10 уроков за рулём. Самоучитель профессионального вождения легкового автомобиля

Михаил Леомер, 2020

Водить легковой автомобиль профессионально! Об этом мечтают тысячи новичков, впервые севшие за руль собственного автомобиля. Настоящая книга даёт возможность осуществить эту мечту. Автор сконцентрировал сорокалетний опыт вождения легкового автомобиля в 10 простых уроков, 35 упражнений, освоив которые, человек, никогда не управлявший никаким транспортным средством будет чувствовать себя "на трассе, как у себя дома", уверенно справляясь с любыми неожиданными ситуациями. Для этого ему не понадобится посторонняя помощь, всё необходимое он найдёт в представленной книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 уроков за рулём. Самоучитель профессионального вождения легкового автомобиля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Урок первый. Знакомимся с автомобилем

Для тех, кто уже имел дело с автомобилем, сидел на водительском месте, крутил руль, нажимал педали и трогал рычаги, читать эту главу не обязательно. Можно сразу перейти к следующей. Тем же, кто никогда не садился на место водителя, рекомендуется главу прочитать внимательно, и не торопясь. Если вы что-то пропустите, то впоследствии у вас возникнет путаница при выполнении упражнений. Поэтому, даже встретив знакомые объяснения, не торопитесь, читайте все подряд.

Но сначала несколько предварительных замечаний.

За рулем все равны. Неважно, на какой автомашине вы будете ездить, если вы хотите водить ее сами, будь вы хоть президентом, вам придется совершать те же действия, что и простому водителю. И владельцу огромной шикарной"Тойоты"и владельцу полуразбитого"Москвича"одинаково приходится крутить руль, нажимать педаль тормоза и заглядывать в зеркало заднего вида. И Правила движения должны выполнять все, без различия рангов и званий. Поэтому на время учебы забудьте, что вы богаты и влиятельны, а если нет, то не думайте о “супернавороченных” иномарках, у их владельцев те же проблемы за рулем, что и у вас.

Но предположим, что праведными или неправедными трудами вы собрали денег и купили новый, красивый, мощный и дорогой автомобиль. И от желания немедленно опробовать его в действии вас так и зудит, так и чешутся ладони. Если вы поддадитесь этому искушению, может статься, что автомобиля у вас снова не будет, а в особом случае вы сами отправитесь туда, где придется подробно рассказывать обо всех своих прегрешениях. Поэтому не торопитесь. Учиться ездить на новом, необкатанном еще автомобиле, я вам категорически не советую. Для учебы нужен другой, не обязательно новый, не обязательно красивый и не обязательно мощный автомобиль. И тут есть несколько способов решить проблему.

Если вы человек небогатый, возможно проблема решится сама — вам не удастся купить новый автомобиль. Купив подержанный, повремените его украшать и начищать. В процессе учебы вы, может быть, и кузов помнете и фары высадите. Вот когда безаварийная езда перестанет быть для вас мечтой, тогда и отремонтируете вашего “коня” как следует и украсите, как душа пожелает.

Предположим, вы человек богатый. Тогда для вас не будет проблемой купить себе специально для учебы подержанный, очень дешевый, но исправный автомобиль. Когда учеба закончится, может быть закончится и его жизнь, а, может быть, пересев уже на ваш новый и дорогой, вы сможете продать тот, который использовали для учебы. Количество денег, которое вы в таком случае сэкономите, может значительно превышать стоимость даже закончившего свою жизнь специального"учебного"авто. Даже если вы и стукнете его несколько раз во время тренировок, новый автомобиль останется, цел и невредим.

Если вас не устраивает ни тот и ни другой вариант, то, может быть, вы сможете, специально для обучения, арендовать не новый автомобиль у друзей, родственников, или в какой-нибудь организации. Во всяком случае, придумайте любой вариант, но не губите дорогой и прекрасный механизм неумелым обращением.

Давно уже миновало время парусного флота, а моряков до сих пор учат ходить по морям на допотопных, казалось бы, парусниках. Зачем? Затем что управлять таким кораблем, заставлять его повиноваться воле человека, вести его против ветра очень и очень нелегко. Вождение парусника требует предельной собранности, концентрации усилий и непрерывной бдительности, как от команды, так и от капитана. И в этих испытаниях у будущих моряков накапливается опыт, нарабатывается привычка действий в экстремальных ситуациях. После такой школы вождение современных высокоавтоматизированных судов дается гораздо легче.

С автомобилем картина похожая. Сейчас с каждой новой моделью, особенно если она дорогая, все больше и больше функций передается механизмам, водитель все больше и больше разгружается от работы. Одновременно все слабее и слабее становится"чувство автомобиля". Чтобы управлять внедорожником с мощным гидроусилителем руля и автоматической коробкой передач, не нужно тратить много усилий. Но водитель, приученный к кажущейся легкости управления, в критической дорожной обстановке, зачастую, не чувствуя реакции колес и двигателя, попадает в сложную ситуацию, из которой не всем удается выбраться без потерь. Поэтому, проходя курс обучения, не садитесь за руль современных мощных"автоматов". За ним вы успеете насидеться потом, когда навыки, полученные на"копейке"или"шестерке", позволят вам уверенно управлять любым, самым современным, самым мощным и самым скоростным"автомонстром".

Вообще, наиболее подходящий автомобиль для первоначального обучения — это"Нива". Он тяжел в управлении, что требует дополнительных усилий от новичка (а это весьма полезно), но чрезвычайно устойчив на ходу и, главное, будучи легковым, имеет понижающую передачу и блокировку дифференциала. Какие это дает преимущества для"учебной"машины, об этом потом, а сейчас только скажу, что это желательный, но не обязательный вариант. Учиться водить можно на любом"Жигуленке"или"Москвиче". Можно и на любых иномарках, лишь бы у них не было автоматической коробки передач. Но, научившись уверенно водить"Ниву", на других машинах вы будете"летать"по трассе без малейшего затруднения.

Я обещал вам, что учиться вы будете без посторонней помощи. И это так. Но, все же, вообще без чужой помощи вы не обойдетесь. Ведь машину нужно пригнать к тому месту, где вы будете упражняться. После того, как урок закончен, нужно будет отвести ее назад, к месту стоянки. Для этого нужен человек, который уже умеет водить машину. Да и во время ваших упражнений не худо, чтобы за вами кто-нибудь приглядывал. Но это все. Сверх этого вам посторонняя помощь не понадобится.

Второе важное обстоятельство — место, где вы будете упражняться. Такое место найти не так уж трудно. Главное, чтобы это место было ровное, хорошо, если асфальтированное. Оно должно быть вдали от трассы и через него не должны ездить другие автомобили. Площадка у старого, заброшенного завода, дно какого-нибудь заброшенного карьера, просто обширный заасфальтированный тупик на трассе, огороженная площадка под строительство и т. д. Автодромы — то не везде есть, вот и будем тренироваться на закрытой от посторонних глаз площадке. Совершенно обязательное условие — на площадке и рядом не должно быть рытвин, канав, оврагов, склонов, спусков к реке. Совсем не обязательно, чтобы площадка была огорожена, но обязательно, чтобы за ее пределами не было столбов, колодцев, торчащей из земли арматуры, болота или ручья. Словом, выезжайте за город, и присмотрите подходящую, достаточно ровную и достаточно обширную поляну, опушку или луг. Время года роли не играет, можно тренироваться летом, можно зимой. Но если вы будете тренироваться зимой, то обязательное условие — площадка не должна быть занесена снегом, не должна иметь бугристой поверхности из-за намерзшего льда. Обычная ровная замерзшая земля без ледяных торосов вполне подойдет. Но все же лучше тренироваться, когда тепло — верхняя теплая одежда будет вам сильно мешать поначалу. Еще одно условие. Все ваши тренировки вы будете проводить только в светлое время суток. Лишние сложности с освещением дороги вам поначалу совершенно не нужны.

И еще несколько слов о водительских курсах. Практика показала, что на курсы нужно идти только для того, чтобы получить навыки для сдачи экзамена по вождению. А это совсем не то, что нужно на трассе. Поэтому на курсы вам обязательно придется пойти, но только тогда, когда вы уже прилично сами научитесь водить автомобиль. Если этого не сделать, то либо нужно идти учиться на специальных симуляторах, что достаточно дорого, либо судорожно пытаться ухватить за несколько занятий массу сложных и не всегда наглядных навыков. Даже когда вы занимаетесь с индивидуальным инструктором, нужно не только осваивать вождение, но еще и выстраивать с ним отношения, что не всегда получается, особенно у женщин. В результате экзамен с грехом пополам вы сдадите, но на трассе будете беспомощны так, как будто вовсе и не учились вождению. Другое дело, когда вы идете на курсы, уже умея автомобилем управлять. Тогда и с инструктором отношения сложатся, и обучение сведется к шлифовке навыков. Поэтому самостоятельная подготовка позволит вам сохранить нервы, деньги и время, когда вы станете сдавать экзамены, а потом осваивать свое место на трассе.

И, наконец, последнее. Сейчас удостоверение на право вождения можно очень легко купить и многие этим пользуются. Но если у вас есть голова, а в этой голове есть хоть искра разума, никогда не выезжайте на трассу без подготовки, но с купленными правами! Человек в автомобиле на трассе, не умеющий им управлять — это потенциальный убийца, способный за минуту отправить на тот свет несколько ни в чем не повинных людей. Все же автомобиль — средство повышенной опасности и садясь за руль, вы берете на себя немалую ответственность за чужие жизни, как тех, кто сидит рядом с вами, так и тех, кто встречается вам на дороге. Поэтому, без малейшего преувеличения, человек за рулем, не умеющий управлять автомобилем — преступник, а его выезд на трассу — преступление. Поэтому, сначала научитесь владеть автомобилем, а сдать экзамены, потом окажется очень легким делом. И тогда право на управление вы получите без всяких затруднений.

А теперь приступим. Будем с автомобилем знакомиться.

Прежде, чем вы сядете за руль, нужно проверить, соответствует ли его техническое состояние требованиям безопасности. Это сделать самостоятельно вы не сможете. Это должен сделать кто-то, кто хорошо разбирается в автотехнике. Мастер из автосервиса, водитель с многолетним стажем или специалисты диагностического центра. Для ваших ближайших целей совершенно обязательно, чтобы автомобиль имел исправные тормоза (ножной и стояночный), исправное рулевое управление, исправные замки передних дверей. Передние сидения, особенно сидение водителя, должны быть жестко закреплены и во время движения не должны шататься и качаться. Желательно, чтобы положение сиденья, хотя бы водителя, можно было регулировать по росту. Лобовое стекло должно быть прозрачным и не искажать вид на дорогу из машины. Двигатель должен легко заводиться и устойчиво работать на холостом ходу в разных ситуациях. Попросите, чтобы карбюратор отрегулировали для вас на повышенные обороты холостого хода. Пусть вас не смущает, что вы не знаете, что это такое, просто попросите сделать так, как здесь написано. Это нужно для того, чтобы двигатель не"глох"при любых режимах работы. Сцепление не должно"вести"или пробуксовывать. Остальные параметры, описанные в Правилах, желательны, но на первых порах не обязательны.

Специально для тех, кто никогда не обращал внимания на устройство автомобиля и пользовался им исключительно, как пассажир: В принципе, все автомобили одинаковы! Вы скажете, как же так, вон их сколько, и все они разные! Большие и маленькие, красные и желтые, длинные и короткие, безобразные и красивые. Всё правда, и, тем не менее. Все автомобили устроены по одному принципу. Я говорю, конечно, о легковых автомобилях. Если вам интересно поупражняться в езде на грузовике или, скажем, на автокране, то для этого уж точно будет нужно пройти специальное обучение на соответствующих курсах. Там вы узнаете, чем этот вид автомобиля отличается от тех, на которых ездят люди для собственного удовольствия или по собственным делам. Но легковые автомобили принципиально ничем не отличаются друг от друга. У всех есть помещение, где сидят пассажиры, называемое кузов или салон, как хотите. Этот кузов, как правило, передвигается на четырех колесах. У каждого автомобиля есть двигатель, который крутит колеса. На этих колёсах и передвигается кузов. Перед каждым водителем обязательно расположен руль,"баранка" — на шоферском жаргоне, с помощью которой можно автомобилем управлять. Чтобы затормозить в необходимом случае, есть тормоза, которые можно привести в действие, нажав педаль и, пожалуй, все. Отличия в наборе органов управления и разных вспомогательных услуг ничего не меняют, по сути. Колеса всегда пневматические, двигатель, как правило, работает на бензине. Современный массовый легковой автомобиль, имеющий столетнюю историю, сформировался единообразно для всех стран и всех марок. Вот почему, научившись водить любой его тип, любого завода, любой страны — производителя, потом вы сможете очень быстро, при необходимости, пересесть за руль любого другого, не потеряв практически ничего в навыках вождения. Даже освоение всякой дорогой автоматизированной экзотики пройдет у вас без осложнений.

Но, покончим, наконец, с предисловиями.

Все упражнения, описанные в этой главе, вы будете выполнять в неподвижном автомобиле, на стоянке. Стоянка может быть в любом месте, на любой свободной площадке. Главное здесь состоит в том, чтобы вам никто не мешал и чтобы вы никому не мешали. Для безопасности поставьте под колеса колодки, предохраняющие автомобиль от перемещения, или просто подложите какие-нибудь тяжелые предметы. Прежде всего, откройте настежь дверцу со стороны водителя. Это с левой стороны, если смотреть туда, куда должна ехать машина. (Предполагается, что ваша машина, обычная, с левым рулем. Если нет, то откройте правую дверку). Перед вами предстанет водительское место во всей своей красе. Это кресло, где вы будете сидеть. Над креслом повыше и немного впереди вы увидите знаменитую"баранку" — круглое, достаточно большое рулевое колесо. Внизу, под"баранкой", на полу, вы увидите три небольших плоских площадки на тонких"ножках", крайняя правая из которых будет подлинней. Это, если смотреть слева — направо, — педаль сцепления, педаль тормоза, и акселератор — в просторечии — "педаль газа". Можете потрогать их пока руками, надавить, посмотреть, как они двигаются. В глубине, за креслом водителя, с правой стороны от него по ходу машины (или с левой стороны, если машина с правым рулем), вы увидите два рычага. Один — с достаточно большой круглой головкой (может быть даже прозрачной, с каким-нибудь цветочком или фигуркой для украшения, внутри), второй с заметной кнопкой на конце. Тот, который с круглой головкой — рычаг переключения передач, тот который с кнопкой — рычаг стояночного тормоза. Еще перед водителем находится передняя панель, на которой много всяких циферблатов и лампочек, но пока она нам не понадобится. Еще, если приглядеться, либо под рулем, либо на передней панели находится скважина замка. Так уж повелось с давних пор, что автомобиль"заводят"при помощи"ключа зажигания", вставляя его в знаменитый « замок зажигания». Что он зажигает, пока не важно, но без него вы не обойдетесь. Иногда скважина, куда вы будете этот ключ вставлять, сразу не видна, но найти ее обязательно нужно. Она может быть в самых экзотических местах, но всегда вблизи руля и всегда на виду. Еще раз просмотрите место водителя и потрогайте все названные органы управления. Закройте дверцу и откройте ее снова, для того, чтобы запомнить, как это делается.

Теперь садитесь на водительское место. Поскольку органы управления расположены довольно тесно, то усаживаться несколько неудобно. Поэтому, залезая, придержитесь рукой за руль. Женщинам, чтобы ничего не мешало, лучше заниматься в брюках, тем более что сейчас это распространенная женская одежда. И туфли желательно надеть без каблуков. Предварительно, пусть кто-нибудь до занятий отрегулирует вам расстояние от водительского кресла до педалей и наклон его спинки по вашему росту. Когда вы сядете в кресло, устройтесь поудобнее. Правая нога у вас должна постоянно находиться на педали газа (с правой стороны), левая — около педали сцепления (с левой стороны). Вставьте ключ зажигания в скважину замка зажигания, но не поворачивайте его ни в коем случае. Возьмитесь двумя руками за руль и посмотрите перед собой на дорогу. Вам должно быть удобно в кресле, спина должна прочно опираться на спинку кресла, ноги должны чуть подогнутыми находиться рядом с педалями справа и слева. Руки на руле с обеих сторон, чуть выше середины, пальцы обхватывают обод рулевого колеса. Вот это и есть основная посадка водителя. За рулем вы не должны напрягать корпус, работать должны только руки и ноги. И голова, конечно. А теперь уберите руки с руля, подожмите ноги, убрав их с педалей, и выньте из замка ключ зажигания.

И вот вам

Первое упражнение

Глядя на дорогу, вставьте ключ зажигания в замок правой рукой, перенесите обе руки на руль, поставьте ноги на педали (левую на педаль сцепления, правую — на педаль газа). Уберите руки и ноги в исходное положение.

Когда вы будете водить машину, смотреть на педали, рычаги, отслеживать, как двигаются руки и ноги вам будет некогда, хватило бы внимания заметить, как меняется дорожная обстановка, поэтому все упражнения нужно выполнять"слепым методом", не глядя.

Итак, начнем!

Проделайте это упражнение столько раз, сколько необходимо, чтобы без ошибки попадать руками и ногами в нужное место. Ключ зажигания должен вставляться в замок с первого раза, ноги должны становиться на педаль без ёрзаний и примериваний. Не переходите к другим упражнениям, пока все необходимое у вас не будет получаться с первого раза и точно. Ключ должен попадать в замок сразу, ноги должны правильно вставать на педали. Руки должны попадать на руль тоже автоматически. Первое время можно иногда подглядывать, куда у вас что попало, но все же желательно это упражнение делать, глядя только на дорогу перед собой. Когда, наконец, ваши ноги будут правильно становиться на педали сцепления и "газа", понажимайте плавно и осторожно и ту и другую. Постарайтесь, глядя на дорогу, нажать каждую педаль на четверть, на треть, наполовину, на три четверти. Проделайте это несколько раз, пока не поймете, как нужно действовать ногами, нажимая на педали. Попробуйте сначала каждую педаль отдельно, потом понажимайте их вместе, навстречу друг другу (то есть, одну педаль нажимаете, другую, нажатую, отпускаете). Не торопитесь, добивайтесь точности движений. Когда управление двумя педалями начнет у вас получаться более менее точно, переходите ко

Второму упражнению

Глядя на дорогу, перенесите правую ногу с педали"газа"на педаль тормоза. Верните ее на педаль «газа».

Это упражнение исключительно важно потому, что навык, полученный при его выполнении, может на трассе спасти вам жизнь. Управление педалью тормоза должно быть точным и безупречным. Нужно добиться, чтобы вы попадали с педали"газа" на педаль тормоза и обратно автоматически и без малейших заминок. При этом должна перемещаться только верхняя часть стопы, пятка должна оставаться почти на месте.

Поэтому проделайте его столько раз, сколько необходимо, чтобы добиться этой точности, перемещая ногу с педали на педаль многократно. При выполнении упражнения левая нога должна постоянно находиться на педали сцепления, не нажимая ее. Когда вы освоитесь с упражнением, начните по очереди нажимать то одну педаль, то другую (то педаль сцепления, то педаль тормоза), перенося ногу с педали"газа". И, уже в самом конце, попробуйте нажать педаль сцепления, и, чуть-чуть погодя, с небольшой задержкой, педаль тормоза. Проделайте это много раз. Нужно добиться такого навыка, чтобы движение педалей сцепления и тормоза совершалось плавно и почти одновременно. Не забывайте только переносить ногу на педаль тормоза с педали"газа" По-прежнему, в самом начале упражнения, можно подглядывать за движениями ног, но закончиться упражнение должно четкими движениями при взгляде перед собой на дорогу.

Выполняем

Третье упражнение

Нажав педаль сцепления до упора, и поставив ногу на педаль"газа", начинаем постепенно отпускать педаль сцепления и одновременно нажимать педаль"газа".

Так вы будете начинать движение на автомобиле потом, когда придет время заводить мотор. Это упражнение нужно выполнять до тех пор, пока одновременное встречное движение педалей не будет получаться у вас точно и легко. Попробуйте делать его очень медленно, чем медленнее — тем лучше. И, как всегда, переходите к следующему, только если все у вас будет получаться уверенно и без заминок. Сложность тут заключается в том, что усилие, которое вы затрачиваете на то, чтобы удержать педаль сцепления в нажатом состоянии, значительно превышает усилие, затрачиваемое на нажатие педали"газа". Но эта сложность вполне преодолима, и через какое-то количество повторений все пойдет на лад.

Итак, если вы повторите все упражнения достаточное количество раз, то сев в кресло водителя уже не будете думать, куда поставить ногу, и как нажать ту или другую педаль. Ноги, стало быть, заработают почти автоматически. И если первое время еще придется думать, на какую педаль поставить ноги и что нажать сначала, что потом, то после некоторого количества километров, преодоленных за рулем, всякие мысли на эту тему перестанут вас беспокоить. Все будет происходить как бы само собой. Теперь осталось заставить самостоятельно работать руки.

Для этого сначала проделайте

Четвертое упражнение

Глядя на дорогу, возьмитесь обеими руками за руль. После этого снимите правую руку с руля, и не отрывая взгляда от дороги, опустите ее на головку рычага переключения передач.

Проделайте это упражнение столько раз, чтобы в результате не искать этот рычаг, а сразу обхватывать его головку ладонью так, чтобы все пальцы, направленные вниз, как бы"держали яблоко". Теперь пошатайте рычаг слева — направо и обратно несколько раз. Он должен в некоторых пределах свободно ходить туда-сюда. Если этого не происходит, попробуйте потянуть его на себя с некоторым усилием. Рычаг должен заскользить к вам и выйти их защемленного положения. И теперь, пошатав им вправо-влево, вы должны убедиться, что в некоторых пределах он свободно перемещается поперек машины. Если так не получится, то попробуйте с некоторым усилием толкать его от себя. При этом, заскользив от вас, он должен выйти, наконец, из защемленного положения. Пошатайте его несколько раз вправо — влево. Таким образом вы будете ставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, на шоферском жаргоне — "на нейтраль".

Снимите руки с руля и рычага и попробуйте сделать все движение полностью: поставив руки на руль, снимите правую, обхватите головку рычага переключения передач и пошатайте его вправо-влево. Проделайте это упражнение столько раз, сколько нужно, чтобы ваши руки двигались без участия взгляда и мысли. Если не получается, то хотя бы без участия взгляда.

В дальнейшем, все упражнения будут подаваться вам в виде, пригодном для автомобиля с обычным, левым рулем. Для"праворульного"автомобиля все будет то же самое, но управлять рычагом переключения передач и рычагом стояночного тормоза вам придется уже левой рукой.

Теперь проделайте

Пятое упражнение

Глядя на дорогу, поставьте обе руки на руль. Не снимая левой, снимите правую и нащупайте рукоятку рычага стояночного тормоза. Обхватите ее пальцами, поставив большой палец на верхнюю кнопку рычага.

В отличие от рычага переключения передач, этот рычаг направлен кнопкой вперед по ходу машины и лишь слегка приподнят над полом. Поэтому, когда вы будете его искать, руку нужно опускать гораздо ниже. Когда вы научитесь находить его достаточно уверенно, усложните упражнение и, обхватив рукоятку рычага, нажмите на кнопку. При этом рычаг может потянуть вниз. Не отпуская нажатую кнопку, опустите рычаг до пола. Посредине машины, вдоль всей ее длины, может проходить туннель карданного вала, поэтому — до пола — это значит — положите рычаг на поверхность такого туннеля. После отпустите рычаг и верните руку на руль. Напоминаю, что во время всей процедуры, левая рука должна находиться на руле. Теперь опять правой рукой найдите рычаг стояночного тормоза, обхватите пальцами рукоятку, найдите кнопку, нажмите ее слегка большим пальцем правой руки и сильно потяните рычаг вверх до упора. Вытянув его до конца, отпустите кнопку. При этом, возможно, раздастся несколько щелчков, и рычаг останется в приподнятом состоянии. Так вы будете"затягивать"и"отпускать"стояночный тормоз. Верните руку на руль, проделывайте это упражнение до тех пор, пока затягивание стояночного тормоза не будет вызывать у вас никаких затруднений.

Вот вам первые пять упражнений. Сколько времени вы затратите на их освоение, не важно. Важно только то, что без них нечего и думать тронуться в путь. Здесь я ничего не выдумал — эти движения вы будете потом повторять много тысяч раз в день. Собственно, из них и складывается работа водителя. Конечно, это не все движения, их будет еще достаточно, но для начала освойте именно эти пять упражнений. Причем имейте ввиду, что тут вам представлен в сконцентрированном виде тот минимум, без которого вы не сможете обойтись ни в каком случае. А что бывает, если что-нибудь забыть, что-нибудь не сделать или сделать неправильно, я вам сейчас расскажу. Может быть вам будет веселее тренироваться. Однажды я хотел выгнать новенькую машину из гаража. Въезжать в гараж приходилось передом, а выезжать, соответственно, задом. Так там был устроен въезд. И вот, сев за руль и слегка приоткрыв дверку со стороны водителя, чтобы видеть задние колеса (левое заднее колесо), я включил задний ход и стал отпускать сцепление. Из-за неудобной позы нога соскользнула с педали и машина прыгнула назад. При этом дверка распахнулась и воткнулась в стенку. Потом, на совершенно новой машине пришлось править левую дверь. Сейчас, когда все движения за рулем у меня доведены до полного автоматизма, таких приключений уже не происходит. Ноги и руки в любой позе, в любом положении все равно сделают свою работу.

И другой случай. Я ехал между панельными домами по достаточно узкой асфальтовой дорожке. Справа был небольшой склон, а на его вершине стояла девочка лет трех-четырех. Напротив нее, с другой стороны дороги стояла ее бабушка. Пока я приближался, обе стояли неподвижно. Но, как только я поравнялся с девочкой, та от страха кинулась спасаться к бабушке, прямо мне под колеса. У меня в этот момент произошло мгновенное помутнение сознания, очевидно, тоже от страха. Когда я опомнился, машина стояла неподвижно, мотор заглох. Моя нога с силой нажимала на педаль тормоза, так, что мне стоило больших усилий снять ее оттуда. Причем, заметьте, я совершенно не помню, что в этот момент произошло. Повернув голову налево, я увидел, что там бабушка успокаивает плачущую, но совершенно целую девочку, держа ее на руках. А мне пришлось несколько минут приходить в себя, прежде чем я смог снова тронуться в путь. К счастью, автоматизм у меня к тому времени уже был. Руки-ноги сработали сами собой, без участия сознания. Не будь такого, возможно мне не пришлось бы писать эту книгу.

В заключение первого урока несколько слов специально для женщин. Милые дамы! Ваше отношение к автомобилю напоминает отношение первобытного человека к грозному и безжалостному богу. Оно переполнено благоговением и страхом. Во всяком случае, у большинства женского населения. Как-то так повелось, что женщины неохотно берутся за руль, предоставляя это тяжелое дело мужчинам, но зато, при малейшей опасности или даже просто в сложной или непонятной ситуации, легко этот руль бросают и норовят на полном ходу выскочить из машины. Почему-то считается, что только самые отчаянные, самые смелые и бесшабашные из женщин могут освоить вождение и то, если им повезет.

Успокойтесь! Автомобиль — всего лишь груда мертвого металла, искусно обработанного и скрепленного мужчинами. В нем нет абсолютно ничего загадочного и непознаваемого. Мало того, бесстрастная статистика показывает, что как раз именно женщины — лучшие водители. Они более аккуратны и внимательны на дороге, у них намного меньше бывает аварий. И учатся женщины вождению быстрее и результат обучения надежнее. Так в чем же дело? А дело, как мне кажется, в том, что в нашей стране автомобилей было всегда недостаточно. А в личном пользовании и тем более. И в то время, когда женщины занимались своими, как принято было считать,"женскими"делами, мужчины крутили"баранку". Полвека назад профессия шофера была элитной и престижной. Сейчас, когда количество автомобилей в личном пользовании возрастает год от года в геометрической прогрессии, дошла, наконец, очередь и до женщин. Но если мужчины знакомы с автомобилем уже более семидесяти лет, то женщины, в массе, только начинают к нему присматриваться. А жизнь сейчас такая, что иногда без автомобиля обойтись невозможно. Современной бизнес-леди, чтобы успеть переделать все необходимые дела нужно быстро и уверенно передвигаться. Приходится"вставать на колеса"волей-неволей. Вот и берутся они за"рога"страшного зверя так, как будто сражаются с разозленным быком на арене. Будь у женщин навыки обращения с техникой столь же долгие, как у мужчин, проблем бы не было. Нет же их у женщин в автомобильной стране — Америке. Но поскольку наши женщины в силу специфики нашей жизни заняты, в основном, другими делами, от техники ждут одних только неприятностей.

И чтобы этих неприятностей избежать, я предлагаю вам строго придерживаться той последовательности в выполнении упражнений, которая вам здесь предложена. Не забегать вперед, не откладывать ничего на потом. Если вы терпеливо и аккуратно пройдете весь курс, все 10 уроков, то уверяю вас, у вас все получится. Мало того, вы поймете, что такая страшная и рычащая груда металла, внутри которой вы находитесь, вполне подвластна вашей воле. И вы даже не заметите, как придет внутренняя уверенность и спокойствие, и вы начнете наслаждаться ощущением скорости. А о вашей безопасности я уже позаботился. Нужно только точно и неукоснительно выполнять все предложенные рекомендации.

Перед вторым уроком, так как мы будем тренироваться на площадке, может быть далеко от дома, приготовьте заранее что-нибудь, что можно подложить под все колеса и загрузите всё приготовленное в багажник автомобиля. Хорошо, если это будут специальные колодки, но можно обойтись и без них. Можно использовать любые предметы, например, половинки кирпичей, лишь бы они надежно подкладывались под колесо и не давали ему двигаться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 уроков за рулём. Самоучитель профессионального вождения легкового автомобиля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я