с начальством.) Отгадайте, кто победит? Правильно, начальник. В кабинете начальника наш герой не смог найти нужных слов и вышел в коридор в подавленном настроении. Особенность тоскливого настроения — это пониженная самооценка, печаль, депрессия. А с ней жить невозможно. Не удалось победить материально — приходится побеждать виртуально. И начинается умственная жвачка: «Мне нужно было сказать ему так, он бы мне ответил так, я бы тогда ему ответил вот так, он бы сказал… А потом я бы ему сказал вот так!!! Вот на это ему ответить было бы нечем, и он, конечно, повысил бы меня в должности (отпустил в отпуск, выдал бы премию, купил бы квартиру, отправил бы в командировку в США и т. п.)». Если такой внутренний разговор продолжается недолго, то это еще полбеды. Тогда человек снова погружается в текущую ситуацию и решает проблемы, которые ставит эта ситуация перед ним.

Но нередко беседа с воображаемым начальником длится очень долго, разрабатываются различные варианты, вплоть до безнаказанного физического уничтожения обидчика, празднуется «победа». В состоянии такой умственной жвачки наш бедолага выходит из офиса и, продолжая «расправляться» с начальником, совершенно не замечает, как попадает под машину… Наукой установлено, что травмируются часто люди, находящиеся в невротическом состоянии. Но бывает так, что все же наш невротик благополучно приходит домой. Впрочем, и дома он продолжает «жить» с начальником. Нередко он дает выход накопившемуся раздражению в виде гневных нападок на детей и супругу. Да и спать ложится вместе с ним, начальником, не обращая внимания на то, что назревает семейный скандал. Спать лучше с женой, а не с начальником. Невыспавшийся, он является на работу утомленным, делает очередную ошибку — и получает очередной «втык» от начальника. В еще более плачевном состоянии приходит домой… К навязчивостям присоединяется утомление. Человек становится раздражительным. В семье уже идут открытые конфликты, что еще более ухудшает его положение на работе.

Нередко человек обращается за советом к кому-нибудь. Советчик предлагает такие варианты, которые не подходят нашему бедолаге. Или мораль ему не позволяет так поступить, или он не в состоянии так поступить. Состояние еще более ухудшается.

Я вам здесь вкратце описал механизм порочного круга, по которому идет развитие невроза. Настроение падает, и ситуация часто представляется безвыходной. И… человек заболевает неврозом и попадает на лечение к психиатру/психотерапевту. Есть и другие варианты этого порочного круга, когда появляются симптомы со стороны внутренних органов, и человек становится пациентом врачей других специальностей, которые никак не могут понять, как столь незначительные изменения со стороны внутренних органов могут вызвать такие боли. В скольких врачебных кабинетах можно встретить больных неврозом! Каких только диагнозов им не ставят! Вот далеко не полный перечень: нейроциркуляторная дистония, дискинезия желчных путей, дискинезия кишечника, хронический гастрит. Иногда даже ставятся серьезные соматические заболевания и производятся диагностические операции. В конечном итоге врачи соматического профиля вызывают врача-психотерапевта. И больной после многих мытарств попадает наконец на специализированное лечение. В больнице нашему бедолаге довольно быстро становится лучше. Он принимает лекарства, получает сеансы гипноза, занимается аутогенной тренировкой и высказывает претензии медицинскому персоналу, если его потребности не удовлетворяются. На какое-то время он становится начальником и управляет другими людьми при помощи своей болезни. К сожалению, все это помогает, но к счастью — ненадолго.

Есть варианты и хуже. Для снятия эмоционального напряжения человек может прибегнуть к приему алкоголя и наркотиков, которые на начальных этапах неплохо выводят из стресса. А потом то, что было следствием, становится причиной. И человек из Сциллы невроза попадает в пасть Харибды наркомании. И если он не попадет в тюрьму, то может прийти на прием к врачу-наркологу. А основным методом лечения в наркологии является психотерапия.

Но вернемся к неврозам и к моим попыткам помочь этого рода больным.

Вот так, лекарствами и гипнозом, я много лет лечил больных неврозами. Но вы сами понимаете, что ни лекарства, ни гипноз не смогут научить человека правильно решать свои проблемы. Выйдя из клиники и окунувшись в прежнюю производственно-семейную ситуацию, наш бедолага опять дает очередное обострение, обвиняя при этом свое социокультурное окружение в невнимании к его нуждам. И идет он, конечно, к тому, от кого получил помощь. То есть ко мне, если не разуверился в моих способностях ему помочь, — или ищет другого врача. Меня поразила одна цифра. Оказывается, 75 % рабочего времени врача занимают 6 % больных. (К сожалению, не могу точно указать источник.) Как это получается. Если больной не получил помощи в своей родной поликлинике, он начинает посещать другие учреждения, с его точки зрения более квалифицированные, потом едет на лечение в другие города и даже за границу.

Конечно, и от меня уходили больные. Но все-таки их число постепенно росло, и у меня появились конфликты в семье и на работе, ибо на работе я не управлялся с оформлением документации, а дома претензии шли от жены и детей, которые не получали от меня то внимание и ту заботу, на которые они имели законное право.

И тогда вместо того, чтобы лечить больных гипнозом и лекарствами, я стал обучать их правилам поведения в конфликте, познакомившись с соответствующей литературой. К этому времени я стал преподавать на факультете усовершенствования врачей. У педагога есть одно преимущество. Говоря много раз одно и то же, иногда он и сам начинает понимать, о чем говорит, да еще и начинает поступать по тем правилам, которые рекомендует другим. Так вот, в конце концов, и я сам тоже стал обучаться и жить по этим правилам.

И знаете, больные начали выздоравливать по-настоящему. Они перестали давать обострения. Постепенно система психологического тренинга поведения усложнялась. Я внес в нее некоторые свои изобретения и назвал эту систему психологическим айкидо. Да и мне стало лучше. Я получил повышение, наладились отношения в семье. Стали лучше учиться дети. Расширился мой круг общения и кругозор. Но все это уже перевоспитание. Я и до воспитания дойду.

И тут я обратил внимание на то, что одни и те же обстоятельства одного выбивают из колеи, а другой переносит их спокойно. Я увидел людей, которые еще пока не больны, но видно, что скоро заболеют. Кратко опишу признаки, по которым можно определить, что человек приближается к неврозу. Это застенчивость, обидчивость, чувство вины, высокомерие, жадность, тревожность, лень, вспыльчивость, терпеливость, когда можно и не терпеть, угодливость или заносчивость, ироничность и многое другое.

Я познакомился с литературой, в основном психоаналитического плана, и согласился с тем, что корни невроза уходят в раннее детство. В раннем детстве у ребенка складывается неверная, малоадаптивная система отношений и малоадаптивные поведенческие алгоритмы. Такой человек рано или поздно заболеет или неврозом, или психосоматическим заболеванием в лучшем случае. В худшем — сопьется или станет прибегать к наркотикам.

Анализ этого материала и научной литературы показал, что в течение первых 5 лет жизни под влиянием воспитания в семье формируется сценарий жизни человека, который он и проживает независимо от того, сопротивляется ли ему или считает своим свободным выбором. Я ознакомился с тем, как родители, конечно неосознанно, портят детей. Теперь я могу дать точную инструкцию, как испортить своего ребенка, тем, кто хочет это сделать. Этому будет посвящена целая глава. Может быть, некоторые воздержатся от этих приемов, когда осознают их пагубный характер. Теперь я точно знаю, как воспитать «Гадкого Утенка», «Золушку», «Раболепствующего Тирана» и пр. Всего мною описано 8 типов сценариев из 364 теоретически возможных. Я был поражен силе сценария, делающего человека несчастным. Оказалось, что чем лучше условия, тем хуже человеку, который не смог выйти из сценария. Особенно меня поразили сценарии «Гадкого Утенка» и «Золушки». Расскажу только о «Золушке».

По сценарию ей положено выйти замуж за алкоголика, нытика-ипохондрика («Вечный Принц», по нашей терминологии) или садиста. Жить ей положено в бедности и тревоге о своем муже и детях. Когда все плохо, то у окружающих «Золушка» может вызвать восхищение своей стойкостью, работоспособностью и бережливостью. И такое состояние она еще выдерживает. Но не дай бог, обстоятельства изменятся в лучшую сторону. Вот тогда ее положение станет отчаянным. Я знаю одну такую семью, где Золушка вышла замуж за «Вечного Принца». Жили они в одной комнате с двумя детьми. Принц часто болел и жаловался на начальство, а Золушка его опекала и направила к нам. Так вот, этот Вечный Принц прошел у нас сценарное перепрограммирование и стал «королем». Вот тогда-то беды начались у Золушки. Ей уже пришлось убирать трехкомнатную квартиру и дачу, мыть машину, готовить более изысканные блюда и пр. Нанять служанку или кухарку возможности не было, ибо она не переносила в квартире чужих людей, да и качество их работы ее не устраивало. Вот тогда-то она и заболела.

Помочь человеку, находящемуся в сценарии, создавая ему хорошие условия, — невозможно: ему станет еще хуже. Мужчина 35 лет, со сценарием алкоголика, попросил у своей благополучной сестры купить ему машину. У него тогда найдется занятие, и он перестанет пить. Она ему купила не вполне новую машину. Действительно, когда он ее ремонтировал, то какое-то время не пил. Но потом он стал на ней ездить. Напился пьяным, сел за руль, сбил пешехода и попал в тюрьму. Если бы у него не было машины, может быть, он еще какое-то время продержался. В общем, дорогой мой читатель, крепко подумайте, прежде чем помогать сценарному человеку.

Мы знаем, как выйти из этого сценария, и получили хорошие результаты с подопечными. Многие, используя эти рекомендации, помогли сами себе и не просто избавились от невротической симптоматики, а улучшили качество своей жизни. Так появился метод сценарного перепрограммирования, описанный в книге «Как узнать и изменить свою судьбу». Детальная техника этого метода изложена в книге «Похождения Вечного Принца». У этого метода есть два недостатка. Один из них касается врача. Иногда я завидую хирургам. Им, когда они делают операцию, участие личности больного почти не требуется. Они дают наркоз, делают все, что можно, а дальше полагаются на силы природы. Здесь же психологическую операцию над собой должен сделать сам пациент. Врач выступает в роли консультанта, помощника и комментатора. И если мне не удается доказать больному, что ему нужно провести эту работу над собой, то ничего не получится. Вторая сложность касается больного: метод длительный, требующий от пациента активности, дисциплины, методичности, сосредоточенности и веры, прежде всего — в себя.

Вот я и подумал: «А зачем ждать, пока человек заболеет неврозом? Не лучше ли заняться сценарным перепрограммированием еще до того, как заболел?» Так был создан КРОСС — КЛУБ РЕШИВШИХ ОВЛАДЕТЬ СТРЕССОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ. Туда на занятия приходили не только мои бывшие пациенты, но и их родственники и те люди, которые находились в трудной ситуации. В общем, я стал больше заниматься не лечебной, а профилактической работой. Я понял, что школа не может испортить ребенка. Просто в школе проявляются те ошибки, которые были сделаны в процессе семейного воспитания и воспитания в дошкольных детских учреждениях.

И тут судьба свела меня с великим педагогом, доцентом-расстригой (его выгнали из пединститута) Т.Ф. Акбашевым, который убедительно утверждал, что ребенка нужно не воспитывать, а выращивать. И вообще я стал знакомиться с теориями воспитания. Мой интерес к воспитателям дошкольных учреждений и к учителям средней школы повысился. Они ведь стояли у истоков невроза, и им легко было бы исправить те искажения, которые внесли в воспитание своих детей их родители с их благими намерениями. Но взаимной любви не получилось. И учителя меня не хотели слушать и к детям не пустили.

Поэтому заранее хочу вам сообщить, что у меня нет большого опыта правильного воспитания детей. Но у меня есть опыт перевоспитания. А оно возможно только при помощи самовоспитания. Моя задача тут заключалась прежде всего в том, чтобы мои подопечные поняли, что с такой системой отношений, как у них, и с такой ценностной ориентацией, с такими алгоритмами поведения им счастья не видать. И если мне это удавалось, то я еще и мог подсказать, как им себя перевоспитывать. Я имею большой опыт содействия перевоспитанию, который изложил в книге «Как узнать и изменить свою судьбу». Этот опыт обобщен, статистически достоверен, прошел научную экспертизу, и на эту тему мною была защищена диссертация. Своих детей я воспитал неверно. Но мне удалось содействовать их перевоспитанию за счет самовоспитания. Я изменился в лучшую сторону, и дети стали брать пример с меня, а не с хулиганистых сверстников. И это перевоспитание прошло успешно. Они справились с собою. Сейчас это взрослые успешные люди, которые и своих детей уже воспитали успешно. Но если бы речь шла только обо мне, то мне не стоило бы писать эту книгу — достаточно было бы написать мемуары. Но дело в том, что этим путем пошли и мои ученики, и читатели. И у них все получилось! А это уже статистика, наука! Вот почему я и пишу эту книгу, причем так, чтобы она была понятной не только для научных работников, но и для обычных умных людей, которые наукой воспитания не занимаются.

Честно говоря, я не встречался с людьми, которые получили бы правильное воспитание. Я не утверждаю, что таких людей нет. Но это благополучные люди, которые за помощью ко мне не обращались. Некоторые из них даже своих детей правильно воспитали и даже опубликовали очень интересные книжки.

Вот почему то, о чем будет рассказано в этой книге, — скорее гипотеза, чем теория. Но и гипотеза имеет право на существование. Хочу напомнить вам, что такое гипотеза. Это предположение, которое считается истинным для того, чтобы вывести из него следствия, согласные с действительными фактами и другими проверенными положениями. Как врач я все время имел дело с построением гипотез, и они довольно часто оправдывались, то есть становились теорией. Просто для этого нужно было провести решающий эксперимент. Теперь несколько слов о «решающем эксперименте». Я обследую больного и по ряду признаков (температура, кашель, боль при дыхании и пр.) выдвигаю гипотезу о том, что у него воспаление легких. Тогда я провожу решающий эксперимент: направляю его на рентгенологическое и бактериальное исследование, после чего я уже точно знаю, есть ли у больного воспаление легких, ибо получил соответствующие знания.

Так вот, мои предположения основаны на реальных фактах ошибочного воспитания детей. Но есть факты, которые подтверждают правильность моих предположений и гипотез. Ведь я этой работой занимаюсь уже 25 лет. Так что это не совсем уж и гипотеза. Она уже начинает превращаться в теорию. Девушки и юноши, которые перевоспитали самих себя, уже воспитали своих детей по тем принципам, о которых говорится в этой книге. И получилось у них здорово. Они вели наблюдения за своими детьми. Их дневники и реальные диалоги из консультативной работы мы и публикуем в этой книге.

Детям моих подопечных не более 10 лет. И это необычные дети. Окружающие считают их даже иногда ненормальными. Они не дают себя в обиду, активно учатся и даже сами зарабатывают себе на сладости и развлечения. Но главное, что это дети с чувством собственного достоинства. С ними интересно беседовать и взрослым, у них есть чему поучиться, если бы только мы могли учиться у того, у кого можно учиться, и не обращали бы внимание ни на возраст, ни на регалии, ни на пол, национальность и пр. Кроме того, я публикую истории моих подопечных, которые успешно использовали приемы перевоспитания своих детей, основанные на нашей методике управления, подробно описанной в книге «Командовать или подчиняться?» и «Как узнать и изменить свою судьбу».

На теорию это еще не тянет. Любой исследователь мне сможет возразить. Вот суть их возражений. Слишком мала статистика. Необходимо хотя бы 30–40 случаев успешного воспитания с использованием этих принципов. Это пока еще дети. Это только некоторые психологи считают, что сценарий формируется к 5 годам, а потом он только разворачивается в жизненный путь. Даже авиация считает, что детство заканчивается лишь в 10 лет, и начинает перевозить детей старше 10 лет как взрослых. Детские поликлиники снимают со своего учета детей старше 14 лет. А многие родители не считают своих детей взрослыми, даже когда тем уже далеко за 30. Убедительными для каждого мои доводы станут, когда я смогу представить с полсотни молодых людей в возрасте 20–24 лет, физически здоровых, экономически независимых и духовно развитых. Пока я еще сделать этого не могу, хотя и убежден в своей правоте, доказывать которую я пока не собираюсь.

Вот я и обращаюсь к вам, дорогие мои читатели, с предложением поучаствовать в этой работе по превращению моей воспитательной полугипотезы-полутеории в полноценную теорию. Я и мои ученики готовы оказывать вам посильную помощь, отвечая на ваши письма, направленные нам по электронной почте. Мы регулярно проводим и семинары на эту тему.

Оглавление

Из серии: Психологический практикум (Феникс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еще раз о воспитании детей и себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я